Типы документов

Реклама

Партнеры

Решение Пермского краевого суда от 22.11.2013 по делу N 3-131/2013 <Об отказе в удовлетворении заявления о признании недействующими подпунктов 1.1, 1.2 пункта 1, пункта 2 приложения к Постановлению Региональной энергетической комиссии Пермского края от 30.05.2013 N 84-в "О тарифах в сферах холодного водоснабжения и водоотведения ООО "НОВОГОР-Прикамье" " в части установления тарифов для иных потребителей>



ПЕРМСКИЙ КРАЕВОЙ СУД

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 22 ноября 2013 г. по делу № 3-131/2013

Пермский краевой суд в составе:
председательствующего судьи Филатовой Е.С.
при секретаре Т.,
с участием прокурора прокуратуры Пермского края Вохмяниной Ю.М., представителей заявителя А.И., А.О., представителя Региональной службы по тарифам Пермского края К., представителей ООО "Н" Е., С., действующих на основании доверенностей,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлениям муниципального унитарного предприятия "Т", ОАО "Объединенная химическая компания "У" в лице филиала "А" в г. Березники о признании недействующим в части приложения к Постановлению Региональной энергетической комиссии Пермского края от 30.05.2013 № 84-в "О тарифах в сферах холодного водоснабжения и водоотведения ООО "НОВОГОР-Прикамье" (г. Березники)",

установил:

30.05.2013 Региональной энергетической комиссией Пермского края (с 27.08.2013 - Региональная служба по тарифам Пермского края) принято Постановление № 84-в "О тарифах в сферах холодного водоснабжения и водоотведения ООО "НОВОГОР-Прикамье" (г. Березники)", которым установлены и введены в действие тарифы в сферах холодного водоснабжения и водоотведения с 01.07.2013 по 30.06.2014 включительно для населения и иных потребителей, в том числе тарифы на питьевую воду для потребителей за исключением потребителей, подключенных к водоводам от ВК "Тепличное хозяйство", ВК "Сода, Азот" (иных потребителей) - 28,17 рублей/м3 без учета НДС (п.п. 1.1 п. 1 приложения); для потребителей, подключенных к водоводам от ВК "Тепличное хозяйство" и ВК "Сода, Азот" (иных потребителей) - 47,71 рублей/м3 без учета НДС (п.п. 1.2 п. 1 приложения); тарифы на водоотведение для иных потребителей 35,23 рублей/м3 без учета НДС (п. 2 приложения).
Постановление опубликовано в "Бюллетене законов Пермского края, правовых актов губернатора Пермского края, Правительства Пермского края, исполнительных органов государственной власти Пермского края", № 23, 17.06.2013.
С 27.08.2013 исполнительным органом государственной власти Пермского края, уполномоченным осуществлять правовое регулирование в сфере государственного регулирования цен (тарифов) на товары (услуги), предельных индексов в соответствии с законодательством Российской Федерации и контроль за их применением, регулирование и утверждение которых возложено на субъект Российской Федерации и определено Правительством Пермского края, является Региональная служба по тарифам Пермского края.
Муниципальное унитарное предприятие "Т" (далее "МУП "Т") обратилось в Пермский краевой суд с заявлением о признании недействующими п.п. 1.1 п. 1 приложения к Постановлению РЭК Пермского края от 30.05.2013 № 84-в "О тарифах в сферах холодного водоснабжения и водоотведения ООО "НОВОГОР-Прикамье" (г. Березники)" в части установления тарифов для иных потребителей в размере 28,17 рублей (без НДС); п.п. 1.2 п. 1 указанного приложения в части установления тарифов для иных потребителей, подключенных к водоводам от ВК "Тепличное хозяйство" и ВК "Сода, Азот", в размере 47,71 рублей (без НДС); п. 2 приложения в части установления тарифа для иных потребителей в размере 35,23 рублей (без НДС).
