Типы документов

Реклама

Партнеры

Решение Арбитражного суда Пермского края от 20.06.2013 по делу N А50-6413/2013 <О признании недействующим приложения N 1, утвержденного Постановлением Региональной энергетической комиссии Пермского края от 22.12.2011 N 406-т "О тарифах на тепловую энергию для потребителей ООО "ЖЭК" >



АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПЕРМСКОГО КРАЯ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 20 июня 2013 г. по делу № А50-6413/2013

Резолютивная часть решения объявлена 17 июня 2013 года
Полный текст решения изготовлен 20 июня 2013 года.
Арбитражный суд Пермского края в составе председательствующего судьи Мещеряковой Т.И., судей: Аликиной Е.Н., Трефиловой Е.М.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Плотниковой Т.Ю.,
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью "ЖКХ" (ИНН: 591759190, ОГРН: 1055905711520)
к Региональной энергетической комиссии Пермского края (ИНН: 5902184588, ОГРН: 1025900537574),
при участии третьих лиц: общества с ограниченной ответственностью "ЖЭК" (ИНН: 5917598704, ОГРН: 109591000937), Главы Шадейского сельского поселения Кунгурского муниципального района
о признании нормативных правовых актов недействующими в части
при участии:
от заявителя - общества с ограниченной ответственностью "ЖКХ": Петровская И.В. по доверенности от 11.03.2013 исх. № 06/15, предъявлен паспорт, директор общества Ступин А.А. на основании Приказа от 03.02.2006, предъявлен паспорт,
от ответчика - Региональной энергетической комиссии Пермского края - Мелехина Т.И. по доверенности от 26.04.2013, предъявлен паспорт,
от третьих лиц:
общества с ограниченной ответственностью "ЖЭК" - Ковалев А.И. по доверенности от 30.07.2012 № 1, предъявлен паспорт,
Главы Шадейского сельского поселения Кунгурского муниципального района - Ковалев А.И. по доверенности от 17.09.2012, предъявлен паспорт,

установил:

общество с ограниченной ответственностью "ЖКХ" (далее - заявитель, ООО "ЖКХ") обратилось в арбитражный суд с заявлением, с учетом принятого судом в порядке ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) уточнения заявленных требований, о признании недействующими приложения № 1, утвержденного Постановлением Региональной энергетической комиссии Пермского края от 22.12.2011 № 406-т "О тарифах на тепловую энергию для потребителей ООО "ЖЭК" (Кунгурский район)" (далее - Постановление № 406-т) и п. 6 приложения № 1, утвержденного Постановлением Региональной энергетической комиссии Пермского края от 22.12.2011 № 410-т "О тарифах на тепловую энергию для потребителей ООО "ЖКХ" (Кунгурский район)" (далее - Постановление № 410-т), в части установления тарифа на производство тепловой энергии на территории Шадейского сельского поселения.
Определением Арбитражного суда Пермского края от 24.04.2013 в порядке ст. 51 АПК РФ к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены общество с ограниченной ответственностью "ЖЭК" (далее - ООО "ЖЭК") и Глава Шадейского сельского поселения Кунгурского муниципального района (далее - Глава).
Требования заявителя мотивированы тем, что установление оспариваемым Постановлением № 406-т тарифа для ООО "ЖЭК" в отсутствие на момент утверждения тарифа обосновывающих документов, а именно: договора на приобретение тепловой энергии у владельца источника тепловой энергии - ООО "ЖКХ" и правоустанавливающих документов на тепловые сети противоречит Федеральному закону от 27.07.2010 № 190-ФЗ "О теплоснабжении" (далее - Закон о теплоснабжении). Соответственно, в результате принятия вышеуказанного Постановления регулирующим органом в нарушение ст. 2, 3 Закона о теплоснабжении, тариф для заявителя установлен оспариваемым Постановлением № 410-т только на производство тепловой энергии. Соответственно, заявитель, не имея конечного тарифа для потребителей, производил сбор платежей только за производство тепловой энергии, что в свою очередь привело к финансовым потерям общества.
