Типы документов

Реклама

Партнеры

Приказ Пермской таможни от 13.03.2013 N 131 "Об утверждении Инструкции о порядке рассмотрения в Пермской таможне жалоб на решения, действия в области таможенного дела"



ФЕДЕРАЛЬНАЯ ТАМОЖЕННАЯ СЛУЖБА

ПРИВОЛЖСКОЕ ТАМОЖЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ

ПЕРМСКАЯ ТАМОЖНЯ

ПРИКАЗ
от 13 марта 2013 г. № 131

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ИНСТРУКЦИИ О ПОРЯДКЕ РАССМОТРЕНИЯ В ПЕРМСКОЙ
ТАМОЖНЕ ЖАЛОБ НА РЕШЕНИЯ, ДЕЙСТВИЯ (БЕЗДЕЙСТВИЕ) В ОБЛАСТИ
ТАМОЖЕННОГО ДЕЛА

В целях реализации положений статьи 9 Таможенного кодекса Таможенного союза, главы 3 Федерального закона от 27.11.2010 № 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации", а также повышения эффективности работы с жалобами на решения, действия (бездействие) таможенных органов и их должностных лиц в области таможенного дела приказываю:

1. Утвердить Инструкцию о порядке рассмотрения в Пермской таможне жалоб на решения, действия (бездействие) в области таможенного дела (далее - Инструкция) (приложение).
2. Начальникам таможенных постов, функциональных подразделений Пермской таможни довести настоящий Приказ до сведения подчиненных должностных лиц и обеспечить исполнение подчиненными должностными лицами положений Инструкции.
3. Признать утратившим силу Приказ Пермской таможни от 26.09.2011 № 443 "Об утверждении Инструкции о порядке рассмотрения в Пермской таможне жалоб на решения, действия (бездействие) в сфере таможенного дела".
Контроль за исполнением настоящего Приказа оставляю за собой.

И.о. начальника таможни
подполковник таможенной службы
П.В.ТЕРЕХОВ





Приложение
к Приказу
Пермской таможни
от 13.03.2013 № 131

ИНСТРУКЦИЯ
О ПОРЯДКЕ РАССМОТРЕНИЯ В ПЕРМСКОЙ ТАМОЖНЕ ЖАЛОБ НА РЕШЕНИЯ,
ДЕЙСТВИЯ (БЕЗДЕЙСТВИЕ) В ОБЛАСТИ ТАМОЖЕННОГО ДЕЛА

I. Общие положения

1. Инструкция о порядке рассмотрения в Пермской таможне жалоб на решения, действия (бездействие) в области таможенного дела (далее - Инструкция) разработана в соответствии со статьей 9 Таможенного кодекса Таможенного союза, главой 3 Федерального закона от 27.11.2010 № 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон о таможенном регулировании), Федеральным законом от 02.05.2006 № 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации", Приказом ФТС России от 27.12.2010 № 2613 "Об утверждении форм решения по жалобе и акта о рассмотрении жалобы в упрощенном порядке", Инструкцией о порядке регистрации решений по жалобам на решения, действия (бездействие) в области таможенного дела, утвержденной Приказом ФТС России от 29.03.2011 № 664, Инструкцией о порядке взаимодействия правовых подразделений с функциональными подразделениями таможенных органов при рассмотрении жалоб на решения, действия (бездействие) в сфере таможенного дела, утвержденной Приказом ФТС России от 30.07.2009 № 1378, Типовой инструкцией по делопроизводству и работе архива в таможенных органах, утвержденной Приказом ФТС России от 18.10.2004 № 160, Общим положением о таможне, Положением о правовом отделе Пермской таможни.
2. Настоящая Инструкция направлена на повышение эффективности работы с жалобами на решения, действия (бездействие) в области таможенного дела, в частности на всестороннее исследование обстоятельств принятия (совершения) обжалуемого решения, действия (бездействия) и доводов заявителей, принятие объективных и обоснованных решений по жалобам, сокращение сроков рассмотрения жалоб, исключение случаев появления повторных обоснованных жалоб.
3. Настоящая Инструкция устанавливает порядок организации работы Пермской таможни с жалобами на решения, действия или бездействие в области таможенного дела, в том числе организации взаимодействия подразделений Пермской таможни между собой и с таможенными постами при рассмотрении жалоб данной категории, а также закрепляет единый порядок действий должностных лиц таможни при принятии к рассмотрению, рассмотрении и разрешении таких жалоб.
4. Рассмотрение от имени таможни жалоб физических и юридических лиц на решения, действия (бездействие) в области таможенного дела и принятие решений по ним, а также решений об отказе в рассмотрении по существу жалоб осуществляет начальник Пермской таможни либо лицо, его замещающее.
5. Проекты решений по жалобам на решения, действия (бездействие) в области таможенного дела готовятся правовым отделом.
В выработке правовой позиции по существу жалобы участвуют функциональные подразделения таможни, в компетенции которых находится ведомственный контроль обжалуемых решений, действий (бездействия), в лице начальников подразделений.
Основной задачей взаимодействия является выработка согласованной правовой позиции по жалобе.
6. Необходимость согласования решения по жалобе, а также форма согласования определяется начальником правового отдела исходя из наличия выработанной правовой позиции таможенного органа по поставленным в жалобе вопросам, специфики предмета обжалования, возможности неоднозначного толкования правовых норм, на основании которых было принято (совершено) обжалуемое решение, действие (бездействие), последствий отмены обжалуемого решения, признания неправомерным действия (бездействия), а также иных обстоятельств.
Не требуется согласования решения по жалобе в случаях:
если функциональным подразделением ранее было согласовано решение по жалобе, по содержанию и предмету обжалования аналогичной рассматриваемой (за исключением вопросов классификации товаров и определения величины таможенной стоимости);
если предметом обжалования является нарушение процедуры принятия решения (совершения действия), четко регламентированной нормативными правовыми актами в области таможенного дела и не допускающей неоднозначного толкования.
7. В настоящей Инструкции используются следующие основные понятия:
Жалобой является обращение физического или юридического лица (в том числе и не озаглавленное как "жалоба"), в котором выражается несогласие с принятым решением, совершенным действием (допущенным бездействием) в области таможенного дела, сообщается о нарушении прав, свобод или законных интересов лица, создании ему препятствий к их реализации либо о незаконном возложении на него какой-либо обязанности и содержится требование о восстановлении нарушенных прав (признать решение, действие (бездействие) таможенного органа или его должностного лица незаконным и их отмена, пересмотр вынесенного решения, просьба принять решение или совершить действие и т.п.), которое может быть как сформулировано конкретно, так и вытекать из существа обращения.
Перечень решений, действий (бездействия) таможенных органов и их должностных лиц, которые могут быть предметом обжалования в соответствии с порядком, установленным главой 3 Федерального закона о таможенном регулировании, ограничен и не может выходить за рамки тех, принятие (совершение) которых предусмотрено таможенным законодательством, регулирующим отношения в области таможенного дела.
Предметом обжалования является конкретное решение, действие (бездействие) в области таможенного дела, с принятием, совершением (допущением) которого не согласно лицо, обратившееся с жалобой.
Заключение по жалобе - заключение таможенного органа, решения, действия, бездействие которого обжалуются, функционального подразделения таможенного органа по доводам жалобы, включающее обоснование и причины принятого решения, совершенного действия (допущенного бездействия) со ссылкой на нормативные правовые акты.
Направление жалобы по принадлежности - направление жалобы для рассмотрения нижестоящим таможенным органом в вышестоящий таможенный орган, вышестоящим таможенным органом в нижестоящий таможенный орган, таможенным органом одного региона деятельности в таможенный орган другого региона деятельности.
Подтверждающие материалы - имеющиеся в таможенном органе, решение, действие (бездействие) которого или должностного лица которого обжалуется, документы, содержащие сведения относительно предмета обжалования (документы, подтверждающие факт принятия решения, содержащие его обоснование, а также свидетельствующие о совершении юридически значимых действий, предшествующих его принятию, и другие документы, необходимые для рассмотрения жалобы).
Рассмотрение жалобы - совокупность действий, совершаемых таможенным органом, правомочным рассмотреть жалобу, после установления отсутствия оснований для отказа в ее рассмотрении по существу и до принятия по ней решения, включая проверку доводов и обстоятельств, изложенных в жалобе, запрос аргументированного заключения и подтверждающих материалов, выработку правовой позиции, подготовку проекта решения.
Решение, действие (бездействие) таможенного органа - решение, действие (бездействие), когда принятие этого решения или совершение этого действия отнесено таможенным законодательством к компетенции таможенного органа.
Решение, действие (бездействие) должностного лица таможенного органа - решение, действие (бездействие), когда принятие этого решения или совершение этого действия отнесено таможенным законодательством к компетенции должностного лица таможенного органа.
Вышестоящий таможенный орган - для таможенного поста - Пермская таможня; для Пермской таможни - Приволжское таможенное управление.
Жалоба аналогичного содержания, поданная в суд, - жалоба, принятая арбитражным судом или судом общей юрисдикции к рассмотрению, или жалоба, по которой судом вынесено решение, в которой заявленные требования полностью либо в части совпадают с решением, действием (бездействием), обжалуемым в таможенном органе.
Лицо, обратившееся с жалобой (заявитель):
физическое лицо, обратившееся с жалобой в таможенный орган лично; законный представитель физического лица; представитель физического лица по доверенности, адвокат физического лица,
юридическое лицо, обратившееся с жалобой в таможенный орган через лицо, выступающее от его имени в силу закона или учредительных документов (законного представителя), представитель юридического лица по доверенности, адвокат юридического лица.

