Постановление Законодательного Собрания Пермского края от 21.03.2013 N 760 "Об утверждении концепции долгосрочной целевой программы "Развитие жилищного строительства в Пермском крае в 2013-2015 годах"
ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЕ СОБРАНИЕ ПЕРМСКОГО КРАЯ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 21 марта 2013 г. № 760
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ КОНЦЕПЦИИ ДОЛГОСРОЧНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ
"РАЗВИТИЕ ЖИЛИЩНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА В ПЕРМСКОМ КРАЕ
В 2013-2015 ГОДАХ"
В целях стимулирования развития жилищного строительства на территории Пермского края Законодательное Собрание Пермского края постановляет:
1. Утвердить прилагаемую концепцию долгосрочной целевой программы "Развитие жилищного строительства в Пермском крае в 2013-2015 годах".
2. Рекомендовать Правительству Пермского края:
2.1. в срок до 15.04.2013 утвердить долгосрочную целевую программу "Развитие жилищного строительства в Пермском крае в 2013-2015 годах";
2.2. в срок до 01.06.2013 внести на рассмотрение Законодательного Собрания Пермского края проект концепции "Стимулирование жилищного строительства в Пермском крае в 2014-2016 годах".
3. Настоящее Постановление вступает в силу со дня его принятия.
Председатель
Законодательного Собрания
В.А.СУХИХ
Приложение
к Постановлению
Законодательного Собрания
Пермского края
от 21.03.2013 № 760
КОНЦЕПЦИЯ
ДОЛГОСРОЧНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "РАЗВИТИЕ ЖИЛИЩНОГО
СТРОИТЕЛЬСТВА В ПЕРМСКОМ КРАЕ В 2013-2015 ГОДАХ"
Общие положения
Концепция долгосрочной целевой программы "Развитие жилищного строительства в Пермском крае в 2013-2015 годах" (далее - Концепция) определяет направления и механизмы решения задачи по развитию жилищного строительства в Пермском крае.
Концепция разработана в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации и Пермского края:
Законом Российской Федерации от 15 мая 1991 г. № 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС";
Законом Российской Федерации от 19 февраля 1993 г. № 4530-1 "О вынужденных переселенцах";
Федеральным законом от 12 января 1995 г. № 5-ФЗ "О ветеранах";
Федеральным законом от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации";
Федеральным законом от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей";
Федеральным законом от 27 мая 1998 г. № 76-ФЗ "О статусе военнослужащих";
Федеральным законом от 17 июля 2011 г. № 211-ФЗ "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из закрывающихся населенных пунктов в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях";
Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 600 "О мерах по обеспечению граждан Российской Федерации доступным и комфортным жильем и повышению качества жилищно-коммунальных услуг";
Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 г. № 153 "О некоторых вопросах реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы";
Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1050 "О федеральной целевой программе "Жилище" на 2011-2015 годы";
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2011 г. № 1177 "О порядке предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на возмещение части затрат в связи с предоставлением учителям общеобразовательных учреждений ипотечного кредита";
распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. № 1662-р "О Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года";
Законом Пермского края от 2 апреля 2010 г. № 598-ПК "О стратегическом планировании социально-экономического развития Пермского края";
Законом Пермского края от 20 декабря 2012 г. № 140-ПК "О Программе социально-экономического развития Пермского края на 2012-2016 годы";
Постановлением Законодательного Собрания Пермского края от 1 декабря 2011 г. № 3046 "О Стратегии социально-экономического развития Пермского края до 2026 года";
Постановлением Правительства Пермского края от 11 февраля 2009 г. № 63-п "О разработке, формировании и реализации долгосрочных целевых программ".
При разработке концепции также учтена Программа по стимулированию предоставления кредитов (займов) на цели строительства и приобретения жилья (далее - Программа "Стимул"), утвержденная наблюдательным советом открытого акционерного общества "Агентство ипотечного жилищного кредитования" (протокол от 30 июня 2010 г. № 14).
Концепция является основой для разработки долгосрочной целевой программы "Развитие жилищного строительства в Пермском крае в 2013-2015 годах" (далее - Программа).
Улучшение жилищных условий было и остается одной из самых приоритетных потребностей населения Пермского края. В настоящее время в числе приоритетных задач социально-экономического развития Пермского края стоит задача формирования рынка доступного жилья. Без решения вопросов обеспечения населения Пермского края жильем невозможны создание комфортных условий для жизни населения, повышение качества жизни, улучшение демографической ситуации в регионе.
Согласно официальным данным статистики, объемы жилищного строительства, как и объемы ввода жилья в эксплуатацию, в Пермском крае восстановили положительную динамику, имевшую место до кризиса, только в 2012 году. Пик ввода жилья за последние 10 лет был зафиксирован в Пермском крае в объеме 884,1 тыс. кв. м.
К основным аспектам, сдерживающим строительство жилья на территории Пермского края, относятся:
низкая инвестиционная активность в строительстве;
низкая покупательская способность населения в сегменте жилой недвижимости;
отсутствие подготовленных для жилищного строительства земельных участков, имеющих инфраструктурное обеспечение, в том числе для комплексной жилой застройки;
недостаточная обеспеченность муниципальных образований Пермского края документами территориального планирования и документацией по планировке территории;
длительные сроки оформления разрешительной документации на строительство и на ввод объектов в эксплуатацию;
низкая доступность кредитных ресурсов для строительных организаций;
низкая доля строительства жилья, относящаяся к сегменту экономического класса (далее - эконом-класс).
1. Обоснование необходимости и целесообразности решения
задачи программно-целевым методом
Использование программно-целевого метода для решения задачи развития жилищного строительства в Пермском крае целесообразно, поскольку:
относится к приоритетным направлениям социально-экономического развития региона, ее решение позволит обеспечить возможность улучшения жилищных условий и повышение качества жизни населения, повысить эффективность функционирования рынка жилья;
носит межотраслевой и межведомственный характер;
требует организации взаимодействия законодательной и исполнительной власти края, органов местного самоуправления муниципальных образований Пермского края;
не может быть решена в пределах одного финансового года и требует значительных бюджетных расходов в течение нескольких лет;
носит комплексный характер.
