Типы документов

Реклама

Партнеры

Решение Пермского краевого суда от 16.12.2013 по делу N 3-145/2013 <Об отказе в удовлетворении заявления о признании недействующими абзацев 4, 5, 7 пункта 4.4 Порядка предоставления субсидии за счет средств бюджета Пермского края юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям и физическим лицам на возмещение части затрат, связанных с перевозкой пассажиров водным транспортом пригородного сообщения..., утвержденного Постановлением Правительства Пермского края от 15.04.2013 N 254-п>



ПЕРМСКИЙ КРАЕВОЙ СУД

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 16 декабря 2013 г. по делу № 3-145/2013

Пермский краевой суд в составе:
председательствующего судьи Ефремовой О.Н.,
при секретаре В.,
с участием прокурора прокуратуры Пермского края Мальцева А.В.,
представителя Правительства Пермского края П., действующей на основании доверенности, представителя Министерства транспорта и связи Пермского края С., действующей на основании доверенности,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Перми дело по заявлению первого заместителя прокурора Пермского края о признании недействующими с момента вступления решения суда в законную силу абзацев 4, 5, 7 пункта 4.4 Порядка предоставления субсидии за счет средств бюджета Пермского края юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям и физическим лицам на возмещение части затрат, связанных с перевозкой пассажиров водным транспортом пригородного сообщения, норматива бюджетной субсидии на возмещение части затрат, связанных с осуществлением перевозок пассажиров водным транспортом пригородного сообщения в расчете на 1 км с 01.01.2013 по маршрутам, планируемого объема транспортной работы в целях обеспечения минимальной потребности населения Пермского края в перевозках водным транспортом пригородного сообщения, утвержденного Постановлением Правительства Пермского края от 15.04.2013 № 254-п,

установил:

15.04.2013 Правительством Пермского края принято Постановление № 254-п "Об утверждении Порядка предоставления субсидии за счет средств бюджета Пермского края юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям и физическим лицам на возмещение части затрат, связанных с перевозкой пассажиров водным транспортом пригородного сообщения, норматива бюджетной субсидии на возмещение части затрат, связанных с осуществлением перевозок пассажиров водным транспортом пригородного сообщения в расчете на 1 км с 01.01.2013 по маршрутам планируемого объема транспортной работы в целях обеспечения минимальной потребности населения Пермского края в перевозках водным транспортом пригородного сообщения", опубликованное в печатном издании "Бюллетень законов Пермского края, правовых актов губернатора Пермского края, Правительства Пермского края, исполнительных органов государственной власти Пермского края" № 15 22.04.2013.
Пунктом 1.1 указанного акта утвержден Порядок предоставления субсидии за счет средств бюджета Пермского края юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям и физическим лицам на возмещение затрат, связанных с перевозкой пассажиров водным транспортом пригородного сообщения (далее - Порядок предоставления субсидии).
В соответствии с абзацами 4, 5, 7 пункта 4.4 Порядка предоставления субсидии, для участия в отборе перевозчик предоставляет в Министерство транспорта и связи Пермского края (далее - Министерство): копию лицензии на осуществление перевозок внутренним водным транспортом пассажиров; полученную не ранее чем за 30 дней до дня представления в Министерство выписку из Единого государственного реестра юридических лиц или выписку из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей (или нотариально заверенную копию такой выписки); справку налогового органа о состоянии расчетов перевозчика по налоговым платежам по состоянию на дату, которая предшествует дате подачи заявки не более чем на 30 дней.
Первый заместитель прокурора Пермского края обратился в суд с заявлением о признании недействующими с момента вступления решения суда в законную силу абзацев 4, 5, 7 пункта 4.4 Порядка предоставления субсидии по основанию противоречия их федеральному законодательству, имеющему большую юридическую силу, а именно Федеральному закону от 27.07.2010 № 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг". Мотивирует требования тем, что анализ положений пунктов 4.9 и 4.10 Порядка предоставления субсидии указывает на то, что праву участника на подачу документации для участия в предоставлении субсидии корреспондирует обязанность уполномоченного органа в лице Министерства принять соответствующие документы, зарегистрировать и передать на рассмотрение в комиссию по отбору юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и физических лиц для возмещения за счет средств бюджета Пермского края части затрат, связанных с перевозкой пассажиров водным транспортом пригородного сообщения (далее - Комиссия). Приведенные процедурные положения требуют сегментированного толкования содержащихся в них норм, изолированного от организации рассмотрения заявок Комиссией, поскольку содержащиеся в Порядке предоставления субсидии правила регулируют отношения, осуществляемые двумя (в пределах и для целей настоящего заявления) самостоятельными раздельными субъектами: Министерством и Комиссией, положения о которых утверждаются отдельными правовыми актами. Таким образом, процедура приема, регистрации, передачи заявок и приобщенных документов осуществляется в безусловном порядке Министерством по обращению участника, соответственно отвечает необходимым и достаточным признакам понятия государственной услуги, содержащегося в абзаце 2 статьи 2 Федерального закона от 27.07.2010 № 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" (далее - Федеральный закон № 210-ФЗ). Кроме того, в силу приведенной статьи Федерального закона № 210-ФЗ, исходя из понятия "государственная услуга", предоставление субсидии перевозчикам само по себе является государственной услугой, оказываемой Министерством в пределах полномочий, установленных Положением о Министерстве, утвержденным Постановлением Правительства Пермского края от 07.09.2012 № 828-п, которая осуществляется по запросам заявителей.
Пункт 2 части 1 статьи 7 Федерального закона № 210-ФЗ устанавливает запрет требовать от заявителя предоставления документов и информации, которые находятся в распоряжении органов, осуществляющих муниципальные услуги, иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, участвующих в предоставлении предусмотренных частью 1 статьи 1 настоящего Федерального закона государственных и муниципальных услуг, в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации, муниципальными правовыми актами, за исключением документов, включенных в определенный частью 6 настоящей статьи перечень документов. Заявитель вправе представить указанные документы и информацию в органы, предоставляющие государственные услуги, и органы, предоставляющие муниципальные услуги, по собственной инициативе. В нарушение приведенной нормы закона оспариваемые нормы пункта 4.4 Порядка предоставления субсидии возлагают на перевозчика обязанность по предоставлению данных документов и информации. Таким образом, вышеперечисленными пунктами Порядка предоставления субсидии созданы дополнительные административные барьеры субъектам малого и среднего предпринимательства в связи с чем, они подлежат отмене.
В судебном заседании прокурор Пермской краевой прокуратуры поддержал заявленные требования по основаниям, указанным в заявлении.
Представители Правительства Пермского края и Министерства транспорта и связи Пермского края с заявленными требованиями не согласились, свои возражения изложили в письменных отзывах.
Заслушав представителей заявителя и заинтересованных лиц, исследовав материалы дела, суд не находит оснований для удовлетворения заявленных требований по следующим основаниям.