В судебном заседании представители заявителя поддерживают заявленные требования по основаниям, изложенным в заявлении и дополнениях к заявлению. Просят проверить оспариваемые нормативные правовые акты на предмет их соответствия ст. 2, 3 Закона о теплоснабжении. В обоснования нарушенных прав ссылаются на доказательства, представленные в материалы дела.
Региональная энергетическая комиссия Пермского края (далее - РЭК ПК, ответчик) с заявленными требованиями не согласна по основаниям, изложенным в письменном отзыве.
В судебном заседании представитель ответчика доводы, изложенные в отзыве поддержал. Просит прекратить производство по делу в связи с тем, что Постановление РЭК ПК № 406-т не применяется в связи с истечением срока действия тарифов, Постановление РЭК ПК № 410-т утратило силу с 1 января 2013 года в связи с изданием Постановления Региональной энергетической комиссии Пермского края от 13.12.2012 № 200-т "о тарифах на тепловую энергию для потребителей ООО "ЖКХ" (Кунгурский район).
От Главы поступил отзыв на заявление, из которого следует, что требования заявителя являются необоснованными (л.д. 83-87 т. 1).
ООО "ЖЭК" с заявленными требованиями не согласно по основаниям, изложенным в отзыве на заявление (л.д. 88-91 т. 1).
В судебном заседании представитель ООО "ЖЭК" и Главы на доводах, изложенных в представленных отзывах на заявление, настаивает. Пояснил, что фактически установленные для ООО "ЖЭК" тарифы в спорный период не применялись, в доказательство чего представил справку. В удовлетворении заявленных требований просит отказать.
Изучив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в заявлении и отзывах, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, оценив, представленные в материалы дела доказательства по правилам ст. 71 АПК РФ суд пришел к следующим выводам.
Заявитель зарегистрирован в качестве юридического лица 22.06.2005 (л.д. 73 т. 1), основными видами деятельности которого согласно выписке являются управление эксплуатацией жилого фонда, производство пара и горячей воды (тепловой энергии) (л.д. 75 т. 1).
ООО "ЖКХ" с ноября 2009 пользовалось зданием модульной котельной (с оборудованием), расположенной по адресу: Пермский край, Кунгурский район, пос. Шадейка, на основании договора аренды недвижимого имущества от 01.11.2009, заключенного между администрацией Шадейского сельского поселения со стороны арендодателя и ООО "ЖКХ" со стороны арендатора (срок действия договора с 01.11.2009 по 31.12.2012) (л.д. 49-51 т. 1). С 2009 общество осуществляло теплоснабжение объектов жилищного фонда и социальной инфраструктуры поселка Шадейка на основании договора № 1 на исполнение муниципального заказа на предоставление услуг по теплоснабжению от 01.07.2009, заключенному с администрацией Шадейского сельского поселения на срок до 01.07.2012 (л.д. 52-54 т. 1).
22.12.2011 РЭК ПК были изданы постановления:
№ 410-т, согласно которому установлен и введен в действие с 01.01.2012 по 30.06.2012 тариф на производство тепловой энергии для потребителей ООО "ЖКХ" (Шадейское сельское поселение) в размере 760,10 рублей/Гкал.;
№ 406-т, согласно которому установлен и введен в действие с 01.01.2012 по 30.06.2012 тариф на производство и передачу тепловой энергии для потребителей ООО "ЖЭК" в размере 910,85 рублей/Гкал.
Заявитель, полагая, что постановления № 406-т и № 410-т, в оспариваемой части противоречат Закону о теплоснабжении и нарушают его права в сфере осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности, обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением в порядке гл. 23 АПК РФ.
