Типы документов

Реклама

Партнеры

Решение Пермского краевого суда от 22.08.2013 по делу N 3-101/2013 <О признании недействующими приложения N 1 в части отсутствия строк со сведениями о наименовании органа государственного контроля , о реквизитах свидетельства об аккредитации и наименовании органа по аккредитации, выдавшего свидетельство, о дате и подписи лица, ознакомленного с актом проверки, получившего копию акта со всеми приложениями, в части слов "заполняется в случае проведения внеплановой проверки в отношении юридического лица" и приложения N 4 Постановления Правительства Пермского края от 19.03.2013 N 127-п>



ПЕРМСКИЙ КРАЕВОЙ СУД

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 22 августа 2013 г. по делу № 3-101/2013

Пермский краевой суд в составе
председательствующего судьи Филатовой Е.С.
при секретаре Т.,
с участием прокурора Кузнецовой И.А., представителя Правительства Пермского края Ш., представителя Государственной инспекции по контролю за объектами культурного наследия Пермского края Б., действующих на основании доверенностей,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению первого заместителя прокурора Пермского края Черкасова В.А. о признании недействующим нормативного акта в части,

установил:

Постановлением Правительства Пермского края от 19.03,2013 № 127-п в целях реализации Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", Постановления Правительства Российской Федерации от 31.12.2009 № 1204 "Об утверждении Положения о государственном контроле в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации" утвержден Порядок организации и осуществления регионального государственного контроля в области сохранения, использования и популяризации объектов культурного наследия на территории Пермского края (далее Порядок). Данное Постановление вместе с Порядком опубликовано в Бюллетене законов Пермского края, правовых актов губернатора Пермского края. Правительства Пермского края, исполнительных органов государственной власти Пермского края, № 11 от 25.03.2013 и действует с 05.04.2013.

