Указание Прокуратуры Пермского края от 22.11.2013 N 143/7 "Об организации надзора за исполнением законодательства об охране окружающей среды и природопользовании"
ПРОКУРАТУРА ПЕРМСКОГО КРАЯ
УКАЗАНИЕ
от 22 ноября 2013 г. № 143/7
ОБ ОРГАНИЗАЦИИ НАДЗОРА ЗА ИСПОЛНЕНИЕМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
ОБ ОХРАНЕ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ И ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИИ
Состояние законности в сфере охраны окружающей среды и природопользования свидетельствует о распространенности нарушений законов в обозначенной сфере со стороны органов государственной власти и местного самоуправления, лиц, осуществляющих пользование природными ресурсами, в т.ч. субъектами предпринимательской деятельности. Органами местного самоуправления допускаются факты принятия незаконных правовых актов, неисполнения возложенных полномочий. Контролирующими органами ненадлежащим образом выполняются полномочия по устранению выявленных нарушений, наказанию виновных лиц. Гражданами и юридическими лицами повсеместно допускаются нарушения требований законодательства об охране окружающей среды и природопользовании.
Анализ работы органов прокуратуры края в сфере надзора за исполнением законодательства об охране окружающей среды и природопользовании свидетельствует об активизации надзора, выявлении значительного числа нарушений закона. Особую роль в обеспечении законности в обозначенной сфере играют природоохранные прокуратуры.
Вместе с тем не всеми прокурорами принимаются исчерпывающие меры к выявлению и устранению нарушений закона в обозначенной сфере, привлечению виновных лиц к установленной законом ответственности. Качество проводимых проверок, планирования работы не всегда соответствует предъявляемым требованиям.
В целях обеспечения надлежащей реализации прокурорами полномочий в сфере надзора за исполнением законодательства об охране окружающей среды и природопользовании, руководствуясь статьей 18 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации", обязываю:
1. Городских, районных прокуроров, прокуроров специализированных прокуратур:
1.1. Обеспечить постоянный мониторинг исполнения законодательства об охране окружающей среды и природопользовании, наладить необходимое взаимодействие и обмен информацией с органами местного самоуправления, контролирующими, правоохранительными органами, в том числе путем создания межведомственных рабочих групп, для обеспечения оперативного выявления и устранения нарушений законодательства.
1.2. Принять меры к своевременному получению информации из уполномоченных органов. С этой целью обеспечить поступление в соответствующую прокуратуру информации:
- из органов местного самоуправления - о лицах, осуществляющих пользование природными ресурсами, находящимися в муниципальной собственности (водные объекты, леса);
- из контролирующих органов - о проведенных проверках исполнения законодательства об охране окружающей среды, соблюдения условий лицензий на пользование природными ресурсами, на обращение с опасными отходами, о выявленных нарушениях, принятых мерах, привлеченных к ответственности лиц, взысканном ущербе;
- из органов государственной власти - о природных ресурсах, находящихся в федеральной и краевой собственности, о количестве выданных лицензий на пользование природными ресурсами, на обращение с опасными отходами, разрешений на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферу и лицах, которым выданы разрешительные документы.
Обеспечить поступление в прокуратуры указанной информации каждое полугодие.
Информацию о работе указанных органов можно получить в том числе на сайте Управления Росприроднадзора по Пермскому краю: www.prirodnadzor.perm.ru, на сайте Государственной инспекции по экологии и природопользованию Пермского края: www.gioos.ru. на сайте Министерства природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края: www.priroda.permkrai.ru, на сайте Камского бассейнового водного управления: www.kambvu.ru, на сайте Западно-Уральского управления Ростехнадзора: www.zural.gosnadzor.ru.
Исключить из практики направление в государственные органы, органы местного самоуправления необоснованных запросов.
Информацию по поставленным вопросам запрашивать в органах местного самоуправления и контролирующих органах в случае отсутствия указанных сведений на официальных сайтах соответствующих органов. При запросе сведений у органов государственной власти руководствоваться информационным письмом прокуратуры края от 21.08.2013 № 7/1-15-2013 "О практике получения информации о результатах осуществления органами государственной власти контрольно-надзорных функций в сфере землепользования и охраны окружающей среды".