Реализация задач Программы с использованием программно-целевого метода:
позволит системно и эффективно решать задачу развития жилищного строительства;
окажет существенное положительное влияние на социальное благополучие общества, общее экономическое развитие и рост производства в строительной отрасли;
позволит привлечь финансовые ресурсы бюджетов всех уровней, в том числе средства федерального бюджета в рамках реализуемой федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы, а также средства внебюджетных источников.
2. Соответствие предлагаемой к решению задачи приоритетным
направлениям социально-экономического развития
Пермского края
Направления развития жилищного строительства, предлагаемые в Концепции и принимаемой Программе, соответствуют задачам приоритетного национального проекта "Доступное и комфортное жилье - гражданам России" и федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы.
Стратегией социально-экономического развития Пермского края до 2026 года, согласно пункту 2.1.3 "Функционально-целевое направление "Создание комфортной среды проживания", к ключевым задачам отнесены создание комфортного жилья, увеличение объемов строительства жилья.
Программой социально-экономического развития Пермского края предусмотрена разработка долгосрочной целевой программы "Стимулирование развития жилищного строительства в Пермском крае до 2015 года" (подпункт 4.3.2.1.1 Закона Пермского края от 20 декабря 2012 г. № 140-ПК "О Программе социально-экономического развития Пермского края на 2012-2016 годы").
Таким образом, предлагаемая к утверждению на основе настоящей Концепции Программа будет соответствовать приоритетным направлениям социально-экономического развития Пермского края, способствуя не только развитию жилищного строительства, но и стабилизации численности населения края и повышению качества его жизни.
3. Возможные варианты решения задачи, оценка преимуществ
и рисков, возникающих при различных вариантах решения
На рынке жилья, как и на рынке любого другого товара, имеется два направления: предложение и спрос. Представителями предложения в сфере жилищного строительства являются строительные организации. На стороне спроса выступают покупатели, в том числе государство.
Формирование рынка доступного жилья станет возможным, когда будут созданы условия для развития одновременно двух процессов: для ускорения темпов жилищного строительства (то есть для увеличения объема предложения) и для повышения платежеспособного спроса населения (то есть для увеличения платежеспособного спроса).
Стимулирование развития только одного из данных направлений неизбежно влечет "перекос" рынка.
На данный момент на строительном рынке Пермского края действует ограниченное количество застройщиков. Возводимый объем жилья реализуется ими по рыночным ценам, которые вновь начали расти в посткризисный период, с 2010 года. Косвенно это говорит о том, что объем предложения нового жилья на рынке региона недостаточен и под него имеется сформированный спрос.
С экономической точки зрения - в такой ситуации стимулирование предложения позволит увеличить объемы строительства. Среди застройщиков появится конкуренция за покупателя. Для последнего этот факт имеет положительные последствия: стоимость жилья в такой ситуации снижается или хотя бы не растет, улучшаются условия приобретения и качество жилья - становится возможным купить либо дешевле, либо за прежние средства, но большей площади. Границы спроса расширяются, рыночная стоимость жилья стремится к себестоимости строительства. Возможности государственного стимулирования ограничены объемами бюджетных средств и не могут продолжаться длительное время. Через какой-то период финансовой поддержки государства становится недостаточно, после этого включаются негативные факторы: прибыль застройщиков падает. В условиях ограниченности заемных ресурсов это оборачивается обратным падением объемов строительства.
При стимулировании только спроса явно и остро начинает формироваться дефицит жилья. При этом действия государства (как покупателя жилья для выполнения своих обязательств по улучшению жилищных условий перед отдельными категориями граждан) только усугубляют это положение. Резко растет стоимость 1 кв. м, цена квартир на вторичном рынке сравнивается или даже превосходит цену квартир на рынке первичном.
Две эти модели схожи тем, что в итоге объемы строительства жилья сокращаются. Рассмотренные примеры доказывают, что развитие жилищного строительства возможно только при сбалансированной поддержке обоих направлений: и спроса, и предложения. Важно не опустить уровень рентабельности деятельности застройщиков ниже предельного уровня, но при этом для недопущения сокращения спроса необходима поддержка предложения.
По этой причине среди запланированных к реализации Правительством Пермского края в Программе задач имеются мероприятия, стимулирующие как спрос, так и предложение.
Необходимо отметить, что при реализации Программы на достижение ее целей и задач могут повлиять риски, обусловленные:
изменением законодательства в области жилищного строительства;
снижением темпов роста экономики;
снижением уровня инвестиционной активности;
ростом уровня инфляции;
ростом стоимости сырья и строительных материалов;
невыполнением или неполным выполнением застройщиками обязательств по договорам в части срыва сроков реализации инвестиционных проектов.
4. Предложения по разработчикам и исполнителям Программы
Разработка Программы будет осуществляться ответственным исполнителем в лице Министерства строительства и архитектуры Пермского края при участии исполнителей Программы.
Исполнителями Программы предлагаются:
Министерство строительства и архитектуры Пермского края;
Министерство территориального развития Пермского края;
Министерство энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Пермского края;
Министерство сельского хозяйства и продовольствия Пермского края;
Министерство социального развития Пермского края;
Министерство образования и науки Пермского края;
органы местного самоуправления муниципальных образований Пермского края.
Участниками Программы также будут являться:
организации и предприятия строительной отрасли;
организации и предприятия, выступающие инвесторами проектов жилищной застройки, строительства и модернизации предприятий стройиндустрии;
ОАО "Пермское агентство по ипотечному жилищному кредитованию";
образовательные учреждения (организации);
юридические лица, выступающие участниками рынка кредитования;
жилищные некоммерческие объединения граждан, включая жилищно-строительные кооперативы;
граждане.
Для эффективного межведомственного взаимодействия создается межведомственный координационный совет по развитию жилищного строительства Пермского края (далее - Координационный совет), в состав которого входят представители исполнительных органов государственной власти края, депутаты Законодательного Собрания края, представители строительной отрасли края. Разработка Программы осуществляется при непосредственном участии Координационного совета. Положение и состав Координационного совета утверждаются указом губернатора Пермского края.
5. Основные цели и задачи Программы
Основными целями Программы являются:
формирование рынка доступного жилья, отвечающего требованиям энергоэффективности и экологичности;
обеспечение комфортных условий жизни населения на территории Пермского края.
