Типы документов

Реклама

Партнеры

Постановление Законодательного Собрания Пермского края от 21.03.2013 N 751 "Об утверждении концепции долгосрочной целевой программы "Развитие системы образования Пермского края на 2013-2017 годы"



ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЕ СОБРАНИЕ ПЕРМСКОГО КРАЯ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 21 марта 2013 г. № 751

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ КОНЦЕПЦИИ ДОЛГОСРОЧНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ
"РАЗВИТИЕ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ ПЕРМСКОГО КРАЯ
НА 2013-2017 ГОДЫ"

Законодательное Собрание Пермского края постановляет:

1. Утвердить концепцию долгосрочной целевой программы "Развитие системы образования Пермского края на 2013-2017 годы".
2. Настоящее Постановление вступает в силу со дня его принятия.

Председатель
Законодательного Собрания
В.А.СУХИХ





Приложение
к Постановлению
Законодательного Собрания
Пермского края
от 21.03.2013 № 751

КОНЦЕПЦИЯ
ДОЛГОСРОЧНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "РАЗВИТИЕ СИСТЕМЫ
ОБРАЗОВАНИЯ ПЕРМСКОГО КРАЯ НА 2013-2017 ГОДЫ"

Концепция долгосрочной целевой программы "Развитие системы образования Пермского края на 2013-2017 годы" (далее - Концепция) является документом, определяющим общую стратегию, ключевые направления, приоритеты, задачи развития образования, комплекс программных мероприятий, обеспечивающих оптимально возможное совершенствование всех элементов системы и механизмы их реализации как фундаментальных составляющих социально-экономического развития региона.
Настоящая Концепция исходит из целевых ориентиров инновационного развития образования, указанных в нормативных правовых актах Российской Федерации, приоритетов социально-экономического развития Пермского края.
Разработка Концепции обусловлена:
Законом Пермского края от 2 апреля 2010 г. № 598-ПК "О стратегическом планировании социально-экономического развития Пермского края";
Постановлением Правительства Пермского края от 11 февраля 2009 г. № 63-п "О разработке, формировании и реализации долгосрочных целевых программ".
Концепция является основой для разработки долгосрочной целевой программы "Развитие системы образования Пермского края на 2013-2017 годы" (далее - Программа), направленной на решение задач системных изменений в сфере содержания и организации образовательной деятельности, осуществляемой органами государственной власти Пермского края, органами местного самоуправления Пермского края и образовательными учреждениями (организациями) Пермского края.

1. Обоснование необходимости и целесообразности решения
задачи программно-целевым методом

Стратегия развития образования в современной России определена Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 599 "О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки", Указом Президента Российской Федерации от 1 июня 2012 г. № 761 "О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы", национальной образовательной инициативой "Наша новая школа", утвержденной Президентом Российской Федерации от 4 февраля 2010 г. № Пр-271, Федеральной целевой программой развития образования на 2011-2015 годы, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 7 февраля 2011 г. № 61, Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. № 1662-р, государственной программой Российской Федерации "Развитие образования" на 2013-2020 годы, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 22 ноября 2012 г. № 2148-р, решениями Государственного Совета Российской Федерации и Совета при Президенте Российской Федерации по науке, технологиям и образованию.
Концептуальные документы и целевые программы российского уровня ставят проблему недостаточной социальной эффективности действующей системы образования, ее отставания от запросов современной экономики и общества.
Актуальная ситуация в системе образования Пермского края характеризуется особым динамизмом, сложностью, порой противоречивостью развертывающихся процессов. При наличии отдельных механизмов, способствующих росту качества образования, в целом его эффективность оказывается еще недостаточной для обеспечения новых задач развития Пермского края - становления инновационной экономики, повышения уровня жизни населения, роста инвестиционной привлекательности региона.
Учитывая сложность, многообразие и масштаб поставленных задач, необходимость выработки комплексных и системных решений, обеспечивающих кардинальное изменение качества образования в достаточно короткие сроки, представляется, что наиболее эффективным средством будет являться программно-целевой метод управления, предполагающий разработку и реализацию Программы. Подобное решение позволит объединить отдельные мероприятия и добиться мультипликативного эффекта, выраженного в эффективном использовании различного рода ресурсов, актуализации задач повышения социальной эффективности образования для всех участников образовательных отношений системы образования Пермского края.
Использование программно-целевого метода для решения проблем развития образования позволит создать условия для максимально эффективного управления государственными финансами в соответствии с приоритетами государственной и региональной политики в условиях бюджетных ограничений.
Решение поставленных задач в рамках Программы позволит в комплексе обеспечивать деятельность по развитию образования в Пермском крае в соответствии с Законом Пермского края от 12 марта 2010 г. № 587-ПК "О регулировании отдельных вопросов в сфере образования Пермского края", Законом Пермского края от 20 декабря 2012 г. № 140-ПК "О Программе социально-экономического развития Пермского края на 2012-2016 годы". Также предусматривается решение задач координации Программы с работой по реализации других долгосрочных целевых программ, как действующих - "Семья и дети Пермского края на 2011-2015 годы", "Противодействие наркомании и незаконному обороту наркотических средств, профилактика потребления психоактивных веществ на территории Пермского края на 2012-2015 годы", "Развитие и гармонизация национальных отношений народов Пермского края на 2009-2013 годы", - так и разрабатываемых - "Профилактика правонарушений в Пермском крае на 2013-2017 годы", "Патриотическое воспитание граждан Пермского края на 2013-2017 годы", "Обеспечение безопасности дорожного движения на 2013-2017 годы".
Программа является средством достижения общественного консенсуса по приоритетам образовательной политики как в целом в Пермском крае, так и в отдельных муниципальных образованиях.
Наличие Программы является необходимым условием для получения федерального софинансирования Министерством образования и науки Российской Федерации региональных проектов.
Накопленный в регионе опыт использования программно-целевого метода для осуществления мер по модернизации системы образования, а именно: участие региона в комплексном проекте модернизации образования, реализованном в рамках Постановления Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2006 г. № 848 "О мерах государственной поддержки субъектов Российской Федерации, внедряющих комплексные проекты модернизации образования" (далее - КПМО), результаты осуществления мероприятий федеральных проектов, таких как приоритетный национальный проект "Образование" в рамках реализации Федеральной целевой программы развития образования на 2011-2015 годы (далее - ПНПО), - также подтверждает целесообразность и необходимость разработки и реализации Программы, направленной на развитие системы образования Пермского края.
Программа как организационная основа региональной политики в сфере образования представляет собой комплекс взаимосвязанных по ресурсам и срокам мероприятий, охватывающих структурные изменения в образовании.
Важнейшим результатом использования программно-целевого метода является создание механизма координации всех направлений деятельности, предусмотренных Программой, на основе системного подхода к ее осуществлению на региональном и муниципальном уровнях. Также обеспечивается эффективное решение проблем в системе образования за счет реализации комплекса мероприятий, увязанных целью, задачами, ресурсами и сроками. Программно-целевой метод реализуется при комплексной системе мониторинга, действующей на основе объективных целевых показателей в системе образования Пермского края.
Программно-целевой метод является наиболее перспективным для решения существующих проблем, сдерживающих развитие системы образования региона, а именно:
несоответствие ресурсного обеспечения сферы образования задачам социально-экономического развития Пермского края;
несформированность региональной системы оценки качества образования, позволяющей отследить социальные эффекты образовательной деятельности;
территориальная дифференциация качества образования, увеличивающийся разрыв в качестве образования между городскими и сельскими малокомплектными школами;
неразвитость в регионе независимых форм и механизмов участия граждан, общественных организаций, предприятий и профессиональных сообществ работодателей в решении вопросов образовательной политики, в том числе в процессах независимой общественной оценки качества образования;
высокая доля образовательных учреждений (организаций), работающих без лицензии на осуществление образовательной деятельности;
отсутствие притока молодых специалистов в сферу образования, дефицит квалифицированных педагогических и управленческих кадров;
недостаточность имеющихся условий организации работы отдельных специалистов в общеобразовательных учреждениях (организациях), а именно: педагогов-психологов, социальных педагогов, педагогов-дефектологов;
низкая заработная плата педагогов, работающих в дошкольных образовательных учреждениях (организациях) и малокомплектных сельских школах;
недостаточность действующих объемов нормативно-подушевого финансирования для обеспечения функционирования малокомплектных школ и школ, реализующих инновационные образовательные программы;
недостаточный уровень обеспечения безопасности условий функционирования ряда образовательных учреждений (организаций);
несовершенство системы социального партнерства в системе образования;
несоответствие инфраструктуры образовательных учреждений (организаций) среднего профессионального образования и высшего образования требованиям, обеспечивающим доступность и качество профессионального образования;
недостаточные материально-технические условия дошкольных образовательных учреждений (организаций) для реализации федеральных государственных требований;
недостаточность мест в дошкольных образовательных учреждениях (организациях);
отсутствие целостной системы сопровождения одаренных детей на всех уровнях образования;
низкая вовлеченность талантливых школьников в международные и всероссийские конкурсы;
недостаточный спектр вариативных форм получения образования для детей с различным уровнем образовательных потребностей;
недостаточно эффективное использование новых форм и технологий образовательного процесса, включая использование информационных и коммуникационных технологий;
недостаточность сетевых образовательных ресурсов регионального уровня;
недостаточное использование потенциала национального образования для сохранения языков, культуры, традиций и воспитания подрастающего поколения;
недостаточность материально-технических и кадровых ресурсов для обеспечения инклюзивного образования;
недостаточное обеспечение доступности получения основного общего, среднего профессионального и высшего образования для детей с ограниченными возможностями здоровья;
недостаточность выбора образовательных ресурсов для детей с ограниченными возможностями здоровья;
недостаточно широко реализуемая и малоэффективная профориентационная работа с молодежью;
недостаточно эффективная региональная система заказа на подготовку специалистов в образовательных учреждениях (организациях) среднего профессионального образования из-за отсутствия сбалансированного, учитывающего интересы работодателей и государства, среднесрочного прогноза на подготовку специалистов и рабочих кадров;
низкий уровень подготовки выпускников школ, поступающих в образовательные учреждения (организации) среднего профессионального образования;
отсутствие центров оценки качества профессионального образования и сертификации квалификаций выпускников образовательных учреждений (организаций) среднего профессионального образования;
низкая ориентированность системы среднего профессионального образования на экономику Пермского края и потребности потенциальных работодателей, недостаточное обеспечение потребностей Пермского края в квалифицированных кадрах по приоритетным направлениям развития;
недостаточная привлекательность пермских вузов для молодежи Пермского края, других регионов Российской Федерации, зарубежных стран;
недостаточная коммуникативная иноязычная компетентность школьников, студентов и ученых Пермского края, сдерживающая ведение научных исследований, участие в международных грантах, олимпиадах и конференциях;
недостаточная активность научной и инновационной деятельности пермских вузов, в том числе осуществляемой в партнерстве с зарубежными университетами;
несоответствие материально-технической базы образовательных учреждений (организаций) среднего профессионального и высшего образования современным требованиям экономики региона.