В соответствии с ч. 1 ст. 192 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействующим нормативного правового акта, принятого государственным органом, органом местного самоуправления, иным органом, должностным лицом, если полагают, что оспариваемый правовой акт или отдельные его положения не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности или создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Из содержания ч. ч. 4, 5 ст. 194 АПК РФ следует, что при рассмотрении дел об оспаривании нормативных правовых актов арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельного положения, устанавливает соответствие его федеральному конституционному закону, федеральному закону и иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, а также полномочия органа или лица, принявших оспариваемый нормативный правовой акт.
Оспариваемые акты изданы в форме постановлений, установленной Законом о теплоснабжении, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, в пределах полномочий по установлению тарифов на тепловую энергию, закрепленных Законом о теплоснабжении и Положением о Региональной энергетической комиссии Пермского края, утвержденным Постановлением Правительства Пермского края 24.07.2006 года № 14-п, сфера действия которых относится к сфере экономической деятельности.
Постановления РЭК ПК № 406-т и № 410-т устанавливают размер и срок действия тарифов на производство тепловой энергии и тариф на передачу тепловой энергии, их действие распространяется на неопределенный круг лиц, рассчитано на неоднократное применение, то есть действует в течение определенного периода времени и независимо от того, возникли или прекратились конкретные правоотношения.
Постановления РЭК ПК № 406-т и № 410-т опубликованы в установленном законом порядке в "Бюллетене законов Пермского края, правовых актов губернатора Пермского края, Правительства Пермского края, исполнительных органов государственной власти Пермского края", "Бюллетень законов Пермского края, правовых актов губернатора Пермского края, Правительства Пермского края, исполнительных органов государственной власти Пермского края", № 2, 16.01.2012.
В соответствии с постановлениями РЭК ПК № 406-т и № 410-т тарифы введены в действие с 01.01.2012 г.
В силу вышеизложенного, оспариваемые постановления относятся к числу нормативных правовых актов и могут быть оспорены в арбитражном суде в порядке гл. 23 АПК РФ.
Согласно правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, сформулированной в п. 6 Информационного письма от 13.08.2004 № 80, если до вынесения арбитражным судом решения по заявлению об оспаривании нормативного правового акта этот акт в установленном порядке отменен или действие его прекратилось, дело не подлежит рассмотрению в арбитражном суде, так как предмет спора в данном случае перестал существовать. Поэтому производство по делу об оспаривании такого акта подлежит прекращению (п. 1 ч. 1 ст. 150 Кодекса).
В соответствии с пунктами 1 постановлений № 406-т и № 410-т срок действия тарифов установлен с 01.01.2012 по 31.12.2012 с календарной разбивкой. На момент подачи в суд заявления ООО "ЖКХ" и рассмотрения настоящего спора, срок действия оспариваемых нормативных правовых актов истек.
Вместе с тем, Конституционный Суд Российской Федерации в определении от 12.07.2006 № 182-О указал, что суд не может прекратить производство по делу об оспаривании нормативного правового акта в случае, когда данный нормативный правовой акт решением принявшего его органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица признан утратившим силу либо в случае, когда срок действия этого нормативного акта истек после подачи в суд соответствующего заявления, если в процессе судебного разбирательства будет установлено нарушение оспариваемым нормативным правовым актом прав и свобод заявителя, гарантированных Конституцией Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами.
Таким образом, суд не может ограничиться установлением лишь факта утраты юридической силы оспариваемых нормативных правовых актов, и должен выяснить, были ли нарушены оспариваемыми нормативными правовыми актами права и свободы заявителя.
Правовые основы экономических отношений, возникающих в связи с производством, передачей, потреблением тепловой энергии, тепловой мощности, теплоносителя с использованием систем теплоснабжения, созданием, функционированием и развитием таких систем, а также полномочия органов государственной власти, органов местного самоуправления поселений, городских округов по регулированию и контролю в сфере теплоснабжения, права и обязанности потребителей тепловой энергии, теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций устанавливает Закон о теплоснабжении.
В статье 2 Закона о теплоснабжении перечислены и даны толкования основным терминам, которые введены для регулирования отношений, связанных со снабжением потребителей тепловой энергией. Разъяснения терминов, содержащихся в указанной норме имеет значение для единообразного понимания их смысла в процессе правоприменения.