Для достижения указанных целей предполагается решение следующих задач:
1. Направленные на стимулирование предложения:
1) введение упрощенного порядка предоставления земельных участков под малоэтажное жилищное строительство.
Для введения упрощенного порядка предоставления земельных участков под малоэтажное жилищное строительство необходимы разработка и утверждение ряда региональных нормативных правовых актов, муниципальных правовых актов.
Введение упрощенного порядка предоставления земельных участков под малоэтажное жилищное строительство позволит сократить сроки получения разрешительной документации для жилищного строительства;
2) разработка документов территориального планирования.
Решение задачи по завершению разработки, согласованию и утверждению документов территориального планирования позволит полностью обеспечить муниципальные образования края документами территориального планирования (генеральными планами, схемами территориального планирования) в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации.
Важным элементом при решении данной задачи является техническое обеспечение ведения информационной системы обеспечения градостроительной деятельности (далее - ИСОГД), в том числе для подготовки физическим и юридическим лицам сведений, необходимых для осуществления градостроительной, инвестиционной и иной хозяйственной деятельности на территории Пермского края.
Разработка документов территориального планирования позволит определить зоны размещения жилых объектов (жилые зоны), а также их расчетные параметры и необходимую потребность в общественной инфраструктуре;
3) комплексное развитие коммунальной инфраструктуры в целях жилищного строительства.
Посредством реализации мероприятий, предусмотренных муниципальными программами, программами комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры поселений, городских округов и (или) программами организаций коммунального комплекса, направленных на строительство и (или) модернизацию систем коммунальной инфраструктуры соответствующих муниципальных образований, будет обеспечено развитие этих систем и объектов в соответствии с потребностями жилищного строительства.
Кроме того, реализация данной задачи позволит удешевить стоимость кредитования и затраты на строительство инженерной инфраструктуры и обеспечить строительство жилья ценовой категории, отвечающей стандартам жилья эконом-класса;
4) развитие социальной инфраструктуры для строительства жилья эконом-класса.
Посредством реализации мероприятий по субсидированию расходов на поддержку исполнения полномочий органов местного самоуправления края будут осуществлены строительство (реконструкция) объектов социальной инфраструктуры (дошкольные учреждения, общеобразовательные учреждения, учреждения здравоохранения). Адресный перечень проектов строительства социальной инфраструктуры определяется в Программе.
Это позволит реализовать в муниципальных образованиях края проекты по комплексному развитию территорий, предусматривающие строительство жилья эконом-класса;
5) развитие дорожно-транспортной инфраструктуры.
Посредством реализации мероприятий по субсидированию расходов на строительство автомобильных дорог в новых микрорайонах массовой малоэтажной и многоквартирной застройки жильем эконом-класса будет обеспечиваться доступность новых земельных участков для целей жилищного строительства. Адресный перечень проектов строительства дорожно-транспортной инфраструктуры определяется в Программе;
6) развитие местной строительной индустрии и промышленности строительных материалов.
Посредством проведения исследований по теме развития производственной базы строительного комплекса, обеспечения строительными материалами в жилищном строительстве (объемы производства, потребность и дальнейшие перспективы развития) будут выявлены основные (базовые) строительные материалы, изделия и конструкции, от наличия которых зависит возможность общего увеличения объемов жилищного строительства, а также других видов строительных материалов и строительных систем, играющих важную роль в развитии промышленности строительных материалов, создаваемых на основе местного сырья и с учетом наличия производственных мощностей.
Посредством информационной поддержки и продвижения строительных материалов, выпускаемых в Пермском крае, организации строительного комплекса смогут получить новые заказы и, как следствие, получат дополнительные финансовые возможности на модернизацию производства, направленную на применение современных технологий, позволяющих в конечном итоге снизить себестоимость производимых товаров.
Создание системы профессиональной подготовки и переподготовки кадров для строительной отрасли Пермского края и организации обучения специалистов в соответствии с образовательными программами повышения квалификации, профессиональной переподготовки специалистов по направлениям строительной отрасли обеспечит строительную отрасль квалифицированными специалистами;
7) реализация проектов комплексного освоения территорий в целях жилищного строительства.
Реализация проектов комплексного освоения территорий в целях жилищного строительства осуществляется посредством вовлечения в оборот земельных участков:
находящихся в государственной (федеральной) собственности и пригодных для использования в целях жилищного строительства;
высвободившихся после сноса ветхого, аварийного жилищного фонда.
Соответственно, вовлечение в оборот новых земельных участков для целей жилищного строительства даст потенциал для увеличения объемов жилищного строительства, в том числе жилья эконом-класса.
В Программе будет указан адресный перечень земельных участков в муниципальных образованиях края, в которых будут реализовываться такие проекты;
8) осуществление мероприятий по обеспечению жильем семей, имеющих право воспользоваться средствами материнского (семейного) капитала для улучшения жилищных условий.
Данная задача решается путем строительства жилья эконом-класса, а также посредством стимулирования частной инициативы граждан для использования материнского капитала на осуществление строительства или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства без привлечения строительной организации;
9) строительство жилья эконом-класса, в том числе малоэтажного, отвечающего стандартам ценовой доступности, энергоэффективности и экологичности.
Понятие жилья эконом-класса будет определено в Программе в соответствии с Методическими рекомендациями по отнесению жилых помещений к жилью экономического класса, утвержденными Приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 28 июня 2010 г. № 303.
Посредством предоставления иных межбюджетных трансфертов в форме субсидий бюджетам муниципальных образований края будет обеспечено выполнение в соответствии с действующим законодательством работ по формированию земельных участков, находящихся в муниципальной собственности и государственная собственность на которые не разграничена, и их постановка на государственный кадастровый учет в целях формирования перечней земельных участков, предназначенных для предоставления их под жилищное строительство. Адресный перечень земельных участков, предназначенных для строительства жилья эконом-класса, определяется в Программе.