2. Обоснование соответствия решаемой проблемы
стратегическим целям и приоритетным задачам
социально-экономического развития Пермского края

Одной из приоритетных задач, стоящих перед регионом, является задача обеспечения его конкурентных преимуществ за счет развития человеческого потенциала Пермского края. В первую очередь речь идет о развитии образовательной составляющей человеческого капитала, так как в быстроменяющихся социально-экономических условиях жизни, в мире, где стремительно развиваются наука и технологии, приводящие к колоссальному увеличению накопленных человечеством знаний, роль образования в жизни человека возрастает также стремительно. Стратегической основой экономического развития края становится формирование экономики нового типа (инновационной экономики, экономики знаний). В условиях конкурентной борьбы для региона приоритетным фактором развития является человеческий ресурс, то есть люди, способные генерировать новые идеи, создавать для их реализации новые рабочие места.
Пермскому краю нужны люди, способные к высокопроизводительному труду, к воспроизводству и развитию собственной жизни и жизни новых поколений, социальных связей и институтов. Обучение и развитие такого рода людей рассматриваются в качестве инвестиции в конкурентное развитие Пермского края.
В этих условиях основной проблемой, стоящей перед образовательной системой Пермского края, становится неравномерность достижения современного качества образования в отдельных муниципальных образованиях и образовательных учреждениях (организациях) Пермского края, его недостаточная социальная эффективность, в том числе отсутствие массовой образовательной практики по формированию у учащихся социально значимых компетентностей, таких как умение получать и использовать знания в новых условиях, умение учиться, способность к самоопределению и самоидентификации, правовое сознание, социальная и исследовательская компетентности, компетентность в вопросах сохранения здоровья.
Приоритетные направления социально-экономического развития Пермского края определены в "Программе социально-экономического развития Пермского края на 2012-2016 годы", утвержденной Законом Пермского края от 20 декабря 2012 г. № 140-ПК.
Несмотря на ряд позитивных изменений, произошедших в системе образования региона в ходе реализации Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года, КПМО, ПНПО и увеличения бюджетных расходов на образование, в настоящее время сохраняются проблемы, которые не позволяют говорить о том, что процесс развития и модернизации данной сферы удовлетворяет общество.
Материальная база системы образования Пермского края в целом находится в удовлетворительном состоянии благодаря реализации проекта "Новая школа". Однако остается высокой доля (около 17%) образовательных учреждений (организаций) Пермского края, работающих без лицензии на осуществление образовательной деятельности.
Продолжает оставаться важной социальной проблемой нехватка мест в дошкольных образовательных учреждениях (организациях). В 2012 году 30,1 тыс. детей состоят на учете для определения в детские сады. Необходимы конкретные мероприятия по созданию дополнительных мест для детей дошкольного возраста.
Остается низкой заработная плата педагогов, работающих в дошкольных образовательных учреждениях (организациях) и малокомплектных сельских школах. Так, заработная плата воспитателей детских садов в 2011 году составляла 62% от уровня средней заработной платы в системе общего образования Пермского края.
Пермский край входит в "золотую дюжину" субъектов Российской Федерации, учащиеся которых достигли высоких результатов во всероссийских олимпиадах школьников; здесь работают 6 заочных школ для одаренных детей при ведущих пермских университетах. Но вовлеченность талантливых школьников в международные и всероссийские конкурсы остается низкой, и сопровождение одаренных детей не стало приоритетом всех муниципальных образований Пермского края.
Система общего образования Пермского края характеризуется высокими результатами по академическим показателям. Об этом свидетельствует превышение в Пермском крае "среднего балла ЕГЭ по всем предметам" в сопоставлении с общероссийскими показателями, рост числа выпускников, набравших по трем предметам ЕГЭ более 225 баллов. В то же время ряд школ Пермского края не может достигнуть современного уровня учебных достижений, что требует организации специальной работы по исправлению ситуации. Пока приходится констатировать несоответствие уровня качества среднего общего образования современному уровню развития науки и общества. Отмечается низкий уровень подготовки выпускников школ, поступающих в образовательные учреждения (организации) среднего профессионального образования.
В системе образования Пермского края недостаточно реализуются вариативные формы получения образования для детей с различным уровнем образовательных потребностей, также недостаточно обеспечена доступность к качественным информационным ресурсам для школьников Пермского края.
Важной социальной проблемой является недостаточное обеспечение доступности получения общего, среднего профессионального и высшего образования для детей с ограниченными возможностями здоровья.
Остается низкой ориентированность системы среднего профессионального образования на экономику Пермского края и потребности потенциальных работодателей.
Недостаточное знание иностранных языков школьниками Пермского края, студентами и учеными сдерживает ведение ими научных исследований, участие в международных грантах, олимпиадах и конференциях. При этом существует нехватка подготовленных научно-педагогических кадров, способных осуществлять образовательный процесс на иностранных языках, что влияет как на незначительность доли иностранных студентов в пермских вузах, так и на уровень числа публикаций пермских ученых в изданиях, входящих в международные системы научного цитирования.
Несмотря на признание достижений пермских вузов на федеральном уровне (о чем говорят статусы научных исследовательских университетов), они остаются недостаточно привлекательными для талантливой молодежи Пермского края, других регионов Российской Федерации, зарубежных стран.
В Пермском крае существует проблема недостатка в обеспечении ряда отраслей экономики квалифицированными кадрами, в первую очередь по приоритетным направлениям развития, что требует значительного повышения активности научной и инновационной деятельности пермских вузов, в том числе осуществляемой в партнерстве с зарубежными университетами.
Одной из существенных причин, отражающихся на качестве профессионального образования, является несоответствие материально-технической базы образовательных учреждений (организаций) среднего профессионального и высшего образования современным требованиям экономики региона.
При том, что в Пермском крае наблюдается стабильная динамика роста заработной платы учителей: средний размер заработной платы учителя к концу 2012 года достиг уровня средней заработной платы по экономике Пермского края, это не решает вопросов привлечения молодых специалистов в отрасль образования - их доля составляет 3-5%. При этом старение и отток высококвалифицированных педагогических кадров из отрасли продолжается. Требуются особые меры по повышению престижа и социального статуса профессии педагога.
Отстающая от реальных потребностей отрасли система переподготовки и повышения квалификации не позволяет осуществлять развитие кадрового потенциала, способного обеспечить современное содержание образовательного процесса в соответствии с новыми образовательными стандартами.
В таком многонациональном и поликонфессиональном регионе, как Пермский край, где существуют территории как с концентрированным проживанием людей одной нации (Коми-Пермяцкий округ, Бардымский муниципальный район, Уинский муниципальный район, Октябрьский муниципальный район), так и с дисперсным проживанием людей различных национальностей, пока еще недостаточно используется потенциал национального образования, мало внимания уделяется сохранению родных языков, культуры, национальных обычаев и традиций. Здесь заложен важнейший ресурс образования по формированию у детей толерантного сознания и поведения.
Система дополнительного образования детей требует существенных изменений как в плане развития сети образовательных учреждений (организаций), так и в плане расширения спектра и содержания образовательных программ, развития их программно-методического и кадрового обеспечения.
В регионе накоплен многолетний опыт осуществления инновационной работы, приносящей существенные результаты по повышению качества общего образования: школы для старшеклассников, школы международного бакалавриата, центры инновационного опыта, кадетские школы, школы здоровья, профильные школы и другие, но нуждаются в совершенствовании механизмы определения, поддержки и распространения лучших образцов инновационной образовательной деятельности.
В Пермском крае регулярно проводятся мониторинговые исследования результатов обучения, в том числе на базе международных измерительных материалов, но анализ полученных результатов вызывает затруднения у педагогов и руководителей, так как не имеет созданных по итогам обследования методических рекомендаций. Создание условий для развития независимых форм оценки качества образования является важным требованием сегодняшнего дня.
Требуется специальная работа по преодолению неравномерного развития муниципальных образовательных учреждений (организаций) Пермского края, территориальной и институциональной дифференциации качества образования.
При переходе на новое содержание образования, обусловленное введением федеральных государственных образовательных стандартов (далее - ФГОС), требуется эффективное использование новых форм и технологий образовательного процесса, включая использование информационных и коммуникационных технологий.
Для повышения социальной эффективности образования в регионе, определяемой, прежде всего, доступностью и качеством предоставляемых образовательных услуг, должны быть созданы саморегулирующиеся механизмы компенсации дисфункции образовательных систем разного уровня, возникающей при предъявлении к ним требований нового качества.

