Апелляционное определение Пермского краевого суда от 01.04.2013 по делу N 33-3163 <Об оставлении без изменения решения Ленинского районного суда г. Перми от 19.12.2012, которым было признано частично недействующим приложение 1 к Положению о порядке формирования и установления цен для населения на жилищные услуги, утвержденному решением Пермской городской Думы от 26.03.1999 N 24>
ПЕРМСКИЙ КРАЕВОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 1 апреля 2013 г. по делу № 33-3163
Судья Дульцева Л.Ю.
Судебная коллегия по гражданским делам Пермского краевого суда в составе:
Председательствующего Елецких О.Б.,
Судей Позолотиной Н.Г., Кустовой И.Ю.,
при секретаре Б., рассмотрела в открытом судебном заседании 01 апреля 2013 года гражданское дело по апелляционной жалобе Пермской городской Думы на решение Ленинского районного суда г. Перми от 19 декабря 2012 года, которым постановлено:
"Признать недействующим с момента вступления в законную силу решения суда приложение 1 к Положению о порядке формирования и установления цен для населения на жилищные услуги, утвержденному решением Пермской городской Думы от 26.03.1999 г. № 24 в части не включения в состав услуг, подлежащих выполнению за счет платы за содержание жилого помещения, услуг по организации мест для накопления и накоплению отработанных ртутьсодержащих ламп и их передаче в специализированные организации, имеющие лицензии на осуществление деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению отходов I-IV класса опасности, обеспечению установки и ввода в эксплуатацию коллективных (общедомовых) приборов учета холодной и горячей воды, тепловой и электрической энергии, природного газа, а также их надлежащей эксплуатации (осмотры, техническое обслуживание, проверка, приборов учета и т.д)."
Заслушав доклад судьи Кустовой И.Ю., пояснения представителя Пермской городской Думы - Ш., поддержавшего апелляционную жалобу, возражения на апелляционную жалобу прокурора Синевой А.М., изучив материалы дела, судебная коллегия
установила:
И.о. прокурора города Перми в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с заявлением о признании недействующим приложения № 1 к Положению о порядке формирования и установления цен для населения на жилищные услуги, утвержденному решением Пермской городской Думы от 26.03.1999 г. № 24 в части включения в состав услуг, подлежащих выполнению за счет платы за содержание жилого помещения, услуг по техническому обслуживанию стационарных электроплит, замене вышедших из строя конфорок (при оплате стоимости конфорок квартиросъемщиком), переключателей, нагревателей жарочного шкафа и других сменных элементов стационарных электроплит, по мелкому ремонту печей и очагов - укрепление дверей топки, предтопочных листов, заслонок и др. - в отношении жилых помещений, в которых печное оборудование служит для обслуживания одного жилого помещения, а также в части не включения услуг по сбору и вывозу твердых бытовых отходов, включая отходы, образующиеся в результате деятельности организаций и индивидуальных предпринимателей, пользующихся нежилыми (встроенными и пристроенными) помещениями в многоквартирном доме, организации мест для накопления и накоплению отработанных ртутьсодержащих ламп и их передаче в специализированные организации, имеющие лицензии на осуществление деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению отходов I-IV класса опасности, обеспечению установки и ввода в эксплуатацию коллективных (общедомовых) приборов учета холодной и горячей воды, тепловой и электрической энергии, природного газа, а также их надлежащей эксплуатации (осмотры, техническое обслуживание, проверка, приборов учета и т.д). Заявление мотивировал тем, что оспариваемый нормативный правовой акт в указанной части противоречит требованиям ст. 153, 156 Жилищного кодекса Российской Федерации, п. 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 г. № 491.
Определением Ленинского районного суда г. Перми от 19.12.2012 г. производство по делу о признании недействующим приложения № 1 к Положению о порядке формирования и установления цен для населения на жилищные услуги, утвержденному решением Пермской городской Думы от 26.03.1999 г. № 24 в части требований о включении в состав услуг, подлежащих выполнению за счет платы за содержание жилого помещения услуг по техническому обслуживанию стационарных электроплит, замене вышедших из строя конфорок (при оплате стоимости конфорок квартиросъемщиком), переключателей, нагревателей жарочного шкафа и других сменных элементов стационарных электроплит, по мелкому ремонту печей и очагов - укрепление дверей топки, предтопочных листов, заслонок и др. - в отношении жилых помещений, в которых печное оборудование служит для обслуживания одного жилого помещения, а также в части не включения услуг по сбору и вывозу твердых бытовых отходов, включая отходы, образующиеся в результате деятельности организаций и индивидуальных предпринимателей, пользующихся нежилыми (встроенными и пристроенными) помещениями в многоквартирном доме по ходатайству прокурора прекращено, в связи с тем, что решением Пермской городской Думы от 20.11.2012 г. № 253, опубликованным в Официальном бюллетене органов местного самоуправления муниципального образования город Пермь № 88 от 30.11.2012 г., внесены изменения в оспариваемый нормативный правовой акт.
