Типы документов

Реклама

Партнеры

Решение Арбитражного суда Пермского края от 11.04.2013 по делу N А50-2224/2013 <Об отказе в удовлетворении заявления о признании недействующим Постановления Правительства Пермского края от 21.12.2012 N 1542-п "Об организации работы по начислению платы за коммунальные услуги на общедомовые нужды в многоквартирных домах, оборудованных коллективными приборами учета">



АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПЕРМСКОГО КРАЯ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 11 апреля 2013 г. по делу № А50-2224/2013

Резолютивная часть решения объявлена 08 апреля 2013 года
Полный текст решения изготовлен 11 апреля 2013 года
Арбитражный суд в составе:
председательствующего судьи Мещеряковой Т.И.,
судей: Алексеева А.Е., Аликиной Е.Н.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Плотниковой Т.Ю.
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению товарищества собственников жилья "Инженерная, 12" (ИНН: 5906113980, ОГРН: 1125906002694), общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Управдом" (ИНН: 5906062862, ОГРН: 1055903350051), товарищества собственников жилья "Адмирала Макарова, 25" (ИНН: 5908042269, ОГРН: 1085908003697) к Правительству Пермского края (ИНН: 5902290709, ОГРН: 1025900524980) о признании недействующим нормативного правового акта,
при участии:
от заявителей - Самошин С.Н. по доверенностям от 01.02.2013 (л.д. 27) от 28.01.2013 (л.д. 84), от 01.03.2013 (л.д. 101), предъявлен паспорт, председатель товарищества собственников жилья "Инженерная, 12" Савастеева С.М. на основании протокола № 1 от 17.04.2012, предъявлен паспорт,
от ответчика Правительства Пермского края - Патракеева О.А. по доверенности от 29.10.2012 № СЭД-01-22-78, предъявлено удостоверение № 42; Кривченкова Ю.А. по доверенности от 25.10.2012 № СЭД-01-22-76, предъявлено удостоверение, Токмакова С.Г. по доверенности от 06.03.2013 № СЭД-01-22-33, предъявлен паспорт, Шуляк В.И. по доверенности от 01.06.2012 № СЭД-01-22-34, предъявлен паспорт,

установил:

Товарищество собственников жилья "Инженерная, 12" (далее - ТСЖ "Инженерная, 12"), обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недействующим Постановления Правительства Пермского края от 21.12.2012 № 1542-п "Об организации работы по начислению платы за коммунальные услуги на общедомовые нужды в многоквартирных домах, оборудованных коллективными (общедомовыми) приборами учета" (далее - Постановление Правительства ПК от 21.12.2012 № 1542-п).
В обоснование заявленных требований указывает, что принимая оспариваемый нормативный правовой акт, Правительство Пермского края (далее - ответчик, Правительство ПК) вышло за пределы предоставленных ему полномочий. Утвержденные оспариваемым актом предельные объемы коммунальных услуг противоречат установленным федеральным законодательством правовым нормам. Полагает, что Постановление Правительства ПК от 21.12.2012 № 1542-п нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, поскольку несение расходов по оплате образуемой разницы возлагается на ТСЖ, которое не является собственником общедомового имущества. Просит проверить оспариваемые положения на предмет их соответствия п. 1 ст. 541, ст. 544 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), п. 1 ст. 157 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), ст. 5 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Федеральный закон № 416-ФЗ), п. 44 Правил предоставления коммунальных услуг собственниками и пользователями в многоквартирных жилых домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354 (далее - Правила № 354).
Общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Управдом" (далее - ООО "УК "Управдом") обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недействующим Постановления Правительства ПК от 21.12.2012 № 1542-п.
Обоснование заявленных требований аналогично требованиям изложенным в заявлении ТСЖ "Инженерная, 12".
Определением суда от 28.03.2013 принято к производству заявление ООО "УК "Управдом" по делу № 5097/2013, в соответствии с ч. 4 ст. 130 АПК РФ объединено в одно производство для совместного рассмотрения с делом А50-2224/2013 (л.д. 55).
Товарищество собственников жилья "Адмирала Макарова,25" (далее - ТСЖ "Адмирала Макарова,25") обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недействующим Постановления Правительства ПК от 21.12.2012 № 1542-п.
Обоснование заявленных требований аналогично требованиям, изложенным в заявлениях ТСЖ "Инженерная, 12", ООО "УК "Управдом".
Определением суда от 28.03.2013 принято к производству заявление ТСЖ "Адмирала Макарова,25" по делу № 5098/2013, в соответствии с ч. 4 ст. 130 АПК РФ объединено в одно производство для совместного рассмотрения с делом А50-2224/2013 (л.д. 85).
В судебном заседании представитель заявителей на требованиях настаивает в полном объеме. Просит признать Постановление Правительства ПК от 21.12.2012 № 1542-п недействующим с момента его вынесения.
Правительство ПК с заявленными требованиями не согласно по основаниям, изложенным в письменных отзывах.
В судебном заседании представители ответчика на позиции, изложенной в отзывах, настаивают. Полагают, что оспариваемое Постановление принято в пределах предоставленной Правительству ПК компетенции и не нарушает права и законные интересы заявителей.
Рассмотрев материалы дела, изучив доводы заявлений и отзыва на них, заслушав представителей сторон, арбитражный суд пришел к следующим выводам.
Как следует из материалов дела 21.12.2012 Правительство ПК в целях организации работы по начислению платы за коммунальные услуги на общедомовые нужды (далее - ОДН) в многоквартирных домах, оборудованных коллективными (общедомовыми) приборами учета, принято Постановление № 1542-п, в том числе утверждающее предельные объемы по холодному, горячему водоснабжению и водоотведению на ОДН на 1 кв. м общей площади жилых помещений, оборудованных индивидуальными приборами учета холодной воды и горячей воды, в многоквартирных домах, оборудованных коллективными (общедомовыми) приборами учета холодной воды и горячей воды.
Заявители, считая данное Постановление противоречащим нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, и нарушающим их права и законные интересы в сфере осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности, обратились в арбитражный суд.
Согласно ст. 13 ГК РФ ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующие закону или иным правовым актам и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными.
В соответствии с пунктом 1.1 части 1 статьи 29 АПК РФ арбитражные суды рассматривают в порядке административного судопроизводства возникающие из административных и иных публичных правоотношений экономические споры и иные дела, связанные с осуществлением организациями и гражданами предпринимательской и иной экономической деятельности, в том числе, об оспаривании нормативных правовых актов, затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу ч. 1 ст. 192 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействующим нормативного правового акта, принятого государственным органом, органом местного самоуправления, иным органом, должностным лицом, если полагают, что оспариваемый нормативный правовой акт или отдельные его положения не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности или создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
При рассмотрении дел об оспаривании нормативных правовых актов арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельного положения, устанавливает соответствие его федеральному конституционному закону, федеральному закону и иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, а также полномочия органа или лица, принявших оспариваемый нормативный правовой акт (часть 4 статьи 194 АПК РФ).
Под нормативным правовым актом понимается изданный в установленном порядке акт управомоченного на то органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица, устанавливающий правовые нормы (правила поведения), обязательные для неопределенного круга лиц, рассчитанные на неоднократное применение и действующие независимо от того, возникли или прекратились конкретные правоотношения, предусмотренные актом.
Судом установлено, что оспариваемое Постановление принято высшим органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченного на принятие нормативных правовых актов ст. 21, 22 Федерального закона от 06.10.1999 № 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (далее - Федеральный закон № 184-ФЗ) в форме установленной ст. 29 Устава Пермского края.
Постановление Правительства ПК от 21.12.2012 № 1542-п опубликовано в "Бюллетене законов Пермского края, правовых актов губернатора Пермского края, Правительства Пермского края, исполнительных органов государственной власти Пермского края" № 51 от 24.12.2012, т.е. требование об официальном опубликовании соблюдено.

