Типы документов

Реклама

Партнеры

Решение Пермского краевого суда от 08.05.2013 по делу N 3-45-2013 <О признании недействующими пункта 1 части 2 и пункта 1 части 6 статьи 27 Закона Пермского края от 14.08.2007 N 86-ПК "О местном референдуме в Пермском крае" в части, лишающей гражданина Российской Федерации, получившего вид на жительство на территории иностранного государства, возможности быть членом избирательной комиссии с правом решающего голоса>



ПЕРМСКИЙ КРАЕВОЙ СУД

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 8 мая 2013 г. по делу № 3-45-2013

Пермский краевой суд в составе: председательствующего судьи Бузмакова С.С. при секретаре Дубровской Я.А.
с участием прокурора Пермской краевой прокуратуры Кузнецовой И.А., настаивавшей на удовлетворении заявления, представителя Законодательного Собрания Пермского края С., представителя губернатора Пермского края Б., представителя избирательной комиссии Пермского края Л., возражавших против удовлетворения заявленных требований, рассмотрел 8 мая 2013 года в открытом судебном заседании в городе Перми гражданское дело по заявлению первого заместителя прокурора Пермского края о признании противоречащими федеральному законодательству и недействующими пункта 1 части 2 и пункта 1 части 6 статьи 27 Закона Пермского края от 14 августа 2007 года № 86-ПК "О местном референдуме в Пермском крае" в части, лишающей гражданина Российской Федерации, получившего вид на жительство на территории иностранного государства, возможности быть членом избирательной комиссии с правом решающего голоса,

установил:

Законом Пермского края от 14 августа 2007 года № 86-ПК (в редакции от 4 февраля 2013 года) "О местном референдуме в Пермском крае" (далее - Закон Пермского края № 86-ПК) определены правовые основы подготовки и проведения местного референдума в Пермском крае.
Нормативный правовой акт в первоначальной редакции опубликован в печатном издании "Собрание законодательства Пермского края" № 9 от 28 сентября 2007 года.
Изменения, внесенные в вышеназванный Закон законами Пермского края от 07 октября 2009 года № 494-ПК, от 12 сентября 2011 года № 820-ПК и от 4 февраля 2013 года № 164-ПК, опубликованы в печатном издании "Бюллетень законов Пермского края, правовых актов губернатора Пермского края, Правительства Пермского края, исполнительных органов государственной власти Пермского края" № 40 от 12 октября 2009 года, № 37 от 19 сентября 2011 года и № 5 от 11 февраля 2013 года, соответственно.
Первый заместитель прокурора Пермского края обратился в Пермский краевой суд с заявлением (с учетом заявления от 30 апреля 2013 года) о признании отдельных положений Закона Пермского края № 86-ПК недействующими по мотиву их противоречия федеральному законодательству.
В обоснование заявленного требования указал, что пунктом 1 части 2 статьи 27 Закона Пермского края № 86-ПК установлено, что членом комиссии с правом решающего голоса не могут быть лица, не имеющие гражданства Российской Федерации, а также граждане Российской Федерации, имеющие гражданство иностранного государства либо вид на жительство или иной документ, подтверждающий право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства.
Пунктом 1 части 6 статьи 27 Закона Пермского края № 86-ПК предусмотрено, что полномочия члена комиссии с правом решающего голоса прекращаются немедленно в случае утраты членом комиссии гражданства Российской Федерации, приобретения им гражданства иностранного государства либо получения им вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства.
Аналогичные нормы содержатся и в статье 29 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (подпункт "а" пункта 1 и подпункт "а" пункта 8).
Однако Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 22 июня 2010 года № 14-П взаимосвязанные положения подпункта "а" пункта 1 и подпункта "а" пункта 8 статьи 29 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" в части, лишающей гражданина Российской Федерации, получившего вид на жительство на территории иностранного государства, возможности быть членом территориальной избирательной комиссии с правом решающего голоса, признаны не соответствующими Конституции Российской Федерации.
В соответствии с частью 3 статьи 79 Федерального конституционного закона от 21 июля 1994 года № 1-ФКЗ "О Конституционном Суде Российской Федерации" акты или их отдельные положения, признанные неконституционными, утрачивают силу.
Поскольку признанные неконституционными нормы федерального законодательства утратили силу, следовательно, положения Закона Пермского края № 86-ПК должны быть приведены в соответствие с действующим законодательством.
В силу изложенного просил признать противоречащими федеральному законодательству и недействующими пункт 1 части 2 и пункт 1 части 6 статьи 27 Закона Пермского края № 86-ПК в части, лишающей гражданина Российской Федерации, получившего вид на жительство на территории иностранного государства, возможности быть членом избирательной комиссии с правом решающего голоса.
В судебном заседании участвующий в деле прокурор Кузнецова И.А. заявленное требование поддержала.
Представитель Законодательного Собрания Пермского края С. возражала против удовлетворения заявления по доводам, изложенным в письменных возражениях (л.д. 22-24), пояснив, что оспариваемые заявителем положения Закона Пермского края № 86-ПК полностью соответствуют Федеральному закону от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 12.06.2002 года № 67-ФЗ), поскольку нормы, признанные не соответствующими Конституции Российской Федерации, не исключены из Федерального закона от 12.06.2002 года № 67-ФЗ. Кроме того, в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 22 июня 2010 года № 14-П речь идет только о членах территориальных избирательных комиссий с правом решающего голоса, тогда как статья 27 Закона Пермского края № 86-ПК регулирует деятельность других комиссий референдума: избирательной комиссии муниципального образования и участковых комиссий местного референдума (часть 1 статьи 20 Закона Пермского края № 86-ПК).
Представитель губернатора Пермского края Б. просила отказать первому заместителю прокурора Пермского края в удовлетворения заявления по основаниям, изложенным в письменных возражениях (л.д. 146-147), поддержав доводы представителя Законодательного Собрания Пермского края, пояснив, что оспариваемые положения Закона Пермского края № 86-ПК не противоречат действующей редакции Федерального закона от 12.06.2002 года № 67-ФЗ.
Представитель избирательной комиссии Пермского края Л. возражала против удовлетворения заявления по доводам, изложенным в письменных возражениях (л.д. 165-166).
Заслушав пояснения прокурора, представителей заинтересованных лиц, изучив материалы дела, суд приходит к выводу о том, что заявленное требование основано на законе и подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 1 Федерального закона от 12.06.2002 года № 67-ФЗ настоящим Федеральным законом определяются основные гарантии реализации гражданами Российской Федерации конституционного права на участие в выборах и референдумах, проводимых на территории Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований; настоящий Федеральный закон имеет прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации.