С 23.08.2013 Постановление Правительства Пермского края от 19.03.2013 № 127-п действует в редакции Постановления Правительства Пермского края от 05.08.2013 № 1063-п "О внесении изменения в Постановление Правительства Пермского края от 19 марта 2013 г. № 127-л "Об утверждении Порядка организации и осуществления регионального государственного контроля в области сохранения, использования и популяризации объектов культурного наследия на территории Пермского края". Внесенные изменения к рассматриваемому гражданскому делу не относятся.
Первый заместитель прокурора Пермского края обратился с заявлением, в котором просит признать недействующими с момента вступления решения суда в законную силу пункт 1.6, пункт 2.1.3 в части слов "организации и", пункты 3.2.6, 3.2.7, 3.2.8, 3.2.9 утвержденного Постановлением Правительства Пермского края от 19.03.2013 № 127-п Порядка организации и осуществления регионального государственного контроля в области сохранения, использования и популяризации объектов культурного наследия на территории Пермского края; приложение № 4 к нему; приложение № 1 к нему в части отсутствия строк со сведениями о наименовании органа государственного контроля (надзора) или органа муниципального контроля; формах проверок (документарная или выездная); реквизитах свидетельства об аккредитации и наименовании органа по аккредитации, выдавшего свидетельство; дате и подписи лица, ознакомленного с актом проверки, получившего копию акта со всеми приложениями; в части слов "заполняется в случае проведения внеплановой проверки в отношении юридического лица".
По мнению заявителя, перечисленные положения противоречат федеральному законодательству. Пунктами 3.2.6, 3.2.7, 3.2.8, 3.2.9 Порядка установлены права уполномоченных должностных лиц Государственной инспекции по контролю за объектами культурного наследия Пермского края, в том числе: составлять по результатам проверок акты и представлять их для ознакомления индивидуальным предпринимателям, юридическим лицам; выдавать предписания об устранении выявленных в результате проверок нарушений... и контролировать исполнение указанных предписаний в установленные сроки, предъявлять гражданам, юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям требования об устранении выявленных в результате проверок нарушений, привлекать в соответствии с законодательством об административных правонарушениях виновных лиц к административной ответственности в пределах своей компетенции. Пункт 3.2.6 Порядка противоречит частям 1, 4 ст. 16 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", поскольку составление акта проверки и вручение его под расписку (направление заказным почтовых отправлением с уведомлением о вручении) руководителю юридического лица, иному должностному лицу или уполномоченному представителю юридического лица, индивидуальному предпринимателю, его уполномоченному представителю является обязательным условием оформления результатов проверки. Кроме того, п. 7 ст. 18 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ установлена обязанность должностных лиц органа государственного контроля (надзора) знакомить руководителя, иное должностное лицо или уполномоченного представителя юридического лица, индивидуального предпринимателя, его уполномоченного представителя с результатами проверки.
Пункты 3.2.7, 3.2.8, 3.2.9 Порядка не соответствуют ст. 17 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ, согласно которой в случае выявления при проведении проверки нарушений юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами, должностные лица органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, проводившие проверку, в пределах своих полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязаны выдать предписание юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю об устранении выявленных нарушений, принять меры по контролю за устранением выявленных нарушений, их предупреждению, предотвращению возможного причинения вреда, а также меры по привлечению лиц, допустивших выявленные нарушения, к ответственности. Таким образом, указанные в оспариваемых пунктах действия должностных лиц являются их обязанностями, а не правами. Более того. Федеральным законом не предусмотрено самостоятельного понятия "требование устранения выявленных нарушений". Фактически такое требование содержится в предписании должностного лица контролирующего органа, в связи с чем дополнительное, как это установлено п. 3.2.8 Порядка, предъявление гражданам, юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям требований об устранении выявленных в результате проверок нарушений, является незаконным.
В соответствии с п. 4.10 Порядка по результатам проверки, непосредственно после ее завершения, оформляется акт проверки органом государственного контроля соблюдения законодательства в области сохранения, использования и популяризации объекта культурного наследия (памятников истории и культуры) и (или) Акт проведения плановой (внеплановой) проверки выполнения условий охранного обязательства при приватизации объекта культурного наследия регионального значения (выявленного объекта культурного наследия, а также охранных обязательств собственниками объекта культурного наследия регионального значения и пользователя этим объектом) по форме согласно приложениям 1, 4 к Порядку. Согласно ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ по результатам проверки должностными лицами органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, проводящими проверку, составляется акт по установленной форме в двух экземплярах. Типовая форма акта проверки устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Требования к содержанию акта проверки установлены ч. 2 указанной нормы, а Типовая форма акта проверки утверждена Приказом Минэкономразвития России от 30.09.2009 № 141. Вместе с тем, формы актов согласно приложениями № 1 и № 4 к Порядку не соответствуют ч.ч. 1, 2 ст. 16 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ и Типовой форме акта проверки. Приложение № 4 не соответствует полностью Типовой форме, в частности в нем не отражены строка "наименование органа государственного контроля (надзора) или органа муниципального контроля", в строке "была проведена..." не указаны формы проверок "документарная, выездная"; в строке "Дата и номер решения прокурора..." неверно отражена сноска "заполняется в случае проведения внеплановой проверки в отношении юридического лица" при необходимом заполнении "заполняется в случае необходимости согласования проверки с органами прокуратуры"; в сноске к строке "Лицо(а), проводившее проверку" не отражено "с указанием реквизитов свидетельства об аккредитации и наименование органа по аккредитации, выдавшего свидетельство"; отсутствуют строки даты и подписи лица, ознакомленного с актом проверки, получившего копию акта со всеми приложениями.
