Типы документов

Реклама

Партнеры

Решение Пермского краевого суда от 20.03.2013 по делу N 3-31-2013 <О признании недействующим пункта 1 статьи 2 Закона Пермского края от 05.12.2006 N 28-КЗ "О мировых судьях в Пермском крае" в части установления права губернатора Пермского края на внесение в Законодательное Собрание Пермского края кандидатуры для назначения на должность мирового судьи и подготовку проекта постановления о назначении на должность мирового судьи, вносимого в Законодательное Собрание Пермского края>



ПЕРМСКИЙ КРАЕВОЙ СУД

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 20 марта 2013 г. по делу № 3-31-2013

Пермский краевой суд в составе
председательствующего судьи Спиридонова Е.В.
при секретаре П.
с участием прокурора Пермской краевой прокуратуры Сысоевой С.М., представителя Законодательного Собрания Пермского края К., представителей губернатора Пермского края Д. и С., рассмотрев 20 марта 2013 года в открытом судебном заседании в городе Перми дело по заявлению первого заместителя прокурора Пермского края о признании частично недействующим пункта 1 статьи 2 Закона Пермского края от 5 декабря 2006 года № 28-КЗ "О мировых судьях в Пермском крае",

установил:

Законодательным Собранием Пермской области и Законодательным Собранием Коми-Пермяцкого автономного округа 16 ноября 2006 года принят Закон Пермского края "О мировых судьях в Пермском крае". Закон подписан губернатором Пермского края 05 декабря 2006 года за № 28-КЗ, опубликован в "Собрании законодательства Пермского края", № 1, II часть, 26.01.2007 г., "Российской газете", № 280, 13.12.2006 г.
Статьей 2 названного Закона установлен порядок назначения (избрания) на должность мирового судьи.
Пункт 1 ст. 2 Закона Пермского края от 5 декабря 2006 года № 28-КЗ предусматривает, что мировые судьи назначаются (избираются) на должность Законодательным Собранием Пермского края. Кандидатура для назначения на должность мирового судьи вносится губернатором Пермского края по представлению председателя Пермского краевого суда, которое основывается на рекомендации квалификационной коллегии судей Пермского края (за исключением случаев, установленных федеральным законом). В проекте постановления, вносимом губернатором края, указывается конкретный судебный участок, на который предлагается назначить (избрать) мирового судью.
Первый заместитель прокурора Пермского края обратился в суд с заявлением о признании недействующим пункта 1 статьи 2 Закона Пермского края от 5 декабря 2006 года № 28-КЗ "О мировых судьях в Пермском крае" в части возложения на губернатора обязанности по внесению кандидатуры для назначения на должность мирового судьи и подготовки им проекта соответствующего постановления Законодательного Собрания Пермского края.
В обоснование своего требования прокурор указал, что оспариваемая норма пункта 1 статьи 2 Закона не соответствует Федеральному закону от 17 декабря 1998 № 188-ФЗ "О мировых судьях в Российской Федерации", в силу положений пункта 1 ст. 6 которого субъект Российской Федерации в рамках предоставленных полномочий вправе только разрешить вопрос, будут ли мировые судьи назначаться (избираться) на должность законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта Российской Федерации или избираться на должность населением соответствующего судебного участка. Участие губернатора в наделении мировых судей полномочиями в виде внесения им кандидатуры для назначения на должность мирового судьи в законодательный (представительный) орган, подготовки им проекта соответствующего постановления действующим федеральным законодательством не предусмотрено.
В судебном заседании участвующий в деле прокурор Сысоева С.М. заявленные требования поддержала.
Представитель Законодательного Собрания Пермского края К., действующая на основании доверенности, просила отказать в удовлетворении заявления, указывая, что ст. 1 Федерального закона от 17 декабря 1998 № 188-ФЗ "О мировых судьях в Российской Федерации" предоставляет субъектам Российской Федерации право устанавливать порядок назначения (избрания) мировых судей законами субъектов Российской Федерации. В силу ст. 19 Устава Пермского края губернатор Пермского края является субъектом законодательной инициативы в Законодательном Собрании края, в соответствии с данным правом он вносит проект постановления о назначении на должность мирового судьи в Законодательное Собрание. Внесение губернатором кандидатуры на должность мирового судьи для обсуждения в представительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации не является участием губернатора в наделении мировых судей полномочиями.
Представители губернатора Пермского края Д. и С., действующие на основании доверенности, просили отказать в удовлетворении заявления, указывая, что в соответствии со статьями 1 и 6 Федерального закона от 17 декабря 1998 № 188-ФЗ "О мировых судьях в Российской Федерации" субъект Российской Федерации вправе устанавливать своим законом не только способ наделения мирового судьи полномочиями - назначение (избрание) на должность законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта Российской Федерации либо избрание на должность населением соответствующего судебного участка, но и порядок (процедуру) наделения мирового судьи полномочиями. Федеральным законодательством данные вопросы не урегулированы, как и вопрос о том, кто вносит кандидатуру на должность мирового судьи для обсуждения в представительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации при решении вопроса о назначении на должность мирового судьи. Губернатор Пермского края, обладая правом законодательной инициативы в Законодательном Собрании края, представляет кандидатов на должность мировых судей Законодательному Собранию для назначения и не высказывает каким-либо образом своего мнения в виде согласия или несогласия на назначение на должность мирового судьи того или иного кандидата.