II. Порядок организации работы с жалобами

1. Поданная жалоба поступает в отдел документационного обеспечения (далее - ОДО) таможни, где проходит регистрацию в соответствии с правовыми актами ФТС России.
ОДО направляет жалобу в правовой отдел, который делает копию жалобы для сокращения сроков ее рассмотрения, а оригинал через ОДО направляется на резолюцию начальнику таможни.
2. Все жалобы на решения, действия (бездействие) в области таможенного дела, поступающие в таможню, на основании резолюции начальника таможни направляются в правовой отдел для подготовки по ним проектов решений.
Начальником таможни, начальником функционального подразделения, начальником таможенного поста могут быть рассмотрены в упрощенном порядке, предусмотренном статьей 49 Федерального закона о таможенном регулировании, устные жалобы на решения, действия (бездействие) должностных лиц таможни, таможенного поста, в том числе начальника поста, в связи с ввозом в Российскую Федерацию и (или) вывозом из Российской Федерации товаров, стоимость которых не превышает 1,5 миллиона рублей, и (или) одного транспортного средства (состава транспортных средств).
В случае поступления обращения, являющегося по сути жалобой, не в правовой отдел таможни оно подлежит (заместителем начальника таможни, начальником функционального подразделения, начальником таможенного поста) направлению в правовой отдел не позднее следующего рабочего дня.
В течение пяти последующих рабочих дней в правовой отдел дополнительно направляется мотивированное заключение функционального подразделения, таможенного поста по жалобе либо указывается перечень документов для дачи такого заключения. Дальнейшее согласование решения по такой жалобе осуществляется в порядке, предусмотренном пунктом 9 раздела IV настоящей Инструкции.
В случае принятия решения о направлении жалобы по принадлежности в таможенный орган, правомочный ее рассматривать, либо об отказе в ее рассмотрении по существу до поступления заключения по жалобе правовой отдел уведомляет о таком решении не позднее следующего рабочего дня после принятия соответствующего решения. В этом случае мотивированное заключение не направляется.
3. Начальник правового отдела определяет исполнителя, ответственного за подготовку проекта решения по жалобе.
Исполнителем по жалобе может быть подготовлен один из следующих проектов решений:
решение по существу жалобы,
решение об отказе в рассмотрении жалобы по существу,
о направлении жалобы по принадлежности,
о принятии отзыва жалобы.
4. Вопросы, разрешаемые при принятии жалобы к рассмотрению.
4.1. Жалоба принимается к рассмотрению, если Пермская таможня правомочна рассмотреть поступившую жалобу и принять по ней решение, а также отсутствуют основания для отказа в рассмотрении жалобы по существу.
4.2. В соответствии с частью 1 статьи 46 Федерального закона о таможенном регулировании Пермская таможня правомочна принимать к рассмотрению жалобы на решения, действия (бездействие) таможенных постов Пермской таможни и их должностных лиц.
4.3. При поступлении в Пермскую таможню жалобы, полномочия по рассмотрению которой отнесены к компетенции вышестоящего таможенного органа, жалоба должна быть направлена в вышестоящий таможенный орган вместе с аргументированным заключением и подтверждающими материалами не позднее 5 рабочих дней со дня ее поступления.
В случае если при изучении жалобы, подлежащей направлению для рассмотрения в вышестоящий таможенный орган, будут установлены обстоятельства, влекущие безусловный отказ в ее рассмотрении по существу, такая жалоба направляется по принадлежности без аргументированного заключения и подтверждающих материалов.
Если основанием для отказа в рассмотрении является информация об обращении лица с жалобой аналогичного содержания в суд, копия такой жалобы, а также определения суда о принятии ее к рассмотрению (повестки) или судебного решения прилагаются к жалобе, направляемой по принадлежности в вышестоящий таможенный орган.
Информация о судебном обжаловании, поступившая в таможенный орган после направления жалобы для рассмотрения в вышестоящий таможенный орган с аргументированным заключением и подтверждающими материалами, доводится до сведения таможенного органа, рассматривающего жалобу, незамедлительно, без дополнительного запроса вышестоящего таможенного органа, с направлением копий соответствующих документов.

4.3. Жалоба на решение, действие (бездействие) таможенного органа иного региона деятельности не позднее 5 рабочих дней направляется по принадлежности в таможенный орган, правомочный рассмотреть данную жалобу.
4.4. Одновременно о направлении жалобы по принадлежности в вышестоящий таможенный орган либо в таможенный орган иного региона деятельности лицо, обратившееся с жалобой, уведомляется с указанием причин перенаправления жалобы и адреса таможенного органа, в который направлена жалоба.