В соответствии со статьей 13 Гражданского кодекса Российской Федерации ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующие закону или иным правовым актам и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными.
При рассмотрении и разрешении дел, возникающих из публичных правоотношений, суд не связан основаниями и доводами заявленных требований. Следовательно, проверяет соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, по всем имеющим значение основаниям, в том числе не указанным в заявлении (часть 3 статьи 246, статья 248, часть 8 статьи 251 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Статьями 71 и 72 Конституции Российской Федерации определены предметы ведения Российской Федерации и совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Согласно статье 76 Конституции Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.
Общие принципы разграничения полномочий федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации установлены Федеральным законом от 06.10.1999 № 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации".
Подпунктом 12 пункта 2 статьи 26.3 указанного Федерального закона к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), отнесена организация транспортного обслуживания населения воздушным, водным, автомобильным транспортом в межмуниципальном и пригородном сообщении и железнодорожным транспортом в пригородном сообщении.
При этом согласно пункту 1 этой же статьи данные полномочия осуществляются органами государственной власти субъектов Российской Федерации самостоятельно за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации.
Организационные, правовые и экономические основы организации транспортного обслуживания населения на территории Пермского края определены в Законе Пермского края от 12.10.2006 № 19-КЗ (в редакции Закона Пермского края от 09.07.2012 № 53-ПК) "Об основах организации транспортного обслуживания населения на территории Пермского края" (далее - Закон ПК от 12.10.2006 № 19-КЗ).
Данный Закон к полномочиям Правительства Пермского края как постоянно действующему высшему исполнительному органу государственной власти Пермского края относит принятие нормативных правовых актов в сфере регулирования отношений, связанных с организацией перевозок пассажиров на территории Пермского края; утверждение уровня минимальной транспортной доступности населения, определяемого в зависимости от вида транспорта и населенности территории (часть 2 статьи 4).
Положения части 3 и 4 статьи 5 Закона ПК от 12.10.2006 № 19-КЗ устанавливают, что субсидируемые перевозки организуются в случае необеспечения минимальной транспортной доступности коммерческими перевозками, на условиях предоставления субсидий юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям в целях возмещения затрат и (или) недополученных доходов, связанных с перевозкой пассажиров, в соответствии с нормативными правовыми актами Пермского края.
В целях реализации названных полномочий Правительством Пермского края принято Постановление № 254-п об утверждении Порядка предоставления субсидии.
Таким образом, Постановление Правительства Пермского края от 15.04.2013 № 254-п, которым утвержден Порядок предоставления субсидии, принято в пределах компетенции Правительства Пермского края, в установленной законом форме для нормативного правового акта (статья 11 и 16 Закона Пермского края от 07.09.2007 № 107-ПК "О системе исполнительных органов государственной власти Пермского края"), опубликовано в официальном источнике нормативных правовых актов.
Как следует из представленных в материалы дела листа согласования, опросного листа, пояснительной записки, финансово-экономического обоснования, принятию оспариваемого акта предшествовало соблюдение процедур, предусмотренных Регламентом подготовки проектов правовых актов Правительства Пермского края и председателя Правительства Пермского края, утвержденным Постановлением названного государственного органа от 05.10.2007 № 223-п, и Регламентом Правительства Пермского края, утвержденным Постановлением этого же органа от 05.10.2007 № 222-п.
Из преамбулы Постановления Правительства Пермского края от 15.04.2013 № 254-п следует, что оно принято в соответствии со статьей 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации, предметом его правового регулирования является бюджетная субсидия на возмещение части затрат, связанных с перевозкой пассажиров водным транспортом пригородного сообщения, отдельно для каждого маршрута на пригородных речных линиях.
Согласно пункту 1 статьи 26.14 Федерального закона от 06.10.1999 № 184-ФЗ расходы бюджета субъекта Российской Федерации осуществляются в формах, предусмотренных Бюджетным кодексом Российской Федерации.
В соответствии со статьей 69 Бюджетного кодекса Российской Федерации предоставление бюджетных средств осуществляется в форме субсидий, которые предоставляются юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг.
Положения статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации устанавливают, что субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг (часть 1). Субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются из бюджета субъекта Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов в случаях и порядке, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации о бюджетах территориальных государственных внебюджетных фондов и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации (пункт 2 части 2). Нормативные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, должны определять, в том числе, категории и (или) критерии отбора юридических лиц (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), индивидуальных предпринимателей, физических лиц - производителей товаров, работ, услуг, имеющих право на получение субсидий; цели, условия и порядок предоставления субсидий; порядок возврата субсидий в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении (часть 3).