Посредством реализации в Пермском крае разработанной ОАО "Агентство по ипотечному жилищному кредитованию" (далее - АИЖК) Программы "Стимул" на условиях, предусмотренных в Соглашении о сотрудничестве по стимулированию строительства жилья эконом-класса между Правительством Пермского края, АИЖК и ОАО "Пермское агентство по ипотечному жилищному кредитованию" (далее - ПАИЖК), будет повышена доступность кредитных ресурсов для строительных организаций, являющихся участниками такой Программы, для целей жилищного строительства. Программа "Стимул" утверждена наблюдательным советом ОАО "Агентство по ипотечному жилищному кредитованию" 30 июня 2010 г. Программа ориентирована на деятельность кредитных организаций (банков), отвечающих условиям Программы и активно кредитующих застройщиков и покупателей жилья. Для проекта жилищного строительства, финансируемого банком, формируются условия, способствующие активному применению ипотечных программ для покупателей жилья - физических лиц (в том числе на этапе строительства). Одновременно с этим в целях обеспечения срочности и возвратности средств в строительстве формируется условие о выкупе специализированным участником Программы (проекта) по заранее согласованной цене, соответствующей стандарту ценовой доступности для жилья эконом-класса, построенного, но не реализованного застройщиком жилья (ПАИЖК будет выступать гарантом сбыта).
В рамках Программы будут предусмотрены мероприятия по строительству жилья с целью формирования специализированного жилищного фонда края, в том числе для обеспечения жильем детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
10) создание инфраструктуры на земельных участках, предоставляемых семьям, имеющим трех и более детей.
Посредством реализации мероприятий по обеспечению таких земельных участков коммунальной инфраструктурой будет обеспечено снижение затрат на строительство жилого дома и сроков его строительства.
2. Направленные на стимулирование спроса:
1) обеспечение жильем отдельных категорий граждан, установленных действующим законодательством:
дети-сироты;
дети, оставшиеся без попечения родителей;
лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
ветераны, инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, а также участники Великой Отечественной войны;
граждане, уволенные с военной службы (службы);
ликвидаторы последствий радиационных аварий;
граждане, выезжающие из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей;
реабилитированные лица, являющиеся пенсионерами или имеющие инвалидность, и члены их семей;
граждане, в установленном порядке признанные вынужденными переселенцами, и так далее.
Кроме того, предусматривается предоставление социальных выплат и компенсаций молодым учителям и членам их семей.
Посредством реализации государственных полномочий по обеспечению жильем отдельных категорий граждан, установленных действующим законодательством, в том числе в целях формирования специализированного жилищного фонда, будет поддерживаться спрос на жилье эконом-класса, реализуемое на первичном рынке недвижимости.
В Программе будут указаны муниципальные образования края, на территории которых будут реализовываться данные проекты;
2) стимулирование частной инициативы граждан в жилищном строительстве.
Реализация мероприятий по методологическому обеспечению стимулирования частной инициативы граждан в жилищном строительстве, по информационной поддержке граждан по данному направлению, по развитию механизма строительства жилья на условиях ипотеки будет способствовать повышению активности граждан в части индивидуального жилищного строительства и увеличит долю индивидуального жилищного строительства в общем объеме вводимого жилья;
3) формирование условий для создания жилищных некоммерческих объединений граждан, включая жилищно-строительные кооперативы.
Посредством реализации мероприятий по организационной и информационной поддержке граждан по данному направлению будут созданы условия для консолидации граждан в жилищные некоммерческие объединения в целях снижения общих затрат при строительстве жилья;
4) формирование рынка доступного арендного жилья.
Посредством реализации мероприятий по изучению потребности населения Пермского края в арендном жилье и по методологическому обеспечению формирования рынка доступного арендного жилья и развития некоммерческого жилищного фонда для граждан, имеющих невысокий уровень дохода, будет сформирован объем спроса, который станет основой для развития новых бизнес-проектов организаций строительного сообщества, направленных на увеличение объемов строительства жилья;
5) защита прав участников долевого строительства и достройка проблемных объектов долевого строительства.
В качестве мер по завершению строительства многоквартирных жилых домов на территории Пермского края, по которым застройщик не выполнил обязательства по строительству и предоставлению жилых помещений, будут реализованы следующие мероприятия:
выкуп прав требований у граждан, инвестировавших средства в строительство многоквартирных жилых домов, по которым застройщик не выполнил обязательства по строительству и предоставлению жилых помещений, о передаче жилых помещений и (или) денежных требований, включенных в реестр кредиторов третьей очереди, сформированный арбитражным судом в ходе процедур банкротства застройщика, в порядке, установленном Правительством Пермского края;
выдача ипотечных кредитов гражданам, инвестировавшим средства в строительство жилых домов на территории Пермского края, по которым застройщик не выполнил обязательства по строительству и предоставлению жилых помещений и признан несостоятельным (банкротом);
содействие в передаче на договорной основе прав на земельный участок от застройщика третьему лицу, принявшему на себя обязательства по завершению строительства многоквартирных жилых домов на территории Пермского края, по которым застройщик не выполнил обязательства по строительству и предоставлению жилых помещений.
6. Ожидаемые результаты реализации Программы, возможные
формы и методы оценки ее эффективности
В целом реализация Программы будет способствовать устойчивому социально-экономическому развитию Пермского края за счет улучшения качества жизни населения путем обеспечения доступности жилья для всех категорий граждан, а также за счет соответствия объема комфортного жилищного фонда потребностям населения.
Реализация планируемых в рамках Программы мероприятий позволит достичь следующих показателей:
увеличение уровня обеспеченности населения жильем с 22,2 кв. м на человека в 2012 году до 23,4 кв. м на человека в 2015 году;
увеличение доступности жилья (соотношение средней рыночной стоимости стандартной квартиры общей площадью 54 кв. м и среднего годового совокупного денежного дохода семьи, состоящей из трех человек) с 4,2 года в 2012 году до 4 лет в 2015 году;
увеличение доли семей, имеющих возможность приобрести жилье, соответствующее стандартам обеспечения жилыми помещениями, с помощью собственных и заемных средств с 23% в 2012 году до 30% в 2015 году;
увеличение доли малоэтажного (индивидуального) жилья в общем объеме ввода жилья в крае с 38% в 2012 году до 50% к 2015 году;
увеличение доли ввода жилья, соответствующего стандартам эконом-класса, в общем объеме ввода жилья в крае с 35% в 2012 году до 60% к 2015 году, в том числе в объемах не менее 50% от общего объема вводимых многоквартирных жилых домов;
снижение доли ветхого и аварийного жилья в жилищном фонде на 0,1% в год;
увеличение удельного веса введенной общей площади жилых домов по отношению к общей площади жилищного фонда с 1,4% по итогам 2012 года до 2,2% по итогам 2015 года;
достижение обеспеченности муниципальных образований Пермского края документами территориального планирования 100% к 2015 году.