Согласно ч. 1 ст. 3 Закона о теплоснабжении общими принципами организации отношений в сфере теплоснабжения являются: обеспечение надежности теплоснабжения в соответствии с требованиями технических регламентов; обеспечение энергетической эффективности теплоснабжения и потребления тепловой энергии с учетом требований, установленных федеральными законами; обеспечение приоритетного использования комбинированной выработки электрической и тепловой энергии для организации теплоснабжения; развитие систем централизованного теплоснабжения; соблюдение баланса экономических интересов теплоснабжающих организаций и интересов потребителей; обеспечение экономически обоснованной доходности текущей деятельности теплоснабжающих организаций и используемого при осуществлении регулируемых видов деятельности в сфере теплоснабжения инвестированного капитала; обеспечение недискриминационных и стабильных условий осуществления предпринимательской деятельности в сфере теплоснабжения; обеспечение экологической безопасности теплоснабжения.
В соответствии с частью 1 статьи 10 Закона о теплоснабжении государственное регулирование цен (тарифов) на тепловую энергию (мощность) осуществляется на основе принципов, установленных названным Федеральным законом, в соответствии с основами ценообразования в сфере теплоснабжения, правилами регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации, иными нормативными правовыми актами и методическими указаниями, утвержденными федеральным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов в сфере теплоснабжения.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2004 года № 109 "О ценообразовании в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации" утверждены "Основы ценообразования в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации" (далее - Основы ценообразования), а также "Правила государственного регулирования и применения тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации" (далее - Правила).
В соответствии с пунктом 4 Правил органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов до начала очередного финансового года устанавливают на розничном рынке регулируемые тарифы (цены) на тепловую энергию (мощность) в рамках установленных Федеральной службой по тарифам предельных уровней тарифов. Пунктом 7 Правил предусмотрено, что установление тарифов производится регулирующим органом путем рассмотрения дела об установлении тарифов.
Перечень документов и расчетных материалов, которые организации, осуществляющие регулируемую деятельность, представляют в соответствующий регулирующий орган, установлен пунктами 10, 11 Правил.
Согласно пункту 16 Правил регулирующий орган проводит экспертизу предложений об установлении тарифов. Регулирующий орган назначает экспертов из числа своих сотрудников, экспертное заключение приобщается к делу об установлении тарифов.
В соответствии с положениями пунктов 18, 21 Правил решение об установлении тарифов принимается на заседании правления (коллегии) регулирующего органа. Решение органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов принимается по форме, утверждаемой Федеральной службой по тарифам, и включает: величину тарифов и (или) их предельных уровней с разбивкой по категориям (группам) потребителей; дату введения в действие тарифов и (или) их предельных уровней, в том числе с календарной разбивкой.
Подлежащие регулированию цены (тарифы) на товары, услуги в сфере теплоснабжения устанавливаются в отношении каждой организации, осуществляющей регулируемые виды деятельности в сфере теплоснабжения, и в отношении каждого регулируемого вида деятельности. При этом затраты на обеспечение передачи тепловой энергии, теплоносителя учитываются при установлении тарифов на тепловую энергию (мощность), теплоноситель, реализация которых осуществляется теплоснабжающей организацией потребителям (ч. 3 ст. 8 Закона о теплоснабжении).
Из материалов дела следует, что на территории Шадейского сельского поселения на 2011 год были установлены тарифы на производство и передачу тепловой энергии для ООО "ЖКХ" Постановлением РЭК ПК от 09.12.2010 № 260-т.
ООО "ЖКХ" в установленные сроки обратилось в РЭК ПК для установления тарифов на производство и передачу тепловой энергии на 2012 год.
Приказом об открытии дела от 10.05.2012 № 86-од был назначен уполномоченный по делу - Ямова В.В.