Из утвержденного Порядка предоставления субсидии следует, что субсидии в текущем финансовом году предоставляются Министерством транспорта и связи Пермского края (далее - Министерство) в целях возмещения части затрат, связанных с перевозкой пассажиров водным транспортом, в пределах суммы бюджетных средств, установленной законом Пермского края о бюджете Пермского края на очередной финансовый период (пункт 5.1). Субсидии предоставляются на основании заключенного договора между Министерством и перевозчиком.
Порядок предоставления субсидии определяет, в частности, порядок отбора претендентов в перевозчики, выполняющих перевозки пассажиров водным транспортом пригородного сообщения на условиях предоставления субсидии (далее - Отбор). По результатам Отбора заключается договор между Министерством транспорта и связи Пермского края и перевозчиком на возмещение за счет средств бюджета Пермского края части затрат перевозчиков, связанных с перевозкой пассажиров водным транспортом пригородного сообщения (далее - Договор).
Для участия в Отборе претендент представляет в Министерство транспорта и связи Пермского края заявку и пакет документов, в том числе, копию лицензии на осуществление перевозок внутренним водным транспортом пассажиров; полученную не ранее чем за 30 дней до дня представления в Министерство выписку из ЕГРЮЛ или выписку из ЕГРИП; справку налогового органа о состоянии расчетов перевозчика по налоговым платежам по состоянию на дату, которая предшествует дате подачи заявки не более чем на 30 дней (абзацы 4, 5 и 7 пункта 4.4 Порядка предоставления субсидии).
Согласно Порядку предоставления субсидии рассмотрение заявок проводится комиссией по отбору юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и физических лиц для возмещения за счет средств бюджета Пермского края части затрат, с учетом критериев оценки лиц (претендентов), установленных пунктом 4.11, 4.13 Порядка предоставления субсидии.
Пунктами 1.1, 3.3.1 Положения о Министерстве транспорта и связи Пермского края, утвержденного Постановлением Правительства Пермского края от 07.09.2012 № 828-п, установлено, что Министерство является исполнительной органом государственной власти Пермского края, осуществляющим функции по выработке региональной политики и нормативному правовому регулированию по вопросам, отнесенным к его компетенции, в том числе в сфере развития транспортной инфраструктуры и транспортного обслуживания населения, одной из функций является обеспечение транспортного обслуживания населения автомобильным, железнодорожным, внутренним водным, воздушным транспортом (пригородное и межмуниципальное сообщение).
Указание прокурора на то, что Министерством оказываются государственные услуги по приему документов претендентов в перевозчики для участия в отборе и по предоставлению бюджетной субсидии перевозчикам, несостоятельно, так как данные процедуры не носят самостоятельного характера, а являются элементом отношений между государственным органом и перевозчиком в сфере реализации государственной функции Министерства по организации транспортного обслуживания населения водным транспортом пригородного сообщения. Перечисленные выше элементы не регламентируются Административным регламентом предоставления государственных услуг.
Правоотношения, возникающие в связи с предоставлением государственных и муниципальных услуг, урегулированы Федеральным законом от 27.07.2010 № 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" (далее - Федеральный закон от 27.07.2010 № 210-ФЗ).
В соответствии с пунктом 1 статьи 2 Федерального закона от 27.07.2010 № 210-ФЗ государственная услуга, предоставляемая исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации - это деятельность по реализации функций исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, которая осуществляется по запросам заявителей в пределах установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации полномочий органов, предоставляющих государственные услуги.
Определение государственной услуги содержится и в иных нормативных правовых актах. Так, согласно Указу Президента Российской Федерации от 09.03.2004 № 314 "О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти" деятельность по оказанию услуг является одной из разновидностей государственных (муниципальных) функций наряду с нормотворческой, контрольно-надзорной деятельностью и управлением государственным (муниципальным) имуществом.
В статье 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации государственные (муниципальные) услуги (работы) определяются как услуги (работы), оказываемые (выполняемые) в соответствии с государственным (муниципальным) заданием органами государственной власти (органами местного самоуправления), бюджетными учреждениями, иными юридическими лицами.
Из вышеизложенных положений следует, что государственная услуга по своей природе - не что иное, как механизм реализации функций органов государственной власти, в целях которых они созданы или создаются.
Наряду с этим, не все функции органов государственной власти могут быть реализованы как государственная услуга, поскольку понятие "функция" является более широким, нежели понятие "государственная услуга".
Гражданское законодательство устанавливает виды договоров перевозки, права и обязанности сторон по договору перевозки, но непосредственно не содержит норм об организации заключения договоров перевозки пассажиров. Согласно статье 3 Гражданского кодекса Российской Федерации законодательство субъектов Российской Федерации и муниципальных образований не входит в гражданское законодательство, относящееся на основании статьи 71 Конституции Российской Федерации к ведению Российской Федерации.
