Типы документов

Реклама

Партнеры

Решение Пермского краевого суда от 28.11.2013 по делу N 3-135-2013 <Об отказе в удовлетворении заявления о признании недействующим Постановления Региональной энергетической комиссии Пермского края от 18.12.2012 N 224-т "О тарифах на тепловую энергию для потребителей ООО "Пермская сетевая компания" " в части утверждения тарифа на тепловую энергию для потребителей "население">



ПЕРМСКИЙ КРАЕВОЙ СУД

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 28 ноября 2013 г. по делу № 3-135-2013

Пермский краевой суд в составе:
председательствующего судьи Бузмакова С.С.
при секретаре Д.
с участием прокурора Пермской краевой прокуратуры Сысоевой С.М., заявителей М.К., С.Ю., З., представителя ТСЖ "Н" Ф.В., представителей заявителей Я.О., С.В., настаивавших на заявленном требовании, представителей РСТ Пермского края М.Т., К.И., Б., представителей ООО "П" Я.Р., С.И., Н., Ф.И., возражавших против удовлетворения заявления, рассмотрел 28 ноября 2013 года в открытом судебном заседании в городе Перми гражданское дело по заявлению Ассоциации содействия жилищному самоуправлению "Е", товарищества собственников жилья "К", товарищества собственников жилья "О", товарищества собственников жилья "М", товарищества собственников жилья "Б", товарищества собственников жилья "Н", товарищества собственников жилья "Р", товарищества собственников жилья "А", товарищества собственников жилья "С", М.К., М.Е., Ф.М., Х., К.О., Р., З., С.Ю. о признании недействующим в части Постановления Региональной энергетической комиссии Пермского края от 18 декабря 2012 года № 224-т "О тарифах на тепловую энергию для потребителей ООО "П" (г. Пермь, Пермский район)",

установил:

Региональной энергетической комиссией Пермского края (с 27 августа 2013 года - Региональная служба по тарифам Пермского края) 18 декабря 2012 года принято Постановление № 224-т "О тарифах на тепловую энергию для потребителей ООО "П" (г. Пермь, Пермский район)".
Постановление опубликовано в официальном издании "Бюллетень законов Пермского края, правовых актов губернатора Пермского края, Правительства Пермского края, исполнительных органов государственной власти Пермского края" от 31 декабря 2012 года № 52 (231).
Данным Постановлением установлены и введены в действие тарифы на тепловую энергию, поставляемую теплоснабжающей организацией потребителям тепловой энергии, со следующей календарной разбивкой: с 1 января 2013 года по 30 июня 2013 года включительно для потребителей, оплачивающих производство и передачу тепловой энергии, - 1 084,80 руб./Гкал, для населения (с учетом НДС) - 1 280,06 руб./Гкал; с 1 июля 2013 года по 31 декабря 2013 года включительно - для потребителей, оплачивающих производство и передачу тепловой энергии, - 1 232,33 руб./Гкал, для населения (с учетом НДС) - 1 454,15 руб./Гкал.
Ассоциация содействия жилищному самоуправлению "Е", товарищество собственников жилья "К", товарищество собственников жилья "О", товарищество собственников жилья "М", товарищество собственников жилья "Б", товарищество собственников жилья "Н", товарищество собственников жилья "Р", товарищество собственников жилья "А", товарищество собственников жилья "С", М.К., М.Е., Ф.М., Х., К.О., Р., З. и С.Ю. обратились в суд с заявлением о признании недействующим Постановления Региональной энергетической комиссии Пермского края (далее также - РЭК Пермского края) от 18 декабря 2012 года № 224-т в части утверждения тарифа на тепловую энергию для потребителей "население", оплачивающих производство и передачу тепловой энергии ООО "П", и возложении обязанности на Региональную службу по тарифам Пермского края (далее также - РСТ Пермского края) исключить из тарифов на тепловую энергию на 2013 год экономически необоснованные доходы и расходы на общую сумму 589 793,00 тыс. руб.
В обоснование заявленных требований указали, что в силу положений части 3 статьи 7 Федерального закона от 27 июля 2010 года № 190-ФЗ "О теплоснабжении" (далее также - Федеральный закон от 27.07.2010 года № 190-ФЗ) органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов) устанавливают тарифы на тепловую энергию.
На территории Пермского края таким органом является РСТ Пермского края.
Частью 1 статьи 10 Федерального закона от 27.07.2010 года № 190-ФЗ установлено, что государственное регулирование цен (тарифов) на тепловую энергию (мощность) осуществляется на основе принципов, установленных настоящим Федеральным законом, в соответствии с основами ценообразования в сфере теплоснабжения, правилами регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации, иными нормативными правовыми актами и методическими указаниями, утвержденными федеральным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов в сфере теплоснабжения.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2004 года № 109 "О ценообразовании в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации" утверждены Основы ценообразования в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации (далее также - Основы ценообразования) и Правила государственного регулирования и применения тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации (далее также - Правила регулирования тарифов).
