Распоряжение Правительства Пермского края от 26.04.2013 N 111-рп "Об одобрении проекта концепции долгосрочной целевой программы "Повышение безопасности дорожного движения в Пермском крае на 2013-2020 годы"
ПРАВИТЕЛЬСТВО ПЕРМСКОГО КРАЯ
РАСПОРЯЖЕНИЕ
от 26 апреля 2013 г. № 111-рп
ОБ ОДОБРЕНИИ ПРОЕКТА КОНЦЕПЦИИ ДОЛГОСРОЧНОЙ ЦЕЛЕВОЙ
ПРОГРАММЫ "ПОВЫШЕНИЕ БЕЗОПАСНОСТИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ
В ПЕРМСКОМ КРАЕ НА 2013-2020 ГОДЫ"
В целях обеспечения эффективности использования бюджетных средств, в соответствии с Законом Пермского края от 12 октября 2007 г. № 111-ПК "О бюджетном процессе в Пермском крае", Законом Пермского края от 2 апреля 2010 г. № 598-ПК "О стратегическом планировании социально-экономического развития Пермского края", Постановлением Правительства Пермского края от 11 февраля 2009 г. № 63-п "О разработке, формировании и реализации долгосрочных целевых программ":
1. Одобрить проект концепции долгосрочной целевой программы "Повышение безопасности дорожного движения в Пермском крае на 2013-2020 годы".
2. Настоящее распоряжение вступает в силу через 10 дней после дня его официального опубликования.
3. Контроль за исполнением распоряжения возложить на заместителя председателя Правительства Пермского края Демченко О.В.
Председатель
Правительства Пермского края
Г.П.ТУШНОЛОБОВ
ОДОБРЕН
распоряжением
Правительства
Пермского края
от 26.04.2013 № 111-рп
ПРОЕКТ КОНЦЕПЦИИ
ДОЛГОСРОЧНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "ПОВЫШЕНИЕ БЕЗОПАСНОСТИ
ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ В ПЕРМСКОМ КРАЕ НА 2013-2020 ГОДЫ"
Обеспечение безопасности дорожного движения является составной частью национальных задач обеспечения личной безопасности в Российской Федерации, решения демографических, социальных и экономических проблем, повышения качества жизни. В целом ряде стратегических и программных документов вопросы обеспечения безопасности дорожного движения определены в качестве приоритетов социально-экономического развития Российской Федерации.
Одним из главных направлений демографической политики в соответствии с Концепцией демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 9 октября 2007 г. № 1351, обозначено снижение смертности населения, прежде всего высокой смертности мужчин в трудоспособном возрасте от внешних причин, в том числе в результате дорожно-транспортных происшествий.
Цели повышения уровня безопасности транспортной системы, сокращения темпов роста количества дорожно-транспортных происшествий, а также снижение тяжести их последствий, числа пострадавших и погибших в них обозначены в Транспортной стратегии Российской Федерации на период до 2030 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 22 ноября 2008 г. № 1734-р.
Концепция долгосрочной целевой программы "Повышение безопасности дорожного движения в Пермском крае на 2013-2020 годы" (далее - Концепция) определяет основные цели и задачи, направления, принципы и приоритеты деятельности по обеспечению безопасности дорожного движения, способствующие снижению уровня смертности на автомобильных дорогах в Пермском крае.
Разработка Концепции обусловлена:
Законом Российской Федерации от 10 декабря 1995 г. № 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения";
распоряжением Правительства Российской Федерации от 27 октября 2012 г. № 1995-р "Об утверждении Концепции федеральной целевой программы "Повышение безопасности дорожного движения в 2013-2020 годах";
Законом Пермского края от 2 апреля 2010 г. № 598-ПК "О стратегическом планировании социально-экономического развития Пермского края";
Законом Пермского края от 20 декабря 2012 г. № 140-ПК "О Программе социально-экономического развития Пермского края на 2012-2016 годы";
Постановлением Законодательного Собрания Пермского края от 1 декабря 2011 г. № 3046 "О Стратегии социально-экономического развития Пермского края до 2026 года".
Концепция является основой для разработки долгосрочной целевой программы "Повышение безопасности дорожного движения в Пермском крае на 2013-2020 годы" (далее - Программа).
