Типы документов

Реклама

Партнеры

Указание Прокуратуры Пермского края от 09.08.2013 N 77/7 "Об усилении прокурорского надзора за соблюдением трудовых прав граждан"



ПРОКУРАТУРА ПЕРМСКОГО КРАЯ

УКАЗАНИЕ
от 9 августа 2013 г. № 77/7

ОБ УСИЛЕНИИ ПРОКУРОРСКОГО НАДЗОРА ЗА СОБЛЮДЕНИЕМ ТРУДОВЫХ
ПРАВ ГРАЖДАН

Право на труд является основным социально-экономическим правом человека и гражданина. Конституцией РФ гарантируется право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, а также право на защиту от безработицы.
В соответствии с Приказом Генерального прокурора РФ от 07.12.2007 № 195 "Об организации прокурорского надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина" надзор за исполнением трудовых прав граждан определен как приоритетный в деятельности органов прокуратуры.
Результаты работы органов прокуратуры края показали, что не всеми прокурорами данному направлению надзора уделяется должное внимание.
Требуют совершенствования система оперативного мониторинга состояния законности в указанной сфере правоотношений путем использования всего комплекса предоставленных полномочий в рамках межведомственного взаимодействия, а также формы и методы надзорной деятельности.
В целях обеспечения надлежащей организации органами прокуратуры края надзора в сфере соблюдения трудовых прав работников, во исполнение Приказа Генерального прокурора Российской Федерации от 07.12.2007 № 195 "Об организации прокурорского надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина", указания Генерального прокурора Российской Федерации от 14.11.2008 № 229/7р "Об организации прокурорского надзора в связи с принимаемыми Правительством Российской Федерации мерами по оздоровлению ситуации в финансовом и других секторах экономики", руководствуясь статьей 18 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации", обязываю:

