Типы документов

Реклама

Партнеры

Решение Пермского краевого суда от 21.06.2013 по делу N 3-67-2013 <Об отказе в удовлетворении заявления о признании недействующим Постановления Правительства Пермского края от 05.02.2013 N 43-п "О внесении изменений в Постановление Правительства Пермского края от 22 декабря 2010 г. N 1075-п "Об утверждении Порядка приобретения социальных проездных документов для проезда в транспорте общего пользования городского и пригородного сообщения на территории Пермского края и об установлении стоимости социальных проездных документов">



ПЕРМСКИЙ КРАЕВОЙ СУД

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 21 июня 2013 г. по делу № 3-67-2013

Пермский краевой суд в составе
председательствующего судьи Спиридонова Е.В.
при секретаре В.
с участием прокурора Масленниковой И.А.,
заявителей Б., К., Ч., П., П1, Я., П2, А., П3, К1, С., Ч., С1, К2 и ее представителя К3, К4 и ее представителя Б1, представителей Правительства Пермского края П4 и М., представителя Министерства социального развития Пермского края Ч., представителя Министерства транспорта и связи Пермского края Б1. рассмотрел в открытом судебном заседании в городе Перми 21 июня 2013 года гражданское дело по заявлению Г., К2, С2, Л., К5, Я., К6, А1, В., Д., Л., Л1, Р., Ч1, К1, Ч2, Г., Б., Н., М1, У., Ю., Ч., М2, Д1, П2, А., Ф., П3, П4, П5, К2, Ш., К3, М3, П6, Д1, П6, К4, К5, Р1, Р2, Ф1, П7, Т, Т1, П., С., С., Т2, Т3, К6 о признании недействующим Постановления Правительства Пермского края от 5 февраля 2013 г. № 43-п "О внесении изменений в Постановление Правительства Пермского края от 22 декабря 2010 г. № 1075-п "Об утверждении Порядка приобретения социальных проездных документов для проезда в транспорте общего пользования городского и пригородного сообщения (кроме такси) на территории Пермского края и об установлении стоимости социальных проездных документов",

установил:

Постановлением Правительства Пермского края 22 декабря 2010 г. № 1075-п утвержден Порядок приобретения социальных проездных документов для проезда в транспорте общего пользования городского и пригородного сообщения (кроме такси) на территории Пермского края, установлена стоимость социальных проездных документов для определенных категорий граждан. Постановление было опубликовано в "Бюллетене законов Пермского края, правовых актов губернатора Пермского края, Правительства Пермского края, исполнительных органов государственной власти Пермского края", № 51, 27.12.2010 г., и вступило в силу через 10 дней после дня его официального опубликования.
Пунктами 2.1 и 2.2 указанного Постановления установлена стоимость социального проездного документа для граждан, имеющих право на меры социальной поддержки, в размере 610 рублей.
Постановлением Правительства Пермского края от 5 февраля 2013 г. № 43-п в Постановление от 22 декабря 2010 г. № 1075-п внесены изменения, в соответствии которыми установлена стоимость социального проездного документа для граждан, имеющих право на меры социальной поддержки, в размере 660 рублей. Указанное Постановление опубликовано в "Бюллетене законов Пермского края, правовых актов губернатора Пермского края, Правительства Пермского края, исполнительных органов государственной власти Пермского края", № 5, 11.02.2013 г., и вступило в силу через 10 дней после дня его официального опубликования.
Г., К2, С2, Л., К5, Я., К6, А1, В., Д., Л., Л1, Р., Ч1, К1, Ч2, Г., Б., Н., М1, У., Ю., Ч., М2, Д1, П2, А., Ф., П3, П4, П5, К2, Ш., К3, М3, П6, Д1, П7, К4, К5, Р1, Р2, Ф1, П7, Т, Т1, П., С., С., Т2, Т3, К6 (всего 52 человека), являющиеся инвалидами и имеющие право на меры социальной поддержки, обратились в суд с заявлением о признании недействующим Постановления Правительства Пермского края от 5 февраля 2013 г. № 43-п "О внесении изменений в Постановление Правительства Пермского края от 22 декабря 2010 г. № 1075-п "Об утверждении Порядка приобретения социальных проездных документов для проезда в транспорте общего пользования городского и пригородного сообщения (кроме такси) на территории Пермского края и об установлении стоимости социальных проездных документов".
В обоснование своего требования заявители указали, что оспариваемым Постановлением немотивированно и произвольно установлена самая большая стоимость социального проездного документа в Российской Федерации. Постановление противоречит пункту 2 ст. 9 Устава Пермского края, устанавливающего, что на территории края не должны издаваться нормативные правовые акты, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина. Поскольку произошло увеличение стоимости социального проездного документа до 660 рублей без повышения стоимости денежной компенсации, предоставляемой федеральному льготнику, произошло ухудшение прав инвалидов, которым перестало хватать денежной компенсации на все льготы. Постановление принято в нарушение Регламента принятия Правительством Пермского края нормативных правовых актов, а также в нарушение ст. 11 Устава Пермского края, предусматривающего участие граждан и их объединений в разработке нормативных правовых актов органов государственной власти края и обеспечение этими органами публичных слушаний. При подготовке к принятию оспариваемого Постановления Правительство Пермского края не привлекало общественные объединения инвалидов, что является нарушением ст. 33 Федерального закона "О социальной защите инвалидов".
В судебном заседании заявители Б., К., Ч., П., П1, Я., П2, А., П3, К1, С., Ч., С1, К2 и ее представитель К3, К4 и ее представителя Б1 заявленные требования поддержали.
Заявители Г., С2., Л., К5, К6, А1, В., Д., Л., Л1, Р., Ч1, Г., Н., М1, У., Ю., М2, Д1, Ф., П4, П5, К2, Ш., К3, М3, П6, Д1, П.7, К4, Р1, Р2, Ф1, Т, Т1, Т2, Т3, извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, в суд не явились.
Представители Правительства Пермского края П. и М., представители привлеченных к участию в деле заинтересованных лиц - Министерства социального развития Пермского края и Министерства транспорта и связи Пермского края - Ч. и Б1., действующие на основании доверенностей, с заявленными требованиями не согласились. Пояснили, что оспариваемое Постановление принято Правительством Пермского края в рамках, имеющихся у него полномочий и в соответствии с Регламентом Правительства Пермского края. Право на приобретение социального проездного документа для проезда в городском пассажирском транспорте и транспорте пригородного сообщения (кроме такси) для определенных категорий граждан, включая инвалидов, со скидкой 50% и 100% является мерой дополнительной социальной поддержки, которую Пермский край установил самостоятельно и которая не предусмотрена федеральным законодательством. Стоимость социальных проездных документов была определена в 660 рублей, исходя из роста величины тарифов на перевозки городским и пригородным транспортом на территории края за последние три года и возросших в связи с этим расходов на возмещение перевозчикам недополученных доходов от перевозки граждан, имеющих право на льготный проезд.
Заслушав заявителей, представителей Правительства Пермского края, Министерства социального развития Пермского края и Министерства транспорта и связи Пермского края, заключение прокурора об отказе в удовлетворении заявления, исследовав материалы дела, суд не находит оснований для удовлетворения заявленных требований.
В соответствии с пунктом "ж" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации социальная защита, включая социальное обеспечение, находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Согласно части 2 статьи 76 Конституции Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.

Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон (часть 5 ст. 16 Конституции Российской Федерации).
Исходя из преамбулы Федерального закона от 24 ноября 1995 № 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", определяющего государственную политику в области социальной защиты инвалидов в Российской Федерации, предусмотренные этим Законом меры социальной поддержки инвалидов являются расходными обязательствами Российской Федерации, за исключением мер социальной поддержки и социального обслуживания, относящихся к полномочиям государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации. Так, ст. 28.1 данного Федерального закона предусматривает право инвалидов и детей-инвалидов на ежемесячную денежную выплату в размере и порядке, установленных этой статьей, с последующей ежегодной индексацией.
В соответствии со ст. 28.2 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ Российская Федерация передала органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки инвалидов по оплате жилого помещения и коммунальных услуг и по обеспечению жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий. Средства на реализацию передаваемых полномочий по предоставлению указанных мер социальной поддержки предусмотрены в виде субвенций.
Согласно пункту 6 ст. 5 названного Федерального закона органы государственной власти субъектов Российской Федерации в области социальной защиты и социальной поддержки инвалидов обладают правом предоставления дополнительных мер социальной поддержки инвалидам за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации.
К полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относятся согласно подп. 24 п. 2 ст. 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 № 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" социальная поддержка и социальное обслуживание граждан пожилого возраста и инвалидов. По этим вопросам органы государственной власти субъекта Российской Федерации имеют право принимать законы, иные нормативные правовые акты (пункт 3.1 ст. 26.3 названного Федерального закона).
В силу ст. 26.3.1 Федерального закона от 6 октября 1999 № 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" органы государственной власти субъекта Российской Федерации вправе устанавливать за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением финансовых средств, передаваемых из федерального бюджета бюджету субъекта Российской Федерации на осуществление целевых расходов) дополнительные меры социальной поддержки и социальной помощи для отдельных категорий граждан вне зависимости от наличия в федеральных законах положений, устанавливающих указанное право. Финансирование полномочий, предусмотренное настоящей статьей, не является обязанностью субъекта Российской Федерации, осуществляется при наличии возможности и не является основанием для выделения дополнительных средств из федерального бюджета.
Осуществляя полномочия, предусмотренные подп. 24 п. 2 ст. 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ, Пермский край установил дополнительные меры социальной поддержки населения за счет средств регионального бюджета.
Так, Законом Пермской области от 2 октября 2000 г. № 1147-167 "О социальной поддержке пенсионеров, имеющих большой страховой стаж", Законом Пермской области от 30 ноября 2004 г. № 1830-388 "О социальной поддержке отдельных категорий населения Пермской области" и Законом Пермского края от 9 ноября 2010 г. № 700-ПК "О распространении действия отдельных положений Закона Пермской области "О социальной поддержке отдельных категорий населения Пермской области" на граждан, оказание мер социальной поддержки которым относится к ведению Российской Федерации" некоторым категориям граждан, в том числе инвалидам, проживающим на территории Пермского края, предоставлено право на приобретение социального проездного документа для проезда на городском пассажирском транспорте (кроме такси), на пригородном автомобильном транспорте (кроме такси) со скидкой 50% и 100%, в том числе инвалидам - со скидкой 100%.
Названными региональными актами закреплено, что эти дополнительные меры социальной поддержки населения являются расходными обязательствами Пермского края, порядок приобретения социального проездного документа и его стоимость устанавливаются нормативным правовым актом Правительства Пермского края.
Во исполнение указанных региональных законов Правительством Пермского края, которое в силу ст. 17 Закона Пермского края от 07.09.2007 года № 107-ПК "О системе исполнительных органов государственной власти Пермского края" регламентирует форму и порядок предоставления мер социальной поддержки и социального обслуживания населения, принято Постановление от 22 декабря 2010 года № 1075-п, пунктами 2.1 и 2.2 которого установлена стоимость социального проездного документа для граждан, имеющих право льготного проезда на городском пассажирском транспорте и пригородном автомобильном транспорте (кроме такси), в размере 610 рублей. Постановлением Правительства Пермского края от 05 февраля 2013 года № 43-п в пункты 2.1 и 2.2 Постановления от 22 декабря 2010 года № 1075-п внесены изменения, увеличивающие стоимость социального проездного документа для граждан, имеющих право льготного проезда на городском пассажирском транспорте и пригородном автомобильном транспорте (кроме такси), до 660 рублей.