1.3. Обеспечить анализ полученной, в том числе из прокуратуры края, информации. При этом анализ должен содержать сведения:
- о состоянии законности в сфере охраны окружающей среды и природопользования на поднадзорной территории;
- о полноте поступления в местный бюджет средств за пользование лесными участками, водными объектами, платы за негативное воздействие на окружающую среду, о принимаемых мерах к погашению задолженности по данным платежам;
- об эффективности деятельности органов местного самоуправления по управлению и распоряжению природными объектами, находящимися в их собственности (соблюдение порядка предоставления в пользование лесных участков (земель населенных пунктов, занятых городскими лесами, особо охраняемыми природными территориями), водных объектов, отчуждения водных объектов, продажи лесных насаждений и др.), по осуществлению муниципального лесного и водного контроля, контроля за использованием и охраной недр при добыче общераспространенных полезных ископаемых, а также при строительстве подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых, по реализации полномочий по организации сбора, вывоза, утилизации бытовых и промышленных отходов, по принятию необходимых правовых актов, регулирующих отношения в названной сфере (правила использования водных объектов общего пользования для бытовых и иных личных нужд, акты об установлении ставок платы за пользование водными объектами, находящимися в муниципальной собственности, порядка расчета и взимания этой платы, в отношении лесных участков, находящихся в муниципальной собственности, акт об установлении ставок платы за единицу объема лесных ресурсов и ставок платы за единицу площади такого лесного участка в целях его аренды, ставок платы за единицу объема древесины, заготавливаемой на таких участках, и др.);
- об эффективности деятельности органов государственного контроля (надзора) в сфере охраны окружающей среды и природопользования в отношении поднадзорных соответствующей прокуратуре объектов (территориальных подразделений государственных органов власти).
Анализ должен отражать динамику, проблемы, предложения о мерах, необходимых для улучшения ситуации в анализируемой сфере.
Анализ состояния законности использовать в надзорной деятельности, в том числе при планировании проверок, своевременно принимать меры прокурорского реагирования по выявленным в ходе анализа нарушениям.
Ежегодно проводить не менее 2 тематических проверок в указанной сфере с изучением ненормативных правовых актов органов местного самоуправления, регулирующих отношения в указанной сфере. При необходимости проверки проводить с привлечением контролирующих органов.
По поступившей из Генеральной прокуратуры Российской Федерации, прокуратуры края информации, содержащей сведения о типичных нарушениях законодательства, анализировать состояние законности на поднадзорной территории с составлением справок, в которых отражать выявленные нарушения, принятые меры.
1.4. Неукоснительно соблюдать Приказ Генерального прокурора РФ от 02.10.2007 № 155 "Об организации прокурорского надзора за законностью нормативных правовых актов органов государственной власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления" в части надзора за законностью правовых актов в сфере охраны окружающей среды и природопользования. Обеспечить своевременное выявление незаконных актов, в том числе посредством регулярного проведения мониторинга местной нормативной базы, и принятие мер к приведению таких правовых актов в соответствие с федеральным законодательством.
1.5. Во исполнение Указа Президента РФ от 03.03.1998 № 224 "Об обеспечении взаимодействия государственных органов в борьбе с правонарушениями в сфере экономики" городским, районным прокурорам, прокурорам специализированных прокуратур:
- обеспечить поступление в прокуратуру материалов контролирующих органов о выявленных ими нарушениях в сфере распоряжения природными ресурсами на поднадзорной территории;
- организовать учет поступления указанных материалов, а также принятых по ним мер (уголовного, административного и гражданско-правового характера);
- своевременно информировать контролирующие органы о результатах проверок по поступившим материалам и ежеквартально проводить сверки с территориальными контролирующими органами;
- по материалам, в которых усматриваются признаки преступных проявлений, организовывать проведение проверок в порядке ст. 144-145 УПК РФ. При разрешении материалов, поступивших из контролирующих органов, исключить факты нарушения требований ст. 148 УПК РФ;
- в случае вынесения постановления об отказе в возбуждении уголовного дела в порядке ст. 145 УПК РФ, руководствуясь ч. 4 ст. 4.5 КоАП РФ, решать вопрос о привлечении физических и юридических лиц к административной ответственности.
1.6. При организации и проведении проверок исходить из принципов разграничения компетенции территориальных и природоохранных прокуроров, определенных Приказом прокуратуры края от 01.07.2013 № 55 "О разграничении компетенции прокуроров территориальных и специализированных прокуратур".
При проведении проверок обращать внимание на:
- наличие у соответствующих должностных лиц органов местного самоуправления компетенции на принятие решений о предоставлении природных ресурсов либо прекращении прав на них, соблюдении прав граждан и юридических лиц, в том числе субъектов предпринимательской деятельности, при распоряжении природными ресурсами и прекращении прав пользования ими, законность правовых актов, принятых в данной сфере, надлежащее выполнение контрольных полномочий в обозначенной сфере;
- соблюдение гражданами и юридическими лицами требований законодательства об охране окружающей среды и природопользовании при осуществлении их деятельности;
- надлежащее выполнение возложенных полномочий контролирующими органами в отношении поднадзорных соответствующей прокуратуре объектов (территориальных подразделений государственных органов власти), в том числе выполнение плановых мероприятий, качество проверок, полноту принятых мер реагирования.