1. Прокуроров городов и районов, прокуроров по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях, Пермского прокурора по надзору за исполнением законодательства на особо режимных объектах:
1.1. Незамедлительно принять меры по повышению эффективности прокурорского надзора в сфере защиты трудовых прав граждан.
Осуществлять постоянный мониторинг исполнения законодательства, регулирующего трудовые права граждан, на поднадзорной территории, наладить конструктивное взаимодействие и обмен информацией с органами местного самоуправления, правоохранительными, контролирующими и иными органами, в том числе с использованием возможностей межведомственных рабочих групп по противодействию нарушениям трудовых прав граждан на своевременную и полную оплату труда, созданных в территориальных прокуратурах.
1.2. Систематически анализировать состояние законности в сфере соблюдения трудовых прав граждан, в том числе с учетом типичных нарушений трудового законодательства, указанных в информационно-методических документах Генеральной прокуратуры РФ и прокуратуры края. В анализе отражать динамику, проблемные вопросы и предложения о мерах, необходимых для улучшения ситуации в данной сфере, результаты анализа использовать при планировании надзорных мероприятий, своевременно принимать меры прокурорского реагирования по выявленным в ходе анализа нарушениям законодательства.
1.3. Безотлагательно принимать меры превентивного характера, направленные на обеспечение исполнения трудового законодательства, активнее использовать полномочия по направлению предостережений о недопустимости нарушения закона.
Каждому факту выявленных нарушений давать принципиальную оценку, своевременно принимать исчерпывающие меры прокурорского реагирования, в том числе уголовного, административного и гражданско-правового характера.
Максимально использовать средства массовой информации для освещения деятельности органа прокуратуры по вопросам соблюдения трудового законодательства, в том числе результатов проведенных проверок.
1.4. При осуществлении надзора за соблюдением трудовых прав граждан в части своевременной и полной оплаты труда:
- на постоянном контроле держать ситуацию с обеспечением своевременности оплаты труда и систематически проводить проверки с выходом в организации, имеющие задолженность перед работниками, в том числе и не представляющие сведения о наличии такой задолженности в органы госстатистики;
- при выявлении нарушений трудовых прав работников выяснять причины и условия допущенных нарушений, устанавливать лиц, их совершивших, давать оценку действий собственников по обеспечению и соблюдению трудовых и иных социальных прав работников, принимаемым ими мерам по погашению образовавшегося долга по оплате труда, в том числе на наличие признаков доведения предприятия до банкротства;
- при поступлении обращений работников оценивать ситуацию по оплате труда на предприятии в целом, своевременно принимая весь комплекс мер прокурорского реагирования для устранения выявленных нарушений и привлечения виновных лиц к ответственности;
- в случае выявления фактов непринятия должностными лицами мер по погашению задолженности по заработной плате использовать всю полноту предоставленных законом полномочий, инициировать привлечение их к административной и уголовной ответственности. Во всех случаях готовить материалы и направлять в суд заявления в порядке ст. 45 ГПК РФ для взыскания задолженности по оплате труда конкретных работников;
- по каждому внесенному акту прокурорского реагирования в сфере обеспечения трудовых прав работников на своевременную и полную оплату труда добиваться реального устранения выявленных нарушений;
- при вынесении постановлений об отказе в возбуждении уголовного дела в порядке ст. 145 УПК РФ, руководствуясь ч. 4 ст. 4.5. КоАП РФ, решать вопрос о привлечении должностных и юридических лиц к административной ответственности;
- мерами прокурорского реагирования пресекать факты неправомерного осуществления дисквалифицированным лицом (в течение срока дисквалификации) деятельности по управлению предприятием;
- формировать реестр организаций, осуществляющих деятельность на поднадзорной территории, имеющих (имевших в течение года) задолженность по выплате заработной платы, обеспечив постоянный контроль за погашением и выплатой в срок заработной платы работникам указанных предприятий;
- в целях организации системного надзора и накопления информации сформировать наблюдательные производства по организациям, расположенным на поднадзорной территории, которые имеют либо имели задолженность по выплате заработной платы;
- в каждом случае проверять достоверность сведений, представленных юридическими лицами в органы госстатистики. При выявлении фактов нарушений порядка представления статистической информации, а равно представления недостоверной статистической информации о наличии (отсутствии) задолженности по заработной плате принимать соответствующие меры реагирования, вплоть до возбуждения дел об административном правонарушении по ст. 13.19 КоАП РФ;
- проводить регулярные проверки полноты реализации судебными приставами-исполнителями полномочий по своевременному и полному исполнению решений судов о взыскании начисленной, но не выплаченной заработной платы. Наладить необходимое взаимодействие и обмен информацией с подразделениями службы судебных приставов, обеспечивать полный и объективный анализ полученной информации.