Постановление РЭК Пермского края от 18 декабря 2012 года № 224-т в оспариваемой части противоречит положениям частей 14, 15 статьи 10 Федерального закона от 27.07.2010 года № 190-ФЗ, пунктов 7, 16, 17, 19-21, 23, 26, 30, 71 Основ ценообразования, пунктов 22-23 Методических указаний по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке, утвержденных Приказом Федеральной службы по тарифам от 6 августа 2004 года № 20-э/2 (далее также - Методические указания), пункта 26 Правил регулирования тарифов, поскольку при установлении тарифов на 2013 год регулирующим органом не исключены из расчетов:
экономически необоснованные (избыточные) доходы ООО "П", сложившиеся за период 2008-2011 годов, на общую сумму 381 757,00 тыс. руб. (расходы на уплату процентов по кредитам за период 2008-2010 годов в сумме 242 222,00 тыс. руб., расходы на оплату труда за период 2011 года в сумме 139 008,00 тыс. руб., налог на прибыль за период 2011 года в сумме 527,00 тыс. руб.);
экономически необоснованные (избыточные) расходы ООО "П" на общую сумму 208 036,00 тыс. руб. (выпадающие доходы за период 2011 года в сумме 187 356,00 тыс. руб., расходы на инвестиции в сумме 20 680,00 тыс. руб.).
Кроме того, при утверждении тарифов нарушены требования пункта 24 Методических указаний, так как в экспертном заключении РЭК Пермского края не указано, какие расходы ООО "П" (прямые и косвенные) распределяются по различным видам деятельности и в какой пропорции, учитывая, что теплоснабжающая организация осуществляет несколько видов регулируемой деятельности (поставка тепловой энергии, передача тепловой энергии по своим сетям, производство горячей воды, подключение (технологическое присоединение) к системам теплоснабжения и др.).
Принятие оспариваемого Постановления привело к завышению стоимости тепловой энергии для потребителей ООО "П", что нарушает права потребителей на получение услуг по обоснованной цене, подлежащей государственному регулированию.
В судебном заседании заявитель М.К., являющийся также представителем ТСЖ "С", заявитель С.Ю., являющийся также представителем ТСЖ "О", представитель ТСЖ "Н" Ф.В. на заявленном требовании настаивали.
Заявитель З., являющийся также представителем остальных заявителей на основании доверенностей, представитель заявителей Я.О., действующая на основании доверенностей, представитель заявителей С.В., действующий на основании доверенностей, на заявленном требовании настаивали.
Представитель ТСЖ "К" М.В. и представитель ТСЖ "М" Г. в судебном заседании 25 ноября 2013 года на заявленном требовании настаивали, после объявления перерыва в дальнейшем в судебном заседании участие не принимали.
Заявители К.О., Р., Х., Ф.М., и М.Е., в судебном заседании участие не принимали, представили заявления о рассмотрении дела в их отсутствие.
Представители РСТ Пермского края М.Т., К.И. и Б., действующие на основании доверенностей, просили отказать заявителям в удовлетворении заявления по доводам, изложенным в письменных пояснениях (том 2, л.д. 214-226, том 3, л.д. 138-148).
Представители ООО "П" Я.Р., С.И., Н. и Ф.И., действующие на основании доверенностей, возражали против удовлетворения заявления по доводам, изложенным в письменных отзывах (том 3, л.д. 51-54, 122-129).
Представитель Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю участие в рассмотрении дела не принимал.
Представитель Федеральной службы по тарифам, привлеченной к участию в деле в качестве заинтересованного лица на основании определения суда от 28 октября 2013 года, в судебном заседании участие не принимал, представил письменные пояснения по делу (том 3, л.д. 63-67).
Определением суда от 26 ноября 2013 года производство по делу в части возложения обязанности на Региональную службу по тарифам Пермского края исключить из тарифов на тепловую энергию на 2013 год экономически необоснованные доходы и расходы на общую сумму 589 793,00 тыс. руб. прекращено в связи с принятием отказа заявителей от заявленных требований в данной части.
Заслушав заявителей, представителей заявителей, представителей заинтересованных лиц, заключение прокурора об отказе в удовлетворении заявления, исследовав материалы дела, материалы тарифного дела, суд не находит оснований для удовлетворения заявленных требований.
Правовые основы экономических отношений, возникающих в связи с производством, передачей, потреблением тепловой энергии, тепловой мощности, теплоносителя с использованием систем теплоснабжения, созданием, функционированием и развитием таких систем, полномочия органов государственной власти, органов местного самоуправления поселений, городских округов по регулированию и контролю в сфере теплоснабжения, права и обязанности потребителей тепловой энергии, теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций установлены Федеральным законом от 27 июля 2010 года № 190-ФЗ "О теплоснабжении".
Статья 8 названного Федерального закона предусматривает несколько видов цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, подлежащих регулированию, включая тарифы на тепловую энергию (мощность), поставляемую теплоснабжающими организациями потребителям.