Пункт 1.6 Порядка в части содержания понятия "объекты государственного контроля" в отсутствие в федеральном законодательства такого понятия противоречит ч.ч. 1, 4, 6.1, 9 ст. 9, ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26.12.2008, по смыслу которых все перечисленные в оспариваемом пункте лица являются субъектами проверки, тогда как объектом государственного контроля (надзора) является деятельность этих лиц.
Из п. 2.1.3 Порядка подлежат исключению слова "организации и", так как в силу п. 3 ч. 2 ст. 5 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих региональный государственный контроль (надзор), относится разработка административных регламентов осуществления регионального государственного контроля (надзора) или проведения проверок в соответствующих сферах деятельности.
Прокурором Пермского края 20.05.2013 принесен протест, который необоснованно, по мнению заявителя, отклонен.
В судебном заседании прокурор Кузнецова И.А. на удовлетворении заявления по его доводам настаивает.
Представитель Правительства Пермского края Ш., представитель Государственной инспекции по контролю за объектами культурного наследия Пермского края Б. возражают против заявленных требований по доводам, изложенным в возражениях (л.д. 43-50, 51-54).
Министерство культуры, молодежной политики и массовых коммуникаций Пермского края просило рассмотреть дело без участия представителя, направило возражения на заявление.
Заслушав лиц, участвующих в судебном заседании, исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с п.п. "д" п. 1 ст. 72, ч.ч. 2, 5 ст. 76 Конституции Российской Федерации охрана памятников истории и культуры находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Принимаемые по ним законы и иные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральному законодательству.
Согласно п.п. 15 п. 2 ст. 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 № 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов сохранения, использования и популяризации объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) находящихся в собственности субъекта Российской Федерации, государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) регионального значения.
Специальным федеральным законом, регулирующим отношения в сфере сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, является Федеральный закон от 25.06.2002 № 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" (далее Федеральный закон от 25.06.2002 № 73-ФЗ). Исходя из преамбулы и ст. 6 данного Федерального закона, приоритетной задачей как федеральных органов государственной власти, так и органов государственной власти субъектов Российской Федерации в данной сфере является всемерная охрана объектов культурного наследия, под которой понимается система правовых, организационных, финансовых, материально-технических, информационных и иных принимаемых органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления в пределах их компетенции мер, направленных на выявление, учет, изучение объектов культурного наследия, предотвращение их разрушения или причинение им вреда, контроль за сохранением и использованием объектов культурного наследия в соответствии с настоящим Федеральным законом.
В силу п. 1 ст. 11 Федерального закона от 25.06.2002 № 73-ФЗ государственный контроль в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, федеральным органом охраны объектов культурного наследия и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными осуществлять государственный контроль в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия в соответствии с настоящим Федеральным законом и законами субъектов Российской Федерации.
В соответствии с данной нормой Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2009 № 1204 утверждено Положение о государственном контроле в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации (далее Положение), согласно п. 9 которого в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей проводятся контрольными органами с соблюдением требований Федерального закона "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля".
Порядок организации и осуществления регионального государственного контроля в области сохранения, использования и популяризации объектов культурного наследия на территории Пермского края, утвержденный Постановлением Правительства Пермского края от 19.03.2013 № 127-п, регламентирует организацию и осуществление регионального государственного контроля в области сохранения, использования и популяризации объектов культурного наследия на территории Пермского края (п.п. 1.1),
В силу положений ст. 11 Закона Пермского края от 07.09.2007 № 107-ПК "О системе исполнительных органов государственной власти Пермского края" Правительство Пермского края является постоянно действующим высшим исполнительным органом государственной власти Пермского края; в пределах своих полномочий организует исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, Устава Пермского края и законов Пермского края, законов Пермской области и законов Коми-Пермяцкого автономного округа, актов губернатора Пермского края, актов губернатора Пермской области, постановлений главы администрации Коми-Пермяцкого автономного округа и актов Правительства Пермского края на территории Пермского края, осуществляет контроль за их исполнением исполнительными органами государственной власти Пермского края, их территориальными органами и обособленными структурными подразделениями.