При наличии фактов невыплаты заработной платы по вступившим в законную силу судебным решениям либо решениям КТС о взыскании в пользу работников задолженности проверять полноту и законность мер, принятых судебными приставами-исполнителями в ходе принудительного исполнения требований исполнительных документов, в том числе давать оценку причинам длительного неисполнения судебных решений.
Добиваться неукоснительного исполнения судебными приставами, а также органами, организациями и гражданами, исполняющими в случаях, предусмотренных законодательством, требования, содержащиеся в исполнительных документах, законодательства об исполнительном производстве.
В случаях злостного неисполнения представителем власти, государственным или муниципальным служащим, а также служащим государственного или муниципального учреждения, коммерческой или иной организации судебного акта, а равно воспрепятствования его исполнению оценивать полноту мер, принимаемых должностными лицами службы судебных приставов к их уголовному преследованию по ст. 315 УК РФ.
1.5. При осуществлении надзора за соблюдением трудовых прав работников организаций, имеющих признаки банкротства или находящихся в стадии банкротства:
- выявлять причины и условия, способствовавшие возникновению задолженности или банкротству предприятия, оценивать полноту мер, принятых должностными лицами, собственниками (учредителями) предприятия-должника по предупреждению банкротства предприятия, для оценки финансово-экономического состояния предприятия-должника (банкрота) привлекать специалистов территориальных налоговых органов, при наличии признаков преднамеренного или фиктивного банкротства, иных составов преступления направлять соответствующие материалы в порядке ч. 2 ст. 37 УПК РФ в органы предварительного следствия;
- оценивать своевременность подачи руководителем предприятия-должника, имеющего признаки банкротства, заявления в арбитражный суд о признании предприятия банкротом, после изучения указанной информации решать вопрос о привлечении должностных лиц предприятия-должника, не обратившегося в суд с заявлением о банкротстве, к административной ответственности по ч. 5 ст. 14.13 КоАП РФ;
- к проверкам деятельности арбитражных управляющих предприятий-должников при необходимости привлекать специалистов управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю (далее - Управление Росреестра) и налоговых органов;
- оценивать полноту реализации налоговым органом имеющихся полномочий в деле о банкротстве таких организаций;
- взять под особый контроль деятельность арбитражных управляющих в ходе проведения процедур увольнения работников в связи с ликвидацией организации или с сокращением численности (штата), своевременной выплаты текущей заработной платы работникам, формирования реестра кредиторов в части включения требований работников по выплате задолженности по оплате труда организации, возникшей до введения процедуры банкротства;
- оценивать полноту исполнения арбитражными управляющими законодательства о банкротстве и влияние принимаемых мер на соблюдение трудовых прав работников (принятые меры по выявлению имущества должника, его возврату, взысканию дебиторской задолженности, соблюдение очередности удовлетворения требований кредиторов, своевременность погашения требований кредиторов, проведение денежных операций с использованием только одного расчетного счета, недопущение затягивания процедуры банкротства, инициирование привлечения руководителей, учредителей (контролирующих лиц) должника к субсидиарной ответственности и др.);
- при выявлении случаев ненадлежащего исполнения арбитражными управляющими возложенных на них обязанностей в обязательном порядке вносить представления в саморегулируемые организации арбитражных управляющих, членами которых они являются, а также направлять материалы проверки в Управление Росреестра по Пермскому краю с целью решения вопроса о возбуждении в отношении арбитражного управляющего дела об административном правонарушении по ч. 3 ст. 14.13 КоАП РФ;
- контролировать принудительное исполнение судебных решений в пользу предприятий-банкротов, обратив особое внимание исполнению законодательства при принудительном взыскании в их пользу дебиторской задолженности, а также при возврате имущества банкротному предприятию.
Обеспечить взаимодействие территориальных прокуратур по месту нахождения предприятия-банкрота и по месту нахождения исполнительных производств в пользу указанного предприятия. Для этих целей, используя информацию, содержащуюся в отчетах арбитражных управляющих организаций-банкротов, устанавливать наличие подобных исполнительных производств, о которых незамедлительно информировать территориальных прокуроров по месту их нахождения с целью обеспечения соответствующего контроля за полным и своевременным исполнением требований судебных решений о взыскании задолженности в пользу банкрота и возврату ему имущества, воспрепятствования затягиванию процедуры банкротства. О выявленных в деятельности судебных приставов нарушениях информировать территориального прокурора по месту нахождения предприятия-банкрота;