Основные термины и понятия, используемые в Концепции:
социальный риск - число лиц, погибших в дорожно-транспортных происшествиях (далее - ДТП), на 100 тысяч населения;
транспортный риск - число лиц, погибших в ДТП, на 10 тысяч транспортных средств;
тяжесть последствий - число лиц, погибших в ДТП, на 100 пострадавших;
больничная летальность пострадавших в результате ДТП - статистический показатель, представляющий собой отношение общего числа умерших в стационаре от последствий ДТП к общему числу пострадавших от ДТП, выбывших за тот же период, и служащий для оценки качества больничной помощи.
I. Обоснование необходимости и целесообразности решения
задачи программно-целевым методом
Целесообразность решения проблемы программно-целевым методом подтверждена практикой реализации долгосрочной целевой программы "Повышение безопасности дорожного движения в Пермском крае на 2009-2012 годы". В рамках ее реализации выполнен целый комплекс мероприятий.
В городе Перми на базе государственного краевого учреждения "Специализированное монтажно-эксплуатационное управление" Пермского края начал работу Центр управления движением, который объединил в себе автоматическую систему управления дорожным движением и систему фотовидеофиксации нарушений Правил дорожного движения Российской Федерации (далее - ПДД). Очевидным результатом стало уменьшение нарушений ПДД и снижение аварийности в местах установки комплексов фотовидеофиксации на 25-70%.
С целью снижения дорожно-транспортного травматизма, в том числе детского, на территории Пермского края были проведены различные профилактические мероприятия, такие как "Внимание - дети!", "Новогодние каникулы", "Каток", "Каникулы - дороги - дети", "Безопасное колесо", "За безопасность дорожного движения - всей семьей" и другие.
Реализован комплекс профилактических мероприятий на автотранспортных предприятиях, приняты контрольно-надзорные меры в отношении дорожных и коммунальных организаций.
Обеспечивалось методическое и информационно-пропагандистское сопровождение мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения пешеходов. По результатам надзорной деятельности более 200 пешеходных переходов приведено в надлежащее состояние.
Завершено внедрение программного комплекса автоматизированной диспетчеризации на территории Пермского края. Создана система оказания первичной травматологической помощи пострадавшим в ДТП за счет привлечения ресурсов врачей общей практики, фельдшерско-акушерских пунктов, сельских врачей амбулаторий.
Вместе с тем движение на дорогах Пермского края остается небезопасным. Долгосрочная целевая программа "Повышение безопасности дорожного движения в Пермском крае на 2009-2012 годы" обеспечила проведение комплексных мероприятий в рамках компетенции Министерства общественной безопасности Пермского края и Министерства здравоохранения Пермского края. Настоящая Концепция позволит разработать Программу, которая предполагает расширение круга участников, а именно привлечение Министерства транспорта и связи Пермского края и Министерства образования и науки Пермского края.
Применение программно-целевого метода позволит обеспечить комплексный и системный подход к решению проблемы в части:
определения единых целей, задач и мероприятий, концентрации ресурсов на реализации мероприятий, осуществляемых в сфере обеспечения безопасности дорожного движения;
распределения полномочий и ответственности между органами исполнительной власти на региональном и муниципальном уровнях, а также позволит вовлечь в реализацию Программы территориальные органы исполнительных органов государственной власти Российской Федерации в Пермском крае, иные органы власти;
повышения эффективности управления в области обеспечения безопасности дорожного движения;
повышения эффективности мероприятий, направленных на обеспечение безопасности дорожного движения, проводимых в комплексе одновременно по нескольким направлениям;
обеспечения эффективного межведомственного взаимодействия и контроля выполнения мероприятий в области обеспечения безопасности дорожного движения.
Эффективное продолжение решения существующих проблем в области обеспечения безопасности дорожного движения возможно только в условиях пролонгации применения программно-целевого метода посредством принятия и последующей реализации Программы.
II. Соответствие предлагаемой к решению задачи приоритетным
направлениям социально-экономического развития
Пермского края
Безопасность дорожного движения является одной из важных социально-экономических и демографических задач. Аварийность на автомобильном транспорте наносит огромный материальный и моральный ущерб как обществу в целом, так и отдельным гражданам. Дорожно-транспортный травматизм приводит к исключению из сферы производства людей трудоспособного возраста. Гибнут и становятся инвалидами дети.