Средствами прокурорского надзора обеспечить реальное устранение выявленных нарушений, при необходимости в судебном порядке, привлечение виновных лиц к установленной законом ответственности, возмещение ущерба, причиненного окружающей среде.
Считать приоритетным надзор за исполнением лесного законодательства, законодательства об охране животного мира и водных биологических ресурсов, об отходах производства и потребления. Уделять внимание вопросам исполнения законодательства об охране атмосферного воздуха, о недрах, о безопасности гидротехнических сооружений, водного законодательства.
При осуществлении надзорных функций руководствоваться направленными прокуратурой края экспресс-информациями и информационными письмами.
1.7. Информировать прокуратуру края докладными записками:
- ежеквартально 5 числа месяца, следующего за отчетным, о состоянии законности и мерах прокурорского реагирования по надзору за исполнением законодательства об охране окружающей среды и природопользовании;
- ежегодно к 25 декабря о состоянии законности при ввозе, захоронении, утилизации радиоактивных, токсичных, химических и иных вредных для здоровья человека и окружающей среды промышленных и бытовых отходов.
В докладных записках отражать информацию о состоянии законности в данной сфере на поднадзорной территории, выявленных незаконных правовых актах, нарушениях в деятельности органов местного самоуправления, в подведомственных им и органам государственной власти учреждениях (лесничествах и др.), об эффективности работы указанных органов и учреждений в сфере охраны окружающей среды и природопользования, о нарушениях в деятельности контролирующих органов, расположенных на поднадзорной территории, с приведением примеров наиболее характерных нарушений законов и грубых нарушений в данной сфере, информированием о принятых мерах прокурорского реагирования, фактическом устранении нарушений названного законодательства (информацию представлять отдельными блоками: лесное, водное законодательство, законодательство о недрах, об отходах производства и потребления, об охране атмосферного воздуха, об охране животного мира и водных биологических ресурсов, о безопасности гидротехнических сооружений). Кроме того, докладные записки должны содержать анализ состояния прокурорского надзора за исполнением законодательства, регламентирующего прием, регистрацию и разрешение сообщений о преступлениях в экологической сфере, процессуальную деятельность органов предварительного следствия в указанной сфере, информацию о принятых прокуратурой мерах, направленных на улучшение качества следствия и дознания, мерах, принятых к организации оперативно-розыскной деятельности.
Ежеквартально к 5 числу месяца, следующего за отчетным, представлять в управление по надзору за следствием, дознанием и оперативно-розыскной деятельностью прекращенные, приостановленные уголовные дела и материалы проверок в порядке ст. 144 УПК РФ по фактам нарушений законодательства об охране окружающей среды и природопользовании при условии согласия с законностью принятых решений, копии соответствующих процессуальных актов об отмене принятых решений, сведения о мерах прокурорского реагирования, принятых в отношении должностных лиц органов дознания и следствия, не принимающих должных мер к проверке, расследованию и привлечению к уголовной ответственности лиц за нарушения законодательства об охране окружающей среды и природопользовании, сведения о результатах рассмотрения представлений прокуроров.
2. Управлению по надзору за исполнением федерального законодательства во взаимодействии с другими подразделениями прокуратуры края:
2.1. В целях анализа состояния законности в сфере охраны окружающей среды и природопользования, планирования надзорных мероприятий каждое полугодие обеспечить поступление из органов государственной власти Пермского края, территориальных органов федеральных органов государственной власти о реализации полномочий по управлению и распоряжению природными ресурсами, о реализации контрольных (надзорных) полномочий в сфере охраны окружающей среды и природопользования.
При необходимости полученную информацию направлять для сведения и использования в надзорной деятельности горрайспецпрокурорам.
2.2. Обеспечить организацию проверок по материалам, поступившим из контролирующих и иных органов силами прокуратуры края, горрайпрокурорами, прокурорами специализированных прокуратур.
3. Управлению по надзору за следствием, дознанием и оперативно-розыскной деятельностью, горрайпрокурорам, прокурорам специализированных прокуратур обеспечить организацию проверок законности принятых решений по материалам проверок, поступившим из органов внутренних дел.
4. Признать утратившим силу указание прокурора края от 16.02.2010 № 29/7 "Об организации надзора за исполнением законодательства об охране окружающей среды и природопользовании".
5. Контроль за исполнением данного указания возложить на первого заместителя прокурора края, заместителя прокурора края по направлениям деятельности.
Указание направить заместителям прокурора края, прокурорам городов и районов, прокурорам специализированных прокуратур, которым довести его содержание до сведения подчиненных работников.
Прокурор края
государственный советник
юстиции 3 класса
А.Ю.БЕЛЫХ
------------------------------------------------------------------