Оценка результативности и эффективности реализации Программы будет осуществляться путем сопоставления степени фактического достижения результатов Программы по целевым показателям по отношению к плановым результатам.
Эффективность реализации Программы в целом будет оцениваться исходя из достижения уровня по каждому из показателей как по годам по отношению к предыдущему году, так и нарастающим итогом к базовому периоду.
7. Период реализации и основные этапы реализации Программы
Сроки реализации Программы - 2013-2015 годы:
1-й этап - 2013 год;
2-й этап - 2014 год;
3-й этап - 2015 год.
8. Целевые показатели, позволяющие оценивать итоги
реализации Программы
Система показателей Программы обеспечит мониторинг реализации Программы за отчетный период с целью уточнения или корректировки поставленных задач и проводимых мероприятий. Целевыми показателями реализации Программы к 2015 году являются:
№ Целевой показатель 2013 год 2014 год 2015 год
п/п
1 2 3 4 5
1 Общий (годовой) объем ввода жилья в 880 1000 1300
Пермском крае, тыс. кв. м
2 Общий (годовой) объем ввода малоэтажного 440 500 650
(индивидуального) жилья в Пермском крае,
тыс. кв. м
3 Уровень обеспеченности населения жильем, 22,5 22,9 23,4
кв. м на человека
4 Коэффициент доступности жилья 4,1 4,0 4,0
(соотношение средней рыночной стоимости
стандартной квартиры общей площадью 54
кв. м и среднего годового совокупного
денежного дохода семьи, состоящей из
трех человек), лет
5 Доля семей, имеющих возможность 25 27 30
приобрести жилье, соответствующее
стандартам обеспечения жилыми
помещениями, с помощью собственных и
заемных средств, %
6 Доля ввода жилья, соответствующего 40 50 60
стандартам эконом-класса, в общем объеме
ввода жилья в Пермском крае, %
7 Удельный вес введенной общей площади 1,5 1,7 2,2
жилых домов по отношению к общей площади
жилищного фонда, %
8 Общая площадь расселенного аварийного и 6,0 9,0 11,5
ветхого жилищного фонда в рамках
реализуемых на территории края программ,
тыс. кв. м
9 Доля ветхого и аварийного жилья в 4,64 4,54 4,44
жилищном фонде от числа жилых единиц в
жилищном фонде, %
10 Уровень обеспеченности муниципальных 100 100 100
образований Пермского края документами
территориального планирования, %
11 Общая площадь сформированного 23,958 31,086 31,086
государственного специализированного
жилищного фонда для обеспечения жильем
детей-сирот, детей, оставшихся без
попечения родителей, и лиц из числа
детей-сирот и детей, оставшихся без
попечения родителей, тыс. кв. м
12 Объем жилья, соответствующего стандартам 16,0
эконом-класса, возводимого в рамках
Программы "Стимул" (гарантированный
объем выкупа построенного жилья ОАО
"Пермское агентство по ипотечному
жилищному кредитованию"), тыс. кв. м
13 Количество граждан из числа обманутых 180 450 187
дольщиков, состоящих на 01.01.2013 в
Едином реестре граждан, инвестировавших
средства в строительство жилых домов, по
которым застройщик не выполнил
обязательства по строительству и
предоставлению жилых помещений,
получивших квартиры, или вопрос с
удовлетворением требований которых решен
иным способом, человек
14 Темп прироста объемов производства
основных строительных материалов, %:
цемент; 10 10 10
кирпич керамический; 10 10 10
сборный железобетон 5 5 5
Кроме того, объем средств, предусмотренных Программой, позволит обеспечить жильем следующие категории граждан:
Наименование категории Всего, 2013 год 2014 год 2015 год
человек
Граждане, уволенные с военной службы 96 96 0 0
(службы)
Ликвидаторы последствий радиационных 27 9 9 9
аварий
Граждане, выезжающие (выехавшие) из 141 47 47 47
районов Крайнего Севера и
приравненных к ним местностей
Вынужденные переселенцы 99 33 33 33
Ветераны, инвалиды и семьи, имеющие 923 589 167 167
детей-инвалидов, а также участники
Великой Отечественной войны
Дети-сироты, дети, оставшиеся без 2827 943 942 942
попечения родителей, лица из числа
детей-сирот и детей, оставшихся без
попечения родителей
Реабилитированные лица, являющиеся 112 74 19 19
пенсионерами или имеющие
инвалидность, и члены их семей
Итого 4225 1791 1217 1217
9. Предлагаемые объемы и источники финансирования Программы
с разбивкой по годам, а также обоснование необходимости
и целесообразности использования средств бюджета
Пермского края
Программа предполагает финансирование из следующих источников:
средства федерального бюджета на условиях предоставления субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию мероприятий региональных целевых программ развития жилищного строительства в рамках подпрограммы "Стимулирование программ развития жилищного строительства субъектов Российской Федерации" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы. Средства федерального бюджета указываются справочно по причине распределения их посредством конкурсных процедур;
средства краевого бюджета;
средства бюджетов муниципальных образований;
средства из внебюджетных источников - предполагаемые собственные средства участников Программы.
Прогнозируемый объем средств, привлекаемых для реализации Программы, составит 10710048,62 тыс. рублей, в том числе:
средства федерального бюджета - 2597812,5 тыс. рублей;
средства краевого бюджета - 3880069,57 тыс. рублей, в том числе за счет средств регионального фонда софинансирования расходов - 978686,97 тыс. рублей;
средства бюджетов муниципальных образований - 354170,15 тыс. рублей;
средства из внебюджетных источников - 3877996,40 тыс. рублей.