Оспариваемые нормы, по мнению заявителя, не соответствуют п. 16 ст. 32 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении", п.п. 12, 13 Основ ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.05.2013 № 406 "О государственном регулировании тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения", Приказу Федеральной службы по тарифам России от 25.10.2012 № 250-э/2 "Об установлении предельных индексов максимально возможного изменения установленных тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса, оказывающих услуги в сфере водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, с учетом надбавок к тарифам на товары и услуги водоотведения и очистки сточных вод, с учетом надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса, оказывающих услуги в сфере водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, в среднем по субъектам Российской Федерации на 2013 год". Согласно вышеуказанным нормативно-правовым актам рост тарифов на питьевую воду (питьевое водоснабжение) и водоотведение в среднем по субъекту Российской Федерации не должен превышать предельных индексов, которые устанавливаются федеральным органом регулирования тарифов. Исходя из Приказа Федеральной службы по тарифам России от 25.10.2012 № 250-э/2 тарифы на водоснабжение и водоотведение в Пермском крае в первом полугодии 2013 года по сравнению с 2012 годом не менялись, во второй половине 2013 года не могут превышать тариф, установленный для первого полугодия 2013 года (то есть тариф, действовавший на 31.12.2012), более, чем на 110,4%. Изменение тарифа для иных потребителей и потребителей, подключенных к водоводам от ВК "Тепличное хозяйство" и ВК "Сода, Азот", существенно превышает индекс максимально возможного изменения: по водоснабжению по объектам, отнесенным к иным потребителям, - более 133%, по водоснабжению по объектам, отнесенным к иным потребителям, подключенным к водоводам от ВК "Тепличное хозяйство" и ВК "Сода, Азот" - более 225%, по водоотведению по всем объектам - более 187%. 01.01.2006 между МУП "В" и МУП "Т" заключен договор № 07/1644 на отпуск воды и прием сточных вод, в соответствии с дополнительным соглашением к договору от 26.07.2006 права и обязанности по договору были переданы ООО "Н" (ООО "Н"). В соответствии с договором ООО "Н" осуществляет водоснабжение и водоотведение следующих объектов МУП "Т": блока ремонтных цехов, административно-бытового комплекса, котельной, гаража, автомойки, цеха диагностики, расположенных по адресу: ****; тяговой подстанции - 2 по адресу: г****; тяговой подстанции - 6 по адресу: ****"; диспетчерской по адресу: ****; диспетчерской по адресу: ****; зданий троллейбусной площадки по адресу: ****; тяговой подстанции - 7 по адресу: ****. Водоснабжение объектов осуществляется через трубопровод ООО "Н", водоотведение - через канализационную сеть, принадлежащему данному предприятию. Для МУП "Т" завышение тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения выразится в негативных последствиях, что приведет к увеличению расходов финансового плана предприятия. Лишь за июль 2013 года расходы повысились на сумму более 20000 рублей, что для муниципального предприятия является значительной суммой.
ОАО "Объединенная химическая компания "У" в лице филиала "А" в г. Березники (в дальнейшем ОАО "ОХК "У") обратилось в суд с заявлением о признании п.п. 1.2 п. 1, п. 2 приложения к постановлению РЭК Пермского края от 30.05.2013 № 84-в "О тарифах в сферах холодного водоснабжения и водоотведения ООО "НОВОГОР-Прикамье" (г. Березники)" в части установления тарифа для иных потребителей противоречащими действующему законодательству, а именно п. 16 ст. 32 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении", п.п. 12, 13 Основ ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.05.2013 № 406 "О государственном регулировании тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения", Приказу Федеральной службы по тарифам России от 25.10.2012 № 250-э/2 "Об установлении предельных индексов максимально возможного изменения установленных тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса, оказывающих услуги в сфере водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, с учетом надбавок к тарифам на товары и услуги водоотведения и очистки сточных вод, с учетом надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса, оказывающих услуги в сфере водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, в среднем по субъектам Российской Федерации на 2013 год".