Постановление Правительства ПК от 21.12.2012 № 1442-п устанавливает предельные объемы коммунальных услуг по холодному, горячему водоснабжению и водоотведению на ОДН на 1 кв. м общей площади жилых помещений, оборудованных индивидуальными приборами учета холодной воды и горячей воды, в многоквартирных домах, оборудованных коллективными (общедомовыми) приборами учета холодной воды и горячей воды (п. 1), т.е. содержит правовые нормы, обязательные для неопределенного круга лиц, рассчитанные на неоднократное применение, направленные на урегулирование общественных отношений, что дает основания для его оценки в качестве нормативного правового акта. Помимо установления предельных объемов коммунальных услуг постановление содержит рекомендации, адресованные организациям, осуществляющим предоставление коммунальных услуг в многоквартирных домах, гражданам, проживающим в жилых помещениях, органам местного самоуправления и устанавливает обязательные для исполнения поручения органам исполнительной власти в соответствующей сфере.
Таким образом, предметом спора является нормативный правовой акт, принятый высшим исполнительной орган власти субъекта Российской Федерации в сфере жилищного законодательства в целях недопущения необоснованного предъявления платы за коммунальные услуги, предоставленные в многоквартирных домах на общедомовые нужды.
Согласно Конституции Российской Федерации жилищное законодательство отнесено к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов (пункт "к" части 1 статья 72); по предметам совместного ведения издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам (части 2, 5 статьи 76).
Как следует из положений Конституции Российской Федерации, субъект Российской Федерации, осуществляя правовое регулирование, не вправе вторгаться в те сферы общественных отношений, регулирование которых составляет предмет ведения Российской Федерации, а также предмет совместного ведения при наличии по данному вопросу федерального закона, и обязан соблюдать общие требования.
Жилищное законодательство в Российской Федерации состоит из ЖК РФ, принятых в соответствии с ним других федеральных законов, а также изданных в соответствии с ними указов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации, нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, принятых законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, нормативных правовых актов органов местного самоуправления (часть 2 статьи 5 ЖК РФ).
Органы государственной власти субъектов Российской Федерации могут принимать законы и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы, регулирующие жилищные отношения, в пределах своих полномочий на основании ЖК РФ, принятых в соответствии с ним других федеральных законов (часть 6 статьи 5 ЖК РФ).
Полномочия органов государственной власти субъекта Российской Федерации в области жилищных отношений определены п. 61 ст. 26.3 Федерального закона № 184-ФЗ, ст. 13 ЖК РФ.
Согласно п. 8.1 ст. 13 ЖК РФ органы государственной власти субъекта Российской Федерации наделены правом осуществления регионального государственного жилищного надзора. В силу п. 9 ст. 13 ЖК РФ в полномочия субъекта Российской Федерации входят иные вопросы, отнесенные к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области жилищных отношений Конституцией Российской Федерации, настоящим Кодексом, другими федеральными законами и не отнесенные к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации, полномочиям органов местного самоуправления.
Таким образом, перечень вопросов, отнесенных к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области жилищных отношений, не является исчерпывающим.
Кроме того, к спорным отношениям в сфере оказания коммунальных услуг населению применимы положения Закона Российской Федерации от 07.02.1992 № 2300-1 "О защите прав потребителей" (далее - Закон о защите прав потребителей) в силу характера таких правоотношений и с учетом преамбулы к указанному Закону.
Согласно ст. 42.1 Закона о защите прав потребителей высший исполнительный орган государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации осуществляет мероприятия по реализации, обеспечению и защите прав потребителей и в пределах своих полномочий принимает определенные меры.
В силу вышеизложенного, Правительство ПК вправе принимать нормативные правовые акты, содержащие нормы, регулирующие жилищные отношения и направленные на обеспечение и защиту прав потребителей в пределах компетенции, установленной нормами федерального законодательства.
Согласно части 1 статьи 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, а также правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