Объем финансирования Программы из краевого бюджета определяется ежегодно при формировании бюджета Пермского края и утверждается законом Пермского края о бюджете Пермского края на соответствующий финансовый год и плановый период.
Планируемый объем финансирования Программы по годам, источникам финансирования и реализуемым задачам приведен в таблице 1.
Отдельные мероприятия Программы выполняются исполнительными органами государственной власти Пермского края в связи с исполнением своих функций, поэтому не нуждаются в финансировании. По соответствующим задачам в таблице 1 проставлены нулевые значения по объемам финансирования.
Таблица - Планируемый объем финансирования Программы (в разрезе задач и источников финансирования)
тыс. рублей
№ Наименование Источники Объемы В том числе по годам
п/п мероприятия финансирования финансиро-
вания на 2013 год 2014 год 2015 год
2013-2015
годы
1 2 3 4 5 6 7
ВСЕГО ПО ПРОГРАММЕ Всего, в том 10710048,62 4329897,12 3393289,60 2986862,00
числе за счет
средств:
краевого 3880069,57 1387875,77 1327973,30 1164220,50
бюджета
в том числе 978686,97 251666,97 505995,00 221025,00
за счет
регионального
фонда
софинансирова-
ния расходов
федерального 2597812,50 1051274,20 848824,30 697714,10
бюджета
местных 354170,15 100178,15 179741,00 74251,00
бюджетов
внебюджетных 3877996,40 1790569,00 1036751,00 1050676,40
источников
1. Мероприятия, направленные на стимулирование предложения
Задача 1.1. Введение упрощенного порядка предоставления земельных участков
под малоэтажное жилищное строительство
1.1.1 Введение Всего, в том 0,00 0,00 0,00 0,00
упрощенного порядка числе за счет
предоставления средств:
земельных участков
под малоэтажное краевого 0,00 0,00 0,00 0,00
жилищное бюджета
строительство
федерального 0,00 0,00 0,00 0,00
бюджета
местных 0,00 0,00 0,00 0,00
бюджетов
внебюджетных 0,00 0,00 0,00 0,00
источников
Задача 1.2. Разработка документов территориального планирования
1.2.1 Разработка, Всего, в том 89250,92 89250,92 0,00 0,00
согласование и числе за счет
утверждение средств:
документов
территориального краевого 63191,97 63191,97 0,00 0,00
планирования бюджета
в том числе 63191,97 63191,97 0,00 0,00
за счет
регионального
фонда
софинансирова-
ния расходов
федерального 0,00 0,00 0,00 0,00
бюджета
местных 26058,95 26058,95 0,00 0,00
бюджетов
внебюджетных 0,00 0,00 0,00 0,00
источников
1.2.2 Создание Всего, в том 20500,00 10000,00 10500,00 0,00
информационной числе за счет
системы обеспечения средств:
градостроительной
деятельности краевого 0,00 0,00 0,00 0,00
(ИСОГД) бюджета
федерального 0,00 0,00 0,00 0,00
бюджета
местных 20500,00 10000,00 10500,00 0,00
бюджетов
внебюджетных 0,00 0,00 0,00 0,00
источников
Задача 1.3. Комплексное развитие коммунальной инфраструктуры в целях жилищного
строительства
1.3.1 Реализация Всего, в том 2358283,00 1360080,00 606262,00 391941,00
мероприятий, числе за счет
предусмотренных средств:
муниципальными
программами и (или) краевого 0,00 0,00 0,00 0,00
программами бюджета
организаций
коммунального федерального 0,00 0,00 0,00 0,00
комплекса бюджета
местных 0,00 0,00 0,00 0,00
бюджетов
внебюджетных 2358283,00 1360080,00 606262,00 391941,00
источников
Задача 1.4. Развитие социальной инфраструктуры для строительства жилья эконом-класса
1.4.1 Предоставление Всего, в том 1138400,00 134000,00 740400,00 264000,00
субсидий бюджетам числе за счет
муниципальных средств:
образований
Пермского края на краевого 597660,00 70350,00 388710,00 138600,00
строительство бюджета
(реконструкцию)
объектов социальной в том числе 597660,00 70350,00 388710,00 138600,00
инфраструктуры за счет
(дошкольные регионального
образовательные фонда
учреждения софинансирова-
(организации), ния расходов
общеобразовательные
учреждения федерального 341520,00 40200,00 222120,00 79200,00
(организации), бюджета
учреждения
здравоохранения) в местных 199220,00 23450,00 129570,00 46200,00
рамках реализации бюджетов
проектов по
комплексному внебюджетных 0,00 0,00 0,00 0,00
развитию источников
территорий,
предусматривающих
строительство жилья
эконом-класса
Задача 1.5. Развитие дорожно-транспортной инфраструктуры
1.5.1 Предоставление Всего, в том 605400,00 225000,00 223400,00 157000,00
субсидий бюджетам числе за счет
муниципальных средств:
образований
Пермского края на краевого 317835,00 118125,00 117285,00 82425,00
строительство бюджета
автомобильных дорог
в новых в том числе 317835,00 118125,00 117285,00 82425,00
микрорайонах за счет
массовой регионального
малоэтажной и фонда
многоквартирной софинансирова-
застройки жильем ния расходов
эконом-класса
федерального 181620,00 67500,00 67020,00 47100,00
бюджета
местных 105945,00 39375,00 39095,00 27475,00
бюджетов
внебюджетных 0,00 0,00 0,00 0,00
источников
Задача 1.6. Развитие местной строительной индустрии и промышленности строительных
материалов
1.6.1 Проведение Всего, в том 1000,00 1000,00 0,00 0,00
исследовательских числе за счет
работ по теме средств:
"Проблемы и
стратегии развития краевого 1000,00 1000,00 0,00 0,00
промышленности бюджета
строительных
материалов в федерального 0,00 0,00 0,00 0,00