Таким образом, нормативный акт, положения которого оспариваются первым заместителем прокурора Пермского края, принят Правительством Пермского края в пределах его полномочий.
Функциями в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия на территории Пермского края обладает Министерство культуры, молодежной политики и массовых коммуникаций Пермского края; Государственная инспекция по контролю за объектами культурного наследия Пермского края является уполномоченным исполнительным органом государственной власти Пермского края, осуществляющим государственный контроль в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия, расположенных на территории Пермского края (Постановление Правительства Пермского края от 27.01.2012 № 39-п (ред. от 01.06.2012) "О передаче Министерству культуры, молодежной политики и массовых коммуникаций Пермского края функций в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия и утверждении Положения о Государственной инспекции по контролю за объектами культурного наследия Пермского края", п. 1.4 Порядка).
Оспариваемый п. 1.6 Порядка содержит понятие объектов государственного контроля, к которым относит юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, граждан, являющихся собственниками (пользователями) объектов культурного наследия или выявленных объектов культурного наследия; юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, граждан, нарушающих обязательные требования и создающих угрозу или причиняющих вред объектам культурного наследия или выявленным объектам культурного наследия.
Доводы заявителя о противоречии данного пункта ч.ч. 1, 4, 6.1, 9 ст. 9, ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля), по своему смыслу относящим перечисленных лиц к субъектам проверки, а к объекту проверки - деятельность этих лиц, не могут быть признаны обоснованными, заявление в этой части не подлежит удовлетворению на основании следующего.
Часть 1 ст. 9 и част. 1 ст. 10 данного Федерального закона содержат понятие предмета плановой и внеплановой проверки (предметом плановой проверки является соблюдение юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем в процессе осуществления деятельности обязательных требований и требований установленных муниципальным правовыми актами, а также соответствие сведений, содержащихся в уведомлении о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности, обязательным требованиям; предметом внеплановой проверки является соблюдение юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем в процессе осуществления деятельности обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, выполнение предписаний органов государственного контроля (надзора) органов муниципального контроля, проведение мероприятий по предотвращению причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, по обеспечению безопасности государства, по предупреждению возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, по ликвидации последствий причинения такого вреда). Часть 4 ст. 9 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ содержит требования к содержанию ежегодных планов проведения плановых проверок юридических лиц (их филиалов, представительств, обособленных структурных подразделений) и индивидуальных предпринимателей, ч. 6.1 приведенной статьи предусматривают порядок рассмотрения органами прокуратуры проектов ежегодных планов проведения плановых проверок.
В данных нормах, как и во всем Федеральном законе "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" как таковое понятие объекта государственного контроля отсутствует. Кроме того, данный Порядок применяется и в отношении граждан, в отношении которых при проведении проверок Федеральный закон от 26.12.2008 № 294-ФЗ не распространяется, п. 1.6 расположен в разделе "Общие положения". Какие-либо нормативно-правовые акты, регулирующие правоотношения в области сохранения, использования и популяризации объектов культурного наследия, также понятие "объект государственного контроля" не содержат. Таким образом, определение в Порядке объекта государственного контроля в целях его организации и осуществления само по себе не свидетельствует о противоречии п. 1.6 Порядка федеральному законодательству, в котором запрет на включение понятий в разрабатываемые субъектами Российской Федерации в целях реализации функций по государственному контролю (надзору) нормативно-правовые акты, отвечающих целям разрабатываемых актов и не противоречащих по своему смыслу положениям, закрепленным в нормативно-правовых актах, имеющих большую юридическую силу.
Кроме того, следует отметить, что исходя из смысла положений п. 6 ст. 2 (понятие "проверка"), ч.ч. 4 и 6.1 ст. 9 Федерального закона от 26.12.2008 № 294 в их совокупности, статья 9 относит к объектам государственного контроля именно юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Так, под проверкой понимается совокупность проводимых органом государственного контроля (надзора) или органом муниципального контроля в отношении юридического лица, индивидуального предпринимателя мероприятий по контролю для оценки соответствия осуществляемых ими деятельности или действий (бездействия), производимых и реализуемых ими товаров... обязательным требованиям и требованиям, установленным муниципальными правовыми актами. В ежегодном плане проведения плановых проверок юридических лиц... и индивидуальных предпринимателей указываются наименования юридических лиц (их филиалов, представительств, обособленных структурных подразделений), фамилии, имена, отчества индивидуальных предпринимателей, деятельность которых подлежит плановым проверкам... (п. 1 ч. 4 ст. 9), а органы прокуратуры в свою очередь рассматривают проекты ежегодных планов проведения плановых проверок на предмет законности включения в них объектов государственного контроля (надзора), объектов муниципального контроля в соответствии с ч. 4 ст. 9 (ч. 6.1 ст. 9 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ).
Не подлежит удовлетворению заявление в части признания недействующим п.п. 2.1.3 п. 2.1 Порядка в части слов "организации и".