III. Отказ в рассмотрении жалобы по существу

1. Решение об отказе в рассмотрении жалобы по существу принимается на основании части 1 статьи 44 Федерального закона о таможенном регулировании в срок, не превышающий 5 рабочих дней со дня поступления жалобы либо со дня поступления в Пермскую таможню определения суда о принятии жалобы аналогичного содержания, судебного решения или иных документов, свидетельствующих о наличии оснований, препятствующих рассмотрению жалобы.
2. Отказ в рассмотрении жалобы на основании части 1 статьи 44 Федерального закона о таможенном регулировании.
2.1. При принятии решения об отказе в рассмотрении жалобы ввиду пропуска установленных сроков обжалования следует исходить из того, что жалоба считается поданной в срок, если она подана в вышестоящий таможенный орган непосредственно либо через таможенный орган, решение, действие (бездействие) которого обжалуется, отправлена по почте до истечения последнего дня трехмесячного срока подачи жалобы, установленного статьей 40 Федерального закона о таможенном регулировании.
При этом если жалоба подается заявителем непосредственно в таможенный орган нарочным, датой подачи считается дата регистрации жалобы в подразделении документационного обеспечения. Если заявитель направляет жалобу почтой, датой отправки считается дата, указанная на штемпеле, проставленном на конверте отделением связи. В случае направления жалобы посредством экспресс-перевозчиков датой отправки жалобы является дата, указанная на накладной, сопровождающей конверт с жалобой.
Когда отсутствует информация о дате получения лицом обжалуемого решения, необходимо принять меры для уточнения указанной даты. В случае если необходимая информация отсутствует, следует исходить из того, что данное решение было получено лицом в течение сроков, установленных для пробега почтовой корреспонденции.
При решении вопроса о восстановлении пропущенного срока обжалования следует исходить из того, что возможность признания указанной заявителем причины уважительной должна определяться в каждом конкретном случае с учетом всех обстоятельств. В качестве оснований для восстановления пропущенного срока могут служить обстоятельства, затруднившие своевременное получение информации об обжалуемом решении, действии (бездействии), либо обстоятельства, ставшие препятствием для обращения с жалобой в установленные сроки.
Заявление о восстановлении срока для подачи жалобы может быть подано как в виде самостоятельного документа, так и содержаться в тексте жалобы.
Восстановление пропущенного срока для обжалования выражается в фактическом принятии жалобы к рассмотрению и не требует вынесения отдельного решения. Причины отказа в восстановлении срока обжалования отражаются в решении об отказе в рассмотрении жалобы по существу.
2.2. Отказ в рассмотрении жалобы в связи с несоблюдением требований, установленных частями 1 и 2 статьи 42 Федерального закона о таможенном регулировании.
Жалоба подается в письменной форме и должна быть подписана лицом, чьи права, по его мнению, нарушены, или его представителем собственноручно. Подписанной считается жалоба, под текстом которой проставлена оригинальная собственноручная подпись лица, обратившегося с жалобой. Использование аналогов собственноручной подписи для подписания жалобы не допускается. Жалоба, поступившая по информационным системам общего пользования (факс, электронная почта), а также посредством телеграфной связи, а также жалоба в копии считается поданной без соблюдения требований о ее подписании.
В рассмотрении такой жалобы должно быть отказано независимо от наличия ссылки в тексте жалобы на последующий досыл жалобы почтой.
В случае поступления впоследствии жалобы, подписанной с соблюдением установленного порядка, лицо, обратившееся с жалобой, уведомляется о принятии жалобы к рассмотрению по существу и об исчислении срока ее рассмотрения с момента поступления жалобы, подписанной надлежащим образом.
В основу принятия решения об отказе в рассмотрении жалобы по причине нарушения требований к содержанию жалобы, установленных частью 2 статьи 42 Федерального закона о таможенном регулировании, о необходимости указания существа обжалуемого решения, действия (бездействия), могут быть положены результаты исследования сведений, содержащихся в жалобе и представленных с ней документах.
Следует различать отсутствие в жалобе существа обжалуемого решения, действия (бездействия) и неподтверждение изложенных в жалобе обстоятельств, составляющих предмет обжалования. Если из текста жалобы не представляется возможным установить обстоятельства, позволяющие идентифицировать решение, действие (бездействие), с принятием, совершением (допущением) которого заявитель не согласен, такая жалоба не содержит существа обжалуемого решения, действия (бездействия) и в ее рассмотрении должно быть отказано на основании пункта 2 части 1 статьи 44 Федерального закона о таможенном регулировании. Если факты, относящиеся к предмету обжалования, изложены в жалобе конкретно, однако не находят подтверждения в ходе ее рассмотрения, то есть когда юридический факт принятия обжалуемого решения, совершения действия (допущения бездействия) не установлен, таможенный орган отказывает в рассмотрении жалобы по существу на основании пункта 9 части 1 статьи 44 Федерального закона о таможенном регулировании в связи с отсутствием предмета обжалования.
Обязательными условиями принятия решения об отказе в рассмотрении жалобы по существу в связи с отсутствием предмета обжалования является представление таможенным органом, решение, действие (бездействие) которого обжалуется, документального подтверждения отсутствия факта принятия решения, совершения действия (допущения бездействия), а также непредставление заявителем соответствующих документов по запросу таможенного органа в порядке, предусмотренном частью 3 статьи 42 Федерального закона о таможенном регулировании.