Согласно подпункту 54 статьи 2 Федерального закона от 12.06.2002 года № 67-ФЗ для целей настоящего Федерального закона применяемые термины и понятия означают: референдум местный (местный референдум) - референдум, проводимый в соответствии с Конституцией Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, иными федеральными законами, конституцией (уставом), законом субъекта Российской Федерации, уставом муниципального образования среди обладающих правом на участие в референдуме граждан Российской Федерации, место жительства которых расположено в границах муниципального образования.
В соответствии частью 10 статьи 22 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" гарантии прав граждан на участие в местном референдуме, а также порядок подготовки и проведения местного референдума устанавливаются федеральным законом и принимаемыми в соответствии с ним законами субъектов Российской Федерации.
Пунктом 1 статьи 20 Федерального закона от 12.06.2002 года № 67-ФЗ установлено, что в Российской Федерации действуют следующие избирательные комиссии, комиссии референдума: Центральная избирательная комиссия Российской Федерации; избирательные комиссии субъектов Российской Федерации; избирательные комиссии муниципальных образований; окружные избирательные комиссии; территориальные (районные, городские и другие) комиссии; участковые комиссии.
В силу положений пункта 8 названной статьи компетенция, полномочия и порядок деятельности избирательных комиссий субъектов Российской Федерации, избирательных комиссий муниципальных образований, окружных избирательных комиссий, территориальных и участковых комиссий при подготовке и проведении выборов в органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, а также референдумов субъектов Российской Федерации, местных референдумов устанавливаются настоящим Федеральным законом, конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований.
Согласно пункту 1 статьи 24 Федерального закона от 12.06.2002 года № 67-ФЗ избирательная комиссия, организующая в соответствии с законом субъекта Российской Федерации, уставом муниципального образования подготовку и проведение выборов в органы местного самоуправления, местного референдума, является избирательной комиссией муниципального образования.
В соответствии с частью 1 статьи 20 Закона Пермского края № 86-ПК подготовку и проведение местного референдума осуществляют: избирательная комиссия муниципального образования; участковые комиссии местного референдума.
Частью 2 данной статьи предусмотрено, что при подготовке и проведении местного референдума избирательная комиссия муниципального образования действует в качестве комиссии местного референдума и является комиссией, организующей местный референдум. В случае если полномочия избирательной комиссии муниципального образования по решению избирательной комиссии Пермского края, принятому на основании обращения представительного органа муниципального образования, возложены на территориальную избирательную комиссию, территориальная избирательная комиссия действует в качестве комиссии, организующей местный референдум.
Статья 27 Закона Пермского края № 86-ПК определяет статус членов комиссий местного референдума.
Так, согласно пункту 1 части 2 названной статьи членами комиссий с правом решающего голоса не могут быть лица, не имеющие гражданства Российской Федерации, а также граждане Российской Федерации, имеющие гражданство иностранного государства либо вид на жительство или иной документ, подтверждающий право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства.
В силу пункта 1 части 6 статьи 27 Закона Пермского края № 86-ПК полномочия члена комиссии с правом решающего голоса прекращаются немедленно в случае утраты членом комиссии гражданства Российской Федерации, приобретения им гражданства иностранного государства либо получения им вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства.
Аналогичные положения, определяющие статус членов избирательных комиссий, комиссий референдума, закреплены в статье 29 Федерального закона от 12.06.2002 года № 67-ФЗ.
В соответствии с подпунктом "а" пункта 1 названной статьи членами комиссий с правом решающего голоса не могут быть лица, не имеющие гражданства Российской Федерации, а также граждане Российской Федерации, имеющие гражданство иностранного государства либо вид на жительство или иной документ, подтверждающий право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства.
Подпунктом "а" пункта 8 статьи 29 Федерального закона от 12.06.2002 года № 67-ФЗ установлено что полномочия члена комиссии с правом решающего голоса прекращаются немедленно в случае утраты членом комиссии гражданства Российской Федерации, приобретения им гражданства иностранного государства либо получения им вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства.
Вместе с тем, Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 22 июня 2010 года № 14-П "По делу о проверке конституционности подпункта "а" пункта 1 и подпункта "а" пункта 8 статьи 29 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" в связи с жалобой гражданина А.М.Малицкого" взаимосвязанные положения подпункта "а" пункта 1 и подпункта "а" пункта 8 статьи 29 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" в части, лишающей гражданина Российской Федерации, получившего вид на жительство на территории иностранного государства, возможности быть членом территориальной избирательной комиссии с правом решающего голоса, признаны не соответствующими Конституции Российской Федерации, ее статьям 19 (часть 2), 32 (часть 1) и 55 (часть 3).