В соответствии с частью 1, пунктом 1 части 2 статьи 5, части 3 статьи 7 Федерального закона от 27.07.2010 года № 190-ФЗ установление тарифа на тепловую энергию (мощность), поставляемую теплоснабжающими организациями потребителям, является полномочием органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере теплоснабжения.
Региональная энергетическая комиссия Пермского края, согласно пунктам 1.1 и 2.1.1 Положения о Региональной энергетической комиссии Пермского края, утвержденного Постановлением Правительства Пермского края от 24 июля 2006 года № 14-п, является исполнительным органом государственной власти Пермского края, осуществляющим реализацию единой политики в сфере государственного регулирования тарифов на электрическую и тепловую энергию; ее одной из основных задач является установление подлежащих государственному регулированию цен (тарифов) в сфере электроэнергетики и теплоснабжения.
Таким образом, оспариваемое заявителями постановление РЭК Пермского края принято полномочным органом в пределах компетенции субъекта Российской Федерации.
В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 27.07.2010 года № 190-ФЗ общими принципами организации отношений в сфере теплоснабжения являются, в частности, соблюдение баланса экономических интересов теплоснабжающих организаций и интересов потребителей; обеспечение экономически обоснованной доходности текущей деятельности теплоснабжающих организаций и используемого при осуществлении регулируемых видов деятельности в сфере теплоснабжения инвестированного капитала; обеспечение недискриминационных и стабильных условий осуществления предпринимательской деятельности в сфере теплоснабжения; обеспечение энергетической эффективности теплоснабжения и потребления тепловой энергии с учетом требований, установленных федеральными законами.
Согласно пункту 23 статьи 2 названного Федерального закона тарифы в сфере теплоснабжения представляют собой систему ценовых ставок, по которым осуществляются расчеты за тепловую энергию (мощность), теплоноситель и за услуги по передаче тепловой энергии, теплоносителя.
Частью 1 статьи 10 Федерального закона от 27.07.2010 года № 190-ФЗ установлено, что государственное регулирование цен (тарифов) на тепловую энергию (мощность) осуществляется на основе принципов, установленных настоящим Федеральным законом, в соответствии с основами ценообразования в сфере теплоснабжения, правилами регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации, иными нормативными правовыми актами и методическими указаниями, утвержденными федеральным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов в сфере теплоснабжения.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2004 года № 109 "О ценообразовании в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации" утверждены Основы ценообразования в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации и Правила государственного регулирования и применения тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 4 Правил регулирования тарифов органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов до начала очередного финансового года устанавливают на розничном рынке регулируемые тарифы (цены) на тепловую энергию (мощность) в рамках установленных Федеральной службой по тарифам предельных уровней тарифов.
Пунктом 8 Правил регулирования тарифов предусмотрено, что организации, осуществляющие регулируемую деятельность, до 1 мая года, предшествующего периоду регулирования, представляют в органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов обоснованные предложения об установлении тарифов и (или) предельных уровней тарифов в соответствии с Основами ценообразования.
Тарифы и (или) их предельные уровни вводятся в действие с начала очередного года на срок не менее одного года (пункт 6 Правил регулирования тарифов).
В силу пункта 14 Основ ценообразования тарифы могут устанавливаться с календарной разбивкой, а также с разбивкой по категориям потребителей с учетом региональных и иных особенностей.
Согласно пункту 15 Основ ценообразования при регулировании тарифов применяются метод экономически обоснованных расходов (затрат), метод доходности инвестированного капитала и метод индексации тарифов. Выбор метода регулирования по каждой организации, осуществляющей регулируемую деятельность, производится регулирующим органом.
В соответствии с пунктом 16 Правил регулирования тарифов регулирующий орган проводит экспертизу предложений об установлении тарифов и (или) их предельных уровней и назначает экспертов из числа своих сотрудников.
Из материалов дела, материалов тарифного дела следует, что 27 апреля 2012 года ООО "П" представило в РЭК Пермского края заявление об установлении тарифов на тепловую энергию с приложением подтверждающих документов для утверждения тарифа на тепловую энергию на 2013 год.
Теплоснабжающая организация предложила установить следующие тарифы на тепловую энергию: на период с 1 января по 30 июня 2013 года - 1 084,80 руб./Гкал (на уровне действующего с 1 сентября 2012 года тарифа); на период с 1 июля по 31 декабря 2013 года - 1 715,60 руб./Гкал (с ростом на 58,15% к тарифу по состоянию на 30 июня 2013 года).
Приказом председателя РЭК Пермского края от 10 мая 2012 года № 86-од открыто дело об установлении тарифов на тепловую энергию, теплоноситель и услуги по передаче тепловой энергии в отношении ООО "П", назначен эксперт из числа сотрудников регулирующего органа с целью проведения экспертизы предложений об установлении тарифов.