22.12.2011 года на заседании правления РЭК ПК ООО "ЖКХ" был установлен тариф на производство тепловой энергии, в том числе, с 01.01.2012 по 01.07.2012 для потребителей Шадейского сельского поселения, п. Шадейка в размере 760,10 руб./Гкал. (без учета НДС).
ООО "ЖЭК" 06.12.2011 также представило в РЭК ПК документы для утверждения тарифов на тепловую энергию на 2012 год.
Приказом об открытии дела от 08.12.2011 № 208-од был назначен уполномоченный по делу - Щербинина А.Н.
22.12.2011 года на заседании правления РЭК ПК ООО "ЖЭК" был установлен тариф на производство и передачу тепловой энергии, в том числе, с 01.01.2012 по 01.07.2012 в размере 910,850 руб./Гкал. (без учета НДС).
Как было указано выше Постановлением РЭК ПК № 410-т для ООО "ЖКХ" установлены тарифы только на производство тепловой энергии, Постановлением РЭК ПК № 406-т для ООО "ЖЭК" установлены тарифы, включающие в себя как тариф на производство тепловой энергии, так и на ее передачу.
При этом из ответа председателя РЭК ПК директору ООО "ЖКХ" от 10.02.2012 № СЭД-46-01 следует, что при установлении тарифов для ООО "ЖЭК" учтены следующие документы: договор безвозмездного пользования муниципальным недвижимым имуществом № 1 от 14.10.2011, письмо администрации Шадейского сельского поселения об установлении конечного тарифа на тепловую энергию для ООО "ЖЭК", Постановление администрации Шадейского сельского поселения от 23.12.2011 № 175, которым единой теплоснабжающей организацией на территории п. Шадейка определено ООО "ЖЭК" (л.д. 59-60 т. 1).
Оценив представленные в материалы дела документы по правилам ст. 71 АПК РФ суд приходит к выводу, что на момент обращения с заявлением об установлении тарифов в РЭК ПК ООО "ЖЭК" не являлось теплоснабжающей организацией, соответственно, у регулирующего органа отсутствовали основания для установления для ООО "ЖЭК" тарифов на тепловую энергию в силу следующего.
Согласно п. 11 ст. 2 Закона о теплоснабжении теплоснабжающая организация - организация, осуществляющая продажу потребителям и (или) теплоснабжающим организациям произведенных или приобретенных тепловой энергии (мощности), теплоносителя и владеющая на праве собственности или ином законном основании источниками тепловой энергии и (или) тепловыми сетями в системе теплоснабжения, посредством которой осуществляется теплоснабжение потребителей тепловой энергии.
Тарифы в сфере теплоснабжения - это система ценовых ставок, по которым осуществляются расчеты за тепловую энергию (мощность), теплоноситель и за услуги по передаче тепловой энергии, теплоносителя (п. 24 ст. 2).
Единая теплоснабжающая организация в системе теплоснабжения - теплоснабжающая организация, которая определяется в схеме теплоснабжения федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации на реализацию государственной политики в сфере теплоснабжения (далее - федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на реализацию государственной политики в сфере теплоснабжения), или органом местного самоуправления на основании критериев и в порядке, которые установлены правилами организации теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации (п. 28 ст. 2).
Подлежащие регулированию цены (тарифы) на товары, услуги в сфере теплоснабжения устанавливаются в отношении каждой организации, осуществляющей регулируемые виды деятельности в сфере теплоснабжения, и в отношении каждого регулируемого вида деятельности (ч. 3 ст. 8 Закона о теплоснабжении).
В соответствии с ч. 4 ст. 11 Закона о теплоснабжении установление тарифов в сфере теплоснабжения осуществляется в целях необходимости обеспечения единых тарифов для потребителей тепловой энергии (мощности), теплоносителя, находящихся в одной зоне деятельности единой теплоснабжающей организации и относящихся к одной категории потребителей, для которых законодательством Российской Федерации предусмотрена дифференциация тарифов на тепловую энергию (мощность), теплоноситель, за исключением потребителей, которые заключили:
1) в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, договоры теплоснабжения и (или) договоры поставки тепловой энергии (мощности), теплоносителя по ценам, определенным соглашением сторон в отношении объема таких поставок;
2) долгосрочные договоры теплоснабжения и (или) договоры поставки тепловой энергии (мощности), теплоносителя с применением долгосрочных тарифов в отношении объема таких поставок.