Пермском крае до бюджета
2020 года"
местных 0,00 0,00 0,00 0,00
бюджетов
внебюджетных 0,00 0,00 0,00 0,00
источников
1.6.2 Мероприятия по Всего, в том 0,00 0,00 0,00 0,00
продвижению числе за счет
строительных средств:
материалов,
выпускаемых в краевого 0,00 0,00 0,00 0,00
Пермском крае, бюджета
проведение и
участие в федерального 0,00 0,00 0,00 0,00
выставочных бюджета
мероприятиях,
информационная местных 0,00 0,00 0,00 0,00
поддержка бюджетов
внебюджетных 0,00 0,00 0,00 0,00
источников
1.6.3 Создание системы Всего, в том 0,00 0,00 0,00 0,00
профессиональной числе за счет
подготовки и средств:
переподготовки
кадров для краевого 0,00 0,00 0,00 0,00
строительной бюджета
отрасли Пермского
края федерального 0,00 0,00 0,00 0,00
бюджета
местных 0,00 0,00 0,00 0,00
бюджетов
внебюджетных 0,00 0,00 0,00 0,00
источников
1.6.4 Организация Всего, в том 2533,50 844,50 844,50 844,50
обучения числе за счет
специалистов в средств:
соответствии с
образовательными краевого 805,50 268,50 268,50 268,50
программами бюджета
повышения
квалификации, федерального 0,00 0,00 0,00 0,00
профессиональной бюджета
переподготовки
специалистов по местных 1728,00 576,00 576,00 576,00
направлениям бюджетов
строительной
отрасли внебюджетных 0,00 0,00 0,00 0,00
источников
Задача 1.7. Реализация проектов комплексного освоения территорий в целях жилищного
строительства
1.7.1 Вовлечение в оборот Всего, в том 0,00 0,00 0,00 0,00
земельных участков, числе за счет
находящихся в средств:
государственной
(федеральной) краевого 0,00 0,00 0,00 0,00
собственности и бюджета
пригодных для
использования в федерального 0,00 0,00 0,00 0,00
целях жилищного бюджета
строительства
местных 0,00 0,00 0,00 0,00
бюджетов
внебюджетных 0,00 0,00 0,00 0,00
источников
1.7.2 Вовлечение в оборот Всего, в том 902667,00 300889,00 300889,00 300889,00
земельных участков, числе за счет
высвободившихся средств:
после сноса
ветхого, аварийного краевого 0,00 0,00 0,00 0,00
жилищного фонда бюджета
федерального 0,00 0,00 0,00 0,00
бюджета
местных 0,00 0,00 0,00 0,00
бюджетов
внебюджетных 902667,00 300889,00 300889,00 300889,00
источников
Задача 1.8. Осуществление мероприятий по обеспечению жильем семей, имеющих право
воспользоваться средствами материнского (семейного) капитала для улучшения жилищных
условий
1.8.1 Осуществление Всего, в том 0,00 0,00 0,00 0,00
мероприятий по числе за счет
обеспечению жильем средств:
семей, имеющих
право краевого 0,00 0,00 0,00 0,00
воспользоваться бюджета
средствами
материнского федерального 0,00 0,00 0,00 0,00
(семейного) бюджета
капитала для
улучшения жилищных местных 0,00 0,00 0,00 0,00
условий бюджетов
внебюджетных 0,00 0,00 0,00 0,00
источников
Задача 1.9. Строительство жилья эконом-класса, в том числе малоэтажного,
отвечающего стандартам ценовой доступности, энергоэффективности и экологичности
1.9.1 Предоставление иных Всего, в том 14182,20 14182,20 0,00 0,00
межбюджетных числе за счет
трансфертов в форме средств:
субсидий из бюджета
Пермского края краевого 13464,00 13464,00 0,00 0,00
бюджетам бюджета
муниципальных
образований края федерального 0,00 0,00 0,00 0,00
для обеспечения бюджета
выполнения работ в
соответствии с местных 718,20 718,20 0,00 0,00
действующим бюджетов
законодательством
по формированию внебюджетных 0,00 0,00 0,00 0,00
земельных участков, источников
находящихся в
муниципальной
собственности и
государственная
собственность на
которые не
разграничена, и их
постановке на
государственный
кадастровый учет в
целях формирования
перечней земельных
участков,
предназначенных для
предоставления их
под жилищное
строительство
1.9.2 Стимулирование Всего, в том 511206,40 0,00 0,00 511206,40
строительства жилья числе за счет
эконом-класса через средств:
реализацию
Программы "Стимул" краевого 153360,00 0,00 0,00 153360,00
(ПАИЖК) бюджета
федерального 0,00 0,00 0,00 0,00
бюджета
местных 0,00 0,00 0,00 0,00
бюджетов
внебюджетных 357846,40 0,00 0,00 357846,40
источников
Задача 1.10. Создание инфраструктуры на земельных участках,
предоставляемых семьям, имеющим трех и более детей
1.10.1 Реализация Всего, в том 0,00 0,00 0,00 0,00
мероприятий по числе за счет
обеспечению средств:
земельных участков
коммунальной краевого 0,00 0,00 0,00 0,00
инфраструктурой бюджета
федерального 0,00 0,00 0,00 0,00
бюджета
местных 0,00 0,00 0,00 0,00
бюджетов
внебюджетных 0,00 0,00 0,00 0,00
источников
2. Мероприятия, направленные на стимулирование спроса
2.1. Обеспечение жильем отдельных категорий граждан
2.1.1 Обеспечение жилыми Всего, в том 3111108,40 1050837,80 1037028,20 1023242,40
помещениями детей- числе за счет
сирот, детей, средств:
оставшихся без
попечения краевого 2310653,10 769976,30 770209,80 770467,00
родителей, лиц из бюджета
числа детей-сирот и
детей, оставшихся федерального 800455,30 280861,50 266818,40 252775,40
без попечения бюджета
родителей
местных 0,00 0,00 0,00 0,00
бюджетов
внебюджетных 0,00 0,00 0,00 0,00
источников
2.1.2 Обеспечение жилыми Всего, в том 618130,30 452613,80 82767,00 82749,50
помещениями числе за счет
ветеранов, средств:
инвалидов и семей,