В обоснование заявления приведены доводы, аналогичные доводам, изложенным в заявлении МУП "Т". Дополнительно указано, что 10.11.2009 между ООО "Н" и ОАО "А" заключен договор № 68 на отпуск воды и прием сточных вод, в соответствии с которым ООО "Н" осуществляет водоснабжение и водоотведение филиала "А" ОАО "ОХК "У" в г. Березники. Водоснабжение филиала осуществляется через трубопровод ООО "Н" посредством присоединения к водоводу ВК "Сода, Азот"; водоотведение также осуществляется через сеть, принадлежащую ООО "Н". Необоснованное повышение тарифов на услуги водоснабжения и водоотведения существенно повышает затраты заявителя на водоснабжение и водоотведение, поскольку получаемая вода используется в производственных процессах при изготовлении продукции, а незаконное существенное повышение стоимости получаемой воды ведет к повышению себестоимости продукции, что в свою очередь снижает конкурентоспособность заявителя на рынке и ведет к снижению прибыли. Незаконное повышение тарифов возлагает на предприятие обязанность платить в большем размере, чем иные потребители при сопоставимых условиях оказания услуг, тем самым позволяет незаконно извлекать прибыль предприятию, оказывающему услуги, а, следовательно, нарушает права заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Определением Пермского краевого суда от 22.10.2013 заявления МУП "Т" и ОАО "ОХК "У" в лице филиала "А" г. Березники на основании ч. 4 ст. 151 ГПК РФ объединены в одно производство.
В судебном заседании представитель МУП "Т" А.И. на удовлетворении заявления по его доводам настаивает, полагает, что Региональной службой по тарифам Пермского края не представлены доказательства того, что предельный индекс по Пермскому краю не превысил 110,4%.
Представитель ОПО "ОХК "У" А.О. заявленные требования поддержал, представил в судебных заседаниях 18.11.2013, 22.10.2013, а также ранее (л.д. 2-7, 63-71 т. 2) письменные пояснения, согласно которым при установлении оспариваемых тарифов необоснованно применен метод экономически обоснованных расходов (затрат); Региональной службой по тарифам Пермского края не доказана обоснованность дифференцированного установления тарифов в сфере водоснабжения; не доказано, что часть водопроводных сетей действительно является бесхозяйной; расходы, связанные с бесхозяйными сетями, не могли быть включены в тариф; не доказана экономическая обоснованность установленного тарифа и законность его применения.
Представитель Региональной службы по тарифам Пермского края К., представители ООО "Н" Е., С. возражают против удовлетворения заявленных требований, представлены отзывы (л.д. 195-200 т. 1, 59-62 т. 2).
Привлеченная к участию по делу Федеральная служба по тарифам представителя в судебное заседание не направила, представлены письменные пояснения, согласно которым превышение установленного Приказом ФСТ России от 25.10.2012 № 250-э/2 уровня тарифов по Пермскому краю не выявлено.
Заслушав представителей заявителей и заинтересованных лиц, заключение прокурора об отказе в удовлетворении заявления, исследовав материалы дела, суд не находит оснований для удовлетворения заявленных требований.
Отношения в сфере водоснабжения (в том числе холодного водоснабжения) и водоотведения регулируются Федеральным законом от 07.12.2011 № 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении", статья 5 которого к полномочиям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере водоснабжения и водоотведения относит, в частности: установление тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения; выбор методов регулирования тарифов организации, осуществляющей горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение.
Региональная энергетическая комиссия Пермского края согласно п.п. 1.1, 2.1.1 Положения о Региональной энергетической комиссии Пермского края, утвержденного Постановлением Правительства Пермского края от 24.07.2006 № 14-п (далее - Положение о РЭК Пермского края), является исполнительным органом государственной власти Пермского края, осуществляющим реализацию единой политики в сфере государственного регулирования тарифов на электрическую и тепловую энергию, а также других цен (тарифов) и предельных индексов, регулирование и утверждение которых возложено на субъект Российской Федерации и определено Правительством Пермского края; ее одной из основных задач является установление подлежащих государственному регулированию цен (тарифов) в сфере электроэнергетики и теплоснабжения, а также других цен (тарифов) в соответствии с настоящим Положением.