В соответствии со статьей 157 ЖК РФ Правительством Российской Федерации приняты Постановления от 23.05.2006 № 306 "Об утверждении правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг", которым утверждены Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (далее - Правила № 306), а также Правила № 354.
Как следует из пункта 40 Правил № 354 потребитель коммунальных услуг в многоквартирном доме вне зависимости от выбранного способа управления многоквартирным домом в составе платы за коммунальные услуги отдельно вносит плату за:
- коммунальные услуги, предоставленные потребителю в жилом или в нежилом помещении;
- и плату за коммунальные услуги, потребляемые в процессе использования общего имущества в многоквартирном доме.
В соответствии с пунктом 44 Правил № 354 размер платы за коммунальную услугу, предоставленную на общедомовые нужды в многоквартирном доме, оборудованном коллективным (общедомовым) прибором учета, определяется в соответствии с формулой 10 приложения № 2 к настоящим Правилам.
Объем коммунальной услуги, предоставленной за расчетный период на общедомовые нужды, рассчитывается и распределяется между потребителями пропорционально размеру общей площади принадлежащего каждому потребителю (находящегося в его пользовании) жилого или нежилого помещения в многоквартирном доме в соответствии с формулами 11, 12, 13 и 14 приложения № 2 к настоящим Правилам.
При этом согласно пункту 36 Правил № 354 расчет размера платы за коммунальные услуги производится в порядке, установленном указанными Правилами.
Соответствующие разъяснения содержатся в письме Минрегионразвития России от 13.03.2012 № 5243-АП/14, согласно которым при оборудовании многоквартирного дома коллективным (общедомовым) прибором учета разница между показаниями общедомового прибора учета и суммой показаний индивидуальных приборов учета и нормативов потребления коммунальных услуг (для тех лиц, индивидуальные приборы учета у которых отсутствуют) распределяется между всеми собственниками помещений в многоквартирном доме вне зависимости от наличия в помещении индивидуального прибора учета потребления ресурса.
Объем коммунальной услуги, предоставленный за расчетный период на общедомовые нужды, предусмотрено рассчитывать и распределять между потребителями пропорционально размеру общей площади принадлежащего каждому потребителю (находящегося в его пользовании) жилого или нежилого помещения в многоквартирном доме.
Одной из спорных позиций оспариваемого в настоящем деле Постановления является правомерность установления предельных объемов коммунальных услуг по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению и водоотведению на ОДН на 1 кв. м общей площади жилых помещений, оборудованных индивидуальными приборами учета холодной воды и горячей воды, в многоквартирных домах, оборудованных коллективными (общедомовыми) приборами учета холодной воды и горячей воды.
Исходя из п. 2 Правил № 306 норматив потребления коммунальной услуги на ОДН - это норматив потребления, применяемый для расчета размера платы за коммунальную услугу, потребляемую при использовании общего имущества в многоквартирном доме.
При этом, согласно п. 29 указанных Правил данные нормативы по каждому виду услуг включают нормативные технологические потери коммунальных ресурсов и не включают расходы коммунальных ресурсов, возникшие в результате нарушения требований технологической эксплуатации внутридомовых инженерных систем, правил пользования жилыми помещениями и содержания общего имущества в многоквартирном доме.
Согласно ч. 2 ст. 162 ЖК РФ по договору управления многоквартирным домом управляющая организация обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность
Нормами пунктов 31, 59, 56, 61, 62, 81, 82, 98 Правил № 354 на исполнителя коммунальных услуг возложены обязанности, в том числе, касающиеся правильности исчисления предъявленного потребителю к уплате размера платы за коммунальные услуги, задолженности или переплаты потребителя за коммунальные услуги, проверки состояния установленных приборов учета, проверки достоверности представленных потребителями сведений о показаниях приборов учета, и т.д.
Соответственно, при надлежащем исполнении своих обязанностей со стороны управляющих организаций, в том числе ТСЖ, ЖСК, разница между показаниями общедомового прибора учета и суммой показаний индивидуальных приборов учета не может превышать рассчитанный и установленный оспариваемым Постановлением предельный объем коммунальных услуг.