Задачи сохранения жизни и здоровья участников дорожного движения (за счет повышения дисциплины на дорогах, качества дорожной инфраструктуры, организации дорожного движения, повышения качества и оперативности медицинской помощи пострадавшим и т.д.) и, как следствие, сокращения демографического и социально-экономического ущерба от ДТП и их последствий согласуются с приоритетными задачами социально-экономического развития Российской Федерации в долгосрочной и среднесрочной перспективе.
Разработка Программы ведется в рамках исполнения Закона Пермского края от 20 декабря 2012 г. № 140-ПК "О Программе социально-экономического развития Пермского края на 2012-2016 годы" и Постановления Законодательного Собрания Пермского края от 1 декабря 2011 г. № 3046 "О стратегии социально-экономического развития Пермского края до 2026 года" и является продолжением действующей в настоящее время долгосрочной целевой программы "Повышение безопасности дорожного движения в Пермском крае на 2009-2012 годы".
III. Возможные варианты решения задачи, оценка преимуществ
и рисков, возникающих при различных вариантах решения
Существует два возможных варианта решения задачи по повышению безопасности дорожного движения в Пермском крае.
Первый вариант - реализация мероприятий исполнительными органами государственной власти Пермского края, правоохранительными органами и заинтересованными организациями в соответствии со своими полномочиями (ведомственный подход).
Суть подхода заключается в том, что исполнительные органы государственной власти Пермского края при осуществлении функций и полномочий определяют цели и решают задачи исключительно в рамках отраслевой и ведомственной принадлежности.
Основным недостатком данного варианта является децентрализованное достижение одних и тех же результатов, что приведет к дублированию инструментов и механизмов решения поставленных задач и соответственно к неэффективному расходованию бюджетных средств и дополнительным финансовым затратам.
Второй вариант - скоординированная деятельность и системный подход к решению проблемы всеми заинтересованными сторонами с использованием программно-целевого метода.
Основными преимуществами данного подхода являются:
постановка единых целей и задач деятельности по повышению безопасности дорожного движения до 2020 года;
формирование системы приоритетных мероприятий по повышению безопасности дорожного движения, обоснованно и системно воздействующих на причины аварийности;
повышение эффективности управления в области обеспечения безопасности дорожного движения на региональном и местном уровнях, а также в области межведомственного и межуровневого взаимодействия и координации органов исполнительной власти Пермского края и органов местного самоуправления;
концентрация ресурсов государства для реализации мероприятий, соответствующих приоритетным целям и задачам в сфере обеспечения безопасности дорожного движения;
применение принципов бюджетного планирования, ориентированного на результат;
повышение социально-экономического эффекта от реализации мероприятий Программы за счет комплексного решения отраслевых и ведомственных задач.
Основными рисками при данном подходе являются:
необходимость координации деятельности большого числа исполнителей Программы;
значительное влияние невыполнения (неполного выполнения) отдельных ведомственных и отраслевых мероприятий на комплексные результаты Программы;
недостаточное финансирование программных мероприятий.
Тем не менее именно программно-целевой метод является наиболее эффективным в решении задач по обеспечению безопасности дорожного движения в Пермском крае, так как он обеспечивает комплексное урегулирование наиболее острых и проблемных вопросов, создает механизмы взаимодействия, координации усилий и концентрации ресурсов.
Целесообразность использования программно-целевого метода также обусловлена тем, что проблема обеспечения снижения смертности в ДТП носит межотраслевой и межведомственный характер, не может быть решена в пределах одного финансового года и каким-либо одним исполнительным органом государственной власти Пермского края.
IV. Предложения по разработчикам и исполнителям Программы
Разработка Программы возложена на рабочую группу по разработке проекта концепции и проекта долгосрочной целевой программы "Повышение безопасности дорожного движения в 2013-2020 годах". Состав рабочей группы утвержден распоряжением председателя Правительства Пермского края от 2 марта 2012 г. № 18-рпп.
Общее руководство и контроль реализации Программы осуществляет Министерство транспорта и связи Пермского края, которое и будет являться ответственным исполнителем Программы.
Исполнителями Программы являются Министерство транспорта и связи Пермского края, Министерство общественной безопасности Пермского края, Министерство здравоохранения Пермского края, Министерство образования и науки Пермского края, другие заинтересованные компетентные органы.
V. Основные цели и задачи Программы
Целью Программы является снижение количества лиц, погибших в результате ДТП.