Согласно части 4 статьи 13 Закона о теплоснабжении теплоснабжающие организации самостоятельно производят тепловую энергию (мощность), теплоноситель или заключают договоры поставки тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя с другими теплоснабжающими организациями.
По смыслу приведенных положений закона теплоснабжающая организация должна иметь в собственности или на ином законном основании источники тепловой энергии и (или) тепловые сети в системе теплоснабжения, посредством которой осуществляется снабжение потребителей тепловой энергией. К теплоснабжающим организациям также относятся коммерческие организации, осуществляющие в качестве основного вида деятельности реализацию приобретенной тепловой энергии.
Исходя из этих особенностей, в качестве теплоснабжающей организации может выступать любая коммерческая организация, независимо от организационно-правовой формы, осуществляющая производство тепловой энергии либо приобретающая ее у другого лица с целью возмездной передачи потребителя.
Как следует из материалов дела и сторонами не оспаривается, что при рассмотрении дел об установлении тарифов ООО "ЖЭК" в материалы дел не был представлен заключенный договор на покупку тепловой энергии и на оказание услуг по передаче тепловой энергии.
Кроме того, как было указано выше, между ООО "ЖЭК" и администрацией Шадейского сельского поселения заключен договор № 1 от 14.10.11 о передаче в безвозмездное пользование муниципального имущества - теплотрассы, расположенной в поселке Шадейка. Между тем, доказательств того, что ООО "ЖЭК" использовало имущество (теплотрассу) в целях обеспечения потребителей тепловой энергией в материалы дела не представлено, как не представлено и доказательств того, что в спорный период теплотрасса поселка Шадейка находилась в муниципальной собственности. Данные выводы подтверждены вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Пермского края по делу А50-7094/2012, имеющим в силу части 2 статьи 69 АПК РФ преюдициальное значение для рассмотрения настоящего дела.
Фактически договор безвозмездного пользования муниципальным имуществом между ООО "ЖЭК" и Главой был заключен 29.06.2012, что подтверждено представленной в материалы дела копией договора № 4.
Таким образом, в отсутствие договора на покупку тепловой энергии и законных оснований по владению тепловыми сетями в целях обеспечения потребителей тепловой энергией в спорный период, у регулирующего органа отсутствовали основания для установления для ООО "ЖЭК" тарифов на тепловую энергию.
Соответственно, указанные в п. п. 4, 5 раздела VIII экспертного заключения РЭК ПК по результатам экспертизы предложений об установлении тарифов на услугу по передаче тепловой энергии, отпускаемой ООО "ЖЭК" (Кунгурский район, Шадейское сельское поселение) на 2012 год показатели в отсутствие договорных отношений не могут свидетельствовать об обоснованности расходов ООО "ЖЭК" по статьям затрат.
О необоснованности установленных тарифов для ООО "ЖЭК" свидетельствует также тот факт, что Постановление администрации Шадейского поселения № 175, определяющее единой теплоснабжающей организацией на территории поселка Шадейка ООО "ЖЭК" датировано 23.12.2011, в то время как оспариваемое Постановление РЭК ПК № 406-т издано 22.12.2011.
Кроме того, решением Арбитражного суда Пермского края по делу А50-7094/2012 указанное Постановление № 175 было признано недействительным.
Довод ответчика о том, что поскольку решение было вынесено судом 06.07.2012, оно не могло быть принято во внимание регулирующим органом при установлении тарифов, судом отклонен в силу вышеизложенного.
