Типы документов

Реклама

Партнеры

Решение Пермского краевого суда от 28.01.2013 по делу N 3-3-2013 <О признании недействующим абзаца 3 пункта 2.7 Положения о предоставлении финансовой поддержки безработным гражданам при переезде и безработным гражданам и членам их семей при переселении в другую местность для трудоустройства по направлению органов службы занятости, утвержденного Постановлением Правительства Пермского края от 05.09.2012 N 796-п, в части слов "с отметкой о регистрации по новому месту жительства">



ПЕРМСКИЙ КРАЕВОЙ СУД

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 28 января 2013 г. по делу № 3-3-2013

Пермский краевой суд в составе председательствующего судьи Спиридонова Е.В. при секретаре П.
с участием прокурора прокуратуры Пермского края Кузнецовой И.А., представителя Правительства Пермского края П., представителей Агентства по занятости населения Пермского края С. и К., рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Перми 28 января 2013 года гражданское дело по заявлению исполняющего обязанности прокурора Пермского края о признании недействующим в части пункта 2.7 Положения о предоставлении финансовой поддержки безработным гражданам при переезде и безработным гражданам и членам их семей при переселении в другую местность для трудоустройства по направлению органов службы занятости, утвержденного Постановлением Правительства Пермского края от 5 сентября 2012 года № 796-п,

установил:

Постановлением Правительства Пермского края от 5 сентября 2012 года № 796-п утверждено Положение о предоставлении финансовой поддержки безработным гражданам при переезде и безработным гражданам и членам их семей при переселении в другую местность для трудоустройства по направлению органов службы занятости.
Указанное Постановление было опубликовано в "Бюллетене законов Пермского края, правовых актов губернатора Пермского края, Правительства Пермского края, исполнительных органов государственной власти Пермского края", № 36, 10.09.2012 г., и вступило в силу через 10 дней после дня его официального опубликования.
Исполняющий обязанности прокурора Пермского края обратился в Пермский краевой суд с заявлением о признании недействующим пункта 2.7 Положения о предоставлении финансовой поддержки безработным гражданам при переезде и безработным гражданам и членам их семей при переселении в другую местность для трудоустройства по направлению органов службы занятости. В обоснование заявления указал, что оспариваемым пунктом Положения установлена обязанность гражданина, получающего финансовую поддержку при переселении в другую местность на новое место жительства для трудоустройства, в течение 10 рабочих дней после подписания трудового договора представить или направить посредством почтовой связи заказным письмом в центр занятости населения, направивший гражданина для переселения в другую местность, документы, в том числе копии паспортов с отметкой о регистрации по новому месту жительства всех членов семьи. Установление данной обязанности противоречит Закону РФ от 25.06.1993 № 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации", так как ограничивает право гражданина на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации. Также оспариваемый пункт противоречит Правилам регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 17.07.1995 № 713, поскольку установленный данным пунктом для исполнения обязанности по представлению документов 10-дневный срок является меньшим по сравнению со сроком, необходимым для проведения регистрации граждан по месту жительства в соответствии с Правилами регистрации от 17.07.1995 № 713.
В судебном заседании участвующий в деле прокурор Кузнецова И.А. поддержала заявленные требования по основаниям, указанным в заявлении. Уточнила заявленные требования, указав, что прокуратура Пермского края просит о признании недействующим абзаца третьего пункта 2.7 в части слов "с отметкой о регистрации по новому месту жительства" Положения о предоставлении финансовой поддержки безработным гражданам при переезде и безработным гражданам и членам их семей при переселении в другую местность для трудоустройства по направлению органов службы занятости.
Представитель Правительства Пермского края П., действующая на основании доверенности, просила отказать в удовлетворении заявления, указав, что реализация мероприятия по содействию в переселении в другую местность для трудоустройства по направлению органов службы занятости возможна только с согласия безработного гражданина. Оказывая содействие в реализации свободного выбора гражданина, учреждение занятости населения компенсирует гражданину расходы, связанные с переселением, за счет средств бюджета Пермского края. Отметка в паспорте о регистрации по месту жительства является доказательством соблюдения условия предоставления такой компенсации и целевого расходования бюджетных средств. Установленная пунктом 2.7 Положения обязательность представления копий паспортов с отметками о регистрации по месту жительства гражданина, обращающегося за получением финансовой поддержки при переселении в другую местность, и членов его семьи не ограничивает право гражданина на выбор места пребывания и места жительства, поскольку, выражая согласие на переселение в другую местность для трудоустройства, то есть на перемену места жительства, гражданин осознанно распоряжается этим правом. Десятидневный срок, указанный в пункте 2.7 Положения, установлен в целях ускорения процесса перечисления компенсационных выплат. Несоблюдение этого срока не влечет для гражданина никаких правовых последствий, поскольку не является основанием для отказа в предоставлении финансовой поддержки.
Представители Агентства по занятости населения Пермского края С. и К., действующие на основании доверенностей, просили отказать в удовлетворении заявления, указав, что регистрация безработных граждан по новому месту жительства не направлена на ограничение их прав на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации. Напротив, данное требование обусловлено необходимостью создания наиболее благоприятных условий для реализации прав безработного гражданина в виде получения финансовой поддержки при переселении и исключению возможности злоупотребления правом ее получения, что, соответственно, обеспечивает защиту от неправомерного расходования бюджетных средств. Установление десятидневного срока для представления документов в целях выплаты финансовой поддержки при переселении гражданина не связано со сроками его регистрации по месту жительства.
Заслушав объяснения участвующего в деле прокурора, представителей Правительства Пермского края и Агентства по занятости населения Пермского края, исследовав доказательства, суд приходит к выводу о том, что заявленные требования подлежат удовлетворению.
В соответствии с пунктом "ж" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации социальная защита находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации; последние не могут противоречить федеральным законам (части 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).
В силу подпункта 75 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относятся полномочия в области содействия занятости населения, предусмотренные Законом РФ от 19 апреля 1991 года № 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации".
Согласно подпункту 8 пункта 1 статьи 7.1-1 Закона РФ от 19 апреля 1991 года № 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области содействия занятости населения относится содействие безработным гражданам в переезде и безработным гражданам и членам их семей при переселении в другую местность для трудоустройства по направлению органов службы занятости.
В соответствии с пунктом 1 статьи 22.1 Закона РФ от 19 апреля 1991 года № 1032-1 органы службы занятости содействуют безработным гражданам в переезде в другую местность для временного трудоустройства по имеющейся у них профессии (специальности), содействуют безработным гражданам и членам их семей в переселении в другую местность на новое место жительства для трудоустройства по имеющейся у них профессии (специальности).
