Постановление Избирательной комиссии Пермского края от 18.12.2013 N 131/05-2 "О судебной практике рассмотрения избирательных споров в период подготовки и проведения выборов на территории Пермского края, состоявшихся 8 сентября 2013 года"
ИЗБИРАТЕЛЬНАЯ КОМИССИЯ ПЕРМСКОГО КРАЯ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 18 декабря 2013 г. № 131/05-2
О СУДЕБНОЙ ПРАКТИКЕ РАССМОТРЕНИЯ ИЗБИРАТЕЛЬНЫХ СПОРОВ
В ПЕРИОД ПОДГОТОВКИ И ПРОВЕДЕНИЯ ВЫБОРОВ НА ТЕРРИТОРИИ
ПЕРМСКОГО КРАЯ, СОСТОЯВШИХСЯ 8 СЕНТЯБРЯ 2013 ГОДА
В сентябре 2013 года на территории 40 муниципальных районов Пермского края было проведено 350 избирательных кампаний в органы местного самоуправления, а также дополнительные выборы депутата Законодательного Собрания Пермского края второго созыва по одномандатному избирательному округу № 13.
В указанный период в суды первой инстанции было подано 122 заявления о защите избирательных прав граждан Российской Федерации. 118 из них рассмотрено судами первой инстанции, и по ним приняты судебные решения. Судебные дела прекращены в 4 случаях на основании заявлений заявителей.
В 2013 году судами рассматривались дела по заявлениям лиц, указанных в статье 259 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации:
- об оспаривании решений избирательных комиссий об отказе в регистрации кандидатов - 24; из которых удовлетворено - 3;
- решений о регистрации кандидатов - 26, в 15 случаях заявления оставлены без удовлетворения;
- решений об отказе в заверении списка кандидатов, выдвинутого избирательным округам - 3, все оставлены без удовлетворения;
- решение о прекращении выдвижения - 1, оставлено без удовлетворения;
- об отмене регистрации кандидатов - 43, оставлено без удовлетворения - 26;
- об аннулировании регистрации - 3, из них 1 удовлетворено;
- о признании действий комиссий незаконными - 11, все оставлены судом без удовлетворения;
- о признании незаконной агитации - 1 удовлетворено;
- о признании незаконными протоколов участковой и территориальной комиссии по соответствующим выборам - оставлено без удовлетворения;
- о признании выборов недействительными - также оставлено без удовлетворения.
1. Дела об оспаривании решений об отказе в регистрации.
Согласно пункту 11 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 31.03.2011 № 5 "О практике рассмотрения судами дел о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" к решениям избирательной комиссии исходя из положений, содержащихся в п. 21 ст. 2, п. 1 ст. 28 Федерального закона от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (далее - Федеральный закон), относятся облеченные в установленную форму (постановление, решение) или закрепленные в соответствующих протоколах окончательные решения по рассматриваемым вопросам, принятые комиссией коллегиально.
В период избирательной кампании в сентябре 2013 г. из 24 оспариваемых решений в семи случаях отказы в регистрации кандидатов были связаны с ненадлежащим оформлением подписных листов, а именно сведения о лице, осуществляющем сбор подписей, или избирателе, поставившем подпись в поддержку кандидата, указаны в подписном листе не в полном объеме или не соответствуют действительности. Например, указываются не полные данные в адресе места жительства, при этом понятие адреса места жительства закреплено в ст. 2 Федерального закона.
Также в пяти случаях подтвердилась обоснованность решений об отказе в регистрации в связи с представлением вместе с финансовым отчетом его приложения - "Учета поступления и расходования денежных средств избирательного фонда кандидата" по форме № 2, утвержденных соответствующими инструкциями ТИК, а их отсутствие в силу п. "в" ч. 1 ст. 38 Федерального закона является основанием для отказа в регистрации.