Для достижения указанной цели предполагается решить следующие задачи:
усовершенствовать систему управления деятельностью по повышению безопасности дорожного движения;
осуществить комплекс мер по предотвращению ДТП, вероятность гибели людей в которых наиболее высока;
обеспечить повышение безопасности дорожных условий;
обеспечить снижение тяжести травм в ДТП;
обеспечить дальнейшее развитие современной системы оказания помощи пострадавшим в ДТП;
усилить профилактические меры по повышению правосознания и ответственности участников дорожного движения, в том числе детей.
Задачи Программы позволят создать скоординированную систему по следующим направлениям деятельности:
1. развитие системы предупреждения опасного поведения участников дорожного движения.
Деятельность по данному направлению предусматривает формирование знаний и навыков по безопасному дорожному движению, информирование о ситуациях, потенциально приводящих к ДТП, повышение культуры на дорогах, создание в обществе понимания о неотвратимости наказания за нарушение ПДД, обеспечение соблюдения участниками дорожного движения требований ПДД, в том числе с применением систем фотовидеофиксации административных правонарушений в области дорожного движения;
2. обеспечение безопасного участия детей в дорожном движении.
Деятельность по данному направлению предусматривает обучение детей и подростков ПДД, формирование у детей навыков безопасного поведения на дорогах, укрепление и контроль дисциплины участия детей в дорожном движении, создание условий безопасного участия детей в дорожном движении;
3. развитие системы организации движения транспортных средств и пешеходов и повышение безопасности дорожных условий.
Деятельность по данному направлению предусматривает обеспечение безопасного участия пешеходов в дорожном движении, устранение и профилактику возникновения опасных участков дорожного движения, пробок и заторов, организацию транспортного планирования с целью обеспечения безопасного и эффективного трафика, развитие интеллектуальных транспортных систем, обеспечение пассивной и послеаварийной безопасности дорог и дорожной инфраструктуры;
4. развитие системы оказания помощи пострадавшим в ДТП.
Деятельность по данному направлению предусматривает обеспечение оперативности и качества оказания медицинской помощи пострадавшим в ДТП, обеспечение территориальной доступности медицинских учреждений, повышение уровня координации служб, участвующих в оказании помощи пострадавшим в ДТП, внедрение новых технологий в сфере оказания первой помощи пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях.
Перечень и содержание мероприятий Программы по направлениям будут уточнены и конкретизированы при разработке Программы.
VI. Ожидаемые результаты от реализации Программы, формы
и методы оценки ее эффективности
Эффективность реализации Программы оценивается исходя из достижения запланированных результатов по каждому из целевых показателей сопоставлением плановых и фактических значений показателей Программы как по годам по отношению к предыдущему году, так и нарастающим итогом к базовому году, при условии соблюдения обоснованного объема расходов.
Оценка эффективности выполнения Программы проводится для обеспечения ответственного исполнителя оперативной информацией о ходе и промежуточных результатах выполнения мероприятий и решения задач Программы. Результаты оценки эффективности используются для корректировки среднесрочных графиков выполнения мероприятий Программы и плана ее реализации.
Оценка эффективности реализации Программы производится на основе официальной статистики Управления ГИБДД МВД России по Пермскому краю.
Информация о ходе и промежуточных результатах выполнения Программы носит обобщенный характер, является результатом расчета, основывается на массиве первичных данных, не отражает итоговое состояние и позволяет проводить анализ в случае получения неудовлетворительных оценок.
Эффективность реализации Программы заключается в сохранении жизни участникам дорожного движения и снижении тяжести последствий в ДТП.
В результате реализации Программы к 2020 году будут достигнуты следующие результаты:
число лиц, погибших в ДТП в Пермском крае, в том числе детей, сократится на 25% по сравнению с уровнем 2012 года;
за 8 лет действия Программы будет сохранено более 650 человеческих жизней;
показатель тяжести последствий в ДТП снизится с 11 до 9,4;
социальный и транспортный риски от ДТП снизятся более чем на 20% по сравнению с уровнем 2012 года;
больничная летальность пострадавших в результате ДТП снизится с 4,2% до 3,9%.
VII. Реализация и основные этапы Программы
Долгосрочная целевая программа "Повышение безопасности дорожного движения в Пермском крае на 2013-2020 годы" рассчитана на период с 2013 по 2020 год и будет осуществляться в три этапа.