Согласно п. 5.7 Положения о РЭК Пермского края решения правления энергетической комиссии оформляются постановлением.
Оспариваемый акт издан в форме постановления уполномоченным органом в соответствии с п. 4 статьи 4 Федерального закона № 210-ФЗ от 30.12.2004 "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" (далее - Федеральный закон об основах регулирования тарифов), а также Положением о РЭК Пермского края, действовавшим по 26.08.2013.
Постановление РЭК Пермского края от 30.05.2013 № 84-в в установленном законом порядке опубликовано в "Бюллетене законов Пермского края, правовых актов губернатора Пермского края, Правительства Пермского края, исполнительных органов государственной власти Пермского края".
Постановление содержит норму права, устанавливает тарифы на водоснабжение и водоотведение на территории г. Березники Пермского края. Действие постановления распространяется на неопределенный круг лиц, рассчитано на неоднократное применение, то есть действует в течение определенного периода времени и независимо от того, возникли или прекратились конкретные правоотношения.
С учетом изложенного, Постановление РЭК Пермского края от 30.05.2013 № 84-в является нормативным правовым актом, изданным исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, и может быть оспорено в порядке главы 24 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Суд приходит к выводу, что оспариваемое Постановление принято РЭК Пермского края в пределах предоставленных законом полномочий и в предусмотренной форме, его опубликование произведено в установленном порядке в соответствии с Указом Губернатора Пермского края № 37 от 24.07.2008 "О порядке вступления в силу и опубликования актов Губернатора Пермского края, Правительства Пермского края, распоряжений Правительства Пермского края, актов исполнительных органов государственной власти Пермского края, порядке организации опубликования законов Пермского края".
Оценив представленные в материалы дела документы по правилам ст. 67 ГПК РФ, суд не находит оснований для вывода о несоответствии Постановления РЭК Пермского края от 30.05.2013 № 84-в Федеральному закону "О водоснабжении и водоотведении", утвержденным Постановлением Правительства РФ Основам ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, Приказу ФСТ России "Об установлении предельных индексов максимально возможного изменения установленных тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса, оказывающих услуги в сфере водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, с учетом надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса, оказывающих услуги в сфере водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, в среднем по субъектам Российской Федерации на 2013 год.
Статья 31 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ предусматривает виды деятельности и тарифы в сфере водоснабжения и водоотведения, подлежащие регулированию.
В целях реализации положений вышеуказанного Федерального закона в части регулирования деятельности и тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения Правительством Российской Федерации 13.05.2013 принято Постановление № 406, которым утверждены, в том числе, Основы ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, Правила регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения.
Основы ценообразования определяют систему, принципы и методы регулирования федеральным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов, органами местного самоуправления поселений и городских округов (в случае если законами субъектов Российской Федерации полномочия на осуществление государственного регулирования тарифов переданы органам местного самоуправления поселений и городских округов) тарифов на товары (работы, услуги) организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности в сфере водоснабжения и водоотведения, тарифы которых подлежат государственному регулированию в соответствии с Федеральным законом "О водоснабжении и водоотведении", а также предельных индексов изменения тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения.
Правила регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения определяют порядок установления регулируемых тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения и предельных индексов изменения тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, предусмотренных Основами ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения (далее соответственно - предельные индексы, Основы ценообразования), а также порядок согласования федеральным органом регулирования тарифов решений региональных органов регулирования тарифов об утверждении ими тарифов в размерах, которые повлекут превышение предельного индекса.
Порядок открытия и рассмотрения дел об установлении тарифов установлен разделом IV Правил регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения.