- в случаях установления фактов причинения убытков должникам, кредиторам, третьим лицам арбитражными управляющими в результате ненадлежащего исполнения возложенных на них обязанностей направлять соответствующие материалы в Управление Федеральной налоговой службы по Пермскому краю (в случае участия Управления в деле о банкротстве в качестве уполномоченного органа) для решения вопроса об обращении в суд с заявлением о возмещении убытков.
1.6. При осуществлении надзора за соблюдением трудовых прав граждан в части обеспечения занятости населения:
- систематически проверять работу территориальных центров занятости населения по оказанию услуг в сфере содействия занятости населения и защите от безработицы, по поступлению и расходованию выделенных на эти цели средств из федерального и регионального бюджетов. Обращать внимание на вопросы трудоустройства и обучения особо нуждающихся в социальной защите граждан, в том числе несовершеннолетних. Требовать от должностных лиц центров занятости выполнения возложенных обязанностей по созданию банков данных вакантных рабочих мест, соблюдению преимущественного права безработных граждан, не получающих пособия по безработице, а также безработных граждан, состоящих на учете в органах службы занятости свыше шести месяцев, на участие в общественных работах;
- проводить проверки исполнения трудового законодательства во всех организациях, находящихся на поднадзорной территории, в которых проводится процедура сокращения численности или штата работников, введен режим неполного рабочего времени (недели) либо организация находится в простое;
- при выявлении нарушений законодательства устанавливать причины и условия, им способствовавшие, конкретных лиц, виновных в ущемлении трудовых прав граждан;
- принимать исчерпывающие меры прокурорского реагирования для устранения выявленных нарушений и привлечения виновных лиц к ответственности.
1.7. При осуществлении надзора за соблюдением трудовых прав граждан в части охраны труда:
- обеспечить взаимодействие и обмен информацией с органами местного самоуправления, Государственной инспекцией труда в Пермском крае, профсоюзными и другими органами;
- своевременно информировать контролирующие органы и профсоюзные организации о результатах проверок, проведенных по их информации;
- при выявлении нарушений законодательства об охране труда и обеспечении прав работников на безопасные условия труда своевременно реагировать, принимая исчерпывающие меры, направленные на устранение нарушений и недопущение производственного травматизма;
- при поступлении информации о несчастном случае на производстве проводить проверки, устанавливать причины несчастного случая, мерами прокурорского реагирования добиваться их устранения и привлечения виновных лиц к ответственности;
- по материалам, содержащим признаки преступных деяний, организовывать проведение проверок в порядке ст. ст. 144-145 УПК РФ;
- в случае вынесения постановления об отказе в возбуждении уголовного дела в порядке ст. 145 УПК РФ, руководствуясь ч. 4 ст. 4.5. КоАП РФ, решать вопрос о привлечении должностных и юридических лиц к административной ответственности.
Проверки исполнения законодательства об охране труда планировать и проводить регулярно с учетом данных анализа травматизма.
1.8. При осуществлении надзора за соблюдением трудовых прав граждан в части оформления трудовых отношений, а также для выявления фактов "конвертных" систем оплаты труда:
- наладить взаимодействие и обмен информацией с налоговыми органами, отделениями Пенсионного фонда Российской Федерации, профсоюзными и иными организациями;
- организовать проверки по каждой поступившей информации о нарушении порядка оформления трудовых отношений, а также для выявления фактов "конвертных" систем оплаты труда, принимать весь комплекс мер прокурорского реагирования для устранения выявленных нарушений.
1.9. Практиковать проведение совместных проверок исполнения трудового законодательства работодателями с участием контролирующих органов. В рамках соглашения, заключенного с объединением организаций профсоюзов Пермского края "Пермский крайсовпроф", задействовать потенциал профсоюзных организаций.
1.10. Принимать непосредственное участие в заседаниях межведомственной комиссии по предотвращению социальной напряженности в Пермском крае (далее - МВК) о ситуации, сложившейся в организациях, расположенных (осуществляющих деятельность) на поднадзорной территории, в пределах компетенции контролировать исполнение принятых на МВК решений.
1.11. Анализировать своевременность и качество рассмотрения обращений граждан о нарушении трудовых прав граждан органами местного самоуправления, правоохранительными и контролирующими органами.
Каждому факту неисполнения требований Федерального закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" давать принципиальную оценку, решать вопрос о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном по ст. 5.59 КоАП РФ.
1.12. По результатам прокурорских проверок в организациях, имеющих задолженность по оплате труда, и установлении признаков состава преступления, предусмотренного ст. 145-1 УК РФ, инициировать проведение доследственных проверок в порядке ст. 144-145 УПК РФ.
В случае вынесения следственными органами постановлений об отказе в возбуждении уголовного дела незамедлительно изучать материалы проверок. При наличии оснований отменять незаконные процессуальные решения.