По результатам рассмотрения представленных теплоснабжающей организацией документов РЭК Пермского края вместо предложенных ООО "П" тарифов установила тарифы на тепловую энергию со следующей календарной разбивкой: с 1 января 2013 года по 30 июня 2013 года включительно для потребителей, оплачивающих производство и передачу тепловой энергии, - 1 084,80 руб./Гкал, для населения (с учетом НДС) - 1 280,06 руб./Гкал; с 1 июля 2013 года по 31 декабря 2013 года включительно - для потребителей, оплачивающих производство и передачу тепловой энергии, - 1 232,33 руб./Гкал, для населения (с учетом НДС) - 1 454,15 руб./Гкал.
Согласно пункту 16 Основ ценообразования при использовании метода экономически обоснованных расходов (затрат), который был применен в отношении тарифов для ООО "П", регулируемые тарифы (цены) рассчитываются на основе размера необходимой валовой выручки организации, осуществляющей регулируемую деятельность, от реализации каждого вида продукции (услуг) и расчетного объема производства соответствующего вида продукции (услуг) за расчетный период регулирования.
Определение состава расходов, включаемых в необходимую валовую выручку, и оценка их экономической обоснованности производятся в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормативными правовыми актами, регулирующими отношения в сфере бухгалтерского учета (пункт 17 Основ ценообразования).
При установлении регулируемых тарифов (цен) регулирующие органы принимают меры, направленные на исключение из расчетов экономически необоснованных расходов организаций, осуществляющих регулируемую деятельность (пункт 7 Основ ценообразования).
Пунктом 18 Основ ценообразования установлено, что в необходимую валовую выручку включаются планируемые на расчетный период регулирования расходы, уменьшающие налоговую базу налога на прибыль организаций (расходы, связанные с производством и реализацией продукции (услуг), и внереализационные расходы), и расходы, не учитываемые при определении налоговой базы налога на прибыль (относимые на прибыль после налогообложения).
Согласно пункту 19 Основ ценообразования расходы, связанные с производством и реализацией продукции (услуг) по регулируемым видам деятельности, включают следующие группы расходов: 1) на топливо; 2) на покупаемую электрическую и тепловую энергию (мощность); 3) на оплату услуг, оказываемых организациями, осуществляющими регулируемую деятельность; 4) на сырье и материалы; 5) на ремонт основных средств; 6) на оплату труда и отчисления на социальные нужды; 7) на амортизацию основных средств и нематериальных активов; 8) прочие расходы.
Суд считает, что экономическая обоснованность тарифа на тепловую энергию, утвержденного для потребителей ООО "П", подтверждается документами, имеющимися в материалах дела, материалах тарифного дела, в том числе экспертным заключением, составленным сотрудником РЭК Пермского края, уполномоченным по делу.
В соответствии с пунктом 17 Правил регулирования тарифов экспертное заключение помимо общих мотивированных выводов и рекомендаций должно содержать: 1) оценку достоверности данных, приведенных в предложениях об установлении тарифов и (или) их предельных уровней; 2) оценку финансового состояния организаций, осуществляющих регулируемую деятельность (по общепринятым показателям); 3) анализ основных технико-экономических показателей, определяемых регулирующим органом, за 2 предшествующих года, текущий год и расчетный период регулирования; 4) анализ экономической обоснованности расходов по статьям расходов; 5) анализ экономической обоснованности величины прибыли, необходимой для эффективного функционирования организаций, осуществляющих регулируемую деятельность; 6) сравнительный анализ динамики расходов и величины необходимой прибыли по отношению к предыдущему периоду регулирования; 7) анализ соответствия расчета тарифов и формы представления предложений нормативно-методическим документам по вопросам регулирования тарифов и (или) их предельных уровней.
Как следует из экспертного заключения РЭК Пермского края, все необходимые требования к составлению заключения, предусмотренные пунктом 17 Правил регулирования тарифов, экспертом регулирующего органа соблюдены. При этом довод заявителей о несоответствии экспертного заключения положениям пункта 24 Методических указаний является ошибочным, так как сведения, изложенные в данном пункте Методических указаний, не включены в перечень информации, подлежащей отражению в экспертном заключении.
Суд не может согласиться с утверждениями заявителей о том, что при установлении тарифов РЭК Пермского края не приняла меры, направленные на исключение экономически необоснованных расходов ООО "П" предыдущих периодов регулирования в виде процентов по кредитам в сумме 242 222,00 тыс. руб., учтенным в тарифах 2008-2010 годов, что, по их мнению, привело к завышению тарифов на тепловую энергию в 2013 году.
В соответствии с пунктом 7 Основ ценообразования при установлении регулируемых тарифов (цен) регулирующие органы принимают меры, направленные на исключение из расчетов экономически необоснованных расходов организаций, осуществляющих регулируемую деятельность.
При утверждении тарифов на тепловую энергию для потребителей ООО "П" на 2013 год РЭК Пермского края был учтен избыток средств за 2011 год в сумме 196 694,00 тыс. руб., в том числе по статье "Проценты за кредит" в сумме 81 088,00 тыс. руб. При этом, как следует из документов тарифного дела и экспертного заключения, расходы по процентам за кредит ООО "П" не заявлялись и в состав расходов не включались.