Первый этап Программы (2013 год) предусматривает проведение мероприятий, направленных на:
устранение и профилактику возникновения опасных участков дорожного движения в части оборудования нерегулируемых пешеходных переходов техническими средствами организации дорожного движения;
развитие системы подготовки участников дорожного движения к оказанию помощи при ДТП; создание единой системы телемедицинских консультаций на территории Пермского края; закупку медицинского оборудования.
Второй этап Программы (2014-2015 годы) предусматривает в основном мероприятия по направлению "Развитие системы организации движения транспортных средств и пешеходов и повышение безопасности дорожных условий", а именно мероприятия на дорогах регионального или межмуниципального значения, такие как:
реконструкция и установка на участках улично-дорожной сети барьерных ограждений, в том числе разделяющих встречные направления движения;
строительство надземных пешеходных переходов.
Дополнительно данный этап предусматривает возможность включения мероприятий остальных участников Программы по остальным направлениям при условии выделения дополнительного финансирования.
На третьем этапе Программы (2016-2020 годы) мероприятия будут осуществляться по всем четырем заявленным направлениям Программы и будут преимущественно направлены на продолжение поступательного достижения целевого состояния аварийности на дорогах, преодоление дисбаланса в ситуации с аварийностью в муниципальных районах Пермского края, и основываться на дифференцированном подходе к задачам по снижению дорожно-транспортного травматизма в зависимости от объектов транспортной инфраструктуры.
VIII. Целевые показатели, позволяющие оценивать итоги
реализации Программы
Для оценки реализации Программы сформирована система целевых показателей.
Целевые показатели Программы отражены в таблице 1.
Таблица 1
Целевые показатели Программы
Показатели 2012 1-й 2-й этап 3-й этап Сокращение
(факт) этап (план) (план) к уровню
(план) 2012 года
2013 2014 2015 2016 2017 2018 2019 2020 число %
Число лиц, 596 578 559 541 522 504 485 466 447 149 25
погибших в ДТП,
человек
Число детей, 21 20 20 19 19 18 18 17 16 5 25
погибших в ДТП,
человек
Социальный риск 22,7 22,0 21,2 20,5 19,9 19,3 18,6 17,9 17,3 5,4 24
Транспортный риск 6,8 6,3 5,8 5,3 4,9 4,5 4,1 3,8 3,5 3,3 48
Тяжесть 11,0 10,8 10,6 10,4 10,2 10,0 9,8 9,6 9,4 1,6 15
последствий в ДТП
Больничная 4,2 4,17 4,13 4,11 4,09 4,03 3,98 3,96 3,9 0,3 7
летальность
пострадавших в
результате ДТП, %
IX. Предполагаемые объемы и источники финансирования
Программы с разбивкой по годам, а также обоснование
необходимости и целесообразности использования средств
бюджета Пермского края
Общая потребность финансового обеспечения Программы из бюджета Пермского края на 2013-2020 годы - 804717,4 тыс. рублей, в том числе:
на 2013 год - 245576,5 тыс. рублей, из них:
239576,5 тыс. рублей за счет средств краевого бюджета, предусмотренных на мероприятия, направленные на совершенствование организации медицинской помощи пострадавшим при ДТП;
6000 тыс. рублей за счет средств дорожного фонда Пермского края, предусмотренных на содержание автомобильных дорог;
на 2014 год - 48140,9 тыс. рублей за счет средств дорожного фонда Пермского края, из них:
37140,9 тыс. рублей за счет средств, предусмотренных в рамках реализации долгосрочной целевой программы "Совершенствование и развитие сети автомобильных дорог Пермского края на 2009-2015 годы" на строительство надземных переходов через автомобильную дорогу "Южный обход г. Перми" в районе д. Липаки - д. Замараево, д. Субботино;
11000 тыс. рублей за счет средств, предусмотренных на содержание автомобильных дорог;
на 2015 год - 11000 тыс. рублей за счет средств дорожного фонда Пермского края, предусмотренных на содержание автомобильных дорог;
на 2016-2020 годы - по 100000 тыс. рублей в год.
Объем финансирования на реализацию Программы определяется ежегодно при формировании бюджета Пермского края и утверждается законом Пермского края о бюджете Пермского края на очередной финансовый год и плановый период.
Ресурсное обеспечение Программы осуществляется за счет средств бюджета Пермского края.
------------------------------------------------------------------