3. Возможные варианты решения задачи, оценка преимуществ
и рисков, возникающих при различных вариантах решения

При решении вопросов развития системы образования Пермского края используются три подхода:
1) решение локальных проблем в образовательной системе (строительство объектов образовательной инфраструктуры, издание учебников, подготовка педагогов);
2) разработка и реализация проектов комплексного характера (ПНПО, КПМО) и других;
3) реализация федеральных, региональных, долгосрочных программ развития системы образования.
Первый подход не требует значительных ресурсов, но и дает ограниченный эффект.
Второй подход может быть эффективен для определенного круга конкретных и не очень продолжительных по времени задач, но не обеспечивает постоянное развитие отрасли.
Третий подход наиболее пролонгированный, комплексный, обеспечивающий преемственность как между этапами его реализации, так и по уровням образования, создает взаимосвязь с федеральными и муниципальными программами развития образования, включает межведомственное взаимодействие.
Преимущества разработки Программы заключаются в обеспечении решения нескольких задач одновременно, включая:
планирование достижения результатов и целевых показателей;
расчет потребности финансирования отдельно для каждого мероприятия, для комплекса мероприятий и в целом по Программе на весь срок ее реализации;
планирование реализации механизмов и мероприятий в соответствии с программными задачами и целями.
При использовании программно-целевого метода могут возникнуть ограничения и риски, связанные с:
недостатками в управлении Программой;
неверно выбранными приоритетами развития отрасли образования;
несформированностью нормативно-правовой базы, обеспечивающей развитие инновационных моделей в системе образования;
недостаточным финансированием.
Риски, связанные с недостатками в управлении Программой, могут быть вызваны недостаточной координацией действий различных субъектов образовательной политики (органов государственной власти Пермского края, органов местного самоуправления Пермского края, образовательных учреждений (организаций) Пермского края), что может привести к снижению эффективности использования средств бюджета Пермского края, недостижению намеченных результатов.
Погрешности при управлении Программой, связанные с недостаточным учетом результатов мониторинговых исследований хода реализации Программы, могут существенно повлиять на объективность принятия решений при планировании программных мероприятий, что приведет к отсутствию их привязки к реальной ситуации.
Риски, связанные с неверно выбранными приоритетами развития отрасли, могут быть вызваны изменениями государственной политики в сфере образования и последующей внеплановой коррекцией частично реализованных мероприятий, что снизит эффективность использования средств бюджета Пермского края.
Отсутствие нормативно-правовой базы, обеспечивающей инновационное развитие, может привести к правовому сдерживанию запуска эффективных механизмов достижения ожидаемых результатов Программы.
Чтобы минимизировать возможные отрицательные последствия, связанные с указанными рисками, в структуре управления Программой необходимо предусмотреть создание координационного совета Программы.
В целях определения наиболее успешных решений поставленных перед системой образования Пермского края задач в Программе предусмотрена поддержка "точек роста" - инновационных проектов, апробирующих механизмы и способы достижения эффективных результатов образовательной деятельности и не вписывающихся в действующие нормативы.