Таким образом, доводы заявителей о том, что расходы на уплату процентов по кредитам отнесены к экономически необоснованным (избыточным) доходам ООО "П", являются несостоятельными.
По мнению заявителей, при утверждении тарифов на 2013 год, РЭК Пермского края не приняла меры к исключению экономически необоснованных доходов по статьям "Оплата труда" и "Отчисления на социальные нужды" в сумме 139 008,00 тыс. руб., полученных по итогам 2011 года, что привело к завышению тарифов.
Указанные доводы являются несостоятельными в силу следующего.
В соответствии с пунктом 27 Основ ценообразования при определении расходов на оплату труда, включаемых в необходимую валовую выручку, регулирующие органы определяют размер фонда оплаты труда в соответствии с отраслевыми тарифными соглашениями, заключенными соответствующими организациями, и фактическим объемом фонда оплаты труда в последнем расчетном периоде регулирования, а также с учетом прогнозного индекса потребительских цен.
Согласно заявке ООО "П", затраты на оплату труда на 2013 год составляли 385 157,00 тыс. руб., при численности работников 1161 человек и среднемесячной заработной плате 27 645,00 руб.
При установлении тарифов на 2013 год РЭК Пермского края при расчете расходов на оплату труда приняла во внимание фактическую численность работников ООО "П" (1 161 человек на основании документально подтвержденных фактических данных), среднемесячную заработную плату одного рабочего в сумме 24 594,00 руб. (не превышает среднеотраслевой уровень оплаты труда), а также были учтены затраты теплоснабжающей организации на аутсорсинг в общем размере 137 232,00 тыс. руб. (ведение бухгалтерского и налогового учета - 11 872,00 тыс. руб., ИТ-услуги - 17 358,00 тыс. руб., транспортные услуги - 77 808,00 тыс. руб., услуги управления - 30 194,00 тыс. руб.), которые не были учтены в 2011 году. Фактически регулирующим органом затраты ООО "П" на оплату труда учтены в сумме 342 638,00 тыс. руб., то есть на 42 519,00 тыс. руб. меньше заявленных.
ООО "П" в своей заявке просило учесть отчисления на социальные нужды в сумме 112 466,00 тыс. руб. По расчету РЭК Пермского края, сумма отчислений на данные нужды составила 103 477,00 тыс. руб., то есть снижение указанных расходов составило 8 989,00 тыс. руб.
То обстоятельство, что при утверждении тарифа на тепловую энергию для потребителей ООО "П" на 2011 год регулирующим органом были приняты расходы на оплату труда в сумме 412 864,00 тыс. руб. (заработная плата - 307 648,00 тыс. руб., отчисления на социальные нужды - 105 216,00 тыс. руб.), а фактически затраты теплоснабжающей организации по данной статье за 2011 год составили 273 356,00 тыс. руб., не свидетельствует о каких-либо нарушениях при утверждении РЭК Пермского края тарифов на тепловую энергию для потребителей ООО "П" на 2013 год, поскольку, как указано выше, в указанные расходы в 2011 году не были включены расходы на аутсорсинг.
Доводы заявителей о том, что РЭК Пермского края в нарушение требований действующего законодательства не исключила из тарифа на тепловую энергию для потребителей ООО "П" на 2013 год налог на прибыль в размере 527,00 тыс. руб., который, как они считают, является экономически необоснованным доходом, что повлекло завышение тарифа, являются несостоятельными.
В соответствии с пунктом 21 Основ ценообразования в необходимую валовую выручку включается сумма налога на прибыль организаций.
В тарифе на 2011 год сумма налога на прибыль в размере 527,00 тыс. руб. определена регулирующим органом, исходя из расчетных необходимых расходов от прибыли. Деятельность ООО "П" в 2011 году являлась убыточной, в связи с чем отсутствовала база для начисления налога на прибыль. В заявке ООО "П" налог на прибыль на 2013 год составлял 43 729,00 тыс. руб. При установлении тарифа на тепловую энергию регулирующий орган рассчитал налог на прибыль в соответствии с главой 25 Налогового кодекса Российской Федерации с учетом налоговых льгот, установленных Законом Пермской области от 30 августа 2001 года № 1685-296, по ставке 15,5%. Сумма налога на прибыль составила 574,00 тыс. руб., то есть на 43 154,00 тыс. руб. меньше заявленной. Несмотря на то, что деятельность ООО "П" являлась убыточной, РЭК Пермского края, как следует из объяснений представителей РСТ Пермского края, в том числе Б., являвшегося уполномоченным по делу об установлении тарифа в отношении данной теплоснабжающей организации, посчитала возможным не исключать из тарифа на тепловую энергию налог на прибыль в сумме 574,00 тыс. руб., одновременно не учитывая фактически понесенные ООО "П" затраты на уплату государственной пошлины в сумме 1 454,00 тыс. руб., что опровергает доводы заявителей в обоснование заявленного требования в данной части.
Также суд считает необоснованными утверждения заявителей, со ссылкой на положения пунктов 23, 26 и 71 Основ ценообразования, подпункт 8 пункта 22.1 Методических указаний, о том, что РЭК Пермского края неправомерно включила в тарифы на тепловую энергию для потребителей ООО "П" на 2013 год выпадающие доходы в сумме 214 010,00 тыс. руб.