Из представленной в материалы дела информационной справки Министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Пермского края от 27.02.2013 за период с 01.09.2012 по 01.03.2012 в связи с вступлением в силу Правил № 354 в Министерство поступило 475 обращений по вопросам начисления платы за коммунальные услуги, большая часть которых касается вопросов о начислении платы за коммунальные услуги на ОДН (л.д. 36). В частности, согласно указанным обращениям начисленная плата за объем коммунальных услуг, предоставленных на ОДН, значительно превышает объем коммунальных услуг, потребленных в жилом помещении, в доказательство чего ответчиком представлены счета - квитанции, предъявленные гражданам г. Перми и Пермского края.
Из пояснений представителя ответчика следует, что в ходе проверок управляющих организаций по указанным выше обращениям граждан выявлено, что управляющие организации, не выполнив всего объема обязанностей, предусмотренных Правилами № 354, перекладывают все расходы на потребителей. При этом ни одной управляющей организацией не подтвержден фактический объем потребления коммунальных услуг.
Проверив расчет предельных объемов, судом установлено и заявителем не оспорено, что расчет предельных объемов коммунальных услуг по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению и водоотведению на ОДН на 1 кв. м общей площади жилого помещения для жилых помещений, оборудованных индивидуальными приборами учета холодной воды и горячей воды, в многоквартирных домах, оборудованных коллективными (общедомовыми) приборами учета холодной воды и горячей воды, утвержденных Постановлением Правительства ПК от 21.12.2012 № 1542-п, произведен с применением нормативов потребления коммунальных услуг по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению на общедомовые нужды, утвержденных Приказом Министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Пермского края от 17 августа 2012 года № СЭД-38-01-03-2 (в редакции Приказа от 24 августа 2012 г. № СЭД-38-01-03-7), установленных согласно Правил № 306 (формула 26 пункта 27 раздела II приложения № 2 к Правилам). Для расчета использованы нормативы, утвержденные для типовых многоквартирных домов с центральным отоплением, холодным водоснабжением, горячим водоснабжением, водоотведением, ванной длиной 1650-1700 мм с душем (группа многоквартирных и жилых домов 1.1.3 Приложения к Приказу) по I группе муниципальных образований Пермского края (г. Пермь, ЗАТО Звездный, муниципальные районы: Бардымский, Большесосновский, Добрянский, Еловский, Краснокамский, Куединский, Нытвенский, Осинский, Оханский, Пермский, Частинский), в которых многоквартирные и жилые дома расположены в аналогичных климатических условиях (по 3-х этажным и 5-ти этажным многоквартирным домам), как по группе, занимающей наибольший удельный вес потребителей края по данным коммунальным услугам. За условие расчета принята в среднем обеспеченность из расчета 18 кв.м общей площади жилых помещений на 1 жителя Пермского края (данные Пермьстата).
В соответствии с Федеральным законом от 23.11.2009 № 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" до 01.07.2012 собственники жилых домов, собственники помещений в многоквартирных домах обязаны были обеспечить оснащение таких домов приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию помещений. При этом многоквартирные дома в указанный срок должны быть оснащены коллективными (общедомовыми) приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также индивидуальными и общими (для коммунальной квартиры) приборами учета используемой воды, электрической энергии.
Суд полагает, что при выполнении соответствующих обязанностей со стороны управляющих организаций (ТСЖ, ЖСК, управляющих компаний) в полном объеме показания общедомового прибора учета не должны и не могут превышать утвержденные в установленном порядке нормативы потребления коммунальных услуг на ОДН.
Довод заявителей о том, что в связи с утвержденными предельными объемами коммунальных услуг несение расходов по оплате образуемой разницы возлагается на ТСЖ и управляющие компании, в нарушение ст. 65 АПК РФ, и, несмотря на неоднократные предложения суда, соответствующими доказательствами не подтвержден.
Ответчиком же, как было указано выше, представлены доказательства того, что начисленная плата за объем коммунальных услуг, предоставленных на ОДН без учета установленного оспариваемым Постановлением предельного объема и, как установлено ответчиком, в отсутствие подтверждения управляющими организациями фактического объема потребления коммунальных услуг, значительно превышает объем коммунальных услуг, потребленных в жилом помещении, что ведет к нарушению прав потребителей (граждан).