4. Основные цели, принципы и задачи Программы

Целью Программы является комплексное и эффективное развитие региональной системы образования, обеспечивающее повышение доступности и качества образования посредством создания условий для индивидуализации образования и использования инновационных механизмов воспитания и социализации личности, как важного фактора устойчивого социально-экономического и социокультурного развития региона в интересах человека, общества, государства.
Программа опирается на следующие принципы:
реализация мероприятий Программы должна обеспечивать рост качества предоставляемых в Пермском крае образовательных услуг в соответствии с современными достижениями в науке, на уровне новых российских и общемировых стандартов;
реализация мероприятий Программы должна обеспечивать доступность получения образования вне зависимости от места проживания, уровня достатка и состояния здоровья обучающихся;
Программа включает механизмы и инструменты, позволяющие определять эффективность системы образования;
в Программе предусмотрены мероприятия, нацеленные на обеспечение отдельных категорий лиц дополнительными механизмами поддержки и развития их социальной интеграции и кооперации, чем фиксируется принцип социальной ответственности;
мероприятия Программы должны обеспечивать реализацию принципов непрерывности образования (образование в течение всей жизни) и преемственности образовательных программ всех уровней, реализуемых на территории Пермского края;
Программа создана в соответствии с принципом открытости, чем определяется участие общественных структур, экспертного и профессионального сообщества в разработке и реализации Программы.
Для достижения указанной цели должны быть решены следующие задачи:
1) создать условия для развития и воспитания детей дошкольного возраста (создать дополнительные места в дошкольных образовательных учреждениях (организациях); привести детские сады в нормативное состояние; создать мотивацию для родителей на получение дошкольного образования детей через вариативные формы; содействовать развитию государственно-частного партнерства; развивать электронные услуги в сфере дошкольного образования (дошкольный портал, электронная очередь); создать систему оценки качества дошкольного образования на основе показателей эффективности деятельности дошкольных образовательных учреждений (организаций);
2) обеспечить повышение доступности общего образования (осуществлять поддержку малокомплектных сельских школ; привести образовательные учреждения (организации) в нормативное состояние; развивать вариативные формы получения образования; повысить доступность образования для детей с ограниченными возможностями здоровья, развивать инклюзивное образование);
3) обеспечить повышение качества общего образования (внедрить ФГОС на всех ступенях общего образования; развивать модели и механизмы индивидуализации образования; создать систему выявления и поддержки одаренных детей на всех уровнях образования; развить систему оценки качества образования, обеспечить общественное участие в контроле качества образования; развивать электронные услуги в образовании);
4) обеспечить повышение воспитательной эффективности образовательного процесса (максимально использовать потенциал национального образования; расширить спектр программ дополнительного образования; обеспечить продуктивное социальное взаимодействие образовательных учреждений (организаций) и общественных объединений по вовлечению молодежи в социально значимые проекты, волонтерскую деятельность; содействовать формированию у детей и подростков ценности здорового образа жизни);
5) обеспечить повышение доступности и качества программ начального и среднего профессионального образования (формировать заказ на подготовку рабочих и специалистов в системе образовательных учреждений (организаций), реализующих программы начального и среднего профессионального образования, в соответствии с потребностями рынка труда; создать и организовать работу многофункциональных центров прикладных специальностей; создать центры сертификации квалификации выпускников и оценки качества профессионального образования; создать систему выявления и поддержки одаренной молодежи в образовательных учреждениях (организациях) среднего профессионального образования посредством организации олимпиад и конкурсов профессионального мастерства);
6) обеспечить повышение качества высшего образования (создать условия для концентрации талантливых студентов в пермских вузах; обеспечить развитие коммуникативной иноязычной компетентности школьников, студентов и ученых Пермского края; содействовать развитию науки и научных школ в вузах Пермского края, конкурентоспособных в международной научной среде; создать инструменты развития вузовской и межвузовской инфраструктуры; обеспечить высокое качество подготовки кадров по приоритетным направлениям развития экономики Пермского края (в том числе в рамках реализации программ развития национальных исследовательских университетов, стратегии развития гуманитарного вуза);
7) создать условия для развития кадрового потенциала отрасли образования (создать мотивационные механизмы привлечения в отрасль молодых специалистов; обеспечить развитие профессиональных компетентностей педагогических работников (организация курсов повышения квалификации, участие в конференциях, форумах, конкурсах профессионального педагогического мастерства); совершенствовать механизм аттестации педагогических работников; повысить уровень заработной платы работников отрасли в соответствии с целевыми показателями; обеспечить реализацию проекта "Мобильный учитель"; предоставлять первичную финансовую поддержку молодым учителям для приобретения (строительства) отдельного благоустроенного жилья применительно к условиям населенного пункта);
8) обеспечить совершенствование системы управления отраслью образования, повысить эффективность деятельности ее институтов (расширить спектр электронных услуг в системе образования; обеспечить функционирование системы оценки качества образования до уровня образовательной организации, включая организацию индивидуального учета и хранения результатов освоения обучающимися образовательных программ; обеспечить реализацию всех форм государственно-общественного участия в управлении образованием; создать условия для развития негосударственных услуг в сфере образования).
Решение указанных задач развития системы образования Пермского края включает реализацию следующих направлений:
обновление содержания образования;
реализация моделей и механизмов индивидуализации образования;
расширение спектра программ национального образования;
распространение инклюзивного образования для детей с ограниченными возможностями здоровья;
развитие дополнительного образования детей;
обеспечение доступности качественного образования (например, поддержка малокомплектных школ, строительство детских садов и "Учительских домов", реализация проекта "Мобильный учитель");
развитие механизмов социального партнерства;
развитие всех форм государственно-общественного участия в управлении образованием;
расширение спектра негосударственных услуг в сфере образования;
развитие информатизации и электронных услуг в системе образования;
формирование системы оценки качества образования, определяющей образовательные и воспитательные результаты, включая независимые, экспертные формы оценки.
Основные механизмы достижения результатов по уровням образования
В дошкольном образовании - реализация права каждого ребенка на качественное и доступное образование, обеспечивающее равные стартовые условия для полноценного умственного, физического и психического развития, его успешного обучения в школе, на основе:
обеспечения доступности дошкольного образования, включая создание дополнительных мест в детских садах путем строительства новых дошкольных образовательных учреждений (организаций) и приведение в нормативное состояние имеющегося фонда детских садов на основе реализации плана мероприятий ("дорожной карты") по строительству и восстановлению после реконструкции и капитальных ремонтов дошкольных образовательных учреждений (организаций) в Пермском крае;
обеспечения качества дошкольного образования за счет введения федеральных государственных требований (далее - ФГТ) к реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования и мониторинга перехода дошкольных образовательных учреждений (организаций) края на ФГТ; широкого распространения новых форм дошкольного образования; активизации диагностической деятельности психолого-медико-педагогической комиссии (далее - ПМПК); оснащения дошкольных образовательных учреждений (организаций) современным оборудованием;
обеспечения роста заработной платы педагогов дошкольных образовательных учреждений (организаций) до уровня средней заработной платы педагогов в системе общего образования региона;
формирования у населения потребности в новых формах дошкольного образования, создания консультационно-методических служб для родителей на уровне муниципальных органов управления образованием, формирования нормативной правовой базы для развития вариативных форм дошкольного образования, обеспечивающих повышение качества предшкольной подготовки дошкольников, не посещающих дошкольные образовательные учреждения (организации);
содействия развитию государственно-частного партнерства в сфере дошкольного образования путем снижения административных барьеров для открытия и ведения малого бизнеса в разных формах: открытие центров (студий, школ) развития ребенка, мини-детских садов, домашних детских садов, детских центров досуга, образовательных центров, центров по уходу за детьми;
развития электронных услуг в сфере дошкольного образования, включая ведение электронного мониторинга качества дошкольного образования, поддержку портала дошкольного образования с целью информирования населения об услугах в системе дошкольного образования Пермского края, развитие системы электронной записи на прием к специалисту дошкольного образования и предоставление возможности подачи заявления на получение места в детском саду в электронной форме;
создания системы оценки качества дошкольного образования на основе показателей эффективности деятельности дошкольных образовательных учреждений (организаций).
В общем образовании - создание условий и механизмов для обеспечения качества образования на всех ступенях общего образования с учетом запросов потребителей на основе:
обновления содержания и условий реализации основной образовательной программы начального общего, основного общего и среднего общего образования, принятой каждым образовательным учреждением (организацией), на основе вводимых ФГОС;
обеспечения повышения доступности образования и безопасности образовательного процесса, в том числе путем реализации дополнительных механизмов поддержки малокомплектных сельских школ, реализации проекта "Мобильный учитель", развития вариативных форм получения общего образования, таких как семейное образование, экстернат, дистанционное образование, осуществления работ по приведению образовательных учреждений (организаций) общего образования в соответствие с лицензионными требованиями в рамках проекта "Новая школа";
использования механизмов и технологий развития творческого потенциала педагогических коллективов общеобразовательных учреждений (организаций);
создания условий для поддержки инновационных проектов, уникальных инновационных школ и инновационных образовательных программ на региональном и муниципальном уровнях;
развития индивидуализированного (профильного) образования на старшей ступени школы с использованием потенциала образовательных учреждений (организаций) дополнительного образования и других организаций;
обеспечения системной работы с одаренными детьми в рамках реализации проекта "Поддержка одаренных детей", включая своевременное выявление талантливых детей, в том числе в сельских территориях, и создание разветвленной системы образовательных условий, позволяющих выстроить образовательную деятельность, максимально соответствующую индивидуальным особенностям одаренных детей, что позволит им успешно участвовать во всероссийских и международных интеллектуальных конкурсах и олимпиадах, в исследовательской и изобретательской деятельности на базе создаваемых в регионе школьных технопарков по физике, химии, биологии, робототехнике;
обеспечения доступности квалифицированной профориентационной поддержки выбора профессии с привлечением образовательных учреждений (организаций) среднего профессионального и высшего образования, предприятий и научных организаций Пермского края;
организации широкого спектра конкурсов метапредметного, компетентностного характера;
