Типы документов

Реклама

Партнеры

Определение Арбитражного суда Пермского края от 25.09.2013 по делу N А50-15351/2013 "О прекращении производства по делу"



АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПЕРМСКОГО КРАЯ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 25 сентября 2013 г. по делу № А50-15351/2013

О ПРЕКРАЩЕНИИ ПРОИЗВОДСТВА ПО ДЕЛУ

Резолютивная часть определения объявлена 24 сентября 2013 года.
Полный текст определения изготовлен 25 сентября 2013 года.
Арбитражный суд Пермского края в составе председательствующего судьи Мещеряковой Т.И., судей: Байдиной И.В., Катаевой М.А.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Плотниковой Т.Ю.,
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Муниципального унитарного предприятия "Теплоэнерго" Бардымского сельского поселения Бардымского муниципального района Пермского края (ИНН: 5902825440, ОГРН: 1055900234807)
к Региональной энергетической комиссии Пермского края (ИНН: 5902184588, ОГРН: 1025900537574)
о признании нормативного правового акта недействующим
при участии:
от заявителя - Муниципального унитарного предприятия "Теплоэнерго" Бардымского сельского поселения Бардымского муниципального района Пермского края: Имашев И.М., директор на основании распоряжения от 15.08.2011 № 44-л, предъявлен паспорт,
от ответчика - Региональной энергетической комиссии Пермского края: не явились,

установил:

Муниципальное унитарное предприятие "Теплоэнерго" Бардымского сельского поселения Бардымского муниципального района Пермского края (далее - заявитель, МУП "Теплоэнерго") обратилось в арбитражный суд с заявлением, с учетом принятых судом в порядке ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) уточнений, о признании недействующим Постановления Региональной энергетической комиссии Пермского края от 06.12.2012 № 184-т "О тарифах на тепловую энергию для потребителей МУП "Теплоэнерго" (Бардымский район)" (далее - Постановление РЭК ПК от 06.12.2012 № 184-т).
Требования заявителя мотивированы тем, что установленные оспариваемым постановлением тарифы являются экономически необоснованными. Просит проверить нормативный правовой акт на предмет его соответствия пунктам 16-19 Основ ценообразования в отношении электрической и тепловой энергии, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2004 № 109, пунктам 2, 3 части 1 статьи 7 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ "О теплоснабжении" (далее - Закон о теплоснабжении).
Региональная энергетическая комиссия Пермского края (далее - ответчик, РЭК ПК) до судебного разбирательства заявлено ходатайство о прекращении производства по делу в связи с неподведомственностью настоящего спора арбитражному суду.
Представитель заявителя в судебном заседании настаивает на заявленных требованиях. Просит в удовлетворении ходатайства о прекращении производства по делу отказать.
Ответчик извещен надлежащим образом о дате и месте судебного заседания, представителя не направил, что в силу ч. 3 ст. 156 АПК РФ не является препятствием для рассмотрения дела.
Исследовав материалы дела, рассмотрев заявленное ответчиком ходатайство о прекращении производства по делу, заслушав представителя заявителя, суд пришел к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, Постановлением РЭК ПК от 06.12.2012 № 184-т для потребителей МУП "Теплоэнерго" утверждены тарифы на тепловую энергию: с 01.01.2013 по 30.06.2013 в размере 685,52 руб./Гкал., с 01.07.2013 по 31.12.2013 по 31.12.2013 в размере 780, 11 руб./Гкал.
Постановлением РЭК ПК от 20.12.2012 № 230-т в оспариваемое постановление внесены изменения - на период с 01.07.2013 по 31.12.2013 тариф установлен в размере 948,32 руб./Гкал.
Постановлением РЭК ПК от 30.05.2013 № 33-т в оспариваемое постановление внесены изменения - на период с 01.07.2013 по 31.12.2013 тариф установлен в размере 828,52 руб./Гкал.
Заявитель, считая Постановление РЭК ПК от 06.12.2012 № 184-т (в соответствующих редакциях) незаконным и нарушающим его права и законные интересы в сфере осуществления предпринимательской деятельности, в порядке гл. 23 АПК РФ оспорил его в арбитражном суде.
В соответствии с ч. 1 ст. 192 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействующим нормативного правового акта, принятого государственным органом, органом местного самоуправления, иным органом, должностным лицом, если полагают, что оспариваемый нормативный правовой акт или отдельные его положения не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности или создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Судом установлено, что оспариваемый акт издан в форме постановления, предусмотренной п.п. 1.1, 2.1.1, 3.2.5 Положения о РЭК ПК, утвержденного Постановлением Правительства Пермского края 24.07.2006 № 14-п (действовавшего в спорный период).
Постановление РЭК ПК от 06.12.2012 № 184-т опубликовано в издании "Бюллетень законов Пермского края, правовых актов губернатора Пермского края, Правительства Пермского края, исполнительных органов государственной власти Пермского края", № 49, 10.12.2012, последующие изменения - № 52, 31.12.2012, № 23, 17.06.2013, № 30, 05.08.2013.
Оспариваемым постановлением установлены размер и срок действия тарифов на тепловую энергию, т.е. постановление содержит правовые нормы, обязательные для неопределенного круга лиц, рассчитанные на неоднократное применение, направленные на урегулирование общественных отношений, что дает основания для его оценки в качестве нормативного правового акта.
Таким образом, исходя из природы оспариваемого акта, Арбитражный суд Пермского края считает, что заявление по настоящему делу подлежит рассмотрению в порядке, предусмотренном гл. 23 АПК РФ.
Статьей 29 АПК РФ установлено, что арбитражные суды рассматривают в порядке административного судопроизводства возникающие из административных и иных публичных правоотношений экономические споры и иные дела, связанные с осуществлением организациями и гражданами предпринимательской и иной экономической деятельности, в том числе об оспаривании нормативных правовых актов, затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, если рассмотрение таких дел в соответствии с федеральным законом отнесено к компетенции арбитражного суда (п. 1.1 ч. 1).
В соответствии с ч. 4 ст. 191 АПК РФ дела об оспаривании нормативных правовых актов рассматриваются в арбитражном суде, если их рассмотрение в соответствии с федеральным законом отнесено к компетенции арбитражного суда.
Таким образом, законодатель помимо связи предмета спора с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности определил необходимость установления судом федерального закона, который бы отнес рассмотрение данных дел к компетенции арбитражного суда.
В соответствии с пунктом 5 статьи 27 Федерального закона от 06.10.1999 № 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" законы субъекта Российской Федерации, правовые акты законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации, правовые акты органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации и правовые акты их должностных лиц, нарушающие права и свободы человека и гражданина, права общественных объединений и органов местного самоуправления, могут быть обжалованы в судебном порядке.
Высшим Арбитражным Судом Российской Федерации в абзаце 2 пункта 2.2 Постановления Пленума от 30.07.2013 № 58 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении арбитражными судами дел об оспаривании нормативных правовых актов" (далее - Постановление Пленума ВАС РФ № 58) разъяснено, что если федеральным законом предусмотрено обжалование нормативных правовых актов в судебном порядке, заявления о признании недействующими таких нормативных правовых актов не подлежат рассмотрению в арбитражном суде.
Также судом не установлено указаний на арбитражный суд в качестве компетентного суда в Законе о теплоснабжении, на предмет соответствия которому заявитель просит проверить оспариваемое постановление.