Однако при рассмотрении судом дела о признании незаконным решения ТИК об отказе в регистрации кандидата суд при наличии утвержденной Инструкции ТИКа отменил решение об отказе в регистрации в связи со следующим: "исходя из фактических обстоятельств следует признать, что поскольку заявитель получила необходимый перечень, образцы и формы документов в ТИК в электронном виде, среди которых отсутствовала форма № 2 приложения к Инструкции "О порядке формирования и расходования денежных средств избирательных фондов кандидатов, формах учета и отчетности кандидатов при проведении выборов глав сельских поселений муниципального района", что не оспаривается представителем ТИК, учитывая, что в СМИ, в сети Интернет решение об утверждении данной Инструкции не размещалось, а также принимая во внимание, что доказательств надлежащего обнародования и нахождения в свободном доступе принятого решения об утверждении указанной Инструкции и самой Инструкции ТИК суду не предоставлено, суд считает, что следует признать, что заявитель не имела иной возможности как представить в ТИК именно те документы, в том виде и в тех формах, которые ей были выданы в ТИК.
В связи с чем суд считает, что вины заявителя в несоблюдении пп. 1 п. 10.2 указанной Инструкции, выразившегося в не представлении формы № 2 приложения к Инструкции "Учет поступления и расходования денежных средств кандидата, являющейся неотъемлемой частью финансового отчета", не имеется. При таких обстоятельствах действия ТИК суд расценивает как нарушение ст. 16 Закона № 208-ПК "О выборах должностных лиц муниципальных образований в Пермском крае", согласно которой именно на избирательную комиссию возложено обеспечение реализации и защиты избирательных прав граждан, а, соответственно, оспариваемое решение, по мнению суда, действительно нарушает пассивное избирательное право заявителя на участие в выборах главы К. сельского поселения".
В соответствии с п. "и" ч. 11 ст. 36 Закона Пермского края от 09.11.2009 № 525-ПК "О выборах депутатов представительных органов муниципальных образований в Пермском крае" (далее - Закон Пермского края № 525-ПК) недействительными признаются все подписи избирателей в подписном листе, который изготовлен с несоблюдением требований, предусмотренных ч. 1 и 3 ст. 35 Закона Пермского края.
В суд обратился гражданин И. с заявлением об отмене решения Территориальной избирательной комиссии об отказе ему в регистрации в качестве кандидата. По мнению заявителя, ТИК необоснованно отказала в регистрации в качестве кандидата на том основании, что подписные листы были изготовлены не за счет средств избирательного фонда. Фактически оплата услуг по изготовлению подписных листов была произведена 02.08.2013 путем безналичного перечисления суммы в размере 150 руб. со специального избирательного счета кандидата. В этот же день И. обратился в ТИК, представив документы, подтверждающие оплату изготовления подписных листов, однако его доводы были оставлены без внимания.
Суд заявление оставил без удовлетворения в связи со следующим. Как было установлено судом, подписные листы были изготовлены до их оплаты из средств избирательного фонда. В соответствии с п. "и" ч. 11 ст. 36 Закона Пермского края № 525-ПК недействительными признаются все подписи избирателей в подписном листе, который изготовлен с несоблюдением требований, предусмотренных ч. 1 и 3 ст. 35 Закона Пермского края. Согласно ч. 3 ст. 35 Закона Пермского края подписные листы для сбора подписей избирателей в поддержку выдвижения (самовыдвижения) кандидатов в депутаты представительного органа муниципального образования изготавливаются за счет средств избирательного фонда кандидата избирательного объединения по форме согласно приложению 8 к Федеральному закону. Действующее избирательное законодательство не предполагает возможность осуществления работ и услуг, необходимых кандидату для достижения целей избирательной кампании, "авансом" с последующим возмещением затрат из средств избирательного фонда. Напротив, ч. 5 ст. 59 Федерального закона прямо запрещено выполнение оплачиваемых работ, реализация товаров, оказание платных услуг, прямо или косвенно связанных с выборами, референдумом и направленных на достижение определенного результата на выборах, без оплаты из соответствующего фонда.