Подпунктом 2.1.3 п. 2.1 Порядка к полномочиям Государственной инспекции по контролю за объектами культурного наследия Пермского края отнесена разработка административного регламента организации и осуществления на территории Пермского края регионального государственного контроля в сфере сохранения, использования и популяризации объектов культурного наследия.
Указание в данной норме на разработку административного регламента, в том числе, организации регионального государственного контроля не входит в противоречие с положениями п. 3 ч. 2 ст. 5 Федерального закона "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", в соответствии с которым к полномочиям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих региональный государственный контроль (надзор), относится разработка административных регламентов осуществления регионального государственного контроля (надзора) или проведения проверок в соответствующих сферах деятельности, а также иным положениям данного Федерального закона.
Региональный государственный контроль (надзор) - это деятельность органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченных на осуществление государственного контроля (надзора) на территории этого субъекта Российской Федерации, осуществляемая данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (п. 3 ст. 2 Федерального закона № 294-ФЗ от 26.12.2008). Пункт 2 ч. 2 ст. 5 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ к полномочиям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих региональный государственный контроль (надзор), также относит организацию и осуществление регионального государственного контроля (надзора) в соответствующих сферах деятельности на территории соответствующего субъекта Российской Федерации с учетом разграничения полномочий федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных на осуществление федерального государственного контроля (надзора), органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченных на осуществление регионального государственного контроля (надзора). Содержание п.п. 2.1.3 п. 2.1 Порядка по своему смыслу соответствуют данной норме и иным нормам Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ: ст. 9 "Организация и проведение плановой проверки", ст. 10 "Организация и проведение внеплановой проверки" ч. 2 ст. 11 (осуществление организации документарной проверки), ст. 14 "Порядок организации проверки", а также п. 4 Положения о государственном контроле в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, согласно которому мероприятия по государственному контролю осуществляются посредством организации и проведения плановых проверок. Административные регламенты осуществления регионального государственного контроля (надзора) по своему смыслу и в целях их разработки содержат в себе также процедуру организации осуществления государственного контроля.
Также суд не находит оснований к удовлетворению заявления в части признания недействующими п.п. 3.2.6, 3.2.7, 3.2.8, 3.2.9 п. 3.2 Порядка, согласно которым уполномоченные должностные лица, осуществляющие государственный контроль, имеют право составлять по результатам проверок акты и представлять их для ознакомления индивидуальным предпринимателям, юридическим лицам, гражданам, осуществляющим использование объектов культурного наследия; выдавать предписания об устранении выявленных в результате проверок нарушений законодательства в области сохранения, использования и популяризации объектов культурного наследия и контролировать исполнение указанных предписаний в установленные сроки; предъявлять гражданам, юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям требования об устранении выявленных в результате проверок нарушений; привлекать в соответствии с законодательством об административных правонарушениях виновных лиц к административной ответственности в пределах своей компетенции.
Исходя из норм действующего законодательства, полномочиями должностных лиц исполнительных органов государственной власти признается совокупность их прав и обязанностей. Пунктом 3.2 Порядка закрепляется перечень прав уполномоченных должностных лиц Государственной инспекции по контролю за объектами культурного наследия Пермского края с целью осуществления регионального государственного контроля. Закрепление за должностными лицами соответствующих прав само по себе не противоречит федеральному законодательству, тем более, что обязанности должностного лица в рамках проведения проверок в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей закреплены в разделе IV Порядка.
Кроме того, следует учитывать, что Порядок организации и осуществления регионального государственного контроля в области сохранения, использования и популяризации объектов культурного наследия на территории Пермского края предусматривает проведение контрольных мероприятий не только в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, но и граждан, при проведении соответствующих мероприятий в отношении последних положения Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ не распространяются, процедура проведения государственного контроля в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей прописана в разделе IV Порядка.
При изложенных обстоятельствах у суда отсутствуют основания для удовлетворения заявления прокурора о признании недействующими п. 1.6, п.п. 2.1.3 п. 2.1 в части слов "организации и", п.п. 3.2.6-3.2.9 п. 3.2 Порядка организации и осуществления регионального государственного контроля в области сохранения, использования и популяризации объектов культурного наследия на территории Пермского края, поскольку они не противоречат федеральному законодательству.
Вместе с тем, заслуживают внимания доводы заявления о несоответствии приложения № 1 к Порядку в части, а также приложения № 4 к Порядку.