Пунктом 2 статьи 22.1 указанного Закона предусмотрено, что безработным гражданам при переезде в другую местность для трудоустройства по направлению органов службы занятости оказывается финансовая поддержка, включающая оплату стоимости проезда к месту работы и обратно, за исключением случаев, когда переезд работника осуществляется за счет средств работодателя; суточные расходы за время следования к месту работы и обратно; оплату найма жилого помещения, за исключением случаев, когда работодатель предоставляет работнику жилое помещение.
Пунктом 3 названной статьи Закона РФ от 19 апреля 1991 года № 1032-1 установлено, что безработным гражданам и членам их семей при переселении в другую местность на новое место жительства для трудоустройства по направлению органов службы занятости оказывается финансовая поддержка, включающая оплату стоимости проезда и провоза имущества безработного гражданина и членов его семьи к новому месту жительства; суточные расходы за время следования к новому месту жительства; единовременное пособие, размер которого устанавливается в зависимости от территории переселения.
В соответствии с пунктом 4 статьи 22.1 Закона РФ от 19 апреля 1991 года № 1032-1 размеры финансовой поддержки, порядок и условия ее предоставления безработным гражданам при переезде и безработным гражданам и членам их семей при переселении в другую местность для трудоустройства по направлению органов службы занятости устанавливаются органами государственной власти субъекта Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1.1 статьи 22 Закона РФ от 19 апреля 1991 года № 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации" мероприятия по содействию занятости населения, материально-техническое и финансовое обеспечение деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих полномочия в области содействия занятости населения, и государственных учреждений службы занятости населения являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации.
Таким образом, установление размеров финансовой поддержки, порядка и условий ее предоставления безработным гражданам при переезде в другую местность для временного трудоустройства и безработным гражданам и членам их семей при переселении в другую местность для трудоустройства по направлению органов службы занятости отнесено федеральным законодателем к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации.
Согласно ст. 23 Устава Пермского края Правительство Пермского края является постоянно действующим высшим исполнительным органом государственной власти Пермского края.
Исходя из содержания пункта 1 ст. 17 Закона Пермского края от 07.09.2007 № 107-ПК "О системе исполнительных органов государственной власти Пермского края" Правительство Пермского края осуществляет меры по реализации, обеспечению и защите прав и свобод человека и гражданина, регламентирует форму и порядок предоставления мер социальной поддержки и социального обслуживания населения, поддержки семей, развития здравоохранения, образования, установленных федеральными законами и законами Пермского края, за исключением случаев, когда соответствующее полномочие отнесено актами федерального законодательства и законами Пермского края к компетенции иных органов государственной власти.
В силу положений ст. 16 названного Закона Правительство Пермского края в рамках своих полномочий на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных законов, указов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации, Устава Пермского края и законов Пермского края, указов губернатора Пермского края издает постановления и распоряжения. Акты, имеющие нормативный характер, издаются в форме постановлений Правительства Пермского края.
В рамках предоставленных ему полномочий в целях реализации статьи 7.1-1 Закона РФ от 19 апреля 1991 года № 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации" Правительством Пермского края утверждено Положение о предоставлении финансовой поддержки безработным гражданам при переезде и безработным гражданам и членам их семей при переселении в другую местность для трудоустройства по направлению органов службы занятости. Пунктом 2.7 указанного Положения установлено, что для получения финансовой поддержки при переселении гражданин в течение 10 рабочих дней после подписания трудового договора представляет или направляет посредством почтовой связи заказным письмом в центр занятости населения, направивший гражданина для переселения в другую местность, следующие документы:
заявление на предоставление финансовой поддержки с указанием реквизитов лицевого счета, открытого в кредитной организации;
копии паспортов с отметкой о регистрации по новому месту жительства всех членов семьи;
копию трудового договора, заверенную работодателем в установленном порядке;
копию приказа о приеме на работу, заверенную работодателем в установленном порядке;
проездные документы, подтверждающие расходы по переезду безработного гражданина и членов его семьи;
документы, подтверждающие расходы по провозу имущества.
Пункт 2.10 Положения устанавливает в качестве основания для отказа в предоставлении финансовой поддержки при переселении в другую местность для трудоустройства непредставление документов, указанных в пункте 2.7 Положения.
Таким образом, предоставление безработным гражданам финансовой поддержки при переселении в другую местность для трудоустройства обусловлено необходимостью для безработного и всех членов его семьи зарегистрироваться по новому месту жительства и представить подтверждающие регистрацию документы - копии паспортов с отметкой о регистрации по новому месту жительства всех членов семьи.
Суд полагает, что предусмотренные Законом РФ от 19 апреля 1991 года № 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации" такие меры социальной поддержки безработных при переселении в другую местность для трудоустройства, как оплата стоимости проезда и провоза имущества безработного гражданина и членов его семьи к новому месту жительства, суточные расходы за время следования к новому месту жительства, единовременное пособие, не могут быть поставлены в зависимость от наличия постоянной регистрации безработного и членов его семьи по новому месту жительства после переселения в другую местность.
В соответствии с частью 1 ст. 20 Гражданского кодекса Российской Федерации местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает.
Согласно ст. 2 Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 г. № 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и места жительства в пределах Российской Федерации" место жительства - жилой дом, квартира, служебное жилое помещение, специализированные дома (общежитие, гостиница-приют, дом маневренного фонда, специальный дом для одиноких престарелых, дом-интернат для инвалидов, ветеранов и другие), а также иное жилое помещение, в котором гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору аренды либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