Ни в одном из вышеперечисленных пунктов нормативных документов не дано понятие выпадающих доходов. Пункт 23 Основ ценообразования устанавливает порядок определения расходов на покупную электрическую энергию, пункт 26 - порядок определения расходов на ремонтные работы. Пункт 71 Основ ценообразования устанавливает порядок определения платы за технологическое присоединение к электрическим сетям и определения выпадающих доходов у сетевых организаций в связи с таким присоединением, в подпункте 8 пункта 22.1 Методических рекомендаций речь также идет о выпадающих доходах сетевой организации при оплате технологического присоединения к электрическим сетям.
При этом утверждения заявителей о том, что компенсации подлежат лишь выпадающие доходы, возникшие при применении поставщиком льготных тарифов, со ссылкой на пункты 6 и 26 Правил регулирования тарифов, являются ошибочными.
Пунктом 10 Основ ценообразования установлено, что если организации, осуществляющие регулируемую деятельность, в течение расчетного периода регулирования понесли экономически обоснованные расходы, не учтенные при установлении регулируемых тарифов (цен), в том числе расходы, связанные с объективным и незапланированным ростом цен на продукцию, потребляемую в течение расчетного периода регулирования, эти расходы учитываются регулирующими органами при установлении регулируемых тарифов (цен) на последующий расчетный период регулирования (включая расходы, связанные с обслуживанием заемных средств, привлекаемых для покрытия недостатка средств).
Согласно подпункту 11 пункта 10 Правил регулирования тарифов организации, осуществляющие регулируемую деятельность, и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов представляют в соответствующий регулирующий орган оценку выпадающих или дополнительно полученных в предшествующий период регулирования доходов, которые были выявлены на основании официальной статистической и бухгалтерской отчетности или результатов проверки хозяйственной деятельности организаций, осуществляющих регулируемую деятельность.
Исходя из изложенного, под выпадающими доходами в законодательстве Российской Федерации понимаются доходы, недополученные от согласованного регулирующим органом в ходе утверждения тарифов на предыдущий период регулирования объема выручки, а не только те доходы, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации в области бюджетного регулирования должны быть компенсированы хозяйствующему субъекту из соответствующего бюджета.
Пунктом 12 Методических указаний по расчету регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденных Приказом Федеральной службы по тарифам от 13 июня 2013 года № 760-э, предусмотрено, что в случае если по итогам расчетного периода регулирования на основании данных статистической и бухгалтерской отчетности подтверждаются выпадающие доходы по регулируемым видам деятельности, связанные с превышением учтенного при установлении тарифов объема полезного отпуска над фактическим, то средства на компенсацию таких выпадающих доходов учитываются органом регулирования при установлении регулируемых цен (тарифов) для такой регулируемой организации начиная с периода, следующего за периодом, в котором указанные выпадающие доходы были документально подтверждены на основании годовой бухгалтерской и статистической отчетности, но не позднее чем на 3-й расчетный период регулирования, в полном объеме.
Хотя данные Методические указания применяются при государственном регулировании цен (тарифов) в сфере теплоснабжения на 2014 год и последующие годы, суд соглашается с доводами представителей РСТ Пермского края о правомерности учета тех или иных затрат в тарифах предыдущих периодов регулирования с соблюдением закрепленного в пункте 12 названных Методических указаниях порядка, принимая также во внимание, что положениями Методических указаний, утвержденных Приказом Федеральной службы по тарифам от 6 августа 2004 года № 20-э/2, запрет на учет при установлении тарифов на тепловую энергию выпадающих доходов отсутствует.
Согласно заявке ООО "П", сумма выпадающих доходов в рамках утверждения тарифа на тепловую энергию на 2013 год составила 347 598,00 тыс. руб., в том числе:
выпадающие доходы, возникшие за счет снижения фактического полезного отпуска тепловой энергии в 2011 году относительно полезного отпуска, учтенного в тарифах, - 231 159,00 тыс. руб.;
выпадающие доходы, возникшие из-за превышения фактических затрат за 2011 год под затратами, учтенными в тарифе, - 116 439,00 тыс. руб.
(фактические расходы по амортизации - 26 654,00 тыс. руб., фактические расходы на аутсорсинг - 14 167,00 тыс. руб., фактические расходы на транспортные услуги - 75 618,00 тыс. руб.).
При установлении тарифов регулирующий орган посчитал обоснованным учесть недополученный ООО "П" в 2011 году доход в сумме 214 010, 00 тыс. руб., в том числе потеря выручки в 2011 году за счет снижения полезного отпуска тепловой энергии относительно учтенного в тарифах - 187 356,00 тыс. руб., превышение амортизационных отчислений относительно учтенных в тарифе на 2011 год - 26 654,00 тыс. руб. Таким образом, снижение по выпадающим доходам от заявки теплоснабжающей организации составило 133 588,00 тыс. руб.