2. Дела по заявлениям об отмене решений о регистрации кандидатов.
Согласно п. 6 ст. 76 Федерального закона решение о регистрации кандидата (списка кандидатов) может быть отменено судом, если будет установлено, что избирательная комиссия приняла это решение с нарушением требований законов, в том числе положений пп. 24-26 ст. 38 Федерального закона, иных требований, предусмотренных Федеральным законом, иным законом.
В районном суде рассматривалось заявление кандидата об отмене решения Территориальной избирательной комиссии о регистрации кандидата. При этом одним из оснований признания решения недействительным в заявлении указывалось необоснованное признание ТИК всех подписей избирателей, содержащихся в подписных листах, представленных в поддержку кандидата, недействительными, но достоверными, в связи с чем кандидатом было представлено достаточное для регистрации количество подписей. По мнению суда, "при таких обстоятельствах у ТИК не было оснований для отказа в регистрации кандидата в депутаты". Однако Пермский краевой суд, рассмотрев апелляционную жалобу, решение суда первой инстанции отменил, также признал незаконным решение ТИК о регистрации кандидата в связи со следующим. "Вывод комиссии и суда первой инстанции о возможности признания недействительных подписей достоверными и, соответственно, возможности регистрации кандидата при 100% недействительных подписей основан на неверном толковании закона. В соответствии с пп. "д" п. 24 ст. 38 Федерального закона № 67-ФЗ данное нарушение является основанием для отказа в регистрации."
Также в качестве одного из оснований признания незаконным решения комиссии о регистрации кандидата явилось не указание кандидатом в подписных листах принадлежности к политической партии и своего статуса в ней, что свидетельствует о неполноте представленных сведений в подписных листах, в связи с тем что подписи в подписных листах подлежат признанию недействительными в нарушение п. 3 ст. 35 Закона Пермского края № 525-ПК.
Заявление судом удовлетворено, "поскольку в соответствии с пп. "з" п. 6.4 ст. 38 Федерального закона от 12.06.2002 № 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и прав на участие в референдуме граждан Российской Федерации" недействительными признаются в том числе все подписи избирателей в подписном листе в случае, если сведения о кандидате указаны не в полном объеме или не соответствуют действительности. Согласно п. 3 ст. 35 Закона Пермского края от 09.11.2009 № 525-ПК в случае наличия у кандидата в депутаты представительного органа муниципального образования, сведения о которых содержатся в подписном листе, в заявлении о согласии баллотироваться в орган местного самоуправления указал свою принадлежность к политической партии либо иному общественному объединению и свой статус в данной политической партии либо данном общественном объединении, сведения об этом указываются в подписном листе. Кандидат М. в заявлении о согласии баллотироваться в порядке самовыдвижения кандидатом в депутаты указал о членстве в политической партии "М", а в подписных листах данные сведения отсутствуют. Все подписи в подписных листах являются недействительными.".
3. Дела по заявлениям об отмене регистрации кандидатов.
2
В соответствии с пп. "а" п. 3 ст. 4 Федерального закона не имеют
права быть избранными осужденные когда-либо к лишению свободы за совершение
тяжких и (или) особо тяжких преступлений, за исключением случаев, когда в
соответствии с новым уголовным законом эти деяния не признаются тяжкими или
особо тяжкими преступлениями.
В период проведения выборов в сентябре 2013 г. действовала указанная выше норма. В настоящее время в соответствии с Постановлением Конституционного суда Российской Федерации от 10.10.2013 № 20-П действие указанной нормы не применяется к лицам, осужденным когда-либо к лишению свободы за совершение тяжкого и (или) особо тяжкого преступления, если судимость с него снята или погашена.
В период избирательной кампании в сентябре 2013 г. по данному основанию территориальными избирательными комиссиями было подано в суд общей юрисдикции Пермского края 22 заявления об отмене регистрации зарегистрированных кандидатов в связи с вновь открывшимися обстоятельствами. Из данных дел 15 заявлений ТИК было удовлетворено, остальные оставлены без удовлетворения. При этом основанием для отказа в удовлетворении заявлений послужила декриминализация статей, по которым лица ранее привлекались к уголовной ответственности.