В силу вышеизложенного, суд полагает, что в указанном случае Правительство ПК, рассчитав и установив предельные объемы коммунальных услуг, действовало в пределах полномочий предоставленных ему Законом о защите прав потребителей с целью обеспечения и защиты прав потребителей и в целях недопущения необоснованного предъявления платы за коммунальные услуги.
Кроме того, суд отмечает, что положения пунктов 2, 3, 6 Постановления Правительства ПК от 21.12.2012 № 1542-п носят рекомендательный характер и непосредственно не определяют порядок расчета платы за коммунальные услуги. В частности, пунктом 2 оспариваемого Постановления организациям, осуществляющим предоставление коммунальных услуг в многоквартирных домах рекомендовано производить начисление платы за коммунальные услуги по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению и водоотведению на общедомовые нужды для граждан, проживающих в жилых помещениях, оборудованных индивидуальными приборами учета холодной и горячей воды, многоквартирных домов, оборудованных коллективными (общедомовыми) приборами учета, в размере не выше размера, определенного исходя из установленного настоящим Постановлением предельного объема коммунальных услуг по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению и водоотведению на ОДН на 1 кв. м общей площади жилого помещения, общей площади жилого помещения и соответствующего тарифа на холодную воду, горячую воду, бытовые стоки, установленного Региональной энергетической комиссией Пермского края (п. 2.1); вести работу по оснащению многоквартирных домов коллективными (общедомовыми) приборами учета потребляемых коммунальных ресурсов в целях реализации Федерального закона от 23 ноября 2009 г. № 261-ФЗ "Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (п. 2.3).
Изложенное означает, что оспариваемым Постановлением управляющим организациям рекомендовано принимать меры, направленные на недопущение необоснованного предъявления платы за коммунальные услуги.
Государственный контроль за соответствием качества, объема и порядка предоставления коммунальных услуг требованиям, установленным Правилами № 354, осуществляется уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (Государственными жилищными инспекциями) в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (Минрегионом России) в соответствии со статьей 20 ЖК РФ.
При этом под государственным жилищным надзором понимаются деятельность уполномоченных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами требований, установленных жилищным законодательством, посредством организации и проведения проверок указанных лиц, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению выявленных нарушений, и деятельность указанных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по систематическому наблюдению за исполнением обязательных требований, анализу и прогнозированию состояния исполнения обязательных требований при осуществлении органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами своей деятельности.
Таким образом, установленная п. 4 оспариваемого Постановления обязанность Инспекции государственного жилищного надзора Пермского края осуществлять контроль за начислением платы за коммунальные услуги прямо предусмотрена и дублирует положения ЖК РФ, соответственно, не может нарушать права управляющих организаций, в том числе, заявителей.
Пункт 5 Постановления Правительства ПК от 21.12.2012 № 1542-п предписывающий соответствующему Министерству установить нормативы потребления коммунальных услуг на ОДН для многоквартирных домов, в которых отсутствует техническая возможность установки общедомовых приборов учета, также принят в пределах полномочий, установленных ст. 157 ЖК РФ.
Следовательно, сами по себе оспариваемые положения не могут нарушать права заявителей в указанном ими аспекте.
В силу вышеизложенного, суд не усматривает противоречия оспариваемого Постановления ст. 157 ЖК РФ и п. 44 Правил № 354.
Кроме того, во исполнение определения суда от 11.02.2013 Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Пермскому краю представлены сведения относительно оспариваемого Постановления Правительства Пермского края, перечисленные в п. 6 раздела 2 Порядка предоставления сведений, содержащихся в федеральном регистре нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, утвержденного Приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 20 декабря 2005 № 244, а также текст экспертного заключения, отнесенный к дополнительным сведениям в силу Приказа Минюста России от 12.01.2004 № 5 "Об утверждении и введении в действие разъяснений по применению положения о порядке ведения федерального регистра нормативных правовых актов Российской Федерации".