Доводы заявителей о том, что РЭК Пермского края при установлении тарифов на тепловую энергию для потребителей ООО "П" на 2013 год необоснованно включила в тарифы расходы на выполнение программы энергосбережения в сумме 20 680,00 тыс. руб. со ссылкой на отсутствие у теплоснабжающей организации утвержденной в установленном порядке инвестиционной программы на 2013 год, являются несостоятельными.
В соответствии с частью 7 статьи 25 Федерального закона от 23 ноября 2009 года № 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" расходы на проведение мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, обеспечивающих достижение утвержденных целевых показателей энергосбережения и повышения энергетической эффективности, а также на проведение мероприятий, обязательных для включения в программы в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности, подлежат учету при установлении цен (тарифов) на товары, услуги таких организаций (в том числе при определении инвестированного капитала, учитываемого при установлении долгосрочных тарифов) с учетом данных прогноза социально-экономического развития Российской Федерации.
Теплоснабжающей организацией в РЭК Пермского края были представлены материалы, обосновывающие включение в тарифы на тепловую энергию расходов на выполнение программы энергосбережения в сумме 20 680,00 тыс. руб., а именно Программа энергосбережения ООО "П" на 2011-2013 годы, которая содержит мероприятия, финансируемые за счет амортизации, инвестиций из прибыли и эксплуатационных расходов. Данные расходы регулирующим органом были признаны обоснованными и учтены при формировании тарифов.
Ссылка заявителей в обоснование заявленного требования в данной части на положения пункта 30 Основ ценообразования является ошибочной.
Согласно данному пункту Основ ценообразования в необходимую валовую выручку включаются внереализационные расходы, в том числе расходы по сомнительным долгам. При этом в составе резерва по сомнительным долгам может учитываться дебиторская задолженность, возникшая при осуществлении соответствующего регулируемого вида деятельности. Уплата сомнительных долгов, для погашения которых был создан резерв, включенный в регулируемый тариф (цену) в предшествующий период регулирования, признается доходом и исключается из необходимой валовой выручки в следующем периоде регулирования с учетом уплаты налога на прибыль организаций. В состав внереализационных расходов включаются также расходы на консервацию основных производственных средств, используемых в регулируемых видах деятельности.
Таким образом, пункт 30 Основ ценообразования устанавливает возможность включения в необходимую валовую выручку внереализационных расходов, однако это не относится к выполнению программы энергосбережения и расходов на инвестиции, которые являются разными расходами и отличаются друг от друга с правовой и с экономической точки зрения.
Максимальная величина роста оспариваемых тарифов рассчитана исходя из среднего тарифа по Пермскому краю, установленного для данного субъекта Российской Федерации Приказом Федеральной службы по тарифам от 09 октября 2012 года № 231-э/4 "Об установлении предельных максимальных уровней тарифов на тепловую энергию, поставляемую теплоснабжающими организациями потребителям, в среднем по субъектам Российской Федерации на 2013 год": в размере 100,0% за период с 1 января 2013 года по 30 июня 2013 года и в размере 113,8% за период с 1 июля 2013 года по 31 декабря 2013 года. Тарифы на тепловую энергию для потребителей ООО "П" установлены в рамках указанного предельного максимального уровня.
Учитывая изложенное, размер тарифов на тепловую энергию, установленных Постановлением РЭК Пермского края от 18 декабря 2012 года № 224-т "О тарифах на тепловую энергию для потребителей ООО "П" (г. Пермь, Пермский район)" в оспариваемой заявителями части определен на основании проведенной регулирующим органом экспертизы предложений об установлении тарифов с исключением, вопреки доводам заявителей, из расчетов экономически необоснованных расходов ООО "П" (общий размер исключенных из состава необходимой валовой выручки расходов составил 196 694,00 тыс. руб.), что соответствует требованиям пунктов 7, 16 Основ ценообразования, полностью отвечает общим принципам организации отношений в сфере теплоснабжения, закрепленным в статье 3 Федерального закона от 27.07.2010 года № 190-ФЗ, включая принцип соблюдения баланса экономических интересов теплоснабжающих организаций и интересов потребителей, а также принципам регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, установленным частью 1 статьи 7 данного Федерального закона, и не противоречит федеральному законодательству, регулирующему правоотношения в сфере теплоснабжения.
Решение об установлении для потребителей ООО "П" тарифов на тепловую энергию принято на заседании правления Региональной энергетической комиссии Пермского края 18 декабря 2012 года с участием представителя ООО "П" в соответствии с Регламентом рассмотрения дел об установлении тарифов и (или) их предельных уровней на электрическую (тепловую) энергию (мощность) и на услуги, оказываемые на оптовом и розничных рынках электрической (тепловой) энергии (мощности), утвержденным Федеральной службой по тарифам 08 апреля 2005 года № 130-э.
Доводы заявителей в обоснование заявленных требований связаны с неверным толкованием действующего законодательства Российской Федерации, регулирующего правоотношения в сфере теплоснабжения, а также основано на субъективной оценке ими экспертного заключения предложений об установлении тарифов на 2013 год и направлены на пересмотр названного заключения эксперта, обладающего соответствующей компетенцией и полномочиями.