При несоблюдении лицом, обратившимся с жалобой, требований пункта 2 части 1 статьи 42 Федерального закона о таможенном регулировании о необходимости указания в жалобе местожительства физического лица, местонахождения юридического лица решение об отказе в рассмотрении жалобы по существу принимается и регистрируется, однако лицу, обратившемуся с жалобой, не направляется. Данное решение хранится в материалах жалобы и выдается лицу при обращении в таможенный орган.
2.3. В случае отказа в рассмотрении жалобы в связи с принятием судом к рассмотрению жалобы аналогичного содержания либо вынесением по ней судебного решения информация об этом должна быть подтверждена копией определения (повестки) судебного органа либо судебного решения, поступившими в официальном порядке, в том числе в случаях, когда заявитель ссылается на указанные обстоятельства в жалобе.
Наряду с определением о принятии жалобы к судебному рассмотрению (повесткой) или судебным решением до принятия решения об отказе в рассмотрении жалобы по существу необходимо изучить содержание направленного в суд заявления с целью сопоставления предметов обжалования. Наличие вступившего в законную силу решения суда не по существу обжалуемого в таможенном органе решения, действия (бездействия), но по обстоятельствам, имеющим юридическое значение для разрешения жалобы, не является основанием для отказа в ее рассмотрении. Вместе с тем при рассмотрении жалобы указанным обстоятельствам не может быть дана оценка, отличная от содержащейся в решении суда, в силу принципа обязательности судебного решения для всех государственных органов. Приведение в решении по жалобе доводов, дополнительных к изложенным в решении суда, при этом не исключается.
2.4. При поступлении жалобы, аналогичной по содержанию жалобе, рассмотренной по существу Пермской таможней в отношении того же заявителя и о том же предмете, в ее рассмотрении должно быть отказано на основании пункта 8 части 1 статьи 44 Федерального закона о таможенном регулировании.
2.5. При поступлении жалобы, предметом которой является решение, действие (бездействие) органа, не являющегося таможенным органом, в рассмотрении такой жалобы должно быть отказано в соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 44 Федерального закона о таможенном регулировании.
В этом случае жалоба в соответствии с пунктом 3 статьи 8 Федерального закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" переадресовывается соответствующему органу, в компетенцию которого входит решение поставленных в жалобе вопросов. О переадресации жалобы лицо уведомляется при направлении решения об отказе в рассмотрении жалобы.
Переадресация обращения, в котором обжалуется судебное решение, не производится: такое обращение возвращается лицу, обратившемуся с жалобой, с разъяснением порядка обжалования данного судебного решения (пункт 2 статьи 11 Федерального закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации").
В рассмотрении жалоб на решения, действия (бездействие) организаций, не относящихся к числу государственных органов (складов временного хранения, таможенных перевозчиков), также отказывается на основании пункта 4 части 1 статьи 44 Федерального закона о таможенном регулировании без переадресации данных жалоб.
2.6. Жалоба, поданная неуполномоченным лицом либо лицом, полномочия которого не подтверждены в порядке, предусмотренном законодательством, не может быть принята к рассмотрению в соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 44 Федерального закона о таможенном регулировании.
Документы, подтверждающие полномочия представителя, или их заверенные копии должны быть приложены к жалобе. Полномочия подписавшего жалобу руководителя подтверждаются документами, удостоверяющими его служебное положение, а также учредительными документами.
В интересах физического лица жалоба может быть подана законным представителем либо представителем по доверенности, адвокатом. Полномочия адвоката удостоверяются ордером, выданным соответствующим адвокатским образованием, или доверенностью.
Полномочия иных представителей подтверждаются доверенностью, которая должна быть подписана руководителем юридического лица, индивидуальным предпринимателем, скреплена печатью юридического лица или индивидуального предпринимателя, а доверенность от имени гражданина удостоверяется нотариально. Следует отметить, что одновременно с доверенностью, выданной юридическим лицом или частным предпринимателем, необходимо подтвердить полномочия подписавшего доверенность руководителя юридического лица документами, удостоверяющими его служебное положение, а также учредительными документами, а подписавшего доверенность индивидуального предпринимателя - документом о его регистрации в качестве индивидуального предпринимателя.
Доверенность должна содержать право на обжалование решений, действий (бездействия) в области таможенного дела.
Документы, составленные на иностранном языке либо удостоверенные компетентным органом иностранного государства, могут быть приняты в качестве подтверждающих полномочия лица, от имени которого подается жалоба, если они переведены на русский язык и легализованы или удостоверены путем проставления апостиля согласно порядку, установленному законодательством Российской Федерации, за исключением случаев, когда такая легализация или удостоверение не требуется.
2.7. Из пункта 6 части 1 статьи 44 Федерального закона о таможенном регулировании следует невозможность рассмотрения жалобы, поданной лицом, права, свободы и законные интересы которого не были затронуты (например, в случае подачи жалобы декларантом на требование об уплате таможенных платежей, выставленное таможенному представителю).
2.8. Из пункта 9 части 1 статьи 44 Федерального закона о таможенном регулировании вытекает также невозможность рассмотрения жалобы, когда факт принятия таможенным органом решения, совершения действия (допущения бездействия) не подтвердился, а заявителем не представлено подтверждающих документов по запросу таможенного органа в порядке, предусмотренном ч. 3 ст. 42 Федерального закона о таможенном регулировании.
При установлении обстоятельств, предусмотренных частью 1 статьи 44 Федерального закона о таможенном регулировании, в решении указывается об отказе в рассмотрении жалобы по существу со ссылкой на соответствующий пункт данной части данной статьи.
3. Отказ в рассмотрении жалобы, вытекающий из иных положений главы 3 Федерального закона о таможенном регулировании.
Жалоба не подлежит рассмотрению в порядке, предусмотренном главой 3 Федерального закона о таможенном регулировании, в случае обжалования постановлений по делам об административных правонарушениях, а также иных решений, действий (бездействия) таможенных органов не в области таможенного дела, в отношении которых предусмотрен специальный порядок обжалования (например, действия дознавателя по уголовному делу, неисполнение судебного решения, возмещение вреда). В этом случае в решении со ссылкой на статью 37 Федерального закона о таможенном регулировании указывается на отсутствие правовых оснований для рассмотрения жалобы по существу, лицо, обратившееся с жалобой, уведомляется о надлежащем порядке обжалования.
Если специальный порядок обжалования предусматривает подачу жалобы в таможенные органы (например, постановление по делу об административном правонарушении, действия при проведении оперативно-розыскных мероприятий), жалоба подлежит направлению для рассмотрения в Приволжскую оперативную таможню без принятия решения об отказе в ее рассмотрении.
4. Отказ в рассмотрении жалобы, вытекающий из положений статьи 11 Федерального закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации".
В рассмотрении жалобы на решение, действие (бездействие) таможенного органа может быть отказано также на основании статьи 11 Федерального закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" (далее - Закон) в следующих случаях, влекущих невозможность рассмотрения жалобы по существу, не предусмотренных положениями Федерального закона о таможенном регулировании:
если в жалобе содержатся нецензурные либо оскорбительные выражения, угрозы жизни, здоровью или имуществу должностного лица таможенного органа или членов его семьи. В этом случае в решении на основании пункта 3 статьи 11 Закона указывается об оставлении жалобы без ответа по существу поставленных в ней вопросов и сообщается о недопустимости злоупотребления правом;
если текст жалобы не подлежит прочтению. В этом случае в решении на основании пункта 4 статьи 11 Закона указывается об оставлении жалобы без ответа.
5. Решение об отказе в рассмотрении жалобы оформляется письмом таможенного органа, в котором заявителю со ссылкой на норму Федерального закона о таможенном регулировании, иные нормативные правовые акты указываются основания отказа, разъясняется порядок обжалования.
Если таможенным органом будет установлено несколько обстоятельств, влекущих отказ в рассмотрении жалобы по существу либо являющихся препятствием для ее рассмотрения по существу, в решении об отказе приводятся все выявленные обстоятельства.
Если обстоятельства, послужившие основанием для отказа в рассмотрении жалобы по существу, носят устранимый характер, лицу, обратившемуся с жалобой, разъясняется право на повторное обращение с жалобой после устранения указанных обстоятельств в пределах сроков, установленных статьей 40 Федерального закона о таможенном регулировании. Одновременно до сведения лица доводится возможность обращения с заявлением о восстановлении пропущенного срока обжалования.
Отказ в рассмотрении жалобы по существу не предполагает разъяснение лицу, обратившемуся с жалобой, каких-либо вопросов, касающихся оценки предмета обжалования.
Оригинал жалобы, а также копии документов, послуживших основанием для отказа в ее рассмотрении по существу, остаются в таможенном органе и хранятся вместе с материалами по жалобе в специальном номенклатурном деле. Возвращению заявителю подлежат оригиналы документов, приобщенных к жалобе, а также документы, просьба о возврате которых содержится в жалобе.
На этапе принятия жалобы к рассмотрению может быть принято решение об отказе в рассмотрении жалобы в части. В остальной части жалоба подлежит рассмотрению в установленном порядке, о чем уведомляется лицо при направлении решения об отказе. В этом случае при принятии решения по существу жалобы установочная часть решения по жалобе должна содержать информацию о том, в какой части и по какой причине было принято решение об отказе в рассмотрении жалобы.
6. Если жалоба не может быть принята к рассмотрению, но изложенные в ней обстоятельства свидетельствуют, что обжалуемое решение, действие (бездействие) не соответствует таможенному законодательству Таможенного союза и законодательству Российской Федерации о таможенном деле и требует незамедлительного реагирования или проведения проверки, таможенный орган проверяет законность и обоснованность обжалуемого решения, действия (бездействия) в порядке ведомственного контроля на основании статьи 24 Федерального закона о таможенном регулировании, для чего с документов, возвращаемых заявителю, могут быть сделаны необходимые копии. В этом случае при отказе в рассмотрении жалобы по существу извещение лица о планируемой проверке не требуется.