Установление тарифов производится органом регулирования тарифов путем открытия и рассмотрения дел об установлении тарифов, за исключением случаев, когда настоящими Правилами предусмотрено иное. Открытие и рассмотрение дел об установлении тарифов осуществляется: а) по предложению регулируемой организации; б) по инициативе органа регулирования тарифов в случае непредставления регулируемыми организациями заявления об установлении тарифов и (или) материалов, предусмотренных настоящими Правилами.
Регулируемая организация до 1 мая года, предшествующего очередному периоду регулирования, представляет в орган регулирования тарифов предложение об установлении тарифов (п. 14).
В силу п. 16 Правил регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения предложение об установлении тарифов состоит из заявления регулируемой организации об установлении тарифов, в том числе по отдельным регулируемым видам деятельности, и необходимых обосновывающих материалов. Пункты 16-18 приведенных Правил содержат требования к содержанию заявления, указываемой в нем информации и документам, прилагаемым к такому заявлению.
Пункт 25 Правил регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения предусматривает проведение органом регулирования тарифов экспертизы предложений об установлении тарифов в части обоснованности расходов, учтенных при расчете тарифов, корректности определения параметров расчета тарифов и отражает ее результаты в своем экспертном заключении (требования к содержанию заключения - п. 26 Правил).
Решения правления (коллегии) органа регулирования тарифов принимаются на основании представляемых регулируемой организацией материалов и экспертного заключения органа регулирования тарифов.
Согласно п. 28 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.05.2013 № 406, решение органа регулирования тарифов принимается по форме, утверждаемой Федеральной службой по тарифам, и включает величину тарифов с указанием применяемой календарной разбивки и применяемой дифференциации тарифов - в случае, если установление тарифов осуществляется с календарной разбивкой и дифференциацией; дату введения в действие тарифов, в том числе с календарной разбивкой, дату окончания действия тарифов; величину долгосрочных параметров регулирования, на основе которых были установлены тарифы, - в случае если установление тарифов осуществляется на основе долгосрочных параметров регулирования.
Из материалов дела усматривается, что утверждению Постановления от 30.05.2013 № 84-в тарифов на питьевую воду и водоотведение предшествовало представление ООО "Н", осуществляющего деятельность по водоснабжению, водоотведению и очистке сточных вод на территории г. Березники Пермского края, заявления от 27.04.2012 № 110-5036 с приложением подтверждающих и обосновывающих документов для утверждения тарифов на водоснабжение, водоотведение и очистку сточных вод на 2013 год.
Приказом РЭК Пермского края от 03.05.2012 № 78-од было открыто дело об установлении тарифов (л.д. 201-203 т. 1).
При установлении тарифов применен метод экономически обоснованных расходов, что следует из заключения по результатам рассмотрения предложений ООО "Н" (г. Березники) об установлении тарифов на холодную воду и водоотведение на 2013 год (л.д. 222-225).
В соответствии со ст. 32 Федерального закона "О водоснабжении и водоотведении" расчет тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения осуществляется исходя из объема поставленных товаров, оказанных услуг и величины необходимой валовой выручки, рассчитанной одним из следующих методов: 1) методом экономически обоснованных расходов (затрат); 2) методом индексации; 3) методом доходности инвестированного капитала; 4) методом сравнения аналогов.
Порядок формирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения с применением методов регулирования тарифов, предусмотренных настоящей статьей, устанавливается основами ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации.
Выбор метода регулирования тарифов осуществляется органом регулирования тарифов на основании критериев, установленных основами ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации, и с учетом предложений организации, осуществляющей горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение.
Пункт 24 Правил регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения предусматривает осуществление выбора метода регулирования тарифов органом регулирования тарифов в соответствии с Основами ценообразования и с учетом предложения регулируемой организации.
Согласно п. 30 Основ ценообразования при регулировании тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения применяются следующие методы: а) метод экономически обоснованных расходов (затрат); б) метод доходности инвестированного капитала; в) метод индексации; г) метод сравнения аналогов.
Выбор метода регулирования тарифов осуществляется органом регулирования тарифов на основании критериев, установленных пунктами 37, 53 и 55 настоящего документа (п. 31 Основ ценообразования).