В силу ст. 3 указанного Закона в целях обеспечения необходимых условий для реализации гражданином Российской Федерации его прав и свобод, а также исполнения им обязанностей перед другими гражданами, государством и обществом вводится регистрационный учет граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации.
Граждане Российской Федерации обязаны регистрироваться по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации. Регистрация или отсутствие таковой не могут служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, законами Российской Федерации, конституциями и законами республик в составе Российской Федерации.
Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 2 февраля 1998 года № 4-П указал, что сам по себе факт регистрации или отсутствие таковой не порождает для гражданина каких-либо прав и обязанностей, регистрация является лишь предусмотренным федеральным законом способом учета граждан в пределах Российской Федерации, носящим уведомительный характер и отражающим факт нахождения гражданина по месту пребывания или жительства.
Из положений ст. 20 Гражданского кодекса Российской Федерации и статей 2, 3 Закона РФ "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и места жительства в пределах Российской Федерации" следует, что регистрация не входит в понятие "место жительства" и является лишь одним из доказательств, подтверждающих факт нахождения гражданина по месту пребывания или по месту жительства.
Суд не соглашается с доводами представителей Правительства Пермского края и Агентства по занятости Пермского края о том, что условие о регистрации безработного гражданина и всех членов его семьи по новому месту жительства при переселении в другую местность для трудоустройства не может рассматриваться как незаконное ограничение права на получение финансовой поддержки в связи с установлением данного условия в пределах компетенции, предоставленной субъектам Российской Федерации пунктом 4 статьи 22.1 Закона РФ от 19 апреля 1991 года № 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации". Указанный Федеральный закон, предусматривая финансовую поддержку безработным при переселении в другую местность, не ставит ее предоставление в зависимость от регистрации по новому месту жительства. Определение региональным законодателем условий оказания безработным гражданам и членам их семей при переселении в другую местность для трудоустройства финансовой поддержки не может ущемлять права граждан на определенную федеральным законодательством свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации.
Довод представителей заинтересованных лиц о том, что, выражая согласие на перемену места жительства для трудоустройства, безработный гражданин добровольно и осознанно распоряжается своим правом на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства и, следовательно, берет на себя обязанность зарегистрироваться по новому месту жительства, не может быть признан состоятельным.
В соответствии с частью 4 ст. 4 Закона РФ от 19 апреля 1991 года № 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации" подходящей не может считаться работа, если она связана с переменой места жительства без согласия гражданина. Несмотря на то, что переселение в другую местность по направлению органов службы занятости, хотя и осуществляется только с согласия безработного, по сути, оно носит для него вынужденный характер, поскольку обусловлено невозможностью трудоустройства по месту жительства в связи с отсутствием подходящей работы. При этом переселение в другую местность не означает, что безработный гражданин имеет фактическую возможность зарегистрироваться по месту жительства в этой местности. Так, исходя из положений пункта 16 Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 17.07.1995 № 713, для регистрации по месту жительства гражданин обязан представить в орган регистрационного учета документ, являющийся в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации основанием для вселения в жилое помещение, который у согласившегося на переселение гражданина может отсутствовать.
Вместе с тем иные документы, перечисленные в пункте 2.7 Положения о предоставлении финансовой поддержки безработным гражданам при переезде и безработным гражданам и членам их семей при переселении в другую местность для трудоустройства по направлению органов службы занятости, утвержденного Постановлением Правительства Пермского края от 5 сентября 2012 года № 796-п (копия трудового договора и копия приказа о приеме на работу, заверенные работодателем; проездные документы, подтверждающие расходы по переезду; проездные документы, подтверждающие расходы по провозу багажа), являются подтверждением фактического переселения безработного гражданина в другую местность, его трудоустройство в ней и гарантией адресности и целевого использования средств бюджета Пермского края, выделяемых на мероприятия по оказанию содействия занятости населения.
Таким образом, условие о регистрации по месту жительства является недопустимым ограничением реализации права на получение социальной поддержки безработными гражданами при переселении в другую местность для трудоустройства по направлению органов службы занятости, и, как следствие, противоречит федеральному закону, что является основанием для признания оспариваемой прокурором нормы недействующей с момента вступления решения суда в законную силу.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 198, 199, ч. 2 ст. 253 ГПК РФ, суд

решил:

Признать недействующим со дня вступления решения суда в законную силу абзац третий пункта 2.7 в части слов "с отметкой о регистрации по новому месту жительства" Положения о предоставлении финансовой поддержки безработным гражданам при переезде и безработным гражданам и членам их семей при переселении в другую местность для трудоустройства по направлению органов службы занятости, утвержденного Постановлением Правительства Пермского края от 5 сентября 2012 года № 796-п.
После вступления решения суда в законную силу сообщение об этом решении должно быть опубликовано в "Бюллетене законов Пермского края, правовых актов губернатора Пермского края, Правительства Пермского края, исполнительных органов государственной власти Пермского края".
Решение может быть обжаловано и на него может быть подано представление прокурором в Верховный Суд Российской Федерации через Пермский краевой суд в течение месяца со дня составления мотивированного решения - 31 января 2013 года.

Председательствующий
Е.В.СПИРИДОНОВ


------------------------------------------------------------------