В остальной части заявления прокурора города Перми постановлено указанное выше решение.
В апелляционной жалобе Пермская городская Дума просит решение отменить в связи с нарушением судом норм материального и процессуального права, несоответствием выводов суда обстоятельствам и материалам дела. По тем основаниям, что судом необоснованно отказано в привлечении к участию в деле в качестве заинтересованного лица администрации г. Перми. В силу норм действующего законодательства в компетенцию органов местного самоуправления входит организация сбора отработанных ртутьсодержащих ламп, в случае включения в приложение № 1, указанных в решении суда услуг, изменится тариф на содержание жилого помещения, в связи с чем, интересы администрации г. Перми затронуты оспариваемым решения.
Судом не верно сделан вывод о необходимости включения в перечень услуг по обеспечению установки и ввода в эксплуатацию коллективных (общедомовых) приборов учета холодной и горячей воды, тепловой и электрической энергии, природного газа, а также их надлежащей эксплуатации, в связи с тем, что в большей части жилых домов приборы учета установлены, в домах, где не установлены приборы учета, их установка может производиться при проведении капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов, в том числе частично за счет федеральных средств в рамках реализации Федерального закона № 185-ФЗ "О фонде содействия формированию жилищно-коммунального хозяйства", за счет городского бюджета в соответствии с решением Пермской городской Думы № 7 от 26.01.2010 г. "Об утверждении Порядка предоставления из бюджета города Перми финансовой поддержки на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах на 2010-2014 годы", а также в рамках реализации программ по предоставлению субсидий на обеспечение установки коллективных приборов учета.
Граждане, проживающие в многоквартирных домах, в которых установлены общедомовые приборы учета, вынуждены будут оплачивать работы и услуги по их установке, которые не будут им оказаны, что влечет нарушение их прав.
Признание недействующим нормативного правового акта полностью либо в части в связи с не включением в него каких-либо положений, не предусмотрено нормами закона, судебный акт не устанавливает в какой части Положение утратило силу, не ясно, что нужно отменять, поэтому решение является неисполнимым.
В возражения на апелляционную жалобу прокурор города Перми просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Проверив законность и обоснованность решения суда, судебная коллегия не находит оснований для его отмены.
Как следует из материалов дела, решением Пермской городской Думы от 26.03.1999 г. № 24 (в редакции решений Пермской городской Думы от 25.01.2000 № 3, от 26.06.2001 № 96, от 05.02.2002 № 14, от 28.12.2004 № 205, от 29.11.2005 № 210, от 29.05.2007 № 119, от 26.08.2008 № 251, от 27.01.2009 № 1, от 25.08.2009 № 174, от 24.11.2009 № 283, от 17.12.2010 № 208, от 31.01.2012 № 13, от 26.06.2012 № 125, с изм., внесенными решением Арбитражного суда Пермского края от 26.01.2012 № А50-22744/2011) утверждено Положение о порядке формирования и установления цен для населения на жилищные услуги.
Пунктом 3.1 Положения предусмотрено, что цены на услуги по содержанию жилого помещения устанавливаются по группам зданий, по каждой группе зданий перечень услуг по содержанию жилого помещения, оплачиваемых за счет платы за содержания жилого помещения, устанавливается в соответствии с приложением № 1 к настоящему Положению.
Руководствуясь положениями ч. 4 ст. 7 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", ст. 13 Гражданского кодекса Российской Федерации ч. 1 1 ст. 36, ч. 1 и 3 ст. 39, ст. 156 Жилищного кодекса Российской Федерации, п. 10 и 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 г. № 491, п. 28 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29.11.2007 г. № 48 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части", установив, что в перечень услуг по содержанию жилого помещения (оплачиваемых за счет платы за содержание жилого помещения), установленный оспариваемым нормативным правовым актом, не включены услуги по организации мест для накопления и накоплению отработанных ртутьсодержащих ламп и их передаче в специализированные организации, имеющие лицензии на осуществление деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению отходов I-IV класса опасности, обеспечению установки и ввода в эксплуатацию коллективных (общедомовых) приборов учета холодной и горячей воды, тепловой и электрической энергии, природного газа, а также их надлежащей эксплуатации (осмотры, техническое обслуживание, проверка, приборов учета и т.д.), которые необходимы для надлежащего содержания общего имущества, в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, суд первой инстанции пришел к правильному и обоснованному выводу о том, что приложение № 1 Положения о порядке формирования и установления цен для населения на жилищные услуги в указанной части противоречит закону и подлежит признанию недействующим со дня вступления решения суда в законную силу.