Право инвалидов на бесплатный проезд на всех видах транспорта общего пользования городского и пригородного сообщения (за исключением такси) было предусмотрено ст. 30 Федерального закона от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации".
С 01 января 2005 года после вступления в силу Федерального закона от 22 августа 2004 № 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" нормы федерального законодательства не предусматривают права пользования бесплатным проездом для определенных категорий граждан, в том числе и инвалидов.
Таким образом, устанавливая такую меру социальной поддержки, как право на приобретение социального проездного документа для проезда на городском пассажирском и на пригородном автомобильном транспорте (кроме такси) со скидкой, Правительство Пермского края реализовало закрепленное федеральным законодательством право, а не обязанность органов государственной власти субъектов Российской Федерации устанавливать за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации дополнительную меру социальной поддержки в виде льготного проезда для отдельных категорий граждан.
Поскольку федеральное законодательство не предусматривает льгот по транспортному обеспечению проезда граждан в городском и пригородном транспорте, довод заявителей о том, что размер установленного оспариваемым Постановлением стоимости социального проездного документа растет более быстрыми темпами по сравнению с увеличением размера ежемесячных денежных выплат, предусмотренных ст. 28.1 Федерального закона "О защите инвалидов в Российской Федерации" и выплачиваемых за счет бюджета Российской Федерации, не указывает на противоречие Постановления краевого Правительства от 05 февраля 2013 года № 43-п федеральному законодательству, которое не устанавливает какой-либо связи между размерами ежемесячных денежных выплат, определенных ст. 28.1 Федерального закона о защите инвалидов в размере 2 162 рублей - инвалидам I группы, 1 544 рублей - инвалидам II группы, детям-инвалидам, 1 236 рублей - инвалидам III группы и подлежащих индексации один раз в год 1 апреля текущего года, и теми дополнительными льготами, которые могут вводиться субъектами Российской Федерации.
Оспариваемое заявителями Постановление Правительства Пермского края, как следует из представленных суду документов, принято с соблюдением положений действовавшего на момент принятия Регламента Правительства Пермского края от 05.10.2007 года № 222-п и Регламента подготовки проектов правовых актов Правительства Пермского края и председателя Правительства Пермского края от 05.10.2007 года № 223-п.
Так, к проекту постановления прилагалась пояснительная записка, подписанная министром транспорта и связи Пермского края, то есть руководителем краевого исполнительного органа государственной власти, подготовившего проект правового акта, содержащая обоснование необходимости принятия проекта постановления, предмет регулирования и изложение концепции предлагаемого проекта правового акта, финансово-экономическое обоснование проекта. Постановление Правительства Пермского края от 5 февраля 2013 г. № 43-п подготовлено и принято с учетом положений Указа губернатора Пермского края от 10.04.2009 года № 16 "Об интегрированной системе электронного документооборота, архива и управления потоками работ Пермского края (ИСЭД ПК)", предусматривающего подготовку правовых актов краевого Правительства с помощью системы электронного документооборота. Акт принят по результатам голосования за него более чем половины членов Правительства Пермского края, что соответствует требованиям Регламента от 05.10.2007 года № 222-п.
Ссылка заявителей на нарушение Правительством Пермского края при принятии оспариваемого нормативного правового акта положений ст. 33 Федерального закона о защите инвалидов не влечет признание этого акта недействующим. Указанная норма федерального законодательства не устанавливает безусловную обязанность суда признать недействующим нормативный правовой акт, затрагивающий интересы инвалидов и принятый без привлечения полномочных представителей общественных объединений инвалидов при его подготовке. Какого-либо конкретного порядка привлечения общественных объединений инвалидов для подготовки и принятия органами исполнительной власти субъекта РФ решений, затрагивающих интересы инвалидов, федеральным законодательством не установлено. По смыслу ст. 33 Федерального закона о защите инвалидов отмена акта органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, затрагивающего интересы инвалидов, по основанию несоблюдения положений данной нормы возможна лишь в случае, когда ее нарушение связано с получением от общественных объединений инвалидов информации, имеющей решающее значение в процессе принятия такого акта. Как следует из материалов дела, на портале Правительства Пермского края в информационно-телекоммуникационной сети Интернет проект оспариваемого Постановления размещался в ноябре и декабре 2012 года, в январе 2013 года для изучения всеми заинтересованными лицами, однако каких-либо предложений по проекту такими лицами, включая общественные организации инвалидов, в Правительство Пермского края не поступило.