оснащения образовательных учреждений (организаций) современным учебным оборудованием;
расширения использования современных образовательных технологий, в том числе внедрение новых форм информационных услуг, предоставляемых участникам образовательного процесса с использованием информационных и коммуникационных технологий ("Электронный дневник учащегося", "Безопасная социальная образовательная сеть", "Электронное сопровождение самостоятельной подготовки учащихся", "Совместная подготовка педагогов к урокам", включая создание технических условий применения широкополосного доступа к информационно-телекоммуникационной сети Интернет);
обеспечения предоставления детям качественной психологической и коррекционно-педагогической помощи в образовательных учреждениях (организациях);
повышения доступности образования для детей с ограниченными возможностями здоровья путем развития инклюзивного образования, создания доступной образовательной среды, использования современных информационно-коммуникационных технологий для дистанционного обучения на дому для детей-инвалидов Пермского края, нуждающихся в такой форме получения образования, подготовки психолого-педагогических кадров для работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья.
Продолжение реализации следующих региональных проектов:
повышение качества знаний иностранных языков;
телекоммуникационная образовательная сеть (электронные дневники и журналы, совместная подготовка учителей к урокам, материалы к урокам и домашним заданиям);
международный бакалавриат в школах г. Перми;
новые образовательные центры "Школа для старшеклассников" (далее - НОЦ);
стимулирование педагогических работников по результатам обучения на ступенях общего образования ("Ступени");
поддержка одаренных детей;
проект "Новая школа";
проект "Учительский дом" - начальная школа;
выплаты кандидатам наук в школах.
В дополнительном образовании детей - создание условий и механизмов для обеспечения удовлетворения разнообразных интересов и запросов детей и подростков на основе:
создания нормативного и организационного обеспечения интеграции деятельности образовательных учреждений (организаций) общего и дополнительного образования детей при реализации ФГОС;
укрепления материально-технической базы образовательных учреждений (организаций) дополнительного образования детей;
расширения сети детских и юношеских творческих объединений, клубов по месту жительства, лагерей труда и отдыха, других форм самодеятельности детей и подростков; развития разнообразных форм туризма и краеведения; привлечения подростков к различным видам общественно полезной и личностно значимой деятельности;
обеспечения развития прикладной и технической направленности деятельности образовательных учреждений (организаций) дополнительного образования;
повышения привлекательности программ дополнительного образования для детей 7-18 лет, обновления содержания образовательных программ дополнительного образования, обусловленных современными достижениями науки, техники и технологий;
организации повышения профессиональной компетентности педагогических кадров в сфере дополнительного образования детей;
доведения оплаты труда педагогов образовательных учреждений (организаций) дополнительного образования детей до уровня не ниже средней заработной платы в системе общего образования региона;
создания тематического парка для детей дошкольного и школьного возраста по ознакомлению с профессиями в игровой форме;
расширения возможностей дополнительного образования детей с использованием ресурсов образовательных учреждений (организаций) среднего профессионального и высшего образования, предприятий и научных организаций Пермского края.
В среднем профессиональном образовании - формирование необходимых условий и механизмов повышения эффективности профессионального образования в обеспечении экономики Пермского края трудовыми ресурсами на основе:
совершенствования системы регионального заказа на подготовку рабочих кадров и специалистов в образовательных учреждениях (организациях) среднего профессионального образования исходя из прогнозных оценок экономического развития края, потребности организаций и предприятий Пермского края в кадрах, образовательной потребности населения, возможностей системы среднего профессионального образования и мониторинга результатов профессионального образования;
развития образовательных учреждений (организаций) среднего профессионального образования в рамках кластерного подхода;
обновления содержания основных профессиональных образовательных программ образовательных учреждений (организаций) среднего профессионального образования в соответствии с ФГОС;
организации работы многофункциональных центров прикладных специальностей, являющихся инновационным видом образовательных учреждений (организаций), осуществляющих профессиональную подготовку на базе среднего общего образования в соответствии с национальной и краевой системами квалификаций и актуальными кадровыми потребностями сектора реальной экономики, через профориентационное сопровождение выбора и развитие профессиональной карьеры обучающихся в соответствии с полученной прикладной квалификацией, через сетевую платформу краевой системы непрерывного профессионального образования и профориентации взрослых;
внедрения общественно-профессиональной аккредитации основных профессиональных образовательных программ в образовательных учреждениях (организациях) среднего профессионального образования;
повышения престижа обучения в образовательных учреждениях (организациях) среднего профессионального образования;
формирования комплексной системы оценки качества подготовки выпускников образовательных учреждений (организаций) среднего профессионального образования;
повышения доступности и качества программ среднего профессионального образования путем достижения востребованного производством уровня подготовки специалистов независимо от уровня достатка и места проживания обучающегося посредством расширения спектра специальностей, создания многоуровневых и профильных учреждений (организаций) профессионального образования, ресурсных центров и центров сертификации квалификации выпускников системы профессионального образования, включая обновление материально-технического обеспечения образовательных учреждений (организаций) среднего профессионального образования;
выявления и поддержки одаренной молодежи, имеющей достижения в учебной и внеучебной деятельности и обучающейся по образовательным программам, соответствующим приоритетным направлениям модернизации и технологического развития экономики Российской Федерации, для получения ими дополнительной стипендии Правительства Российской Федерации и участия в краевых и всероссийских олимпиадах и конкурсах профессионального мастерства.
В высшем образовании - насыщение экономики и социальной сферы Пермского края высококвалифицированными, конкурентоспособными кадрами, готовыми к инновационной деятельности, к гибкому реагированию на потребности регионального рынка труда на основе:
создания условий для подготовки кадров по приоритетным направлениям развития экономики края (реализация инновационных программ развития вузов);
концентрации талантливых студентов в пермских вузах за счет мер дополнительной мотивации студентов, имеющих высокие научные и академические результаты деятельности;
развития науки и научных школ в Пермском крае, создания международных исследовательских групп ученых, в рамках которых группы пермских ученых проводят научные исследования в партнерстве с учеными из зарубежных вузов и научных центров;
организации послевузовской подготовки ученых и специалистов для осуществления образовательного процесса на иностранных языках;
обеспечения координации и оценки эффективности реализации программ развития национальных исследовательских университетов, находящихся на территории Пермского края: Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Пермский государственный национальный исследовательский политехнический университет", Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Пермский государственный национальный исследовательский университет", и реализации стратегии развития Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования "Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет", имеющего утвержденную программу развития, как гуманитарного вуза;
стимулирования научно-педагогических и научных кадров системы высшего образования к активной научно-исследовательской и научно-педагогической деятельности;
реализации мероприятий по развитию вузовской и межвузовской инфраструктуры, а именно: строительство зданий современной библиотеки и конгресс-центра для проведения международных научных конференций и симпозиумов;
создания центров междисциплинарных исследований по приоритетным направлениям развития науки: LifeScience; фотоника и оптоинформатика; топливо и энергетика, энергоэффективность и ресурсосбережение, новые материалы и технологии.
В управлении образовательной системой:
внедрение в системе образования региона эффективных механизмов оценки качества и востребованности образовательных услуг, оценки индивидуальных образовательных достижений учащихся, включая организацию индивидуального учета и хранения результатов освоения обучающимися образовательных программ;
расширение государственно-общественного участия в управлении образованием, развитие механизмов участия работодателей, потребителей образовательных услуг и общественных институтов в экспертизе деятельности образовательных учреждений (организаций) и оценке качества результатов образовательной деятельности;
создание условий повышения эффективности деятельности управляющих советов образовательных учреждений (организаций);
создание механизмов адресной ресурсной (грантовой) поддержки одаренных (талантливых) детей;
введение повышающих коэффициентов для школ, реализующих инновационные образовательные программы;
создание механизмов для комплексного анализа и принятия эффективных решений в отношении образовательных учреждений (организаций), муниципальных образований Пермского края, уровней системы образования, испытывающих проблемы в достижении требуемого уровня качества результатов образовательной деятельности;
расширение спектра электронных услуг в системе образования и услуг, поставляемых негосударственными поставщиками.
В кадровой политике - формирование стратегических преимуществ системы образования Пермского края путем удовлетворения потребностей отрасли в компетентных, высокомотивированных специалистах на основе:
поэтапного повышения средней заработной платы педагогических работников дошкольных образовательных учреждений (организаций), общеобразовательных учреждений (организаций), преподавателей, мастеров производственного обучения образовательных учреждений (организаций) среднего профессионального образования;
реализации программы привлечения педагогических кадров для работы в образовательных учреждениях (организациях), включающей осуществление механизмов повышения доступности предоставления жилья;
реализации проекта "Мобильный учитель" (обучение детей в отдаленных территориях с привлечением высококвалифицированных учителей);
обеспечения для всех категорий педагогических работников права выбора содержания и форм повышения квалификации на основе доступности качественных услуг дополнительного профессионального образования;
развертывания региональной системы электронного дополнительного профессионального образования на основе модульных программ и принципов накопления компетенций;
развития университетских округов при ведущих вузах Пермского края как центров интеграции дошкольного, общего и профессионального образования, как центров повышения квалификации педагогических работников и научно-методического сопровождения инновационной деятельности;
развития кадрового потенциала образовательных учреждений (организаций) среднего профессионального и высшего образования;
системного повышения квалификации учителей английского языка с использованием современных международных методик;
организации деятельности опорных образовательных учреждений (организаций) (центров инновационного опыта) как центров роста и дальнейшего распространения позитивного опыта для подготовки специалистов-тьюторов;
создания единой информационной системы, обеспечивающей "горизонтальное" общение педагогов образовательных учреждений (организаций): обмен опытом, трансфер методик и технологий, централизованный сбор данных, обратная связь;
повышения квалификации руководителей учреждений (организаций) системы профессионального образования, включая стажировку в международных образовательных центрах.