Утверждения представителей ООО "П" о том, что оспариваемым постановлением РЭК Пермского края права заявителей, являющихся товариществами собственников жилья, не затрагиваются, являются несостоятельными в силу следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 251 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации гражданин, организация, считающие, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица нарушаются их права и свободы, гарантированные Конституцией Российской Федерации, законами и другими нормативными правовыми актами, а также прокурор в пределах своей компетенции вправе обратиться в суд с заявлением о признании этого акта противоречащим закону полностью или в части.
Согласно части 1 статьи 30 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на объединение для защиты своих интересов.
В силу положений части 1 статьи 135 Жилищного кодекса Российской Федерации товариществом собственников жилья признается некоммерческая организация, объединение собственников помещений в многоквартирном доме для совместного управления общим имуществом в многоквартирном доме либо в случаях, указанных в части 2 статьи 136 названного Кодекса, имуществом собственников помещений в нескольких многоквартирных домах или имуществом собственников нескольких жилых домов, обеспечения владения, пользования и в установленных законодательством пределах распоряжения общим имуществом в многоквартирном доме либо совместного использования имущества, находящегося в собственности собственников помещений в нескольких многоквартирных домах, или имущества, принадлежащего собственникам нескольких жилых домов, осуществления деятельности по созданию, содержанию, сохранению и приращению такого имущества, предоставления коммунальных услуг лицам, пользующимся в соответствии с названным Кодексом помещениями в данных многоквартирных домах или данными жилыми домами, а также для осуществления иной деятельности, направленной на достижение целей управления многоквартирными домами либо на совместное использование имущества, принадлежащего собственникам помещений в нескольких многоквартирных домах, или имущества собственников нескольких жилых домов.
Согласно пункту 4 части 1 статьи 137 Жилищного кодекса Российской Федерации товарищество собственников жилья вправе управлять многоквартирным домом, выполнять работы для собственников помещений в многоквартирном доме и предоставлять им услуги.
В силу абзаца второго пункта 15 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 года № 307, в случае, если исполнителем коммунальных услуг является товарищество собственников жилья, то расчет размера платы за коммунальные услуги, а также приобретение исполнителем холодной воды, горячей воды, услуг водоотведения, электрической энергии, газа и тепловой энергии осуществляются по тарифам, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации и используемым для расчета размера платы за коммунальные услуги гражданами.
Из системного анализа вышеприведенных правовых норм следует, что такая форма объединения граждан в целях получения коммунальных услуг (в том числе по теплоснабжению принадлежащих им жилых помещений) как товарищество собственников жилья создается в целях представления интересов собственников жилых помещений в правоотношениях с поставщиками коммунальных услуг, а равно иных лиц, так или иначе связанных с указанными интересами собственников.
Таким образом, оспаривая нормативные правовые акты, которыми установлены тарифы, применяемые при расчетах, в том числе с собственниками жилых помещений, являющихся членами товариществ собственников жилья, соответствующие организации имеют экономический интерес к правомерности таких нормативных правовых актов, связанный непосредственно с экономическими интересами собственников жилых помещений.
Исходя из изложенного, доводы представителей ООО "П" об отсутствии у заявителей экономического интереса, и, соответственно, права на обжалование Постановления РЭК Пермского края от 18 декабря 2012 года № 224-т основан на неверном толковании норм права.
В соответствии с частью 1 статьи 253 ГПК Российской Федерации суд, признав, что оспариваемый нормативный правовой акт не противоречит федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, принимает решение об отказе в удовлетворении соответствующего заявления.
Так как судом установлено, что Постановление РЭК Пермского края от 18 декабря 2012 года № 224-т в оспариваемой заявителями части не противоречит какому-либо федеральному закону или иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, принят Региональной энергетической комиссией Пермского края в пределах предоставленных ей полномочий, заявителям в удовлетворении заявленного требования следует отказать.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 194-199, 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

отказать Ассоциации содействия жилищному самоуправлению "Е", товариществу собственников жилья "К", товариществу собственников жилья "О", товариществу собственников жилья "М", товариществу собственников жилья "Б", товариществу собственников жилья "Н", товариществу собственников жилья "Р", товариществу собственников жилья "А", товариществу собственников жилья "С", М.К., М.Е., Ф.М., Х., К.О., Р., З., С.Ю. в удовлетворении заявления о признании недействующим Постановления Региональной энергетической комиссии Пермского края от 18 декабря 2012 года № 224-т "О тарифах на тепловую энергию для потребителей ООО "П" (г. Пермь, Пермский район)" в части утверждения тарифа на тепловую энергию для потребителей "население".
На решение может быть подана апелляционная жалоба или принесено апелляционное представление прокурором в Верховный Суд Российской Федерации через Пермский краевой суд в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме - 3 декабря 2013 года.

Судья
БУЗМАКОВ С.С.


------------------------------------------------------------------