Отсутствие выраженного в какой-либо форме мнения общественных организаций инвалидов по вопросу принятия нормативного правового акта не исключает реализации органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации правомочия принять нормативный правовой акт, устанавливающий правоотношения в сфере транспортного обслуживания отдельных категорий населения.
Довод заявителей о необходимости организации публичных слушаний, предшествующих принятию оспариваемого Постановления Правительства Пермского края, не основан на действующем законодательстве. Процедура публичных слушаний предусмотрена Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и устанавливается для обсуждения проектов муниципальных правовых актов по вопросам местного значения с участием жителей муниципального образования.
Довод заявителей о несоответствии оспариваемого Постановления Правительства Пермского края требованиям статьи 153 Федерального закона от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления", а именно требованиям о недопустимости ухудшения условий предоставления ранее установленных льгот, не нашел подтверждения в судебном заседании.
Судом установлено, что финансирование за счет средств бюджета Пермского края мероприятий на исполнение законодательства края о социальной поддержке отдельных категорий граждан с использованием социальных проездных документов, осуществляемое путем перечисления в бюджеты муниципальных образований межбюджетных трансфертов на возмещение хозяйствующим субъектам недополученных доходов от перевозки отдельных категорий граждан, постоянно увеличивается. Так, согласно Закону Пермского края от 17 декабря 2009 № 560-ПК "О бюджете Пермского края на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов" и Закону Пермского края от 19 декабря 2012 № 139-ПК "О бюджете Пермского края на 2013 год и плановый период 2014 и 2015 годов" расходы бюджета на указанные цели возросли с 85770,1 тыс. рублей в 2010 году до 106705,7 тыс. рублей в 2013 году.
Кроме того, суду представителями заинтересованных лиц представлены документы, подтверждающие экономическое обоснование изменения стоимости социального проездного документа, величина которой в 610 рублей, установленная Постановлением Правительства Пермского края от 23 октября 2009 г. № 766-п, оставалась неизменной с 01 декабря 2009 года. Так, за 2010-2012 годы возросла стоимость услуг на перевозку в городском пассажирском транспорте на территории Пермского края, что подтверждается актами органов местного самоуправления муниципальных образований края об изменении тарифов на перевозки пассажиров. С учетом проведенного краевым Правительством анализа числа реализованных социальных поездных документов в каждом муниципальном образовании, основное количество которых продается на территории города Перми, изменения тарифов на перевозки и увеличившегося в связи с этим объема недополученных доходов перевозчиков от перевозки льготных категорий граждан с использованием социальных проездных документов произведен расчет стоимости указанных проездных документов.
Таким образом, Постановление Правительства Пермского края от 5 февраля 2013 г. № 43-п "О внесении изменений в Постановление Правительства Пермского края от 22 декабря 2010 г. № 1075-п "Об утверждении Порядка приобретения социальных проездных документов для проезда в транспорте общего пользования городского и пригородного сообщения (кроме такси) на территории Пермского края и об установлении стоимости социальных проездных документов" не может быть признано недействующим, поскольку оно принято Правительством Пермского края в рамках полномочий указанного органа и с соблюдением действующей процедуры принятия, не противоречит федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-199, ч. 1 ст. 253 ГПК РФ, суд

решил:

Отказать Г., К2, С2, Л., К5, Я., К6, А1, В., Д., Л., Л1, Р., Ч1, К1, Ч2, Г., Б., Н., М1, У., Ю., Ч., М2, Д1, П2, А., Ф., П3, П4, П5, К2, Ш., К3, М3, П6, Д1, П6, К4, К5, Р1, Р2, Ф1, П7, Т, Т1, П., С., С., Т2, Т3, К6 в удовлетворении заявления о признании недействующим Постановления Правительства Пермского края от 5 февраля 2013 г. № 43-п "О внесении изменений в Постановление Правительства Пермского края от 22 декабря 2010 г. № 1075-п "Об утверждении Порядка приобретения социальных проездных документов для проезда в транспорте общего пользования городского и пригородного сообщения (кроме такси) на территории Пермского края и об установлении стоимости социальных проездных документов".
Решение может быть обжаловано и на него может быть принесено представление прокурором в Верховный Суд Российской Федерации через Пермский краевой суд в течение месяца со дня составления мотивированного решения - 24 июня 2013 года.
Решение вступило в законную силу 16 октября 2013 года.

Судья
СПИРИДОНОВ Е.В.


------------------------------------------------------------------