Свобода договора является одним из основополагающих принципов регулирования имущественных отношений (статья 1 Гражданского кодекса Российской Федерации). По общему правилу, содержание договорных условий определяется по усмотрению сторон, кроме случаев, когда оно предписано законом или иным нормативным актом (пункт 4 статьи 421 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В данном случае, предметом правового регулирования оспариваемого прокурором Порядка предоставления субсидии являются отношения между претендентом (перевозчиком) и органом государственной власти по предоставлению бюджетной субсидии в целях реализации функций Министерства по организации транспортного обслуживания населения в пригородном сообщении водным транспортом.
Исходя из предмета правового регулирования Порядка предоставления субсидии, целей его принятия и компетенции Министерства в вопросах организации процесса транспортного обслуживания населения в пригородном сообщении, согласования платы за перевозки пассажиров на внутреннем водном транспорте в случае предоставления дотаций на осуществление перевозок пассажиров за счет средств бюджета Пермского края, а также субъектного состава участников данных правоотношений, следует констатировать, что нормы оспариваемого Порядка регулируют административно-властные отношения, исключающие равенство сторон в указанном вопросе.
Поскольку данные правоотношения носят характер власти и подчинения, не регулируются гражданским законодательством и не устанавливают общеобязательные правила, права и обязанности сторон непосредственно договора перевозки, а определяют комплекс организационных мероприятий и распорядительных действий в сфере бюджетных отношений, устанавливая правовые условия, обеспечивающие доступ претендента (перевозчика) на локальный рынок транспортного обслуживания населения Пермского края водным транспортом пригородного сообщения, Порядок является актом административного законодательства.
Положения статьи 3 Федерального закона от 27.07.2010 № 210-ФЗ устанавливают, что нормативное правовое регулирование отношений, возникающих в связи с предоставлением государственных и муниципальных услуг, осуществляется в соответствии с данным Федеральным законом, другими федеральными законами, принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Основными принципами предоставления государственных и муниципальных услуг являются правомерность предоставления государственных услуг органами, предоставляющими государственные услуги, а также предоставления услуг, которые являются необходимыми и обязательными.
Кроме того, государственные услуги субъекта Российской Федерации подлежат включению в реестр государственных услуг субъекта Российской Федерации (часть 1 статьи 11 Федерального закона от 27.07.2010 № 210-ФЗ).
В соответствии с частью 1, пунктом 1 части 2 статьи 12 названного Федерального закона предоставление государственной или муниципальной услуги осуществляется в соответствии с административным регламентом, структура которого, в частности, должна содержать раздел, устанавливающий стандарт предоставления этой услуги, который включает наличие исчерпывающего перечня оснований для отказа в предоставлении государственной или муниципальной услуги (пункт 8 статьи 14 данного Федерального закона).
Анализ указанных норм, применительно к оспариваемому Порядку предоставления субсидии, свидетельствует об отсутствии оснований для отнесения деятельности Министерства при заключении договора оказания услуг по перевозке на условиях предоставления бюджетной субсидии к государственной услуге, поскольку заключение таких договоров относится к одной из основных задач деятельности Министерства, которая в реестре государственных услуг Пермского края не значится, так же как и отсутствует административный регламент ее осуществления. При этом, в возникших правоотношениях Министерство выступает в качестве заказчика, а претендент (перевозчик) - в качестве исполнителя.
Кроме того, как следует из положений статьи 3 Федерального закона от 21.07.2005 № 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд", привлечение на конкурсной основе юридических лиц и индивидуальных предпринимателей к организации регулярных перевозок пассажиров с заключением договоров об организации таких перевозок по своей природе не является размещением заказа путем проведения конкурса на оказание услуг для государственных или муниципальных нужд за счет средств бюджета муниципального образования, так как осуществляется за счет средств самих хозяйствующих субъектов.
Само публично-правовое образование не имеет потребности в услугах по перевозке. Такую потребность имеют граждане, а органы власти обязаны создать условия для предоставления транспортных услуг населению и организации транспортного обслуживания населения в границах субъекта.
Предусмотренная возможность компенсации убытков, связанных с осуществлением перевозок с применением установленных тарифов и льгот, не равнозначна размещению заказа на выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд на выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд или ином гражданско-правовом договоре.
Таким образом, договор об оказании услуг по перевозке пассажиров на условиях предоставления бюджетной субсидии не имеет своим предметом государственные нужды и не является государственным контрактом, что исключает применение к конкурсным процедурам по отбору перевозчика на право осуществления перевозок по установленным маршрутам регулярных перевозок норм Закона № 94-ФЗ.
Доводы прокурора о том, что предоставление субсидии перевозчикам является государственной услугой, суд находит не убедительными. Принимая во внимание, что предметом правового регулирования Порядка предоставления субсидии являются бюджетные отношения и предусмотренные им положения связаны с возмещением расходов перевозчикам в случаях, установленных обжалуемым Порядком, они направлены на государственную поддержку перевозчиков, в целях создания и обеспечения правовых и экономических условий, гарантий и стимулов деятельности перевозчиков, в порядке, установленном Правительством Пермского края, что согласуется с Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.03.1995 № 239.