После изучения прокурором, в случае согласия с принятыми решениями, материалы доследственных проверок с заключением об обоснованности и законности принятого решения направлять в управление по надзору за следствием, дознанием и ОРД прокуратуры края для проверки законности принятых решений.
Неукоснительно соблюдать сроки и порядок направления специальных донесений об уголовных делах, возбужденных по фактам невыплаты населению заработной платы, пенсий и иных социальных платежей, установленные Приказом прокурора края от 29.07.2010 № 135 "О порядке предоставления специальных донесений и иной обязательной информации".
По уголовным делам, возбужденным по ст. 145-1 УК РФ, обеспечить действенный надзор за соблюдением сроков предварительного следствия. По выявленным фактам волокиты при наличии оснований своевременно вносить требования об устранении нарушений федерального законодательства и добиваться их безусловного выполнения.
В случаях прекращения уголовного дела или приостановления производства по делу обеспечить проверку и изучение материалов таких уголовных дел в течение одного месяца со дня вынесения соответствующего постановления.
После изучения дел прокурором, в случае согласия с принятыми процессуальными решениями, незамедлительно представлять уголовные дела в управление по надзору за следствием, дознанием и ОРД прокуратуры края с заключениями об обоснованности принятых решений.
1.13. Информировать прокуратуру края докладными записками:
1.13.1. Еженедельно (в первый рабочий день) при наличии задолженности по заработной плате до полного погашения задолженности о динамике погашения задолженности на предприятии, принятых мерах прокурорского реагирования;
1.13.2. Ежемесячно к 3 числу месяца о результатах прокурорского надзора по обеспечению права граждан на своевременную и полную оплату труда в соответствии с поручением заместителя Генерального прокурора РФ Зайцева С.П. от 21.12.2011 № 32/1-33-2011.
1.13.3. Ежемесячно к 5 числу каждого месяца по состоянию на 1-е число текущего месяца - о предприятиях, нарушающих права работников, причинах нарушений, о публичных мероприятиях, происходивших в отчетном периоде в связи с ущемлением трудовых прав граждан, мерах, принятых прокурором по выявленным нарушениям, результатах их рассмотрения, реальном устранении нарушений, итогах прокурорских проверок.
1.13.4. Ежеквартально к 3 числу следующего за кварталом месяца - о состоянии прокурорского надзора за исполнением трудового законодательства в части своевременной оплаты труда, выявленных нарушениях федерального законодательства, касающегося выплат работодателями "серых зарплат" работникам, трудового законодательства в части легализации трудовых отношений, о фактах уклонения от уплаты налогов и страховых сборов в Пенсионный фонд РФ путем оплаты труда "в конвертах", непредставления сведений о доходах физических лиц в налоговую службу, о состоянии прокурорского надзора за исполнением трудового законодательства в части обеспечения безопасных условий и охраны труда и мерах, принятых органами прокуратуры для устранения данных нарушений.
2. Управлению по надзору за исполнением федерального законодательства прокуратуры края:
2.1. По итогам полугодия и года анализировать состояние законности и практики прокурорского надзора за соблюдением трудовых прав граждан.
2.2. Обеспечить информацией, полученной от краевых контрольно-надзорных и иных органов, территориальных прокуроров для использования в надзорной деятельности и повышения эффективности аналитической работы.
2.3. Систематически проводить рабочие встречи (совещания, семинары, круглые столы и т.д.) для выработки единого подхода при решении проблемных вопросов в сфере соблюдения трудовых прав граждан, проведении совместных проверочных мероприятий и координации деятельности горрайспецпрокуроров, а также органов власти и управления всех уровней.
2.4. Продолжить организационное обеспечение работы выездной приемной прокурора края.
2.5. Ежеквартально проводить заседания межведомственной рабочей группы по противодействию нарушениям трудовых прав граждан на своевременную и полную оплату труда, на которых рассматривать актуальные вопросы по соблюдению трудовых прав граждан.
2.6. Обеспечить участие в работе межведомственной комиссии по предотвращению социальной напряженности в Пермском крае при Правительстве края.
3. Начальникам управлений и отделов прокуратуры края, горрайпрокурорам освещать в средствах массовой информации свою деятельность на данном направлении надзора. В рамках правового просвещения населения на регулярной основе разъяснять положения трудового законодательства, проводить встречи с трудовыми коллективами.
4. Контроль за выполнением указания возложить на заместителей прокурора края по направлениям деятельности.
5. Указание прокурора края от 25.05.2012 № 64/7 "Об усилении прокурорского надзора за соблюдением трудовых прав граждан" считать утратившим силу.
Указание направить заместителям прокурора Пермского края, начальникам управлений и отделов, прокурорам городов и районов, прокурорам по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях, Пермскому прокурору по надзору за исполнением законодательства на особо режимных объектах, которым довести его содержание до сведения подчиненных работников.

Прокурор края
государственный советник
юстиции 3 класса
А.Ю.БЕЛЫХ


------------------------------------------------------------------