Заслушав объяснения участвующего в деле прокурора, представителей Законодательного Собрания Пермского края и губернатора Пермского края, исследовав доказательства, суд приходит к выводу о том, что заявленные требования подлежат удовлетворению.
Согласно пункту "л" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации кадры судебных органов находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
В силу ст. 76 Конституции Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, которые не могут противоречить федеральным законам, принятым в сфере совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
В соответствии со ст. 1, 3 Федерального закона от 06 октября 1999 года № 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" органы государственной власти субъекта Российской Федерации принимают свои правовые акты в пределах полномочий, установленных Конституцией Российской Федерации и федеральным законодательством и не могут осуществлять собственное правовое регулирование за рамками предоставленной компетенции.
Мировые судьи в Российской Федерации являются судьями общей юрисдикции субъектов Российской Федерации и входят в единую судебную систему Российской Федерации (пункты 2, 4 ст. 4 Федерального конституционного закона "О судебной системе Российской Федерации", ст. 1 Федерального закона "О мировых судьях в Российской Федерации").
Статья 3 Федерального конституционного закона от 31 декабря 1996 года № 1-ФКЗ "О судебной системе Российской Федерации" устанавливает единство судебной системы Российской Федерации путем законодательного закрепления единства статуса судей.
Все судьи в Российской Федерации обладают единым статусом и различаются между собой только полномочиями и компетенцией (ст. 12 Федерального конституционного закона от 31 декабря 1996 года № 1-ФКЗ).
Статья 2 Закона РФ от 26 июня 1992 года № 3132-1 "О статусе судей в Российской Федерации" предусматривает, что все судьи в Российской Федерации обладают единым статусом.
Таким образом, на мировых судей, входящих в единую судебную систему Российской Федерации и обладающих единым с другими судьями статусом, распространяются положения Закона РФ "О статусе судей в Российской Федерации", статьи 5 и 6 которого устанавливают единый порядок отбора кандидатов на должность судьи и порядок наделения судей полномочиями.
Федеральный закон от 17 декабря 1998 года № 188-ФЗ "О мировых судьях Российской Федерации", принятый в развитие положений Федерального конституционного закона "О судебной системе Российской Федерации" и закрепляющий основные принципы организации и деятельности мировых судей, определяет пределы компетенции субъектов Российской Федерации в регулировании их деятельности.
Согласно пункту 1 статьи 1 Федерального закона "О мировых судьях в Российской Федерации" порядок назначения (избрания) мировых судей устанавливается законами субъектов Российской Федерации.
В силу положений ст. 6 Федерального закона "О мировых судьях в Российской Федерации" мировые судьи назначаются (избираются) на должность законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта Российской Федерации либо избираются на должность населением соответствующего судебного участка в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации.
Из смысла приведенной нормы следует, что субъект Российской Федерации вправе самостоятельно устанавливать порядок назначения или избрания на должность мирового судьи. При этом порядок назначения или избрания на должность мирового судьи должен быть установлен либо путем назначения на должность законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта Российской Федерации, либо путем проведения выборов населением соответствующего судебного участка.
Из положений ст. 6 Федерального закона "О мировых судьях в Российской Федерации" в ее связи со статьями 5, 6 Закона РФ "О статусе судей в Российской Федерации" усматривается, что правом на назначение (избрание) мировых судей наделяются законодательные (представительные) органы государственной власти субъекта Российской Федерации либо население соответствующего судебного участка, а участие исполнительных органов государственной власти субъектов РФ, включая высшее должностное лицо субъекта РФ, в процессе наделения мировых судей полномочиями, в том числе путем внесения ими в законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации кандидатуры для назначения на должность мирового судьи и подготовки проекта постановления о назначении на должность мирового судьи, действующим федеральным законодательством не предусмотрено.
Порядок назначения мировых судей в рамках полномочий, предоставленных субъекту Российской Федерации статьей 6 Федерального закона "О мировых судьях в Российской Федерации", является частью единого процесса наделения судей полномочиями и не может противоречить действующему федеральному законодательству, устанавливающему единый статус судей.