В соответствии с п. 37 Основ ценообразования метод экономически обоснованных расходов (затрат) может применяться в случае: а) если в отношении регулируемой организации (в отношении отдельных регулируемых видов деятельности) в течение предыдущего года не осуществлялось государственное регулирование тарифов; б) если оставшийся срок действия договоров аренды централизованных систем водоснабжения и (или) водоотведения либо объектов таких систем на момент подачи заявления об утверждении тарифов для регулируемой организации, иных договоров, подтверждающих право временного владения и (или) пользования централизованными системами водоснабжения и (или) водоотведения либо объектами, входящими в такие системы, составляет менее 3 лет.
Действительно, исходя из представленных в материалы дела документов (сведения об осуществлении в отношении ООО "Н" (г. Березники) государственного регулирования тарифов за предыдущие периоды; долгосрочные договоры аренды систем водоснабжения (водоотведения)), данный метод по указанным критериям не подходит юридическому лицу в целях установления тарифов на снабжение питьевой водой и на водоотведение.
Вместе с тем, согласно п.п. "в" п. 2 Постановления Правительства от 13.05.2013 № 406 при установлении тарифов на 2014 год метод экономически обоснованных затрат может применяться органом регулирования в отношении организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности в сфере водоснабжения и водоотведения вне зависимости от критериев выбора и случаев применения методов регулирования тарифов, предусмотренных Основами ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденными настоящим Постановлением. Оспариваемое Постановление РЭК Пермского края устанавливает единые тарифы на период 2013-2014 г.г., следовательно, метод экономически обоснованных затрат применен в данном случае обоснованно. Кроме того, как следует из совокупности данных в судебном заседании 19.11.2013 показаний начальника отдела регулирования организаций коммунального комплекса Б., являющегося уполномоченным по данному тарифному делу, пояснений представителя ООО "Н" Е., приведенных выше положений действующего законодательства, содержащего критерии применения методов регулирования тарифов, в том числе п.п. 53, 55 Основ ценообразования, данный метод на 30.05.2013 являлся наиболее близким для установления тарифов на услуги по водоснабжению и водоотведению в отношении ООО "Н" (г. Березники).
Суд полагает, что экономическая обоснованность тарифов на питьевую воду, водоотведение, утвержденных для потребителей ООО "Н" (г. Березники) в части иных потребителей (за исключением населения, подтверждается документами, имеющимися в материалах дела, в том числе экспертным заключением предложений об установлении тарифа, составленным сотрудником Региональной энергетической комиссии Пермского края.
Относительно доводов представителя ОАО "ОХК "У" о том, что в обоснование экономической обоснованности установленных тарифов и законности их применения в материалы дела заинтересованным лицом не представлена часть документов, что не позволяет сделать вывод об обоснованности принятия заявленных ООО "Н" (г. Березники) затрат, в том числе, по пунктам "Электроэнергия", "Цеховые расходы", "Прямые расходы", "Материалы", а также включению в тарифы расходов, связанных с содержанием бесхозяйных сетей, то проверка полноты пакета документов, представленного ООО "Н" в приложение к заявлению об установлении тарифов, содержание предоставляемых регулируемой организацией документов не входит в компетенцию суда при проверке соответствия оспариваемого нормативного акта (его части) требованиям нормативных правовых актов, имеющих большую юридическую силу, поскольку иное могло бы повлечь замещение функций и полномочий как эксперта, так и соответствующего органа исполнительной власти.

Пленум Верховного Суда Российской Федерации в Постановлении от 29.11.2007 № 38 разъяснил, что при рассмотрении дела суду выясняет порядок принятия нормативного правового акта, в частности: полномочия органа (должностного лица) на издание нормативных правовых актов и их пределы; форму (вид), в которой орган (должностное лицо) вправе принимать нормативные правовые акты; предусмотренные правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе правила их опубликования. Если судом будет установлено, что оспариваемый акт принят в пределах полномочий органа или должностного лица с соблюдением требований законодательства к форме нормативного правового акта, порядку принятия и введения его в действие, суду следует проверить, соответствует ли содержание акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу (пункты 17 и 24).