5. Ожидаемые результаты реализации Программы, возможные
формы и методы оценки ее эффективности

Ожидаемые результаты реализации Программы могут быть описаны на 2 уровнях:
1-й уровень - ожидаемые результаты по уровням образования и направлениям реализации Программы. Ожидаемые результаты оцениваются путем достижения целевых показателей Программы;
2-й уровень - социально-экономические эффекты развития образования. Социально-экономические эффекты являются интегральными по отношению к уровням образования и проявляются либо в динамике общих (интегрированных, опосредованных) показателей, либо с помощью социально-психологического инструментария (например, социологические опросы). Социально-экономические эффекты в ряде случаев будут носить пролонгированный характер.
Ожидаемые результаты 1-го уровня (непосредственные результаты)
Дошкольное образование:
повышение доступности и качества дошкольного образования (проявляется в ликвидации к концу 2016 года очередности на зачисление детей в возрасте от трех до семи лет в дошкольные образовательные учреждения (организации); увеличении количества дошкольных образовательных учреждений (организаций) в Пермском крае; увеличении численности детей дошкольного возраста, посещающих негосударственные образовательные учреждения (организации), реализующие программы дошкольного образования; в стопроцентном обеспечении лицензией на ведение образовательной деятельности дошкольных образовательных учреждений (организаций) к 2016 году; в увеличении удовлетворенности населения доступностью и качеством предоставления услуг дошкольного образования).
Общее образование:
обеспечение доступности общего образования (проявляется в доле обучающихся, которым обеспечен доступ к современным условиям обучения, включая широкополосный доступ к информационно-телекоммуникационной сети Интернет, независимо от места их проживания; в росте количества школьников, для обучения которых используются дистанционные и другие вариативные формы обучения; в увеличении охвата учащихся школ Пермского края услугой "Электронный дневник"; в увеличении доли выпускников 11-х классов, получивших аттестаты о среднем общем образовании; в увеличении доли образовательных учреждений (организаций) общего образования, имеющих лицензию на осуществление образовательной деятельности; в сокращении количества малокомплектных школ с дефицитом бюджета; в обеспеченности школ, организующих подвоз детей, автотранспортом, отвечающим требованиям ГОСТ Р 51160-98);
повышение доступности общего образования для детей с ограниченными возможностями здоровья (проявляется в увеличении доли детей-инвалидов, обучающихся в образовательных учреждениях (организациях) общего образования, которым созданы условия для дистанционного обучения; повышении доли образовательных учреждений (организаций), в которых созданы необходимые условия для осуществления инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья; в снижении доли детей с ограниченными возможностями здоровья, остающихся вне системы образования);
повышение качества общего образования (проявляется в увеличении доли населения, удовлетворенного качеством общего образования; превышении среднего балла по всем предметам ЕГЭ в Пермском крае по аналогичному показателю в Российской Федерации; увеличении доли учащихся, получивших 225 и более баллов по результатам трех экзаменов в форме ЕГЭ; увеличении доли старшеклассников, обучающихся по индивидуальным образовательным траекториям; увеличении доли учащихся, ставших победителями и призерами всероссийских и международных олимпиад и конкурсов).
Кадровая политика:
развитие кадрового потенциала отрасли образования (проявляется в увеличении заработной платы учителей, преподавателей, мастеров производственного обучения образовательных учреждений (организаций) дошкольного, начального, основного среднего общего образования и среднего профессионального образования; увеличении доли учителей и преподавателей, подготовленных к введению ФГОС начального общего образования, основного общего образования; увеличении доли молодых учителей, работающих в общеобразовательных учреждениях (организациях).
Управление образовательной системой:
развитие государственно-общественного участия в управлении образованием, развитие механизмов оценки качества результатов образовательной деятельности образовательных учреждений (организаций) (проявляется в повышении роли работодателей, потребителей образовательных услуг и общественных институтов в экспертизе деятельности образовательных учреждений (организаций) и оценке качества результатов образовательной деятельности; в обеспечении стопроцентного охвата образовательных учреждений (организаций) общего образования государственно-общественным контролем; в увеличении количества социальных партнеров образовательных учреждений (организаций) Пермского края всех уровней образования; в обеспечении во всех школах Пермского края деятельности по индивидуальному учету и хранению результатов освоения обучающимися образовательных программ).
Дополнительное образование детей:
повышение доступности и качества программ дополнительного образования детей (проявляется в увеличении доли детей в возрасте 5-18 лет, охваченных услугами дополнительного образования; в увеличении доли детей, имеющих средний и высокий уровень готовности к профессиональному самоопределению, от общего числа детей, обучающихся в образовательных учреждениях (организациях) дополнительного образования; в расширении сферы услуг дополнительного образования, предоставляемых негосударственными поставщиками; в обновлении и расширении спектра образовательных программ дополнительного образования).
Среднее профессиональное образование:
повышение доступности и качества среднего профессионального образования (проявляется в увеличении доли выпускников образовательных учреждений (организаций) среднего профессионального образования, трудоустроившихся по специальности; увеличении доли обучающихся, зачисленных на обучение по программам начального и среднего профессионального образования под подтвержденный заказ работодателя; увеличении доли выпускников, получивших сертификат, подтверждающий квалификацию; в увеличении доли основных и дополнительных профессиональных программ начального и среднего профессионального образования, прошедших общественно-профессиональную аккредитацию; увеличении количества студентов, получающих дополнительные стипендии Правительства Российской Федерации; в росте количества обученных по краткосрочным программам профессионального обучения и подготовки, в том числе в многофункциональных центрах прикладных квалификаций; в увеличении доли образовательных учреждений (организаций) профессионального образования, в которых созданы условия для профессиональной подготовки лиц с ограниченными возможностями здоровья).
Высшее образование:
повышение качества высшего образования (проявляется в улучшении показателей пермских вузов по критериям оценки эффективности деятельности вузов; в увеличении количества студентов, получающих повышенные стипендии разного уровня; в повышении доли трудоустроившихся выпускников, завершивших обучение по приоритетным направлениям подготовки; в повышении качества научно-исследовательской деятельности вузов, определяемого ростом количества научных работ, опубликованных в изданиях, входящих в международные системы научного цитирования; в повышении доли участия вузов в затратах на исследования и разработки; в увеличении показателей международной интеграции образовательных учреждений (организаций) высшего образования).
В результате реализации мероприятий Программы предполагается обеспечить следующие отсроченные социально-экономические эффекты:
1) на региональном уровне:
повышение уровня здоровья учащихся и студентов за счет создания условий обучения, использования занятий физкультурой и спортом, создания образовательных систем здоровьесбережения и оздоровления, формирования мотивации к ведению здорового образа жизни;
снижение уровня преступности в детской молодежной среде за счет повышения воспитательной эффективности учебной деятельности, использования второй половины учебного дня для дополнительных занятий, расширения услуг дополнительного образования, организации социальных практик учащихся, осуществления интеграции с другими учреждениями социальной сферы;
становление толерантного сознания и поведения детей и подростков на основе реализации программ национального воспитания и обучения, поддержки языков, культуры и традиций различных национальностей;
увеличение числа детей, демонстрирующих активную жизненную позицию, самостоятельность и творческую инициативу в созидательной деятельности, ответственное отношение к жизни, окружающей среде, приверженных позитивным нравственным и эстетическим ценностям;
повышение доступности и качества образовательной информации для всех участников образовательного процесса;
введение новых форм управления в системе образования;
модернизация технологической и социальной инфраструктуры образования;
удовлетворение потребностей экономики края в кадрах соответствующей квалификации;
повышение конкурентоспособности выпускников образовательных учреждений (организаций) на рынке труда;
2) на уровне образовательных учреждений (организаций):
увеличение количества инновационных образовательных учреждений (организаций) и сетевых образовательных структур;
повышение эффективности деятельности учреждений (организаций) сферы образования, сохранение и поступательное развитие их инновационного потенциала;
3) в сфере социальной привлекательности образования:
повышение уровня заработной платы работников сферы образования; предотвращение оттока перспективных педагогических кадров в другие отрасли;
сохранение и развитие системы подготовки квалифицированных педагогических и управленческих кадров;
удовлетворенность населения Пермского края качеством образования на всех уровнях;
4) в бюджетной сфере:
концентрация средств бюджета Пермского края на развитие системообразующих инновационных "точек роста" в сфере образования;
повышение прозрачности и эффективности бюджетных расходов в сфере образования.