Суд не соглашается с доводами представителей заинтересованных лиц о том, что внесение губернатором Пермского края проекта постановления о назначении на должность мирового судьи в Законодательное Собрание Пермского края не является участием губернатора края в наделении мировых судей полномочиями, поскольку он не высказывает своего мнения относительно кандидатур на должности мировых судей. Как следует из оспариваемой прокурором нормы краевого закона, внесению губернатором края проекта постановления о назначении на должность мирового судьи предшествует подготовка им такого проекта, что указывает на наличие у губернатора полномочий на совершение действий, от которых зависит назначение на должность мирового судьи. Кроме того, отсутствие регламентации совершения таких действий в определенные сроки ставит назначение кандидатов на должность мирового судьи во временную зависимость от усмотрения высшего должностного лица субъекта Российской Федерации.
Ссылка представителей губернатора Пермского края в обоснование своей позиции по делу на Определения Конституционного Суда Российской Федерации от 06 марта 2003 года № 103-О "По запросам Государственного Собрания Республики Башкортостан и Государственного Совета Республики Татарстан о проверке конституционности части 1 статьи 27 Федерального конституционного закона "О судебной системе Российской Федерации" и от 08 июня 2004 года № 230-О "Об отказе в принятии к рассмотрению запроса Санкт-Петербургского городского суда о проверке конституционности пункта 3 статьи 10 Федерального закона "О мировых судьях в Российской Федерации" не влечет отказ в удовлетворении заявленных прокурором требований.
В указанных Определениях Конституционный Суд Российской Федерации подтвердил, что мировые судьи действуют на основе Конституции Российской Федерации и федеральных законов и не могут рассматриваться в качестве самостоятельной системы судебной власти субъекта Российской Федерации, не входящей в судебную систему Российской Федерации. При этом Конституционный Суд Российской Федерации высказал позицию об отсутствии противоречия Конституции Российской Федерации в предоставлении законами субъектов Российской Федерации судам субъектов Российской Федерации полномочий вне пределов, установленных федеральным законодательством, лишь в том случае, если эти полномочия соответствуют их юридической природе и касаются вопросов, относящихся к ведению субъектов Российской Федерации в силу статьи 73 Конституции Российской Федерации (то есть вне пределов ведения Российской Федерации и полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации). Указанный вывод в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 06 марта 2003 года № 103-О относился к вопросу о разграничении компетенции в области установления судебной системы в Российской Федерации в связи с регулированием организации и деятельности конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации.
Как указано в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 08 июня 2004 года № 230-О, в соответствии со статьей 71 (пункт "о") Конституции Российской Федерации, согласно которой судоустройство относится к ведению Российской Федерации, и исходя из принципа единства судебной системы федеральный законодатель вправе определить перечень действующих в Российской Федерации судов, их правовой статус и компетенцию. Вместе с тем в пределах, предусмотренных федеральным законодательством, каждый субъект Российской Федерации самостоятельно устанавливает порядок организации и материально-технического обеспечения деятельности мировых судей, который не относится к порядку назначения судей на должность. Суждение, высказанное в данном Определении, о том, что ни Федеральным конституционным законом "О судебной системе Российской Федерации", ни Федеральным законом "О мировых судьях в Российской Федерации" субъекты Российской Федерации не лишены права участия в определении статуса мировых судей, подтверждает такое участие только в рамках федерального законодательства, которым определен единый порядок отбора кандидатов на должность судьи и порядок наделения судей полномочиями.
Таким образом, пункт 1 ст. 2 Закона Пермского края от 5 декабря 2006 года № 28-КЗ "О мировых судьях в Пермском крае" в части наличия у губернатора Пермского края полномочий на внесение в Законодательное Собрание края кандидатур для назначения на должность мирового судьи и подготовки им проекта постановления о назначении на должность противоречит федеральному законодательству, устанавливающему порядок назначения на должность мирового судьи, что является основанием для признания оспариваемой прокурором нормы в указанной части недействующей с момента вступления решения суда в законную силу.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 198, 199, ч. 2 ст. 253 ГПК РФ, суд

решил:

Признать недействующим со дня вступления решения суда в законную силу пункт 1 статьи 2 Закона Пермского края от 5 декабря 2006 года № 28-КЗ "О мировых судьях в Пермском крае" в части установления права губернатора Пермского края на внесение в Законодательное Собрание Пермского края кандидатуры для назначения на должность мирового судьи и подготовку проекта постановления о назначении на должность мирового судьи, вносимого в Законодательное Собрание Пермского края.
После вступления решения суда в законную силу сообщение об этом решении должно быть опубликовано в "Собрании законодательства Пермского края".
Решение может быть обжаловано и на него может быть подано представление прокурором в Верховный Суд Российской Федерации через Пермский краевой суд в течение месяца со дня составления мотивированного решения - 22 марта 2013 года.

Председательствующий
Е.В.СПИРИДОНОВ


------------------------------------------------------------------