Этим же постановлением установлено, что оно является окончательным, не подлежит обжалованию, вступает в силу немедленно после провозглашения, действует непосредственно и не требует подтверждения другими органами и должностными лицами.
Согласно части 3 статьи 79 Федерального конституционного закона от 21 июля 1994 года № 1-ФКЗ "О Конституционном Суде Российской Федерации" акты или их отдельные положения, признанные неконституционными, утрачивают силу.
Таким образом, в настоящее время положения подпункта "а" пункта 1 и подпункта "а" пункта 8 статьи 29 Федерального закона от 12.06.2012 года № 67-ФЗ в части, лишающей гражданина Российской Федерации, получившего вид на жительство на территории иностранного государства, возможности быть членом территориальной избирательной комиссии с правом решающего голоса, являются недействующими и утратили силу.
Пунктом 6 статьи 1 Федерального закона от 12.06.2002 года № 67-ФЗ установлено, что федеральные законы, конституции (уставы), законы субъектов Российской Федерации, иные нормативные правовые акты о выборах и референдумах, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить настоящему Федеральному закону. Если федеральный закон, конституция (устав), закон субъекта Российской Федерации, иной нормативный правовой акт о выборах и (или) референдуме противоречат настоящему Федеральному закону, применяются нормы настоящего Федерального закона.
Принимая во внимание, что оспариваемые первым заместителем прокурора Пермского края положения Закона Пермского края № 86-ПК противоречат положениям подпункта "а" пункта 1 и подпункта "а" пункта 8 статьи 29 Федерального закона от 12.06.2002 года № 67-ФЗ (с учетом Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 22 июня 2010 года № 14-П), требование заявителя является обоснованным.
То обстоятельство, что в Федеральный закон от 12.06.2002 года № 67-ФЗ до настоящего времени не внесены соответствующие изменения в порядке, предусмотренном статьей 80 Федерального конституционного закона от 21 июля 1994 года № 1-ФКЗ "О Конституционном Суде Российской Федерации", не влечет отказ заявителю в удовлетворении заявленного требования.
Согласно части 4 статьи 79 Федерального конституционного закона от 21 июля 1994 года № 1-ФКЗ "О Конституционном Суде Российской Федерации" в случае, если решением Конституционного Суда Российской Федерации нормативный акт признан не соответствующим Конституции Российской Федерации полностью или частично либо из решения Конституционного Суда Российской Федерации вытекает необходимость устранения пробела в правовом регулировании, государственный орган или должностное лицо, принявшие этот нормативный акт, рассматривают вопрос о принятии нового нормативного акта, который должен, в частности, содержать положения об отмене нормативного акта, признанного не соответствующим Конституции Российской Федерации полностью, либо о внесении необходимых изменений и (или) дополнений в нормативный акт, признанный неконституционным в отдельной его части. До принятия нового нормативного акта непосредственно применяется Конституция Российской Федерации.
Доводы представителей заинтересованных лиц в обоснование возражений по заявленному требованию о том, что Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 22 июня 2010 года № 14-П признаны неконституционными нормы Федерального закона от 12.06.2002 года № 67-ФЗ, которые определяют статус только членов территориальных избирательных комиссий с правом решающего голоса, а Законом Пермского края № 86-ПК урегулированы вопросы статуса членов комиссий местного референдума, являются ошибочными, так как статья 29 Федерального закона от 12.06.2002 года № 67-ФЗ определяет общий статус членов всех избирательных комиссий, комиссий референдума, перечисленных в пункте 1 статьи 20 названного Федерального закона, что следует из анализа положений статьи 29 Федерального конституционного закона от 28 июня 2004 года № 5-ФКЗ "О референдуме Российской Федерации", статьи 18 Федерального закона от 10 января 2003 года № 19-ФЗ "О выборах Президента Российской Федерации", статьи 24 Федерального закона от 18 мая 2005 года № 51-ФЗ "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации".
В соответствии с частью 2 статьи 253 ГПК Российской Федерации установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, суд признает нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.
Поскольку оспариваемые первым заместителем прокурора Пермского края положения Закона Пермского края № 86-ПК противоречат федеральному законодательству, они подлежат признанию недействующими со дня вступления решения суда в законную силу.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 194-199, 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

Признать недействующими со дня вступления решения в законную силу пункт 1 части 2 и пункт 1 части 6 статьи 27 Закона Пермского края от 14 августа 2007 года № 86-ПК "О местном референдуме в Пермском крае" в части, лишающей гражданина Российской Федерации, получившего вид на жительство на территории иностранного государства, возможности быть членом избирательной комиссии с правом решающего голоса.
После вступления решения суда в законную силу сообщение об этом решении должно быть опубликовано в "Бюллетене законов Пермского края, правовых актов губернатора Пермского края, Правительства Пермского края, исполнительных органов государственной власти Пермского края".
На решение может быть подана апелляционная жалоба или принесено апелляционное представление прокурором в Верховный Суд Российской Федерации через Пермский краевой суд в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме - 13 мая 2013 года.

Судья
БУЗМАКОВ С.С.


------------------------------------------------------------------