Само требование по представлению претендентом (перевозчиком) документов, в частности лицензии, выписки из ЕГРЮЛ (ЕГРП), справки налогового органа об отсутствии задолженности эксплуатанта, по мнению суда, является правомерным. Поскольку указанные документы подтверждают возможность отнесения претендентов к категории перевозчиков для участия в отборе.
Так, в соответствии с абзацем третьим пункта 1 статьи 49 Гражданского кодекса Российской Федерации право осуществлять деятельность, на занятие которой необходимо получение специального разрешения (лицензии), возникает с момента получения разрешения (лицензии) или в указанный в нем срок и прекращается по истечении срока его действия (если не предусмотрено иное), а также в случаях приостановления или аннулирования разрешения (лицензии).
Перечень видов деятельности, которыми юридические лица могут заниматься только на основании специального разрешения (лицензии), определяется законом.
В соответствии со статьей 95 Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации перевозчик, который в силу закона или в соответствии с выданной ему лицензией осуществляет перевозки пассажиров и их багажа по обращению любого физического или юридического лица, признается перевозчиком общего пользования. Положения статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" устанавливают, что деятельность по перевозкам внутренним водным транспортом подлежат лицензированию.
Выписка из ЕГРЮЛ и ЕГРИП подтверждает статус юридического лица и индивидуального предпринимателя как действующего. Справка налогового органа об отсутствии задолженности у претендента подтверждает реальную возможность заявителей осуществлять деятельность по перевозке, а также то, что предоставленная субсидия будет направлена именно на возмещение затрат по субсидируемой перевозке.
Положения части 3 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации устанавливают, что нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам производителям товаров, работ, услуг, должны определять, в том числе категории и (или) критерии отбора юридических лиц (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), индивидуальных предпринимателей, физических лиц - производителей товаров, работ, услуг, имеющих право на получение субсидий.
С учетом изложенного, требование у претендента (перевозчика) указанных документов не противоречит действующему законодательству, имеющему большую юридическую силу. Порядок предоставления субсидии принят в соответствии с положениями статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации, так как в силу требований федерального законодательства данный нормативный правовой акт должен определять, в том числе, категории и критерии отбора претендентов на заключение договора на возмещение за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации части затрат перевозчиков.
Установление оспариваемыми нормами Порядка предоставления субсидии необходимости представления документов для участия в отборе не является дополнительным ограничением права на осуществление предпринимательской деятельности, поскольку такое регулирование предусмотрено федеральным законодательством, указавшим на правомочие органов государственной власти субъектов Российской Федерации организовывать регулярные пассажирские перевозки в субъекте по маршрутам пригородного сообщения, что включает в себя и необходимость осуществления отбора перевозчиков для заключения договоров на осуществление регулярных перевозок по таким маршрутам на условиях предоставления бюджетной субсидии.
Кроме того, как указывалось выше, в силу действующего федерального законодательства субъект Российской Федерации вправе осуществлять собственное правовое регулирование по вопросам организации транспортного обслуживания населения, и, как следствие, вправе устанавливать перечень необходимых для заключения договоров документов.
При таких обстоятельствах требования прокурора о признании недействующими абзацев 4, 5 и 7 пункта 4.4 Порядке предоставления субсидии, предусматривающие предоставление претендентами (юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, физическими лицами) для заключения договора лицензии на осуществление перевозок внутренним водным транспортом пассажиров, справки налогового органа о состоянии расчетов, выписки из Единого государственного реестра, как противоречащих положениям Федерального закона от 27.07.2012 № 210-ФЗ удовлетворению не подлежат.
Утверждение прокурора о создании оспариваемыми пунктами Порядка предоставления субсидии дополнительных административных барьеров субъектам малого и среднего предпринимательства является несостоятельным. Указанные документы требуются для заключения договора субсидируемой перевозки и не блокируют предоставления субсидий перевозчикам, предоставляя им равные возможности участия в отборе на выполнение перевозок пассажиров на условиях предоставления субсидии.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199, частью 1 статьи 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

первому заместителю прокурора Пермского края о признании недействующими с момента вступления решения суда в законную силу абзацев 4, 5, 7 пункта 4.4 Порядка предоставления субсидии за счет средств бюджета Пермского края юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям и физическим лицам на возмещение части затрат, связанных с перевозкой пассажиров водным транспортом пригородного сообщения, норматива бюджетной субсидии на возмещение части затрат, связанных с осуществлением перевозок пассажиров водным транспортом пригородного сообщения в расчете на 1 км с 01.01.2013 по маршрутам, планируемого объема транспортной работы в целях обеспечения минимальной потребности населения Пермского края в перевозках водным транспортом пригородного сообщения, утвержденного Постановлением Правительства Пермского края от 15.04.2013 № 254-п, - отказать.

Судья
О.Н.ЕФРЕМОВА


------------------------------------------------------------------