Регистрация кандидата (списка кандидатов) может быть отменена по основаниям, предусмотренным пп. 7-9 ст. 76 Федерального закона, за нарушения законодательства о выборах, допущенные после регистрации кандидата (списка кандидатов), а также за ряд значительных нарушений законодательства, которые имелись на момент рассмотрения избирательной комиссией вопроса о регистрации кандидата (списка кандидатов) и препятствовали регистрации кандидата (списка кандидатов), но о них не было и не могло быть известно избирательной комиссии, например, в связи с сокрытием кандидатом сведений о своей судимости.
В период избирательной кампании имели место 3 случая отмены регистрации кандидатов в связи с тем, что кандидаты при наличии членства в одной партии были выдвинуты в списках кандидатов от другой политической партии.
Так, например, в суд обратилась территориальная избирательная комиссия с заявлением об отмене регистрации кандидата К. в депутаты Совета депутатов С. сельского поселения по многомандатному избирательному округу № 2. В связи с тем, что он был выдвинут в составе списка избирательного объединения Регионального отделения полит. партии "С." в Пермском крае, являясь при этом членом политической партии "Р.".
Как установлено судом, кандидат К. с 2008 г. по настоящее время является членом политической партии "Р", решением бюро совета Регионального отделения от 01.07.2013 кандидат К. принят в члены партии "С." на основании личного письменного заявления и поставлен на учет в местном отделении. При подаче документов для регистрации К. указал, что дает согласие выдвинувшему избирательному объединению Региональное отделение политической партии "С" баллотироваться кандидатом в депутаты Совета депутатов С. сельского поселения, членом полит. партии и иного общественного объединения не является. В соответствии с п. 3.1 ст. 36 Федерального закона "О политических партиях" полит. партии не вправе выдвигать кандидатами в депутаты, в том числе в составе списков кандидатов, граждан РФ, являющихся членами иных полит. партий. Согласно справке, представленной политической партии "Р." от 06.08.2013 К. является членом указанной политической партии с 01.10.2008 по настоящее время. Устав данной политической партии устанавливает, что местный полит. совет принимает в члены Партии и исключает из членов партии с уведомлением регионального исполнительного комитета и соответствующего первичного отделения Партии о принятом решении. Прекращение членства на основании личного письменного заявления гражданина, которое подается в первичное отделение полит. партии. Прекращение членства в партии наступает со дня принятия решения об исключении ее члена из Партии уполномоченным органом, а в случаях, требующих утверждения данного решения, со дня его утверждения.
Доводы К. о том, что он подал заявление о выходе из политической партии "Р", не нашли своего подтверждения. Заявление ТИК подлежит удовлетворению. Отменить регистрацию кандидата К., зарегистрированного решением ТИК от 23.07.2013 № 13-17 о регистрации кандидата в депутаты Совета депутатов С. сельского поселения.
4. Дела об оспаривании решений об отказе в заверении списков кандидатов, выдвинутых избирательным объединением.
В соответствии с ч. 14 ст. 33 Закона Пермского края № 525-ПК основаниями для отказа в заверении списка кандидатов по одномандатным (многомандатным) избирательным округам являются отсутствие документов, предусмотренных пунктами 1, 3-7 части 10.2 настоящей статьи, несоблюдение требований к выдвижению кандидатов, предусмотренных Федеральным законом "О политических партиях", Федеральным законом.
В суд обратилось избирательное объединение с заявлением о признании незаконным решения комиссии об отказе в заверении списка кандидатов.