IV. Рассмотрение жалобы по существу и согласование решения по жалобе

1. При принятии жалобы к рассмотрению по существу лицо, подавшее жалобу, информируется об этом письмом таможенного органа в течение 5 рабочих дней со дня поступления жалобы.
Проект решения по жалобе готовится правовым отделом в следующем порядке:
Изучаются материалы жалобы.
Получаются подтверждающие документы.
Осуществляется согласование решения по жалобе.
2. После изучения доводов и документов, приложенных к жалобе, исполнитель направляет на таможенный пост, решение, действие (бездействие) которого (или его должностного лица) обжалуется, запрос о представлении аргументированного заключения и подтверждающих материалов, за исключением случаев, когда жалоба поступила с таможенного поста вместе с аргументированным заключением и подтверждающими материалами. Одновременно с запросом направляется копия жалобы.
При подготовке запроса необходимо установить предмет обжалования, исходя из которого формируется перечень вопросов, разрешение которых необходимо для полного, всестороннего и объективного рассмотрения жалобы по существу, а также перечень документов, указанных в жалобе, и иных документов, необходимых для рассмотрения жалобы по существу.
Запрос должен содержать в тексте пометку "срочно" либо конкретную дату его исполнения, а также способ, которым истребуемые документы должны быть направлены в правовой отдел, указывается, что документы должны быть направлены в заверенных копиях.
3. При подготовке аргументированного заключения таможенный пост исходит из вопросов, поставленных в запросе правовым отделом, а также доводов жалобы. В заключении должны содержаться четкие, мотивированные и обстоятельные ответы на все вопросы, поставленные в запросе правового отдела, с изложением позиции по каждому доводу заявителя.
Запрашиваемые документы представляются в заверенных копиях и с оборотными сторонами (таможенные декларации, платежные поручения, ДТС, КТС и др.). В целях оперативности документы могут направляться электронной почтой с досылкой. В исключительных случаях документы могут быть представлены в подлинниках, которые после рассмотрения жалобы возвращаются правовым отделом.
Срок для направления заключения не должен превышать семи рабочих дней со дня получения запроса правового отдела, если в запросе не установлен более короткий или более продолжительный срок. Иной срок предоставления заключения может быть установлен исходя из предельных сроков рассмотрения жалобы, специфики предмета обжалования, объема документов, необходимых для изучения.
4. В соответствии с частью 3 статьи 42 Федерального закона о таможенном регулировании у лица, обратившегося с жалобой, могут быть запрошены документы, которыми подтверждаются обстоятельства, указанные в этой жалобе, при одновременном соблюдении следующих условий:
лицо, обратившееся с жалобой, ссылается на эти документы как на подтверждающие обстоятельства, указанные в жалобе,
предоставление указанных документов имеет существенное значение для рассмотрения указанной жалобы, принятие без них решения по жалобе невозможно или затруднительно,
указанные документы отсутствуют в таможенном органе, решение, действие (бездействие) которого обжалуется.
Запрос должен содержать:
правовое основание для направления запроса,
перечень запрашиваемых документов,
указание на то, что запрашиваемые документы имеют существенное значение для рассмотрения жалобы и отсутствуют в таможенном органе, решение, действие (бездействие) которого обжалуется,
ссылка на обстоятельства, указанные в жалобе, которые могут быть подтверждены данными документами,
последствия непредставления запрашиваемых документов,
указание на то, что срок рассмотрения жалобы приостанавливается до предоставления лицом, обратившимся с жалобой, запрошенных таможенным органом документов, но не более чем на три месяца со дня направления запроса.
Одновременно заявителю может быть предложено уточнить обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения жалобы.
В указанном порядке не могут быть запрошены, в частности, документы:
с целью определения предмета обжалования,
подтверждающие полномочия лица, обратившегося с жалобой,
подтверждающие соблюдение сроков обжалования либо уважительность причин пропуска этого срока.
Запрос документов направляется правовым отделом с уведомлением о его вручении. Запрос документов у заявителя в связи с рассмотрением жалобы таможенным постом, функциональным подразделением не допускается.
5. В соответствии с частью 2 статьи 43 Федерального закона о таможенном регулировании в ходе рассмотрения жалобы правовой отдел рассматривает вопрос о целесообразности приостановления исполнения обжалуемого решения, действия.
Решение о приостановлении исполнения решения, действия оформляется на бланке письма таможенного органа и направляется на таможенный пост, решение или действие которого обжалуется.
О принятом решении о приостановлении исполнения обжалуемых решения, действия письменно уведомляется лицо, обратившееся с жалобой.
Отмена решения о приостановлении исполнения обжалуемого решения не требуется, так как исполнение приостанавливается до принятия решения по существу жалобы.
Если в процессе рассмотрения жалобы принимается решение об отказе в рассмотрении жалобы по существу либо принятии отзыва жалобы, в решении об отказе в рассмотрении жалобы по существу или письме о принятии отзыва жалобы и прекращении ее рассмотрения указывается о прекращении приостановления исполнения решения, действия.
Запрос документов в порядке, предусмотренном частью 3 статьи 42 Федерального закона о таможенном регулировании, влечет за собой приостановление срока рассмотрения жалобы.
Датой приостановления срока рассмотрения жалобы является дата направления запроса лицу, обратившемуся с жалобой.
Датой возобновления срока рассмотрения жалобы является дата поступления в таможенный орган запрошенных документов либо дата истечения трехмесячного срока приостановления рассмотрения жалобы, если документы не поступили.
Дополнительного принятия решения о приостановлении срока рассмотрения жалобы либо о возобновлении его течения не требуется.
6. В соответствии со статьей 47 Федерального закона о таможенном регулировании жалоба должна быть рассмотрена таможенным органом в течение одного месяца со дня ее поступления в таможенный орган, правомочный рассматривать указанную жалобу. Течение срока рассмотрения жалобы начинается со дня ее поступления в таможенный орган (т.е. ее регистрации в установленном порядке). При необходимости этот срок может быть продлен, но не более чем еще на один месяц.
Решение о продлении срока рассмотрения жалобы принимается начальником таможни в виде резолюции на докладной записке должностного лица, ходатайствующего о продлении срока рассмотрения жалобы.
Докладная записка с ходатайством о продлении срока рассмотрения жалобы должна содержать:
наименование заявителя,
дату поступления жалобы в таможенный орган и входящий номер,
краткое изложение существа обжалованного решения, действия (бездействия),
сведения о стадии, в которой находится рассмотрение жалобы,
причины продления срока рассмотрения жалобы,
правовое основание для продления срока рассмотрения жалобы,
дату, до которой необходимо продлить срок рассмотрения жалобы.
Лицо, подавшее жалобу, уведомляется о продлении срока рассмотрения жалобы письмом, в котором указываются причины продления срока и дата, до которой продлен срок рассмотрения жалобы.
7. В случае обнаружения в ходе исследования материалов жалобы обстоятельств, которые не могли быть установлены на этапе принятия жалобы к рассмотрению, свидетельствующих о невозможности дальнейшего рассмотрения жалобы и принятия по ней решения по существу, принимается решение об отказе в рассмотрении жалобы полностью либо в части. В этом случае решение должно быть принято в течение пяти рабочих дней с даты поступления документов, свидетельствующих о наличии оснований, препятствующих рассмотрению жалобы, в том числе после продления сроков рассмотрения жалобы и уведомления об этом лица.
В случае наличия основания для отказа в рассмотрении жалобы в части, при смысловой неразрывности решения об отказе в рассмотрении жалобы и решения по существу жалобы, решение об отказе в рассмотрении жалобы в части может быть принято непосредственно в резолютивной части решения по существу жалобы с изложением оснований его принятия в мотивировочной части решения.
