Указание Прокуратуры Пермского края от 09.10.2013 N 114а/7 "Об исключении из практики прокурорского надзора фактов необоснованного вмешательства в деятельность органов местного самоуправления"
ПРОКУРАТУРА ПЕРМСКОГО КРАЯ
УКАЗАНИЕ
от 9 октября 2013 г. № 114а/7
ОБ ИСКЛЮЧЕНИИ ИЗ ПРАКТИКИ ПРОКУРОРСКОГО НАДЗОРА ФАКТОВ
НЕОБОСНОВАННОГО ВМЕШАТЕЛЬСТВА В ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОРГАНОВ
МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ
Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" на органы местного самоуправления возложена ответственность за реализацию вопросов непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, что требует повышенного внимания к организации надзора за исполнением указанными органами и их должностными лицами Конституции Российской Федерации, федерального законодательства, законов субъектов Российской Федерации, уставов муниципальных образований, муниципальных правовых актов.
Вместе с тем необоснованное вмешательство прокуроров в их деятельность, проведение проверок при отсутствии к тому законных оснований, истребование значительных объемов документов и сведений, принятие мер реагирования по малозначительным нарушениям препятствуют нормальному функционированию органов местного самоуправления, затрудняют исполнение ими закрепленных полномочий.
Во исполнение Приказа Генерального прокурора Российской Федерации от 21.06.2013 № 252 "О совершенствовании прокурорского надзора за исполнением федерального законодательства органами государственной власти, местного самоуправления, иными органами и организациями", руководствуясь ст. 18 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации", обязываю:
1. Заместителей прокурора края, руководителей подразделений аппарата прокуратуры края, территориальных (специализированных) прокуроров безотлагательно принять меры к совершенствованию механизма взаимодействия и конструктивного обмена информацией с органами местного самоуправления.
Исключить факты неправомерного вмешательства прокурорских работников в деятельность муниципальных органов. При их установлении давать правовую оценку и бескомпромиссно решать вопрос об ответственности виновных лиц.
2. Городских, районных, специализированных прокуроров:
2.1. Обеспечить надлежащее планирование надзорной деятельности, предусмотрев исключение случаев неоднократного проведения проверок соблюдения одних и тех же обязательных требований в течение короткого периода времени, а также дублирования их различными ведомствами. При планировании надзорных мероприятий в отношении органов местного самоуправления учитывать результаты ранее проведенных уполномоченными органами проверок, не подменяя при этом функции контролирующих органов.
Информировать глав муниципальных образований и местных администраций муниципальных районов и городских округов о запланированных территориальной (специализированной) прокуратурой мероприятиях в органах местного самоуправления в течение 15 дней с даты утверждения плана.
Проверки исполнения законов проводить в строгом соответствии с требованиями ч. 2 ст. 21 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации", п. 6 Приказа Генерального прокурора Российской Федерации от 07.12.2007 № 195 "Об организации прокурорского надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина" на основании поступившей в органы прокуратуры информации (обращений граждан, должностных лиц, сообщений средств массовой информации и т.п.), а также анализа состояния законности, других материалов о допущенных правонарушениях, требующих применения мер прокурорского реагирования. При выявлении нарушений закона принимать исчерпывающие меры прокурорского реагирования, в том числе формировать при наличии оснований материалы для направления в порядке п. 2 ч. 2 ст. 37 УПК РФ в органы предварительного расследования для решения вопроса об уголовном преследовании виновных лиц.
О результатах проверок информировать должностных лиц органов местного самоуправления.
2.2. Во взаимодействии с органами местного самоуправления принять меры к надлежащему исполнению требований Федерального закона от 09.02.2009 № 8-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления".
2.3. Максимально использовать возможности получения необходимой информации о деятельности поднадзорных муниципалитетов из доступных официальных источников, в том числе сети Интернет, средств массовой информации, справочно-правовых систем. В ходе проверок исключить повторное истребование муниципальных нормативных правовых актов, имеющихся в прокуратуре, а также получение документов, материалов и сведений, явно выходящих за предмет проверки. Для получения необходимой информации использовать возможности электронного документооборота.
2.4. Не допускать необоснованного возложения на муниципалитеты обязанностей по предоставлению в прокуратуру на регулярной основе сведений и материалов, а также не предусмотренных законодательством статистических данных.
Обеспечить ведение перечня информации, запрашиваемой из органов местного самоуправления, для подготовки анализа состояния законности на поднадзорной территории, докладных записок в соответствии со списком (приказов, указаний, распоряжений), по которому установлены контрольные сроки исполнения поручений с указанием периодичности. Указанный перечень ежегодно направлять в исполнительно-распорядительный орган муниципального района (городского округа) для обеспечения своевременной подготовки и предоставления сведений в органы прокуратуры, в том числе на электронных носителях.
