Постановление Законодательного Собрания Пермского края от 24.01.2013 N 666 "О законодательной инициативе"
ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЕ СОБРАНИЕ ПЕРМСКОГО КРАЯ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 24 января 2013 г. № 666
О ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЙ ИНИЦИАТИВЕ
Законодательное Собрание Пермского края постановляет:
1. В соответствии со статьей 104 Конституции Российской Федерации внести на рассмотрение Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации в порядке законодательной инициативы проект федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" (прилагается).
2. Уполномочить представителя от Законодательного Собрания Пермского края в Совете Федерации Федерального Собрания Российской Федерации Шубина Игоря Николаевича представлять Законодательное Собрание Пермского края при рассмотрении в Государственной Думе и Совете Федерации Федерального Собрания Российской Федерации проекта федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях".
3. Предложить депутатам Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от Пермского края поддержать данный законопроект при обсуждении его на заседаниях комитетов и заседании Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации.
4. Настоящее Постановление вступает в силу со дня его принятия.
Первый заместитель председателя
Законодательного Собрания
И.В.ПАПКОВ
Приложение
к Постановлению
Законодательного Собрания
Пермского края
от 24.01.2013 № 666
Проект
федерального закона N
вносится Законодательным
Собранием Пермского края
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ
Статья 1. Внести в статью 14.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, № 1, ст. 1; № 44, ст. 4295; 2003, № 27, ст. 2700, 2708, 2717; № 46, ст. 4434; № 50, ст. 4847, 4855; 2004, № 31, ст. 3229; № 34, ст. 3529, 3533; 2005, № 1, ст. 9, 13; № 10, ст. 763; № 13, ст. 1077; № 19, ст. 1752; № 27, ст. 2719, 2721; № 30, ст. 3104, 3131; 2006, № 1, ст. 10; № 10, ст. 1067; № 12, ст. 1234; № 17, ст. 1776; № 18, ст. 1907; № 19, ст. 2066; № 23, ст. 2380; № 31, ст. 3420, 3438, 3452; № 45, ст. 4641; № 50, ст. 5279; № 52, ст. 5498; 2007, № 1, ст. 21, 29; № 30, ст. 3755; № 31, ст. 4007; № 41, ст. 4845; № 43, ст. 5084; 2008, № 18, ст. 1941; № 30, ст. 3604; 2009, № 7, ст. 777; № 23, ст. 2759; № 26, ст. 3120, 3122; № 29, ст. 3642; № 30, ст. 3739; № 52, ст. 6412; 2010, № 1, ст. 1; № 21, ст. 2525; № 23, ст. 2790; № 30, ст. 4006, 4007; № 31, ст. 4164, 4195, 4207, 4208; № 49, ст. 6409; 2011, № 1, ст. 10, 23, 54; № 7, ст. 901; № 17, ст. 2310; № 23, ст. 3260; № 27, ст. 3873; № 29, ст. 4298; № 30, ст. 4573, 4585, 4590, 4598, 4600, 4605; № 46, ст. 6406; № 49, ст. 7042; № 50, ст. 7342, 7345, 7351, 7352, 7355, 7362, 7366; 2012, № 10, ст. 1166; № 19, ст. 2278, 2281) следующие изменения:
1) абзац второй части 1 изложить в следующей редакции:
"влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей с конфискацией этилового спирта и спиртосодержащей продукции или административный арест на срок до пятнадцати суток с конфискацией этилового спирта и спиртосодержащей продукции; на должностных лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей с конфискацией этилового спирта и спиртосодержащей продукции или административный арест на срок до пятнадцати суток с конфискацией этилового спирта и спиртосодержащей продукции; на юридических лиц - от восьмидесяти тысяч до ста тысяч рублей с конфискацией этилового спирта и спиртосодержащей продукции.";
2) в абзаце втором части 2 слова "от четырех тысяч до пяти тысяч" заменить словами "от десяти тысяч до двадцати тысяч", слова "от сорока тысяч до пятидесяти тысяч" заменить словами "от восьмидесяти тысяч до ста тысяч";
3) абзац второй части 3 изложить в следующей редакции:
"влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей с конфискацией этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции или без таковой либо административный арест на срок до пятнадцати суток с конфискацией этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции или без таковой; на должностных лиц - от восьми тысяч до пятнадцати тысяч рублей с конфискацией этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции или без таковой либо административный арест на срок до пятнадцати суток с конфискацией этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции или без таковой; на юридических лиц - от шестидесяти тысяч до восьмидесяти тысяч рублей с конфискацией этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции или без таковой.".
Президент
Российской Федерации
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
к проекту федерального закона "О внесении изменений в Кодекс
Российской Федерации об административных правонарушениях"
Законопроект направлен на усиление мер административной ответственности за нарушение требований законодательства в сфере государственного регулирования оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.
Необходимость актуализации норм статьи 14.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП) обусловлена актуальностью проблемы незаконного оборота спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и неэффективностью существующих мер административной ответственности за правонарушения в этой сфере.
На необходимость решения проблемы нелегального оборота алкоголя в стране указывается в регулярных обращениях граждан к региональным законодателям, об остроте этой проблемы также свидетельствуют информация правоохранительных органов, данные официальной статистики и экспертных исследований. В докладе Общественной палаты Российской Федерации "Злоупотребление алкоголем в Российской Федерации: социально-экономические последствия и меры противодействия" в качестве одной из причин алкогольных проблем России обозначена доступность нелегального алкоголя вследствие недостатков российского законодательства. В докладе приводятся следующие данные: нелегальное производство и продажа спиртных напитков обеспечивают 50% всего потребления крепких напитков в стране <1>. По официальным данным Росалкогольрегулирования, доля нелегального рынка водки в России в 2011 году составила 24%. При этом общий объем подпольного сегмента на рынке крепких спиртных напитков, по экспертной оценке Центра исследований федерального и региональных рынков алкоголя, в 2011 году составлял от 60 до 65% <2>.