Доводы Пермской городской Думы о том, что признание недействующим нормативного правового акта в части не включения в него каких-либо положений не предусмотрено законом, нельзя признать состоятельными.
В силу ч. 2 ст. 76 Конституции Российской Федерации
По предметам ведения Российской Федерации принимаются федеральные конституционные законы и федеральные законы, имеющие прямое действие на всей территории Российской Федерации.
По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.
Федеральные законы не могут противоречить федеральным конституционным законам.
Вне пределов ведения Российской Федерации, совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации республики, края, области, города федерального значения, автономная область и автономные округа осуществляют собственное правовое регулирование, включая принятие законов и иных нормативных правовых актов.
Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым в соответствии с частями первой и второй настоящей статьи. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон.
В случае противоречия между федеральным законом и нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, изданным в соответствии с частью четвертой настоящей статьи, действует нормативный правовой акт субъекта Российской Федерации.
В соответствии с ч. 1 ст. 156 Жилищного кодекса Российской Федерации плата за содержание и ремонт жилого помещения устанавливается в размере, обеспечивающем содержание общего имущество в многоквартирном доме в соответствии с требованиями законодательства.
Положениями пункта 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 г. № 491 установлены требования к содержанию общего имущества, которые включают в себя в том числе:
Д(1)) организацию мест для накопления и накопление отработанных ртутьсодержащих ламп и их передачу в специализированные организации, имеющие лицензии на осуществление деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов НУ класса опасности;
К) обеспечение установки и ввода в эксплуатацию коллективных (общедомовых) приборов учета холодной и горячей воды, тепловой и электрической энергии, природного газа, а также их надлежащей эксплуатации (осмотры, техническое обслуживание, проверка приборов учета и т.д.).
Принимая во внимание, что решение Пермской городской Думы от 26.03.1999 г. № 24 регулирует вопросы порядка формирования и установления цен для населения на жилищные услуги, Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 г. № 491 устанавливают перечень требований для обеспечения надлежащего содержания общего имущества, правовой акт муниципального образования не должен противоречить данным требованиям с учетом цели и принципа порядка формирования и установления цен за содержание жилого помещения, обеспечивающего содержание общего имущества за счет средств, собираемых с граждан на оплату работ (услуг) по содержанию жилого помещения.
Доводы Пермской городской Думы в части того, что судом необоснованно отказано в удовлетворении ходатайства о привлечении к участию в деле в качестве заинтересованного лица администрации г. Перми, основанием для отмены решения суда не являются.
Исходя из положений ч. 1 и 2 ст. 251 ГПК Российской Федерации к заинтересованным лицам по делам об оспаривании нормативных правовых актов относятся орган государственной власти, орган местного самоуправления или должностное лицо, принявшее оспариваемый акт.
Оспариваемый нормативный правовой акт был принят Пермской городской Думой, установление (изменение) тарифов по оплате за содержание жилого помещения предметом рассмотрения дела не являлось, в связи с чем оснований для привлечения к участию в деле администрации г. Перми не имелось, не привлечение указанного органа к участию в деле права заявителя жалобы не нарушает.
Доводы Пермской городской Думы о том, что судом сделан неверный вывод о необходимости включения в перечень услуг - услуг по обеспечению установки и ввода в эксплуатацию коллективных (общедомовых) приборов учета холодной и горячей воды, тепловой и электрической энергии и природного газа, а также их надлежащей эксплуатации, поскольку их установка требуется не во всех жилых домах, производится в том числе за счет средств федерального, городского бюджета, что влечет нарушение прав граждан, судебной коллегией отклоняются в связи с тем, что в соответствии с п. 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме конкретный состав работ (услуг), подлежащих выполнению (оказанию) в рамках содержания общего имущества в многоквартирном доме зависит от состава и конструктивных особенностей общего имущества. Соответственно, поскольку на территории г. Перми имеются многоквартирные дома, не оборудованные общедомовыми приборами учета коммунальных ресурсов, в состав работ по содержанию общего имущества в таких многоквартирных домах должны входить работы по установке приборов учета. Кроме этого, надлежащая эксплуатация общедомовых приборов учета необходима в отношении всех многоквартирных домов, оборудованных общедомовыми приборами учета, независимо от источников финансирования работ по их установке.
Доводы о том, что решение суда не определяет в какой части оспариваемый правовой акт утратил силу, не ясно что нужно отменять, выводы суда не опровергают, основанием для отмены решения не являются. В случае неясности решения суда, заинтересованное лицо не лишено возможности обратиться в суд в порядке ст. 202 ГПК Российской Федерации за его разъяснением.
Иных доводов, влекущих отмену решения суда, апелляционная жалоба не содержит.
Руководствуясь ст. 328 ГПК Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
Решение Ленинского районного суда г. Перми от 19 декабря 2012 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Пермской городской Думы - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
------------------------------------------------------------------