Типы документов

Реклама

Партнеры

Решение Пермского краевого суда от 06.08.2013 по делу N 3-93-2013 <Об отказе в удовлетворении заявления о признании недействующим Постановления Правительства Пермского края от 14.09.2012 N 869-п "О порядке расчета размера платы за коммунальную услугу по отоплению">



ПЕРМСКИЙ КРАЕВОЙ СУД

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 6 августа 2013 г. по делу № 3-93-2013

Пермский краевой суд в составе:
председательствующего судьи Филатовой Е.С.
при секретаре Т.,
с участием прокурора Масленниковой И.А., представителей заявителя М.Н., С., представителя Правительства Пермского края, Министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Пермского края П., представителя Министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Г., действующих на основании доверенностей,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению М.Г. о признании незаконным нормативного акта,

установил:

14 сентября 2012 года Правительством Пермского края принято Постановление № 869-п "О порядке расчета размера платы за коммунальную услугу по отоплению". Текст постановления опубликован в Бюллетене законов Пермского края, правовых актов губернатора Пермского края, Правительства Пермского края, исполнительных органов государственной власти Пермского края № 37 от 17.09.2012.

М.Г. обратилась в Пермский краевой суд с заявлением об отмене Постановления Правительства Пермского края от 14.09.2012 № 869 как противоречащего ст. 157 Жилищного кодекса РФ, Постановлению Правительства РФ от 25.05.2006 № 306 "Об утверждении Правил установления и определения нормативов потребления" (с учетом уточненных требований). В заявлении М.Г. указывает на то, что норматив на тепловую энергию должен соответствовать п. 14 Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 за № 306, срок действия нормативов составляет не менее трех лет. Данными Правилами (раздел III) должны быть установлены методы установления нормативов. Нормативы потребления коммунальных услуг в жилых помещениях устанавливаются единым для группы многоквартирных домов, имеющих аналогичные конструктивные и технические параметры, степень благоустройства, одинаковые климатические условия, этажность, год постройки. В г. Верещагино нормативы на тепловую энергию на отопление утверждены Думой Верещагинского городского поселения (решение № 25/165 от 20.06.2007, срок действия 3 года), решением Думы Верещагинского городского поселения № 24/175 от 27.07.2010 срок действия нормативов продлен до 01.01.2013. Расчет норматива не соответствует Правилам установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, в итоге утвержден усредненный норматив по всему жилому фонду в г. Верещагине. Норматив утвержден Думой Верещагинского городского поселения 20.06.2007 (решение от 24/175) на период 233 суток в размере 0.023599 Гкал на 1 кв. м общей площади жилых помещений в месяц, 0,286188 Гкал на 1 кв. м в год, в связи с чем усредненный норматив не соответствует федеральному нормативно-правовому акту. Администрация Верещагинского городского поселения бездействует, равно как и Правительство Пермского края. М.Г., является инвалидом <...> группы, проживает в трехкомнатной квартире по адресу: <...>, в течение длительного времени оплачивает отопление по завышенному тарифу, в связи с принятием
оспариваемого постановления вынуждена оплачивать завышенную стоимость данной коммунальной услуги еще три года. Кроме того, срок действия норматива, установленного по Верещагинскому городскому поселению, истек, норматив является недействующим.
В судебное заседание М.Г. не явилась, представлено письменное заявление, в котором она на удовлетворении требований настаивает. Ее представители С., М.Н. заявленные требования поддержали. С. представлены письменные пояснения в обоснование заявления. Приведены дополнительно доводы о принятии оспариваемого постановления с нарушением действующего законодательства в части порядка вступления в силу.
Представитель Правительства Пермского края, Министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Пермского края П., представитель Министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Г. возражают против удовлетворения заявленных требований по доводам, изложенным в письменных возражениях.
Заслушав представителей заявителя, заинтересованных лиц, заключение прокурора, полагающего заявленные требования не подлежащими удовлетворению, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно п. "к" ч. 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации жилищное законодательство отнесено к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам (ч. 2 и 5 ст. 76 Конституции Российской Федерации).
Частью 1 ст. 157 ЖК РФ предусмотрено, что размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
23 мая 2006 года в соответствии со ст. 157 ЖК РФ Постановлением Правительства РФ № 306 утверждены Правила установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг (с последующими редакциями), которые определяют порядок установления нормативов потребления коммунальных услуг (холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение, отопление) и требования к их формированию, с учетом последующих изменений.