6. Целевые показатели, позволяющие оценить итоги реализации
Программы

1. Развитие дошкольного образования:
создание 21771 дополнительного места для детей дошкольного возраста;
ликвидация очередности в дошкольные образовательные учреждения (организации) детей в возрасте от трех до семи лет;
повышение доли дошкольных образовательных учреждений (организаций), имеющих лицензию на осуществление образовательной деятельности, до 100%;
увеличение количества негосударственных поставщиков услуг дошкольного образования, более 200;
увеличение числа детей дошкольного возраста, посещающих негосударственные образовательные учреждения (организации), реализующие программы дошкольного образования, до 1,5 тыс.;
внедрение системы оценки качества дошкольного образования на основе оценки эффективности деятельности дошкольных образовательных учреждений (организаций), 80% дошкольных образовательных учреждений (организаций).
2. Развитие общего образования:
повышение удовлетворенности населения качеством общего образования, более 70%;
повышение доли образовательных учреждений (организаций) общего образования, имеющих лицензию на осуществление образовательной деятельности, до 100%;
повышение доли выпускников 11-х классов, получивших аттестаты о среднем образовании, до 98% к 2016 году;
приведение к соответствию ГОСТ Р 51160-98 автотранспорта, организующего подвоз детей к месту учебы, 100%;
превышение среднего балла по всем предметам ЕГЭ в Пермском крае по аналогичному показателю в Российской Федерации, на 4,0;
снижение доли детей с ограниченными возможностями здоровья, остающихся вне системы образования, до 20%;
доля детей с ограниченными возможностями здоровья, обучающихся в общеобразовательных школах, которым созданы условия для дистанционного обучения, составит 90%;
повышение доли учащихся Пермского края, ставших победителями и призерами всероссийских и международных олимпиад и конкурсов, от общего числа участников от Пермского края до 50%;
охват учащихся общеобразовательных школ Пермского края услугой "Электронный дневник", 96% по региону, 65% в сельских территориях;
охват образовательных учреждений (организаций) государственно-общественным контролем, 100%.
3. Развитие среднего профессионального образования:
доведение доли образовательных учреждений (организаций) среднего профессионального образования, здания которых приспособлены для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья, до 14% к концу 2016 года;
увеличение доли выпускников образовательных учреждений (организаций) среднего профессионального образования, трудоустроившихся по специальности, от общего количества трудоустроившихся выпускников до 57%;
повышение доли обучающихся, принятых в образовательные учреждения (организации) среднего профессионального образования под подтвержденный заказ работодателей, до 60% от общего числа принятых в образовательное учреждение (организацию) среднего профессионального образования;
увеличение доли выпускников образовательных учреждений (организаций) среднего профессионального образования, получивших сертификат, подтверждающий квалификацию, более 30%;
увеличение числа студентов среднего профессионального образования, получающих дополнительные стипендии Правительства Российской Федерации, более 120 студентов;
доля основных профессиональных образовательных программ образовательных учреждений (организаций) среднего профессионального образования, прошедших государственно-общественную аккредитацию, составит не менее 20%;
создание центров сертификации квалификации выпускников образовательных учреждений (организаций) среднего профессионального образования, многофункциональных центров прикладных квалификаций, не менее 3.
4. Развитие высшего образования:
рост доли студентов, поступивших в пермские вузы с высокими результатами вступительных испытаний (225 баллов и выше), от общего числа студентов, поступивших в пермские вузы, до 20%;
рост количества студентов, обучающихся в пермских вузах и получающих повышенные стипендии разного уровня, до 2600 к концу 2016 года;
рост доли выпускников вузов, завершивших обучение по направлениям подготовки, соответствующим приоритетным направлениям развития науки, техники и технологий, и трудоустроенных по окончании обучения по специальности, в общем числе выпускников, завершивших обучение по данным направлениям, до 80% к концу 2016 года;
увеличение числа научных статей пермских ученых, опубликованных в изданиях, входящих в международные системы научного цитирования Web of Science, Scopus, до 450;
увеличение доли образовательных учреждений (организаций) высшего образования в затратах на исследования и разработки, до 12% от общего объема средств, затраченных на исследования и разработки.
5. Развитие кадров:
увеличение численности учителей в возрасте до 30 лет в общей численности учителей общеобразовательных учреждений (организаций) до 23%;
отношение среднемесячной заработной платы педагогических работников государственных (муниципальных) образовательных учреждений (организаций) дошкольного образования к средней заработной плате в системе общего образования Пермского края, 100%;
отношение среднемесячной заработной платы педагогических работников образовательных учреждений (организаций) общего образования к средней заработной плате в экономике Пермского края, 100%;
отношение среднемесячной заработной платы педагогов образовательных учреждений (организаций) дополнительного образования к средней заработной плате в экономике Пермского края, 95%;
отношение среднемесячной заработной платы педагогов и мастеров производственного обучения среднего профессионального образования к среднемесячной заработной плате в экономике Пермского края, 95%;
доля учителей начальных классов и учителей основной ступени общего образования, прошедших обучение по ФГОС, составит 100%.