В приложение № 1 к Порядку определена форма акта проверки органом государственного контроля соблюдения законодательства в области сохранения, использования и популяризации объектов культурного наследия (памятников истории и культуры); в приложении № к Порядку - форма акта проведения плановой (внеплановой) проверки выполнения условий охранного обязательства при приватизации объекта культурного наследия регионального значения (выявленного объекта культурного наследия, а также охранных обязательств собственников объекта культурного наследия регионального значения и пользователя этим объектом).
Составление таких актов по результатам проверки, непосредственно после ее завершения, предусмотрено п. 4.10 раздела IV "Организация и осуществление государственного контроля в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, иные положения Порядка ссылку на приложения № 1, 4 не содержат. Следовательно, с учетом п. 9 Положения о государственном контроле в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 31.12.2009 № 1204, результаты проверки юридических лиц и индивидуальных предпринимателей должны быть оформлены в соответствии с требованиями Федерального закона "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля".
В соответствии с ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ по результатам проверки должностными лицами органа государственного контроля (надзора),... проводящим проверку, составляется акт по установленной форме в двух экземплярах. Типовая форма акта проверки устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 30.04.2009 № 141 "О реализации положений Федерального закона "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" утверждена типовая форма акта проверки органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля юридического лица, индивидуального предпринимателя (приложение 2). Данный Приказ вступил в силу 25.05.2009.
В форме акта, являющегося приложением к Порядку, не отражены: строка "наименование органа государственного контроля (надзора) или органа муниципального контроля", в строке "была проведена плановая (внеплановая) проверка соблюдения законодательства в области сохранения, использования и популяризации объекта культурного наследия в отношении..." не указаны формы проверок "документарная, выездная"; в сноске к строке "Лицо(-а), проводившее(-ие) проверку" не отражена необходимость указания реквизитов свидетельства об аккредитации и наименования органа по аккредитации, выдавшего свидетельство; отсутствуют строки даты и подписи лица, ознакомленного с актом проверки, получившего копию акта со всеми приложениями. В строке "Дата и номер решения прокурора (его заместителя) о согласовании проведения проверки" содержится сноска "заполняется в случае проведения внеплановой проверки в отношении юридического лица" при необходимой сноске "заполняется в случае необходимости согласования проверки с органами прокуратуры", что, влечет неопределенность заполнения данной строки и оценки законности проведения проверки, поскольку Федеральный закон от 26.12.2008 № 294-ФЗ содержит требования об обязательном согласовании с органами прокуратуры проведения внеплановой проверки.
Доводы представителей заинтересованных лиц со ссылкой на п. 15 Положения о государственном контроле в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации о том, что установление форм документов, составляемых в ходе и по результатам проведения проверок уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, а также порядок их заполнения и учета отнесено к непосредственной компетенции субъекта Российской Федерации, а именно к полномочию высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, не могут быть приняты. С учетом требований ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ утвержденная Приказом Минэкономразвития России от 30.04.2009 № 141 типовая форма акта проверки носит императивный характер, то есть вся указанная в ней информация должна быть включена в акты проверок, разрабатываемые органами исполнительной власти, в том числе, субъектов Российской Федерации, с целью осуществления государственного контроля (надзора). При этом допускается возможность включения в данную форму помимо основной информации иных сведений в зависимости от специфики осуществляемого вида государственного контроля (надзора), муниципального контроля.
В данном случае приложение № 1 к Порядку не отражает всех необходимых сведений, предусмотренных типовой формой.
Действующее законодательство не устанавливает особенности проведения плановой (внеплановой) проверки выполнения юридическими лицами (индивидуальными предпринимателями) условий охранного обязательства при приватизации объекта культурного наследия регионального значения (выявленного объекта культурного наследия, а также охранных обязательств собственников объекта культурного наследия регионального значения и пользователя этим объектом), в связи с чем в такие проверки проводятся в соответствии с общими требованиями Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ. Форма акта, содержащаяся в приложении № 4 к Порядку, как таковая не предусмотрена, по своему содержанию не соответствует типовой форме, утвержденной Приказом Минэкономразвития России от 30.04.2009 № 141.
С учетом изложенного, в соответствии с ч. 2 ст. 253 ГПК РФ следует признать недействующими со дня вступления решения суда в силу приложение № 1 к утвержденному Постановлением Правительства Пермского края от 19.03.2013 № 127-п Порядку организации и осуществления регионального государственного контроля в области сохранения, использования и популяризации объектов культурного наследия на территории Пермского края в части отсутствия строк со сведениями о наименовании органа государственного контроля (надзора) или органа муниципального контроля, формах проверок (документарная или выездная), реквизитах свидетельства об аккредитации и наименовании органа по аккредитации, выдавшего свидетельство, о дате и подписи лица, ознакомленного с актом проверки, получившим копию акта со всеми приложениями; в части слов "заполняется в случае проведения внеплановой проверки в отношении юридического лица"; приложение № 4 к указанному Порядку. Указанные положения применяются с 05.04.2013, порождая правовые последствия, в связи с чем подлежат признанию недействующими со дня вступления настоящего решения в законную силу.
Руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,