В соответствии с п. 2 Положения о порядке ведения федерального регистра нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.11.2000 № 904 "Об утверждении Положения о порядке ведения федерального регистра нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации" федеральный регистр ведется в целях обеспечения контроля за соответствием нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации Конституции Российской Федерации и федеральным законам, конституционного права граждан на получение достоверной информации, создания условий для получения информации о нормативных правовых актах субъектов Российской Федерации органами государственной власти, органами местного самоуправления, должностными лицами и организациями.
Так, из указанного заключения следует, что по результатам проведенной Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Пермскому краю экспертизы установлено, что Постановление Правительства ПК от 21.12.2012 № 1542-п принято Правительством ПК в соответствии с его компетенцией, установленной ст. 21, 22 Федерального закона № 184-ФЗ, ст. 16 Закона Пермского края от 07.09.2007 № 107-ПК "О системе исполнительных органов государственной власти Пермского края"; содержание не противоречит Конституции Российской Федерации и федеральному законодательству.
Таким образом, суд отмечает, что вышеизложенные выводы суда относительно правомерности принятого Постановления подтверждены результатами экспертной оценки оспариваемого нормативного правового акта уполномоченного на то федерального органа исполнительной власти.
В части доводов заявителя о несоответствии оспариваемого Постановления Федеральному закону № 416-ФЗ и п. 1 ст. 541, ст. 544 ГК РФ, суд отмечает, что положения указанных законов по вопросам, связанным с предоставлением коммунальных услуг, с оплатой таких услуг применяются в части, не урегулированной другими федеральными законами.
Отношения по предоставлению коммунальных услуг регулируются ЖК РФ и Правилами № 354, отсутствие противоречия которым судом установлено.
Соответственно, доводы заявителя о противоречии Постановления № 1542-П указанным выше нормативным правовым актам, отклонены судом как основанные на неверном толковании норм материального права.
Таким образом, осуществление высшим органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации полномочий по утверждению предельных объемов коммунальных услуг в порядке, установленном нормативными актами Правительства Российской Федерации, не приводит к нарушению части 1 статьи 157 ЖК РФ, на которую ссылается заявитель. Такое правовое регулирование не является делегированием полномочий по изданию нормативного правового акта, определяющего предельный объем коммунальных услуг на ОДН, поскольку содержательная регламентация данных отношений осуществлена непосредственно высшим исполнительным органом государственной власти Российской Федерации.
В силу вышеизложенного, с учетом того, что постановление содержит правовые положения, направленные, прежде всего, на защиту прав потребителей от необоснованного предъявления платы за коммунальные услуги, оспариваемый нормативный правовой акт является законным и обоснованным, вынесен в пределах компетенции, установленной федеральным законодательством.
По изложенным выше основаниям суд не усматривает нарушения прав заявителей принятием оспариваемого Постановления и несоответствия оспариваемого акта требованиям нормативных правовых актов, имеющим большую юридическую силу, в силу чего требования заявителей удовлетворению не подлежат.
Согласно статье 110 АПК РФ расходы по уплате государственной пошлины относятся на заявителей.
Руководствуясь статьями 110, 167-170, 176, 195 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Пермского края

решил:

Признать Постановление Правительства Пермского края от 21.12.2012 № 1542-п "Об организации работы по начислению платы за коммунальные услуги на общедомовые нужды в многоквартирных домах, оборудованных коллективными (общедомовыми) приборами учета" соответствующим ст. 157 Жилищного кодекса Российской Федерации, п. 44 Правил предоставления коммунальных услуг собственниками и пользователями в многоквартирных жилых домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354.
В удовлетворении заявленных требований отказать.
Решение вступает в законную силу немедленно после его принятия.
Решение может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение месяца со дня вступления в законную силу (изготовления в полном объеме) через Арбитражный суд Пермского края.

Председательствующий
Т.И.МЕЩЕРЯКОВА

Судьи
А.Е.АЛЕКСЕЕВ
Е.Н.АЛИКИНА


------------------------------------------------------------------