7. Предложения по разработчикам и исполнителям Программы

Перечень разработчиков и исполнителей Программы определяется ее целевым и комплексным характером, учитывает сложившиеся к настоящему времени тенденции, связанные с развитием образования в регионе.
Государственным заказчиком выступает Правительство Пермского края, ответственным исполнителем - Министерство образования Пермского края.
К разработке Программы могут привлекаться физические лица из числа ведущих специалистов системы образования Пермского края, исполнительных органов государственной власти Пермского края, научных и педагогических работников вузов, педагогов, руководителей образовательных учреждений (организаций) региона, представителей общественных организаций, бизнес-структур, компетентных в вопросах, рассматриваемых в Программе.
Физические лица - разработчики Программы объединяются во временные творческие коллективы по направлениям и (или) отдельным проблемам развития образования Пермского края, обозначенным в Концепции.
Министерство образования Пермского края и (или) подведомственное ему Государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования "Центр развития образования Пермского края" (далее - ЦРО ПК) по поручению Министерства образования Пермского края в соответствии с настоящей Концепцией подготавливает исходное задание для временных творческих коллективов, управляет действиями разработчиков, обеспечивает общую координацию работ.
Временные творческие коллективы разрабатывают конкретные механизмы реализации Программы, согласовывают с ответственным исполнителем Программы возможные сроки выполнения мероприятий, необходимые объемы финансирования.
При необходимости Министерство образования Пермского края проводит конкурсные процедуры по разработке отдельных аспектов и (или) направлений Программы, профессиональную экспертизу текста проекта Программы или ее отдельных разделов.
Проект Программы подлежит вынесению на публичные слушания в соответствии с установленным порядком.
Исполнители Программы - исполнительные органы государственной власти Пермского края, органы местного самоуправления муниципальных образований Пермского края, включая местные (муниципальные) органы управления образованием, государственные, муниципальные образовательные учреждения (организации) Пермского края, а также юридические лица независимо от их организационно-правовой формы в соответствии с законодательством о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд.
Министерство образования осуществляет нормативно-правовое, финансовое, информационное, организационное обеспечение реализации Программы, включая:
планирование реализации мероприятий Программы по годам исполнения;
разработку правовых, финансовых и организационных механизмов реализации мероприятий Программы;
организацию информационной и разъяснительной работы, направленной на освещение целей и задач Программы, организацию публичных обсуждений хода и результатов реализации Программы;
организацию выполнения мероприятий Программы, в том числе организацию конкурсных процедур для обеспечения выполнения отдельных видов работ в рамках Программы;
координацию деятельности исполнителей в ходе реализации Программы;
мониторинг реализации Программы с целью анализа и коррекции ситуации, обобщения и распространения положительного опыта;
контроль и составление отчетов о расходовании бюджетных и внебюджетных средств, направляемых на реализацию Программы.
Функциями органов местного самоуправления муниципальных образований Пермского края являются:
проведение информационной и разъяснительной работы среди населения по освещению целей и задач Программы через местные средства массовой информации;
планирование и организация выполнения мероприятий Программы на территории муниципальных образований;
мониторинг реализации Программы на подведомственной территории, обобщение и распространение положительного опыта;
координация деятельности образовательных учреждений (организаций) и других исполнителей Программы на уровне муниципального образования.
Функциями государственных, муниципальных образовательных учреждений (организаций) Пермского края по реализации Программы являются:
планирование реализации мероприятий Программы в образовательном учреждении (организации) по годам исполнения;
организация информационной и разъяснительной работы, направленной на освещение целей и задач Программы;
организация и анализ выполнения мероприятий Программы, участие в мероприятиях Программы.
Функциями ЦРО ПК являются:
научно-методическое обеспечение Программы;
организация и проведение мониторинга реализации Программы в части ответственности ЦРО ПК.
Для стратегического руководства Программой, имеющей не только межведомственный, но и общественный характер, целесообразно сформировать орган государственно-общественного управления - координационный совет Программы, в который на паритетных основах могли бы войти представители органов государственной власти Пермского края (Правительства Пермского края, Законодательного Собрания Пермского края, Министерства образования Пермского края), Уполномоченный по правам человека в Пермском крае, Уполномоченный по правам ребенка в Пермском крае, представители образовательных учреждений (организаций) и некоммерческих организаций. Для оперативного управления Программой целесообразно создать особый орган (исполнительную дирекцию), работающий по техническому заданию, разработанному и утвержденному координационным советом Программы.

8. Период реализации и основные этапы реализации Программы

Программа рассчитана на 5 лет - 2013-2017 годы. Учитывается возможность ее продолжения (продления) в дальнейшие годы.
Программа реализуется в три основных этапа, что обусловлено логикой реализации Программы и особенностями бюджетного процесса:
1 этап - 2013 год;
2 этап - 2014-2015 годы;
3 этап - 2016-2017 годы.
На первом этапе реализации Программы предусмотрено проведение работ, связанных с:
созданием необходимых условий (материально-технических, финансово-экономических, нормативных, кадровых) для масштабных преобразований и развития инициативы "на местах";
реализацией инновационных моделей и механизмов развития образования по отдельным направлениям, в первую очередь развития сетевого взаимодействия и расширения социального партнерства;
информационным обеспечением реализации Программы - актуализацией задач Программы в педагогической среде, социуме;
разработкой отдельных элементов системы оценивания качества образования.
На втором этапе приоритет отдается осуществлению мероприятий Программы, которые предполагают:
поставку оборудования, модернизацию материальной инфраструктуры образования и другие высокозатратные работы;
расширение масштаба применения инновационных моделей и механизмов;
проектирование моделей и механизмов инновационного развития 2-го эшелона;
создание комплексных систем оценивания качества образования.
На третьем этапе предусмотрена реализация мероприятий, направленных на внедрение и распространение (тиражирование) результатов первых двух этапов:
создание нормативно-правовых, организационных и других условий внедрения результатов 1-2 этапов реализации Программы в массовую образовательную практику.
На каждом из этапов возможно изменение индикаторов и показателей реализации Программы, характеризующих ход реализации Программы и влияние программных мероприятий на состояние системы образования Пермского края.

9. Предполагаемые объемы и источники финансирования
Программы с разбивкой по годам, а также обоснование
необходимости и целесообразности использования средств
бюджета Пермского края

Финансирование реализации Программы осуществляется из четырех основных источников финансирования: средства федерального бюджета, средства бюджета Пермского края, средства бюджетов муниципальных образований Пермского края, привлеченные внебюджетные средства. При получении положительных результатов от участия поданных заявок от органов управления образованием и образовательных учреждений (организаций) в конкурсах в рамках реализации федеральных целевых программ развития образования и поступлении дополнительных финансовых средств из федерального бюджета данные средства направляются на реализацию программ в соответствии с целевым назначением.
Программа включает мероприятия, финансирование реализации которых предусмотрено в рамках федеральных целевых программ, в расходных обязательствах Пермского края, в плане мероприятий Министерства образования Пермского края.
Кроме того, на реализацию Программы дополнительно запланировано финансирование из средств краевого бюджета на 2013-2017 годы 450 млн. рублей, в том числе на 2013 год - 50 млн. рублей, на 2014-2017 годы - по 100 млн. рублей в год.
Распределение указанных средств бюджета Пермского края по годам и направлениям мероприятий Программы:

(тыс. рублей)

Всего 2013 г. 2014 г. 2015 г. 2016 г. 2017 г.

Дошкольное образование 53900 11800 12100 10000 10000 10000

Общее образование 293800 16200 63900 71500 71100 71100

Среднее профессиональное 102300 22000 24000 18500 18900 18900
образование


Общий объем запланированного финансового обеспечения Программы составляет 42,8 млрд. рублей, в том числе по годам:
в 2013 г. - 7,5 млрд. рублей;
в 2014 г. - 7,68 млрд. рублей;
в 2015 г. - 7,9 млрд. рублей;
в 2016 г. - 9 млрд. рублей;
в 2017 г. - 10,6 млрд. рублей.
Объем финансирования на реализацию Программы определяется ежегодно при формировании бюджета Пермского края и утверждается законом Пермского края о бюджете Пермского края на очередной финансовый год и плановый период.
В ходе реализации Программы возможно перераспределение объемов средств, предусмотренных на ее реализацию, по годам, отдельным мероприятиям и направлениям.


------------------------------------------------------------------