С учетом изложенного и требований главы 24 ГПК РФ, приводимые заявителем (ОАО "ОХК "У") доводы об отсутствии в материалах дела доказательств обоснованности установленных тарифов, не свидетельствуют о противоречии оспариваемого Постановления РЭК Пермского края федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.
Экспертное заключение соответствует требованиям п. 26 Правил регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, определен состав затрат ООО "Н" (г. Березники), связанных с производством и реализацией товаров и услуг организации коммунального комплекса, проведена оценка их экономической обоснованности. Экспертом также дана оценка достоверности данных приведенных в предложениях об установлении тарифов, оценка финансового состояния организации, анализ основных технико-экономических показателей за предшествующий год, текущий год и расчетный период регулирования.
С учетом вышеизложенного не могут также быть приняты доводы об отсутствии доказательств дифференцированного установления тарифов в сфере водоснабжения (в части потребителей, подключенных к водоводам от ВК "Тепличное хозяйство", ВК "Сода, Азот"). Кроме того, Правила регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения предусматривают право соответствующего органа исполнительной власти субъекта РФ установить дифференцированные тарифы. В данном случае с учетом того, что размер тарифов, дифференцированных органом регулирования тарифов, должен обеспечивать регулируемым организациям получение в очередном периоде регулирования необходимой валовой выручки (п. 35 Правил регулирования тарифов), и отсутствия сведений о том, что водоводы от ВК "Тепличное хозяйство", ВК "Сода, Азот" (их часть), находятся на балансе какой-либо организации либо приняты муниципальным образованием "Город Березники" в качестве бесхозяйных, и, соответственно, с учетом потерь воды и увеличенных затрат ООО "Н" (г. Березники) на данных водоводах установление иных тарифов для потребителей, запитанных от этих водоводов обоснованно.
Доводы заявителя в части необоснованного включения расходов по содержанию данных водоводов в тариф, основаны на неверном толковании норм материального права и не могут быть приняты.
Федеральный закон "О водоснабжении и водоотведении" предусматривает предельные индексы изменения тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения - индексы максимально и (или) минимально возможного изменения действующих тарифов на питьевую воду и водоотведение, устанавливаемые в среднем по субъектам Российской Федерации на год, если иное не установлено другими федеральными законами или решением Правительства Российской Федерации, и выраженные в процентах.
Предельные индексы устанавливаются федеральным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов.
Согласно ч. 16 ст. 32 приведенного Федерального закона в случае установления (изменения) предельных индексов органы регулирования устанавливают тарифы в сфере водоснабжения и водоотведения таким образом, чтобы рост тарифов на питьевую воду (холодное водоснабжение) и водоотведение в среднем по субъекту Российской Федерации не превышал установленных предельных индексов.
Пункт 13 Основ ценообразования содержит аналогичные требования.
Индекс изменения тарифов на питьевую воду (питьевое водоснабжение) и водоотведение в среднем по субъекту Российской Федерации определяется как отношение средневзвешенного тарифа на питьевую воду (питьевое водоснабжение) и водоотведение на очередной период регулирования, рассчитанного исходя из тарифов и объемов подачи воды (водоотведения) на очередной календарный год для регулируемых организаций на территории субъекта Российской Федерации, к средневзвешенному тарифу на питьевую воду (питьевое водоснабжение) и водоотведение, рассчитанному указанным способом на текущий календарный год (п. 13 Основ ценообразования).
Приказом ФСТ России от 25.10.2012 № 250-э/2 "Об установлении предельных индексов максимально возможного изменения установленных тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса, оказывающих услуги в сфере водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, с учетом надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса, оказывающих услуги в сфере водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, в среднем по субъектам Российской Федерации на 2013 год" в среднем по Пермскому краю на 2013 год утверждены следующие предельные индексы: с 01.01.2013 по 30.06.2013 на уровне 100%, то есть без увеличения относительно тарифов, действовавших на 31.10.2012, с 01.07.2013 по 31.12.2013 - на уровне 110,4%.