8. Предусмотренный статьей 45 Федерального закона о таможенном регулировании отзыв жалобы может быть принят таможенным органом, если он оформлен с соблюдением требований, предусмотренных для подачи жалобы (письменная форма, наличие подписи, полномочий лица, обратившегося с заявлением об отзыве жалобы).
Лицо, обратившееся с заявлением об отзыве жалобы посредством информационных систем общего пользования (факс, электронная почта), а также посредством телеграфной связи, незамедлительно уведомляется о невозможности его рассмотрения до поступления заявления об отзыве с соблюдением требований к его подписанию независимо от наличия ссылки в тексте заявления об отзыве на последующий его досыл почтой. В этом случае рассмотрение жалобы продолжается до поступления почтовой досылки заявления об отзыве жалобы.
В случае если жалоба отзывается представителем, таможенный орган, рассматривающий жалобу, обязан удостовериться, что текст доверенности на представление интересов предусматривает право на отзыв жалобы.
В случае направления отзыва жалобы представителем лица, не уполномоченным на совершение данных действий, в его адрес направляется письмо, в котором со ссылкой на статьи 36 и 45 Федерального закона о таможенном регулировании разъясняется о невозможности принятия отзыва жалобы. В данном случае об отказе в принятии отзыва уведомляется также лицо, в интересах которого подана жалоба.
О принятии отзыва жалобы и прекращении ее рассмотрения письмом таможенного органа информируется лицо, обратившееся с заявлением, с разъяснением права на подачу повторной жалобы в пределах сроков, установленных статьей 40 Федерального закона о таможенном регулировании.
Заявление об отзыве и письма подшиваются в дело по жалобе.
Удовлетворение заявления об отзыве жалобы является обстоятельством, исключающим право таможенного органа, рассматривающего жалобу, на принятие решения по жалобе. Вместе с тем отозванная жалоба может послужить поводом для проверки правомерности принятого решения, совершенного действия (бездействия) в порядке ведомственного контроля в соответствии со статьей 24 Федерального закона о таможенном регулировании.
9. Выработка правовой позиции по существу жалобы.
Согласование решения по жалобе осуществляется в следующих формах:
получение заключения по жалобе на основе анализа доводов заявителя и материалов жалобы, направленных правовым отделом в функциональное подразделение,
получение позиции по конкретному вопросу применения таможенного законодательства,
визирование проекта решения, подготовленного правовым отделом.
9.1. В случае согласования решения по жалобе путем получения заключения по жалобе правовой отдел направляет в функциональное подразделение служебную записку с запросом такого заключения. Запрос может быть направлен непосредственно после поступления жалобы либо после поступления истребуемых документов, если приложенных к жалобе документов, по мнению правового отдела, недостаточно для установления обстоятельств принятия (совершения) обжалуемого решения, действия (бездействия).
В запросе должны содержаться вопросы, относительно которых требуется заключение функционального подразделения, если они прямо не вытекают из текста или доводов жалобы. В запросе может быть указана позиция правового отдела, если она сформирована к моменту его направления.
Одновременно с запросом в функциональное подразделение направляются копия жалобы и копии документов, необходимых для представления заключения.
О необходимости представления дополнительных документов для подготовки заключения функциональное подразделение уведомляет правовой отдел служебной запиской или в рабочем порядке. Правовой отдел принимает меры по получению указанных документов из таможенного поста, а в предусмотренных законом случаях - от лица, обратившегося с жалобой. По усмотрению функционального отдела дополнительные документы могут быть запрошены с таможенного поста самостоятельно с предварительным уведомлением об этом исполнителя по жалобе. Запрос функциональным подразделением документов у заявителя в связи с рассмотрением жалобы не допускается.
Дополнительно представленные документы, имеющие значение для подготовки заключения по жалобе, направляются в функциональное подразделение не позднее 5 рабочих дней со дня их поступления в правовой отдел.
В случае большого количества документов, оценка которых требуется для представления заключения, в функциональное подразделение могут быть направлены единственные копии указанных документов либо их оригиналы, которые подлежат возврату в правовой отдел вместе с заключением по жалобе, о чем делается соответствующая запись в запросе.
Заключение по жалобе должно быть представлено функциональным подразделением не позднее 7 рабочих дней со дня получения служебной записки с запросом правового отдела, если в запросе не установлен более короткий или более продолжительный срок. Иной срок представления заключения может быть установлен исходя из сроков, определенных начальником таможни, предельных сроков рассмотрения жалобы, специфики предмета обжалования, объема документов, необходимых для изучения.
В случае уведомления правового отдела о необходимости представления дополнительных документов для подготовки заключения по жалобе срок представления заключения приостанавливается с момента такого уведомления до представления соответствующих документов.
Заключение функционального подразделения по жалобе должно быть мотивированным, то есть содержать полную и однозначную оценку обжалуемых решений, действий (бездействия) в части компетенции, а также ссылки на обосновывающие оценку нормативные правовые акты. В случае представления заключения о правомерности принятого решения, действия (бездействия) в заключении должна быть также дана оценка всем доводам заявителя правового характера, приведенным в жалобе, в части компетенции функционального подразделения.
О невозможности представления мотивированного заключения функциональное подразделение таможни уведомляет правовой отдел с указанием объективных причин, по которым дать полную и однозначную оценку обжалуемому решению, действию (бездействию) не представляется возможным.
9.2. В случае согласования решения по жалобе путем получения позиции по конкретному вопросу применения таможенного законодательства правовой отдел в функциональное подразделение направляет служебную записку с соответствующим запросом и копию жалобы. Материалы жалобы в этом случае не направляются, однако в случае необходимости они могут быть представлены в рабочем порядке. В запросе указывается позиция правового отдела, если она сформирована к моменту его направления.
Позиция функционального подразделения по поставленному вопросу должна быть представлена не позднее 7 рабочих дней со дня получения запроса правового отдела, быть мотивированной и содержать ссылки на нормы таможенного законодательства.
В случае согласия правового отдела с полученным от функционального подразделения заключением по жалобе либо позицией по поставленному вопросу правовой отдел подготавливает проект решения, который не требует последующего визирования.
Проект решения по усмотрению правового отдела может быть передан для визирования в функциональное подразделение, если необходимо внести терминологические уточнения по тексту решения либо если в проекте решения приведены дополнительные доводы в его обоснование. В этом случае проект решения визируется в возможно короткие сроки, но не позднее 3 рабочих дней со дня его передачи в функциональное подразделение.
В случае несогласия правового отдела с полученным заключением по жалобе либо позицией по конкретному вопросу применения таможенного законодательства правовым отделом принимаются меры к выработке согласованной позиции в рабочем порядке. Если в результате принятых мер согласованная позиция по жалобе не выработана, правовой отдел подготавливает и направляет в функциональное подразделение проект решения для визирования. В этом случае проект решения визируется в возможно короткие сроки, но не позднее 3 рабочих дней со дня его передачи в функциональное подразделение.