--------------------------------
<1> Доклад Общественной палаты Российской Федерации "Злоупотребление алкоголем в Российской Федерации: социально-экономические последствия и меры противодействия"// [электронный ресурс]. URL: http://vs.kar.sudrf.ru/modules.php?name=docum_sud&id=134.
<2> Рост цен на водку увеличит нелегальные продажи, считает эксперт// [электронный ресурс]. URL: http://rusnovosti.ru/news/204916.
Отметим, что необходимость усиления административной ответственности за нарушения в области производства и оборота алкогольной продукции является одной из мер, предусмотренных Концепцией реализации государственной политики по снижению масштабов злоупотребления алкогольной продукцией и профилактике алкоголизма среди населения Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 30.12.2009 № 2128-р.
С учетом обозначенных проблем представленным проектом федерального закона предлагается внести в статью 14.16 КоАП следующие изменения.
В настоящее время оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, включая их закупку, поставки, хранение, перевозки и розничную продажу, урегулирован Федеральным законом от 22.11.1995 № 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" (далее - Федеральный закон № 171-ФЗ).
Федеральный закон № 171-ФЗ установил ряд запретов и ограничений, в частности запрет на розничную продажу этилового спирта, при этом поставки этилового спирта осуществляются только организациями с соблюдением установленных требований. Оборот алкогольной (за исключением розничной продажи пива и пивных напитков) и спиртосодержащей пищевой продукции в соответствии с указанным Федеральным законом также осуществляется организациями. Вместе с тем административная ответственность граждан за нарушение запретов и ограничений, установленных Федеральным законом № 171-ФЗ, предусмотрена только за розничную продажу алкогольной продукции несовершеннолетним (часть 2.1 статьи 14.16 КоАП).
В настоящее время правоприменительная практика сложилась таким образом, что граждане, допустившие незаконную продажу алкогольной продукции, привлекаются к административной ответственности по статье 14.1 КоАП "Осуществление предпринимательской деятельности без государственной регистрации или без специального разрешения (лицензии)". По информации правоохранительных органов, санкции, предусмотренные статьей 14.1 КоАП, неэффективны по ряду причин.
Во-первых, суммы налагаемых административных штрафов несоизмеримы с доходами граждан от такого нелегального бизнеса. Максимальный размер административного штрафа, налагаемого по данной статье на граждан, реализующих алкогольную продукцию, составляет 2500 рублей. Кроме этого, данная норма не предусматривает конфискацию алкогольной и спиртосодержащей продукции, находящейся в незаконном обороте, поскольку санкцией статьи предусмотрена только конфискация изготовленной продукции, орудий производства и сырья. Уплатив штраф, правонарушители продолжают осуществлять незаконную деятельность.
Во-вторых, распространилась практика, когда при выявлении фактов незаконной реализации алкогольной продукции индивидуальные предприниматели возлагают (по взаимному соглашению) вину на продавцов, которые как физические лица подлежат ответственности по статье 14.1 КоАП. Реальные же правонарушители избегают ответственности, сохраняют имидж добросовестных предпринимателей и алкогольную продукцию, так как она не подпадает под конфискацию согласно санкции статьи 14.1 КоАП.
Реализация спиртосодержащих жидкостей гражданам из домов и квартир квалифицируется по статье 14.2 КоАП "Незаконная продажа товаров (иных вещей), свободная реализация которых запрещена или ограничена" и влечет наложение на граждан административного штрафа в размере от 1500 до 2000 рублей с конфискацией предметов административного правонарушения или без таковой. Средняя стоимость спирта в настоящее время оценивается около 200 рублей за литр, и порой сумма штрафной санкции "окупается" за сутки. В этой ситуации, несмотря на предпринимаемые меры по борьбе с нарушениями данного вида, количество граждан, незаконно реализующих питьевой этиловый спирт, остается примерно на одном уровне.
С учетом вышеизложенного законопроектом предлагается:
увеличить размеры административных штрафов, налагаемых на должностных и юридических лиц за правонарушения, предусмотренные частями 1, 2 и 3 статьи 14.16 КоАП;
предусмотреть административную ответственность граждан за розничную продажу этилового спирта и иные нарушения правил оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, предусмотренные частями 1 и 3 статьи 14.16 КоАП. В целях установления санкции, адекватной правонарушению, в качестве основной меры административного наказания для граждан и должностных лиц предлагается установить административный штраф либо административный арест на срок до пятнадцати суток, как дополнительную меру административного наказания - конфискацию соответствующей продукции.
Предполагается, что принятие законопроекта позволит снизить долю нелегального оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции в стране, уменьшит масштабы злоупотребления алкогольной продукцией и потребления этилового спирта среди российского населения, а также будет способствовать защите экономических интересов Российской Федерации.
Приложение 1
к проекту
федерального закона
"О внесении изменений
в Кодекс Российской
Федерации об административных
правонарушениях"
ПЕРЕЧЕНЬ
актов федерального законодательства, подлежащих признанию
утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию
в связи с принятием проекта федерального закона "О внесении
изменений в Кодекс Российской Федерации об административных
правонарушениях"
Принятие проекта федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" не требует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия актов федерального законодательства.
Приложение 2
к проекту
федерального закона
"О внесении изменений
в Кодекс Российской
Федерации об административных
правонарушениях"
ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ
проекта федерального закона "О внесении изменений в Кодекс
Российской Федерации об административных правонарушениях"
Принятие проекта федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" не влечет дополнительных бюджетных расходов Российской Федерации.
------------------------------------------------------------------