имеющих детей- краевого 0,00 0,00 0,00 0,00
инвалидов, а также бюджета
участников Великой
Отечественной войны федерального 618130,30 452613,80 82767,00 82749,50
бюджета
местных 0,00 0,00 0,00 0,00
бюджетов
внебюджетных 0,00 0,00 0,00 0,00
источников
2.1.3 Обеспечение жилыми Всего, в том 57300,00 19100,00 19100,00 19100,00
помещениями числе за счет
реабилитированных средств:
лиц, являющихся
пенсионерами или краевого 57300,00 19100,00 19100,00 19100,00
имеющих бюджета
инвалидность, и
членов их семей федерального 0,00 0,00 0,00 0,00
бюджета
местных 0,00 0,00 0,00 0,00
бюджетов
внебюджетных 0,00 0,00 0,00 0,00
источников
2.1.4 Обеспечение жилыми Всего, в том 224715,00 74905,00 74905,00 74905,00
помещениями числе за счет
граждан, уволенных средств:
с военной службы
(службы) краевого 0,00 0,00 0,00 0,00
бюджета
федерального 224715,00 74905,00 74905,00 74905,00
бюджета
местных 0,00 0,00 0,00 0,00
бюджетов
внебюджетных 0,00 0,00 0,00 0,00
источников
2.1.5 Обеспечение жилыми Всего, в том 25807,20 8602,40 8602,40 8602,40
помещениями числе за счет
ликвидаторов средств:
последствий
радиационных аварий краевого 0,00 0,00 0,00 0,00
бюджета
федерального 25807,20 8602,40 8602,40 8602,40
бюджета
местных 0,00 0,00 0,00 0,00
бюджетов
внебюджетных 0,00 0,00 0,00 0,00
источников
2.1.6 Обеспечение жилыми Всего, в том 197453,30 51821,00 51821,00 93811,30
помещениями числе за счет
граждан, выезжающих средств:
(выехавших) из
районов Крайнего краевого 0,00 0,00 0,00 0,00
Севера и бюджета
приравненных к ним
местностей федерального 197453,30 51821,00 51821,00 93811,30
бюджета
местных 0,00 0,00 0,00 0,00
бюджетов
внебюджетных 0,00 0,00 0,00 0,00
источников
2.1.7 Обеспечение жилыми Всего, в том 175711,40 58570,50 58570,50 58570,50
помещениями числе за счет
вынужденных средств:
переселенцев
краевого 0,00 0,00 0,00 0,00
бюджета
федерального 175711,40 58570,50 58570,50 58570,50
бюджета
местных 0,00 0,00 0,00 0,00
бюджетов
внебюджетных 0,00 0,00 0,00 0,00
источников
2.1.8 Предоставление Всего, в том 356400,00 178200,00 178200,00 0,00
социальных выплат и числе за счет
компенсаций молодым средств:
учителям и членам
их семей краевого 64800,00 32400,00 32400,00 0,00
бюджета
федерального 32400,00 16200,00 16200,00 0,00
бюджета
местных 0,00 0,00 0,00 0,00
бюджетов
внебюджетных 259200,00 129600,00 129600,00 0,00
источников
Задача 2.2. Стимулирование частной инициативы граждан в жилищном строительстве
2.2.1 Методологическое Всего, в том 0,00 0,00 0,00 0,00
обеспечение числе за счет
мероприятий, средств:
направленных на
стимулирование краевого 0,00 0,00 0,00 0,00
частной инициативы бюджета
граждан в жилищном
строительстве федерального 0,00 0,00 0,00 0,00
бюджета
местных 0,00 0,00 0,00 0,00
бюджетов
внебюджетных 0,00 0,00 0,00 0,00
источников
2.2.2 Информационная Всего, в том 0,00 0,00 0,00 0,00
поддержка граждан, числе за счет
планирующих средств:
индивидуальное
жилищное краевого 0,00 0,00 0,00 0,00
строительство бюджета
федерального 0,00 0,00 0,00 0,00
бюджета
местных 0,00 0,00 0,00 0,00
бюджетов
внебюджетных 0,00 0,00 0,00 0,00
источников
2.2.3 Развитие механизма Всего, в том 0,00 0,00 0,00 0,00
строительства жилья числе за счет
на условиях ипотеки средств:
краевого 0,00 0,00 0,00 0,00
бюджета
федерального 0,00 0,00 0,00 0,00
бюджета
местных 0,00 0,00 0,00 0,00
бюджетов
внебюджетных 0,00 0,00 0,00 0,00
источников
Задача 2.3. Формирование условий для создания жилищных некоммерческих объединений
граждан, включая жилищно-строительные кооперативы
2.3.1 Организационная и Всего, в том 0,00 0,00 0,00 0,00
информационная числе за счет
поддержка создания средств:
некоммерческих
объединений краевого 0,00 0,00 0,00 0,00
граждан, включая бюджета
жилищно-
строительные федерального 0,00 0,00 0,00 0,00
кооперативы бюджета
местных 0,00 0,00 0,00 0,00
бюджетов
внебюджетных 0,00 0,00 0,00 0,00
источников
Задача 2.4. Формирование рынка доступного арендного жилья
2.4.1 Изучение Всего, в том 0,00 0,00 0,00 0,00
потребности числе за счет
населения Пермского средств:
края в арендном
жилье краевого 0,00 0,00 0,00 0,00
бюджета
федерального 0,00 0,00 0,00 0,00
бюджета
местных 0,00 0,00 0,00 0,00
бюджетов
внебюджетных 0,00 0,00 0,00 0,00
источников
2.4.2 Разработка Всего, в том 0,00 0,00 0,00 0,00
методологического числе за счет
обеспечения средств:
формирования рынка
доступного краевого 0,00 0,00 0,00 0,00
арендного жилья и бюджета
развития
некоммерческого федерального 0,00 0,00 0,00 0,00
жилищного фонда для бюджета
граждан, имеющих
невысокий уровень местных 0,00 0,00 0,00 0,00
дохода бюджетов
внебюджетных 0,00 0,00 0,00 0,00
источников
Задача 2.5. Защита прав участников долевого строительства
2.5.1 Мероприятия по Всего, в том 300000,00 300000,00 0,00 0,00
защите прав числе за счет
участников долевого средств:
строительства и
достройке краевого 300000,00 300000,00 0,00 0,00
проблемных объектов бюджета
долевого
строительства федерального 0,00 0,00 0,00 0,00
бюджета
местных 0,00 0,00 0,00 0,00
бюджетов
внебюджетных 0,00 0,00 0,00 0,00
источников
------------------------------------------------------------------