Судом также установлено, что данные, содержащиеся в экспертном заключении РЭК ПК не соответствуют действительности, в частности, затраты на покупку тепловой энергии не подтверждены соответствующими документами, отсутствует экономическое и правовое обоснование установления ООО "ЖЭК" тарифа на тепловую энергию, что не соответствует Закону о теплоснабжении и влечет нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. Ссылка ответчика на применение при установлении тарифов для ООО "ЖЭК" п. 5.1 Правил подлежит отклонению, как неподтвержденная соответствующими доказательствами.
Кроме того, из пояснений представителя ООО "ЖЭК" и представленной в материалы дела справки Главы от 14.06.2013 следует, что на территории Шадейского сельского поселения Кунгурского муниципального района ООО "ЖЭК" деятельность по начислению и сбору денежных средств за коммунальные услуги "Отопление" и "Горячее водоснабжение" не осуществлялось, а утвержденные Постановлением № 406-т тарифы не применялись.
Таким образом, при отсутствии доказательств того, что ООО "ЖЭК" является теплоснабжающей организацией, а также заключенного договора на услуги по передаче тепловой энергии, иных обосновывающих документов, у органа регулирования отсутствовали правовые основания для утверждения тарифа на услуги по передаче тепловой энергии для ООО "ЖЭК".
В результате принятия оспариваемого Постановления РЭК ПК № 406-т, заявитель, не имея установленного уполномоченным органом тарифа для потребителей, включающего в себя тариф на тепловую энергию и тариф на оказание услуг по передаче тепловой энергии, фактически нес расходы как на производство тепловой энергии, так и на ее передачу по тепловым сетям, без соответствующего возмещения, что свидетельствует о нарушении прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. Данное обстоятельство подтверждено, представленными в материалы дела со стороны заявителя договором на исполнение муниципального заказа, журналами-ордерами по счету 90.1, журналами проводок по счету 62,90,1, оборотно-сальдовыми ведомостями по оказанным услугам с 01.01.2012 по 30.06.2012, актами о приемке выполненных работ.
Исходя из вышеизложенного следует, что установленные в отсутствие законных оснований тарифы для ООО "ЖЭК" препятствуют ООО "ЖКХ" в осуществлении хозяйственной деятельности в качестве теплоснабжающей организации, поскольку ограничивает положение данного хозяйствующего субъекта по осуществлению теплоснабжения конечных потребителей, оставляя возможность реализации произведенной тепловой энергии.
Согласно ч. 6 ст. 194 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого акта федеральному конституционному закону, федеральному закону и иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, наличия у органа или должностного лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, а также обстоятельств, послуживших основанием для его принятия, возлагается на орган, должностное лицо, которые приняли акт.
Доказательств, опровергающих указанный вывод ответчиками и третьими лицами, в нарушение ст. 65 АПК РФ суду не представлено.
Суд полагает, что в нарушение ст. 65, 194 АПК РФ ответчиком не представлены доказательства соответствия Постановления РЭК ПК № 406-т нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
Исходя из вышеизложенного, требования заявителя о признании не соответствующим Постановления РЭК ПК № 406-т в обжалуемой части нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, подлежат удовлетворению.
Рассмотрев Постановление РЭК ПК № 410-т на предмет его соответствия Закону о теплоснабжении, суд отмечает следующее.
При установлении тарифов применен метод экономически обоснованных расходов (затрат). В соответствии с установленным порядком регулирующим органом проведена экспертиза предложений об установлении тарифов на тепловую энергию для потребителей заявителя. Конкретные размеры принятых в состав тарифов расходов приведены в экспертном заключении регулирующего органа по результатам экспертизы предложений об установлении тарифов на тепловую энергию, отпускаемую ООО "ЖКХ" (Кунгурский район на 2012 год, 22.12.2011 года на заседании правления РЭК ПК для ООО "ЖКХ" был признан экономически обоснованным тариф на производство тепловой энергии для потребителей Шадейского сельского поселения, п. Шадейка в размере, в том числе, с 01.01.2012 по 01.07.2012 в размере 760,10 руб./Гкал. (без учета НДС).