В материалы дела Региональной службой по тарифам Пермского края представлены сведения о том, что рост тарифов на питьевую воду (холодное водоснабжение и водоотведение в Пермском крае в 2013 году составил 106,47%. Как указано ФСТ России, по результатам анализа мониторинга информации, связанной с утвержденными РЭК Пермского края тарифами на 2013 год для организаций, осуществляющих деятельность в сфере водоснабжения и водоотведения, превышения установленного Приказом ФСТ России от 25.10.2012 № 250-э/2 уровня роста тарифов не выявлено. Оснований не доверять данным сведениям не имеется, в связи с чем доводы заявителей об отсутствии в материалах дела доказательств соответствия индекса роста тарифов на водоснабжение и водоотведение в Пермском крае в 2013 году положениям ч. 16 ст. 32 Федерального закона "О водоснабжении и водоотведении", п. 13 Основ ценообразования в сфере тарифов на водоснабжение и водоотведение не принимаются.
Кроме того, следует обратить внимание, что действующее законодательство указывает на необходимость соответствия индекса роста тарифов установленному предельному индексу в целом по субъекту Российской Федерации, исходя из чего величина роста тарифов для отдельных организаций (для отдельных групп потребителей) может составить величину, отличную от утвержденных ФСТ России на соответствующий период показателей. Само по себе превышение роста тарифов на водоснабжение и водоотведение на оказываемые ООО "Н" (г. Березники) услуги для МУП "Т", филиалу "А" ОАО "ОХК "У" установленных по Пермскому краю предельных индексов не свидетельствует о несоответствии Постановления от 30.05.2013 № 84-в в указанной части действующему законодательству.
В соответствии с ч. 1 ст. 253 ГПК РФ суд, признав, что оспариваемый нормативный правовой акт не противоречит федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, принимает решение об отказе в удовлетворении соответствующего заявления.
С учетом изложенного, принимая во внимание, что Постановление от 30.05.2013 № 84-в "О тарифах в сферах холодного водоснабжения и водоотведения ООО "НОВОГОР-Прикамье" (г. Березники)" принято Региональной энергетической комиссией Пермского края в пределах своих полномочий с соблюдением процедуры, в оспариваемой части не противоречит Федеральному закону "О водоснабжении и водоотведении", иным нормативным правовым актам. Имеющим большую юридическую силу, МУП "Т", ОАО "ОХК "У" в лице филиала "А" в г. Березники в удовлетворении заявленных требований следует отказать.
Руководствуясь ст. 194-199, ч. 1 ст. 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,

решил:

Муниципальному унитарному предприятию "Т" (далее "МУП "Т") в удовлетворении заявления о признании недействующими п.п. 1.1, п.п. 1.2 п. 1, п. 2 приложения к постановлению Региональной энергетической комиссии Пермского края от 30.05.2013 № 84-в "О тарифах в сферах холодного водоснабжения и водоотведения ООО "НОВОГОР-Прикамье" (г. Березники)" в части установления тарифов для иных потребителей; ОАО "ОХК "У" в лице филиала "А" в г. Березники в удовлетворении заявления о признании п.п. 1.2, п. 2 приложения к Постановлению Региональной энергетической комиссии Пермского края от 30.05.2013 № 84-в "О тарифах в сферах холодного водоснабжения и водоотведения ООО "НОВОГОР-Прикамье" (г. Березники)" в части установления тарифа для иных потребителей противоречащими действующему законодательству отказать.
Решение может быть обжаловано и на него может быть подано представление прокурором в Верховный Суд Российской Федерации через Пермский краевой суд в течение месяца со дня составления мотивированного решения - 27 ноября 2013 года.

Судья
Е.С.ФИЛАТОВА


------------------------------------------------------------------