В настоящее время также действуют Правила предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 23.06.2006 № 307 в части, касающейся порядка расчета размера платы за коммунальную услугу по отоплению), и пунктов 1-4 приложения № 2 к Правилам (в части, касающейся порядка расчета размера платы за коммунальную услугу по отоплению), которые утрачивают силу с 1 января 2015 года.
В соответствии со ст. 157 ЖК РФ Правительством РФ также принято Постановление от 06.05.2011 № 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов", которыми утверждены Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов и изменения, которые вносятся в Постановления
Правительства Российской Федерации по вопросам предоставления коммунальных услуг (с последующими редакциями).
Постановлением Правительства РФ от 27.08.2012 № 857 "Об особенностях применения в 2012-2014 годах Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов", утвердившим Правила расчета размеры платы за коммунальную услугу по отоплению в 2012-2014 годах, в п. 1 установлено, что Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов", в части определения размера платы за предоставленную услугу по отоплению применяются в 2012-2014 годах с учетом одной из следующих особенностей: 1) органам государственной власти субъектов Российской Федерации предоставлено право в целях определения размера платы за коммунальную услугу по отоплению, предоставленную потребителю в необорудованном индивидуальным прибором учета тепловой энергии жилом доме или жилом помещении (квартире) или нежилом помещении в многоквартирном доме, который не оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии, до 15 сентября 2012 года принять решение об осуществлении потребителями оплаты коммунальной услуги по отоплению за все расчетные месяцы календарного года (в случае принятия указанного решения определение размера платы за коммунальную услугу по отоплению осуществляется с Правилами расчета размера платы за коммунальную услугу по отоплению в 2012-2014 годах, утвержденными настоящим Постановлением) (п.п. "а" п. 1): 2) разрешено органам государственной власти субъектов Российской Федерации до 15.09.2012 принять решение о применении при расчете размера платы за коммунальную услугу по отоплению порядка расчета размера платы за коммунальную услугу по отоплению в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 № 307, используя при этом нормативы потребления тепловой энергии на отопление, действовавшие по состоянию на 30.06.2012 (п.п. "б" п. 1).
В п. 2 Постановления Правительства РФ от 27.08.2012 № 857 указано на возможность органов государственной власти субъектов Российской Федерации, принявших одно из вышеуказанных решений, в любой момент принять решение о применении порядка расчета размера платы за коммунальную услугу по отоплению, предусмотренного Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов".
Данное Постановление вступило в силу со дня его официального опубликования, 31.08.2012 (дата опубликования в "Российской газете"), Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов - с 01.09.2012.
Постановлением Правительства Пермского края от 14.09.2012 № 869-п установлено, что при расчете платы за коммунальную услугу по отоплению на территории Пермского края применяется порядок расчета размера платы за коммунальную услугу по отоплению в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 № 307, при этом используются нормативы по состоянию на 30.06.2012 (п. 1). Порядок расчета размера платы за коммунальную услугу по отоплению в соответствии с п. 1 настоящего Постановления применяется со дня вступления в силу Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 "О предоставлении коммунальных услуг
собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" (далее Правила предоставления коммунальных услуг), до принятия Правительством Пермского края решения о применении порядка расчета размера платы за коммунальную услугу по отоплению, предусмотренного Правилами предоставления коммунальных услуг (п. 2).
Оспариваемое Постановление принято в соответствии с предоставленными Правительству Пермского края как органу государственной власти субъекта Российской Федерации полномочиями на основании п.п. "б" п. 1 Постановления Правительства РФ от 27.08.2012 № 857, во исполнение данного Постановления и содержит по своему характеру отсылочные нормы к федеральным нормативным актам, закрепляющим порядок расчета платы за коммунальную услугу по отоплению в многоквартирных домах, оборудованных общедомовыми приборами учета, и при отсутствии индивидуальных и общих (квартирных) приборов учета.
В силу ст. 23 Федерального конституционного закона от 17.12.1997 № 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации" Правительство Российской обязано обеспечивать реализацию положений Жилищного кодекса Российской Федерации, в том числе издавать постановления, обязательные к исполнению в Российской Федерации всеми, включая органы государственной власти субъектов Российской Федерации, на условиях и в порядке, предусмотренном действующими нормативными актами. Согласно п. 9 ст. 13 ЖК РФ перечень вопросов, отнесенных к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области жилищных отношений, не является исчерпывающим. Следовательно, осуществление Правительством Пермского края полномочия по выбору установленного нормативными актами Правительства Российской Федерации порядка расчета размера платы за коммунальную услугу по отоплению не приводит к нарушению как ст. 157 ЖК РФ, так и Постановления Правительства РФ от 23.05.2006 № 306 "Об утверждении Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг", на которые ссылается заявитель.