В случае непредставления функциональным подразделением заключения по жалобе либо позиции по конкретному вопросу применения таможенного законодательства в установленные сроки и несообщения причин, по которым они не могут быть представлены, а также если согласованная позиция по жалобе не выработана, правовой отдел готовит проект решения по жалобе и представляет его на рассмотрение начальнику таможни с докладом об отсутствии позиции функционального подразделения или о возникших в ходе согласования разногласиях. Начальник таможни подписывает предложенный проект решения, дает указание о его переработке (доработке) в соответствии с заключением функционального подразделения, проводит совещание в целях выработки единой позиции либо принимает другое решение, направленное на разрешение жалобы в соответствии с законодательством.
9.3. В случае согласования решения по жалобе путем направления проекта решения для визирования правовой отдел направляет в функциональное подразделение проект решения, подготовленный правовым отделом. Одновременно с проектом решения направляются материалы жалобы, которые подлежат возврату в правовой отдел.
При согласии функционального подразделения с позицией, изложенной в проекте решения по жалобе, функциональное подразделение передает в правовой отдел завизированный проект решения.
В случае несогласия с позицией, изложенной в представленном проекте решения по жалобе, либо при наличии замечаний функциональное подразделение принимает меры к выработке согласованной позиции в рабочем порядке.
Если по результатам принятых мер согласованной позиции по жалобе не выработано, начальник функционального подразделения либо его заместитель излагает свои замечания либо позицию на отдельном листе (листах), а на визовом экземпляре решения делает запись "Замечания прилагаются" с проставлением подписи, ее расшифровки и даты. Отказ в визировании проекта решения не допускается.
Визирование проекта решения с замечаниями либо без таковых функциональное подразделение осуществляет в возможно короткие сроки, но не позднее 5 рабочих дней с момента получения проекта решения.
В случае непредставления функциональным подразделение завизированного проекта решения и непринятия мер по выработке согласованной позиции в рабочем порядке, непредставления замечаний относительно проекта решения в установленные сроки, а также в случае несогласия правового отдела с замечаниями функционального подразделения правовой отдел передает проект решения вместе с замечаниями функционального подразделения, если они имеются, начальнику таможни, который подписывает проект решения, дает указание о его переработке (доработке) в соответствии с заключением функционального подразделения, проводит совещание в целях выработки единой позиции по жалобе либо принимает другое решение, направленное на разрешение жалобы в соответствии с законодательством.
10. Решение по жалобе принимается в соответствии с положениями статьи 48 Федерального закона о таможенном регулировании по форме, утвержденной Приказом ФТС России от 27.12.2010 № 2613 "Об утверждении форм решения по жалобе и акта о рассмотрении жалобы в упрощенном порядке".
Решение по жалобе состоит из вводной, установочной, мотивировочной и резолютивной частей.
Вводная часть должна содержать реквизиты поступившей жалобы со всеми дополнениями к ней. Обозначаемый во вводной части круг обжалуемых решений, действий (бездействия) должен совпадать с решениями, действиями (бездействием), правомерности которых дается оценка в резолютивной части решения по жалобе.
Установочная часть должна содержать описание существа предмета обжалования, реквизиты обжалуемых решений, краткое содержание доводов заявителя, имеющих правовой характер, доводов и оснований принятого решения, совершенного действия (допущенного бездействия), обстоятельств его принятия, совершения (допущения), описание имеющих юридическое значение событий, предшествовавших принятию решения, совершению действия (допущению бездействия), иных обстоятельств, установленных при рассмотрении жалобы, а также сведения, отражающие процессуальную сторону рассмотрения жалобы (отказ в рассмотрении жалобы в части, продление либо приостановление срока рассмотрения жалобы, если он продлевался либо приостанавливался, и др.).
Мотивировочная часть содержит правовую оценку решения, действия (бездействия), которое является предметом обжалования, доводы и основания принятого решения, совершенного действия (допущенного бездействия), аргументированные ссылками на нормы таможенного законодательства и иные нормативные правовые акты во взаимосвязи с фактическими обстоятельствами, установленными при рассмотрении жалобы. При этом в обоснование принятого решения не допускаются ссылки на письма разъяснительного характера.
В случае отказа в удовлетворении жалобы в этой части решения должна быть дана оценка также каждому доводу правового характера, изложенному в жалобе.
В мотивировочной части решения по жалобе указываются только те процессуальные нарушения, допущенные таможенным постом, которые служат основанием для принятия решения по жалобе либо на основе которых в решении делаются выводы, имеющие значение для его принятия. На выявленные при рассмотрении жалобы иные нарушения внимание таможенного органа может быть обращено в письме, сопровождающем направление решения.
Резолютивная часть содержит формализованное решение таможенного органа, предусмотренное частями 3 и 4 статьи 48 Федерального закона о таможенном регулировании, с указанием, какие именно решения, действия (бездействие) признаны правомерными (неправомерными) исходя из определенного предмета обжалования.
Если в результате отмены обжалованного решения или признания неправомерным обжалованного действия (бездействия) должно быть принято новое решение или приняты меры в целях устранения допущенных нарушений, в резолютивной части указывается, какое новое решение или какие меры должны быть приняты Пермской таможней, если их принятие относится к ее компетенции, либо указывается, какое новое решение или какие меры должны быть приняты таможенным постом, решение которого признано неправомерным и отменено либо действие (бездействие) которого признано неправомерным, и устанавливается срок реализации решения со ссылкой на часть 5 статьи 48 Федерального закона о таможенном регулировании.
Резолютивная часть решения не должна содержать указаний о принятии мер, не связанных с устранением последствий решения, действия (бездействия), признанного неправомерным, рекомендаций общего характера, указаний о применении мер дисциплинарного воздействия.
Устранение в ходе рассмотрения жалобы нарушений, послуживших основанием для обжалования решения, действия (бездействия), не является обстоятельством, исключающим принятие решения по существу жалобы. В этом случае в мотивировочной части указывается, кем и какие меры были приняты, а в резолютивной части - на отсутствие необходимости принятия дополнительных мер в связи с устранением допущенных нарушений.
При указании сведений о порядке обжалования принятого решения указывается:
для физических лиц - ссылка на статью 254 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,
для юридических лиц - ссылка на статью 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При разъяснении порядка обжалования приводятся наименования конкретных судов и их адреса.
При принятии решения по жалобе, поданной несколькими заявителями, либо если предметом обжалования являются решения, действия (бездействие) нескольких таможенных постов, возможно вынесение решений в количестве, равном количеству заявителей либо количеству таможенных постов.
11. Регистрация решений по жалобам осуществляется в соответствии с Инструкцией о порядке регистрации решений по жалобам на решения, действия (бездействие) в области таможенного дела, утвержденной Приказом ФТС России от 29.03.2011 № 664.
12. В адрес заявителя копия решения по жалобе направляется с сопроводительным письмом заказной корреспонденцией с уведомлением о вручении в пределах сроков, установленных статьей 47 Федерального закона о таможенном регулировании для рассмотрения жалобы. При необходимости лицу, обратившемуся с жалобой, в письме могут быть даны разъяснения положений таможенного законодательства, связанные с последующей реализацией решения по жалобе либо направленные на устранение предпосылок, способствующих возникновению аналогичных споров.