Основанием отказа явилось представление документов для заверения, подписанных неуполномоченным лицом, заявитель считает, что комиссия не воспользовалась правом, предоставленным п. 22 ст. 33 Закона Пермского края № 525-ПК, а воспользовалась информацией о политических партиях, имеющих право участвовать в выборах, по состоянию на 01.06.2013. По мнению заявителя, комиссия не учла, что руководитель юридического лица считается назначенным и приобретает соответствующие полномочия с момента принятия решения об избрании его руководителем. Закон не связывает возникновение либо прекращение полномочий руководителя юр. лица с фактом внесения в государственный реестр юридических лиц. Все документы для регистрации соответствующих изменений в Управление юстиции по Пермскому краю были представлены до даты представления документов для заверения списка в комиссию.
Однако суд заявление оставил без удовлетворения, поскольку решение об отказе в заверении списка принято ТИК на основании ч. 14 ст. 33 Закона Пермского края от 09.11.2009 № 525-ПК в связи с отсутствием документов, предусмотренных п. 1, 3-7 ч. 10.2 указанной статьи, несоблюдение требований к выдвижению списка кандидатов. Решение общего собрания о выдвижении списка кандидатов было подписано лицом, которое согласно официальным данным Управления Минюста РФ по Пермскому краю не является руководителем избирательного объединения, соответственно, представленное решение не имеет юридической силы. В соответствии с п. 4 ст. 23 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" изменения, вносимые в сведения, указанные в п. 1 ст. 5 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", приобретают юридическую силу со дня их внесения в единый государственный реестр юридических лиц. Вышеизложенное свидетельствует о наличии со стороны регионального отделения в Пермском крае политической партии "Р." нарушения ч. 14 ст. 33 Закона Пермского края от 09.11.2009 № 525-ПК в виде отсутствия документов, указанных в части 10.2 данной статьи, и несоблюдения требований к выдвижению списка кандидатов, предусмотренных ФЗ "О политических партиях".
5. Дела о признании незаконными иных решений, действий (бездействия) территориальных избирательных комиссий.
В одном из районов несколько кандидатов обжаловали размещения участковыми избирательными комиссиями на информационном стенде в помещении комиссии информации о наличии судимости у кандидатов. В суды было направлено 11 заявлений.
Однако суд оставил данные заявления без удовлетворения, поскольку с учетом норм, содержащихся в Федеральном законе, информация о судимости кандидата, в том числе о снятой или погашенной, размещенная комиссией на информационном стенде избирательной комиссии, не является агитационным материалом, размещенным в печатном издании.
Изучив опыт судебной практики рассмотрения избирательных споров в период подготовки и проведения выборов в органы местного самоуправления на территории Пермского края в единые дни голосования в сентябре 2013 г., руководствуясь подпунктом 2 пункта 1 Постановления Центральной избирательной комиссии Российской Федерации от 02.04.2010 № 199/1376-5 "О работе избирательных комиссий с обращениями, поступившими в ходе подготовки и проведения выборов в законодательные (представительные) органы государственной власти и в органы местного самоуправления, прошедших в субъектах Российской Федерации 14 марта 2010 года", Комиссия постановляет:
1. Информацию о судебной практике рассмотрения избирательных споров в период подготовки и проведения выборов в органы местного самоуправления на территории Пермского края в единый день голосования 8 сентября 2013 года принять к сведению.
2. Рассмотреть на очередном семинаре с председателями территориальных избирательных комиссий Пермского края вопросы по применению законодательства о выборах в период избирательных кампаний в сентябре 2013 года с учетом сложившейся судебной практики.
3. Разместить настоящее Постановление в сети Интернет на официальном сайте Избирательной комиссии Пермского края.
4. Довести настоящее Постановление до сведения территориальных избирательных комиссий Пермского края.
5. Контроль за исполнением постановления возложить на члена Избирательной комиссии Пермского края с правом решающего голоса, работающего в комиссии на постоянной (штатной) основе, Т.В.Любарскую.
Председатель
Т.Н.САЙДАКОВА
Секретарь заседания
Т.В.ЛЮБАРСКАЯ
------------------------------------------------------------------