В соответствии с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 21.01.2010 № 1-П "По делу о проверке конституционности положений части 4 статьи 170, пункта 1 статьи 311 и части 1 статьи 312 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в связи с жалобами закрытого акционерного общества "Производственное объединение "Берег", открытых акционерных обществ "Карболит", "Завод Микропровод" и "Научно-производственное предприятие "Распиратор", каждый имеет право на рассмотрение его дела компетентным судом. Суд, не уполномоченный на рассмотрение данного конкретного дела, по смыслу статьи 46 и статьи 47 Конституции Российской Федерации не является законным судом, принятые же в результате такого рассмотрения судебные акты не могут признаваться реально обеспечивающими права и свободы.
Статьей 245 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что суд общей юрисдикции рассматривает дела об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части, если рассмотрение этих заявлений не отнесено федеральным законом к компетенции иных судов, следовательно, настоящий спор подлежит рассмотрению судом общей юрисдикции.
Согласно пункту 2.5 Постановления Пленума ВАС РФ № 58, если арбитражный суд установит, что не имеется федерального закона, в соответствии с которым рассмотрение дела об оспаривании такого нормативного правового акта отнесено к его компетенции, арбитражный суд на основании пункта 1 части 1 статьи 150 АПК РФ прекращает производство по делу.
Таким образом, поскольку оспариваемый нормативный правовой акт принят в области государственного регулирования тарифов и в рассматриваемом случае специальный закон не содержит положений об отнесении споров о признании недействующими нормативных правовых актов в сфере регулирования тарифов к компетенции арбитражных судов, суд приходит к выводу, что данное дело неподведомственно арбитражному суду, производство по делу подлежит прекращению на основании п. 1 ч. 1 ст. 150 АПК РФ.
Согласно пп. 3 п. 1 ст. 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации уплаченная государственная пошлина подлежит возврату частично или полностью в случае прекращения производства по делу или оставления заявления без рассмотрения судом общей юрисдикции или арбитражным судом.
В связи с прекращением производства по делу государственная пошлина подлежит возврату заявителю на основании ст. 104 АПК РФ.
Руководствуясь статьями 104, п. 1 ч. 1 ст. 150, 184, 185 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Пермского края

определил:

Производство по делу прекратить.
Возвратить Муниципальному унитарному предприятию "Теплоэнерго" Бардымского сельского поселения Бардымского муниципального района Пермского края из федерального бюджета государственную пошлину, уплаченную при подаче заявления по платежному поручению № 27 от 07.08.2013 в размере 2000 (Две тысячи) рублей.
Определение может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение месяца со дня его принятия (изготовления в полном объеме), через Арбитражный суд Пермского края.

Председательствующий
Т.И.МЕЩЕРЯКОВА

Судьи
М.А.КАТАЕВА
И.В.БАЙДИНА


------------------------------------------------------------------