V. Принятие мер по реализации принятых решений

1. Правовой отдел не позднее 3 рабочих дней после подписания и регистрации решения направляет на таможенный пост, решение, действие (бездействие) которого (его должностного лица) обжаловалось, копию решения в случае, если в удовлетворении жалобы отказано, или оригинал решения в случае, если жалоба удовлетворена полностью или частично.
2. При поступлении на таможенный пост решения об удовлетворении жалобы полностью или частично начальник поста обязан обеспечить совершение действий по реализации решения в срок, определенный частью 5 статьи 48 Федерального закона о таможенном регулировании (в течение 10 рабочих дней со дня поступления решения на таможенный пост), если в указанном решении не установлен иной срок для совершения таких действий.
Совершение действий по реализации решений об удовлетворении жалобы относится к обязанностям таможенного поста, решения, действия (бездействие) которого или его должностного лица признаны неправомерными.
Начальник таможенного поста несет персональную ответственность за исполнение в установленные сроки решений по жалобам на решения, действия (бездействие) в области таможенного дела.
После поступления решения по жалобе оно должно быть доведено начальником таможенного поста до сведения должностных лиц и непосредственно причастного к принятию обжалуемого решения, совершению обжалуемого действия (допущению обжалуемого бездействия) должностного лица. Решение доводится для исполнения и/или учета в дальнейшей деятельности.
После получения решения об удовлетворении жалобы начальником таможенного поста должны быть приняты меры по установлению причин и условий принятия, совершения (допущения) решений, действий (бездействия), признанных неправомерными, а затем приняты меры по устранению выявленных причин и условий, чтобы обеспечить соблюдение таможенного законодательства Таможенного союза и законодательства Российской Федерации о таможенном деле в дальнейшей правоприменительной деятельности должностных лиц таможенных постов.
При этом удовлетворение требований жалобы не влечет в обязательном порядке привлечение должностных лиц к дисциплинарной ответственности, если принятие таких мер не инициировано начальником таможни на основании части 6 статьи 48 Федерального закона о таможенном регулировании.
3. Сроки и полноту исполнения решений о признании решений, действий (бездействия) неправомерными и удовлетворении жалобы контролирует правовой отдел.
4. Об исполнении решения по жалобе начальник поста, решение, действие (бездействие) которого признано неправомерным, а также о принятых мерах по устранению причин и условий, послуживших поводами и основаниями принятия (совершения) неправомерных решений (действий), докладывает в правовой отдел в срок не позднее 3 рабочих дней со дня окончания исполнения решения. В случае непоступления в правовой отдел по истечении установленного срока доклада об исполнении решения и принятых мерах правовой отдел запрашивает служебной запиской о причинах его неисполнения и докладывает о данных фактах начальнику таможни.
5. Материалы по жалобам формируются правовым отделом в номенклатурные дела, предусмотренные Инструкцией о порядке регистрации решений по жалобам на решения, действия (бездействие) в области таможенного дела, утвержденной Приказом ФТС России от 29.03.2011 № 664.
В материалы соответствующей жалобы формируются также: документы, свидетельствующие о реализации решения по жалобе, результаты рассмотрения вышестоящим таможенным органом или судом жалобы, поданной на решение таможни по жалобе.
Материалы по рассмотрению жалоб по существу формируются отдельно от материалов по жалобам, в рассмотрении которых по существу отказано, направленным по принадлежности, а также отозванным заявителем.
6. Таможенный пост, получивший решение таможни по жалобе (оригинал или копию в зависимости от характера принятого решения), хранит данное решение вместе с обжалованным решением либо вместе с документами, относящимися к обжалованным действиям (бездействию).
Начальники функциональных подразделений копии решений по жалобам, имеющим общий характер, хранят в делах своих подразделений совместно с актами, регламентирующими данное направление деятельности.
7. При повторении случаев принятия (совершения) аналогичных неправомерных решений (действий) в тех же таможенных постах, в отношении того же или иного лица, при аналогичных обстоятельствах начальник таможни принимает меры по заслушиванию начальников таможенных постов на совещаниях при наличии к тому оснований принимает меры, предусмотренные частью 6 статьи 48 Федерального закона о таможенном регулировании.
8. Правовым отделом ежеквартально направляются на таможенные посты, функциональные подразделения таможни копии решений по жалобам на решения, действия (бездействие) для сведения и использования в работе.

VI. Порядок исполнения решений Приволжского таможенного управления об удовлетворении жалоб в области таможенного дела

1. При поступлении в таможню решения Приволжского таможенного управления (далее - ПТУ) об удовлетворении полностью или частично жалобы начальник таможни обеспечивает совершение действий по реализации решения в срок, определенный частью 5 статьи 48 Федерального закона о таможенном регулировании (в течение 10 рабочих дней со дня поступления решения по жалобе в таможню, если в самом решении не установлен иной срок для их совершения).
2. Полученное решение незамедлительно направляется правовым отделом в функциональное подразделение (таможенный пост), в компетенции которого находится признанное неправомерным решение либо действие (бездействие), начальник которого обязан принять меры по реализации решения ПТУ об удовлетворении жалобы.
Не позднее третьего рабочего дня, следующего за днем исполнения решения ПТУ по жалобе, копии документов об исполнении решения ПТУ направляются в правовой отдел.
3. Начальник таможни в течение указанного срока принимает меры, направленные на установление и устранение причин и условий, способствующих принятию незаконных решений, действий (бездействия).
Установление причин допущенных нарушений в области таможенного дела осуществляется следующими способами:
1) в процессе оперативного совещания с участием заместителей начальника таможни, курирующих соответствующие вопросы в области таможенного дела, начальника правового отдела, начальников функциональных подразделений, таможенных постов, а также должностных лиц, решения, действия (бездействие) которых признаны неправомерными. Протокол совещания ведет должностное лицо правового отдела;
2) в процессе изучения сведений, изложенных в докладной записке функционального подразделения, таможенного поста, решения, действия (бездействие) которых признаны неправомерными, о причинах допущенных нарушений и предложениях по их устранению в дальнейшей работе.
После установления причин допущенных нарушений начальником таможни принимаются решения о мерах, направленных на устранение причин и условий допущенных нарушений:
1) о подготовке и направлении в ПТУ предложений по внесению изменений в действующую документацию СМК, о создании дополнительных элементов СМК;
2) о необходимости повышения квалификации должностных лиц посредством учебных занятий, деловых игр, стажировок;
3) об информировании ПТУ о наличии проблемных вопросов, связанных с правоприменительной практикой в области таможенного дела;
4) о распределении нагрузки на должностных лиц таможни, поста;
5) о проведении служебных проверок.
4. Копии документов об исполнении решений ПТУ и принятых мерах по установлению и устранению причин и условий допущенных нарушений правовым отделом направляются в ПТУ в установленный срок.
5. Решения ПТУ об удовлетворении жалоб в области таможенного дела хранятся в правовом отделе в отдельном деле "Решения Приволжского таможенного управления по жалобам (копии) и копии документов об исполнении решений" вместе с документами об исполнении решений и документами, содержащими сведения о причинах и условиях допущенных нарушений (протоколами совещаний, докладными записками) и о мерах, принятых для устранения указанных причин и условий.
6. Копии решений ПТУ хранятся в функциональном подразделении, на таможенном посту, в компетенции которого находятся вопросы, составляющие предмет обжалования, в деле совместно с актами, регламентирующими данное направление деятельности.

Начальник правового отдела
Т.В.КОБЕЛЕВА


------------------------------------------------------------------