решил:

Заявление первого заместителя прокурора Пермского края удовлетворить частично: признать недействующими со дня вступления решения суда в силу приложение № 1 к утвержденному Постановлением Правительства Пермского края от 19.03.2013 № 127-п Порядку организации и осуществления регионального государственного контроля в области сохранения, использования и популяризации объектов культурного наследия на территории Пермского края в части отсутствия строк со сведениями о наименовании органа государственного контроля (надзора) или органа муниципального контроля, о формах проверок (документарная или выездная), о реквизитах свидетельства об аккредитации и наименовании органа по аккредитации, выдавшего свидетельство, о дате и подписи лица, ознакомленного с актом проверки, получившего копию акта со всеми приложениями; в части слов "заполняется в случае проведения внеплановой проверки в отношении юридического лица"; приложение № 4 к указанному Порядку организации и осуществления регионального государственного контроля в области сохранения, использования и популяризации объектов культурного наследия на территории Пермского края.
В остальной части заявление оставить без удовлетворения.
После вступления решения суда в законную силу сообщение об этом решении должно быть опубликовано в Бюллетене законов Пермского края, правовых актов губернатора Пермского края. Правительства Пермского края, исполнительных органов государственной власти Пермского края.
Решение может быть обжаловано и на него может быть подано представление прокурором в Верховный Суд Российской Федерации через Пермский краевой суд в течение месяца со дня составления мотивированного решения - 27 августа 2013 года.
Решение вступило в законную силу 28 сентября 2013 года.

Судья
О.Н.ЕФРЕМОВА


------------------------------------------------------------------