Заявитель, не оспаривая размер тарифа на производство тепловой энергии, указывает на необоснованное исключения из состава тарифа тариф на передачу тепловой энергии и включение указанного тарифа в тариф, установленный для ООО "ЖЭК".
Согласно требованиям пункта 22 Правил основания, по которым отказано во включении в тарифы отдельных расходов, предложенных организацией, осуществляющей регулируемую деятельность, указываются в протоколе, являющемся неотъемлемой частью решения об установлении тарифов.
В нарушение данной нормы регулирующим органом ни в экспертном заключении, ни в протоколе заседания правления РЭК ПК не отражены основания исключения из тарифа ООО "ЖКХ" расходов на передачу тепловой энергии.
Довод ответчика о том, что установленный тариф был согласован с заявителем, в материалах дела своего подтверждения не нашел.
Таким образом, Постановление РЭК ПК № 410-т принято регулирующим органом с нарушением норм Закона о теплоснабжении и Правил.
В то же время, поскольку действие оспариваемого акта прекратилось, суд должен установить факт нарушения оспариваемыми положениями нормативного правового акта прав заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Суд полагает, что сам факт установления тарифа на производство тепловой энергии в размере, по мнению заявителя, экономически обоснованного не может нарушать права ООО "ЖКХ". Признание судом Постановления РЭК ПК № 410-т не соответствующим нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, не приведет к восстановлению прав заявителя, которые, как, установлено в рамках рассмотрения настоящего дела, нарушены Постановлением РЭК ПК № 406-т в соответствующей части.
Принимая во внимание то обстоятельство, что срок действия оспариваемых тарифов, установленных Постановлением № 410-т, истек 31.12.2012 в связи с признанием его, утратившим силу Постановлением РЭК ПК от 13.12.2012 № 200-т, а также учитывая тот факт, что суд не установил каких-либо нарушений оспариваемым Постановлением РЭК ПК № 410-т прав и законных интересов ООО "ЖКХ", производство по делу в части оспаривания Постановления РЭК ПК № 410-т подлежит прекращению на основании п. 1 ч. 1 ст. 150 АПК РФ.
Судебные расходы, понесенные заявителем при уплате государственной пошлины в порядке ст. 110 АПК РФ в связи с удовлетворением требования возлагаются на ответчика.
Согласно ст. 104 АПК РФ, пп. 3 п. 1 ст. 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации уплаченная государственная пошлина в соответствующем размере подлежит возврату заявителю в связи с прекращением производства по делу.
Руководствуясь статьями 104, 110, п. 1 ч. 1 ст. 150, 168-170, 176, 195 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Пермского края

решил:

Признать приложение № 1, утвержденное Постановлением Региональной энергетической комиссии Пермского края от 22.12.2011 № 406-т "О тарифах на тепловую энергию для потребителей ООО "ЖЭК" (Кунгурский район)" (п. п. 1 п. 1) не соответствующим ст. 2, 3 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ "О теплоснабжении".
В части требования о признании п. 6 приложения № 1, утвержденного Постановлением Региональной энергетической комиссии Пермского края от 22.12.2011 № 410-т "О тарифах на тепловую энергию для потребителей ООО "ЖКХ" (Кунгурский район)" (п. п. 1 п. 1) производство по делу прекратить.
Взыскать с Региональной энергетической комиссии Пермского края в пользу общества с ограниченной ответственностью "ЖКХ" судебные расходы, связанные с оплатой государственной пошлины, в размере 2 000 (Две тысячи) рублей.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "ЖКХ" из федерального бюджета государственную пошлину, уплаченную при подаче заявления по платежному поручению № 264 от 19.04.2013 в размере 2 000 (Две тысячи) рублей.
Решение вступает в законную силу немедленно после его принятия.
Решение может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение месяца со дня вступления в законную силу (изготовления в полном объеме) через Арбитражный суд Пермского края.

Председательствующий
Т.И.МЕЩЕРЯКОВА

Судьи
Е.Н.АЛИКИНА
Е.М.ТРЕФИЛОВА


------------------------------------------------------------------