Более того, Постановлением Правительства РФ от 06.04.2013 № 307, вступившим в силу 10.04.2013 "О некоторых вопросах применения Постановления Правительства Российской Федерации от 27 августа 2012 г. № 857" подтверждено право органов государственной власти субъектов Российской Федерации принять одно из решений, предусмотренных п. 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 27.08.2012 № 857 "Об особенностях применения в 2012-2014 годах Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов", в том числе в случае, если органы государственной власти субъектов Российской Федерации приняли решение, предусмотренное п. 2 указанного Постановления.
С учетом изложенного суд приходит к выводу о том, что Постановление от 14.09.2012 № 869-п не противоречит Жилищному кодексу РФ, иным нормативным актам, имеющим большую юридическую силу. Сам по себе оспариваемый нормативный акт права М.Г. не нарушает.
Фактически заявитель не согласен с нормативом на отопление, утвержденным решением Думы Верещагинского городского поселения от 20.06.2007 № 25/165. В случае, если М.Г. полагает, что применяемым в настоящее время на территории Верещагинского городского поселения нормативом на отопление нарушаются ее права как собственника жилого помещения, плата за данную коммунальную услугу необоснованно завышена, она не лишена возможности выбрать иной способ защиты своего нарушенного права.
Относительно доводов представителя заявителя С. о неправомерности
указания в п. 3 постановления о вступлении его в силу со дня опубликования, поскольку такое указание не основано на положении п. 5 ст. 8 Федерального закона от 06.10.1999 № 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ", предусматривающей, что законы и иные нормативные правовые акты субъекта РФ по вопросам защиты прав и свобод человека и гражданина вступают в силу не ранее чем через десять дней после их официального опубликования, то они не могут быть признаны обоснованными на основании следующего.
Данный Федеральный закон является общим законом, устанавливающим порядок вступления в силу законов и других нормативных актов субъектов Российской Федерации, содержащееся в нем регулирование, согласно которому нормативные акты по вопросам защиты прав и свобод человека и гражданина вступают в силу не ранее чем через десять дней после их официального опубликования не препятствует субъекту Российской Федерации самому определять порядок вступления в силу своих законов и нормативных актов. В силу ч. 5 ст. 29 Устава Пермского края Устав Пермского края, законы Пермского края, указы губернатора Пермского края, постановления Правительства Пермского края, нормативные правовые акты исполнительных органов государственной власти Пермского края, требующие официального опубликования, вступают в силу после их официального опубликования. Часть 3 ст. 16 Закона Пермского края от 07.09.2007 № 107-ПК "О системе исполнительных органов государственной власти Пермского края" предусматривает вступление постановлений Правительства Пермского края по вопросам защиты прав и свобод человека и гражданина в силу не ранее чем через десять дней после дня их официального опубликования. Датой официального опубликования постановлений Правительства Пермского края считается дата первой публикации текста постановления в одном из официальных печатных изданий, определенных в качестве таковых для официального опубликования законов Пермского края, а также в иных средствах массовой информации, учрежденных для обнародования (официального опубликования) правовых актов органов государственной власти Пермского края. Иные постановления Правительства Пермского края вступают в силу со дня подписания, если самими постановлениями Правительства Пермского края не предусмотрен иной порядок вступления их в силу.
Оспариваемое М.Г. Постановление Правительства Пермского края не регулирует непосредственно вопросы защиты прав и свобод человека и гражданина, не содержит нормы, устанавливающие какие-либо права и обязанности граждан, направлено на исполнение Постановления Правительства РФ от 27.08.2012 № 857 в части применения Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов.

В соответствии с ч. ст. 253 ГПК РФ суд, признав, что оспариваемый нормативный правовой акт не противоречит федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, принимает решение об отказе в удовлетворении соответствующего заявления.
Принимая во внимание, что Постановление от 14.09.2012 № 869-п "О порядке расчета размера платы за коммунальную услугу по отоплению" принято Правительством Пермского края в пределах своих полномочий с соблюдением процедуры, не противоречит Жилищному кодексу РФ, какому-либо федеральному закону или иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, М.Г. в удовлетворении заявленного требования следует отказать.
Руководствуясь ст. 194-199, ч. 1 ст. 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,

решил:

М.Г. в удовлетворении заявления об оспаривании Постановления Правительства Пермского края от 14.09.2012 № 869-п "О порядке расчета размера платы за коммунальную услугу по отоплению" отказать.
Решение может быть обжаловано и на него может быть подано представление прокурором в Верховный Суд Российской Федерации через Пермский краевой суд в течение месяца со дня составления мотивированного решения - 12 августа 2013 года.

Судья
Е.С.ФИЛАТОВА


------------------------------------------------------------------