Оперативно принимать меры к исключению из перечня информации, необходимость в которой для организации надзорной деятельности отпала.
2.5. При истребовании сведений устанавливать разумные сроки для исполнения запросов с учетом сложности поставленных вопросов и объема запрашиваемых документов. Проверки и изучение значительного объема документации практиковать непосредственно в органах местного самоуправления.
2.6. Исключить факты реализации прокурорских полномочий в отношении органов местного самоуправления в целях искусственного наращивания статистических показателей работы, дробления, тиражирования актов реагирования.
Оценивать возможные негативные последствия исполнения формальных требований прокурора, имея в виду, что акты реагирования должны быть направлены не на разрушение существующих правоотношений, а на их корректировку и приведение в соответствие с действующим законодательством.
В случаях внесения актов прокурорского реагирования, предполагающих увеличение финансовых расходов органов государственной власти края и местного самоуправления, учитывать необходимость корректировки соответствующих бюджетов.
Последовательно обеспечивать профилактическую направленность прокурорского надзора. Систематически информировать должностных лиц местного самоуправления о типичных нарушениях законодательства, выявляемых органами прокуратуры, внося конкретные предложения по их устранению и недопущению впредь.
2.7. Практиковать проведение межведомственных совещаний органов прокуратуры и местного самоуправления по проблемам взаимодействия, исполнения законодательства, соблюдения прав граждан.
2.8. Обеспечить на системной основе работу по повышению юридической грамотности и правовой культуры должностных лиц органов местного самоуправления на поднадзорной территории.
2.9. Осуществлять координацию деятельности контрольно-надзорных органов в отношении муниципалитетов, добиваясь исключения фактов, не основанных на законе проверок. Исключить из практики факты дублирования контрольных мероприятий и привлечения к ответственности должностных лиц местного самоуправления различными ведомствами за одно и то же нарушение.
2.10. На постоянной основе проводить мониторинг состояния законности в сфере контрольно-надзорной деятельности в отношении органов местного самоуправления и практики прокурорского реагирования в данном направлении, в том числе анализировать факты оспаривания в суде актов реагирования и их последствий.
2.11. О состоянии законности и практике прокурорского надзора в рассматриваемой сфере, правомерности возбуждения дел об административных правонарушениях в отношении органов местного самоуправления и их должностных лиц на поднадзорной территории информировать прокуратуру края по итогам полугодия к 30 июня, по итогам года - к 30 декабря.
3. Управлению по надзору за исполнением федерального законодательства во взаимодействии с отраслевыми подразделениями прокуратуры края:
3.1. В целях проведения анализа состояния законности и практики прокурорского надзора за исполнением требований федерального законодательства органами местного самоуправления получать информацию:
- в органах государственной власти края - по вопросам внесения в региональный регистр муниципальных нормативных правовых актов, состояния и динамики развития системы местного самоуправления в Пермском крае, правового просвещения и повышения квалификации муниципальных служащих и др.;
- в Совете муниципальных образований Пермского края - по вопросам взаимодействия, исполнения законодательства, соблюдения прав граждан;
- в Управлении Министерства юстиции Российской Федерации по Пермскому краю (на основании Соглашения о взаимодействии от 10.12.2010) - о государственной регистрации, опубликовании уставов муниципальных образований и нормативных правовых актов, о внесении в них изменений.
3.2. Регулярно анализировать практику привлечения органов местного самоуправления и их должностных лиц к административной ответственности.
3.3. По итогам работы за полугодие и год, к 15 июля и 15 января соответственно, информировать Генеральную прокуратуру Российской Федерации о состоянии законности и практике прокурорского надзора в рассматриваемой сфере, в том числе по вопросам правомерности возбуждения дел об административных правонарушениях в отношении должностных лиц органов местного самоуправления.
4. Признать утратившим силу указание прокурора Пермского края от 14.02.2013 № 13/7 "Об исключении из практики прокурорского надзора фактов необоснованного вмешательства в деятельность органов местного самоуправления".
5. Контроль за исполнением настоящего указания возложить на заместителей прокурора края по направлениям деятельности.
Указание для исполнения направить территориальным (специализированным) прокурорам, руководителям подразделений аппарата прокуратуры края, которым его содержание довести до сведения подчиненных работников.
Прокурор края
государственный советник
юстиции 3 класса
А.Ю.БЕЛЫХ
------------------------------------------------------------------