Решение Пермского краевого суда от 11.11.2013 по делу N 3-136-2013 <Об отказе в удовлетворении заявления о признании недействующими пунктов 1.1, 1.2, абзаца второго пункта 1.8.1 приложения 4 к Правилам предоставления микрозаймов открытого акционерного общества "Пермский центр развития предпринимательства", утвержденным Приказом Министерства развития предпринимательства и торговли Пермского края от 07.05.2013 N СЭД-03-01-03-77>
ПЕРМСКИЙ КРАЕВОЙ СУД
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
от 11 ноября 2013 г. по делу № 3-136-2013
Пермский краевой суд в составе:
председательствующего судьи Бузмакова С.С.
при секретаре П.Т.
с участием прокурора Пермской краевой прокуратуры Мальцева А.В., настаивавшего на заявленном требовании, представителей Министерства промышленности, предпринимательства и торговли Пермского края Х., П., представителя открытого акционерного общества "Пермский центр развития предпринимательства" В., возражавших против удовлетворения заявления, рассмотрел 11 ноября 2013 года в открытом судебном заседании в городе Перми гражданское дело по заявлению первого заместителя прокурора Пермского края о признании недействующими пунктов 1.1, 1.2, абзаца второго пункта 1.8.1 приложения 4 к Правилам предоставления микрозаймов открытого акционерного общества "Пермский центр развития предпринимательства", утвержденным Приказом Министерства развития предпринимательства и торговли Пермского края от 7 мая 2013 года № СЭД-03-01-03-77 "О решениях внеочередного общего собрания акционеров Открытого акционерного общества "Пермский центр развития предпринимательства",
установил:
Приказом Министерства развития предпринимательства и торговли Пермского края от 7 мая 2013 года № СЭД-03-01-03-77 "О решениях внеочередного общего собрания акционеров Открытого акционерного общества "Пермский центр развития предпринимательства" утверждены Правила предоставления микрозаймов открытого акционерного общества "Пермский центр развития предпринимательства" (далее также - Правила).
Приказ опубликован в официальном печатном издании "Бюллетень законов Пермского края, правовых актов губернатора Пермского края, Правительства Пермского края, исполнительных органов государственной власти Пермского края" № 18 от 13 мая 2013 года.
Правила, утвержденные вышеназванным Приказом, определяют требования к заявителям, условия и порядок предоставления микрозаймов субъектам малого и среднего предпринимательства открытым акционерным обществом "Пермский центр развития предпринимательства" (далее - ОАО "ПЦРП").
Пунктом 3.1.2.2 Правил установлено, что одним из условий предоставления микрозайма субъектам малого и среднего предпринимательства является предоставление заявителем полного пакета документов согласно Перечню документов на получение микрозайма субъектами малого и среднего предпринимательства в соответствии с приложением 4 к настоящим Правилам.
Первый заместитель прокурора Пермского края обратился в суд с заявлением, в котором просит признать недействующими пункты 1.1, 1.2, абзац второй пункта 1.8.1 приложения 4 к Правилам, указав в его обоснование следующее.
В соответствии с частью 2 статьи 14 Федерального закона от 24 июля 2007 года № 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 24.07.2007 года № 209-ФЗ) при обращении субъектов малого и среднего предпринимательства за оказанием поддержки субъекты малого и среднего предпринимательства должны представить документы, подтверждающие их соответствие условиям, установленным статьей 4 настоящего Федерального закона, и условиям, предусмотренным федеральными программами развития субъектов малого и среднего предпринимательства, региональными программами развития субъектов малого и среднего предпринимательства, муниципальными программами развития субъектов малого и среднего предпринимательства. Истребование у субъектов малого и среднего предпринимательства представления документов, которые находятся в распоряжении государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, за исключением случаев, если такие документы включены в определенный Федеральным законом от 27 июля 2010 года № 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" перечень документов не допускается.
Пункты 1.1, 1.2, абзац второй пункта 1.8.1 приложения 4 к Правилам возлагают на заявителя не предусмотренную федеральным законодательством обязанность представить для получения микрозайма выписку из Единого государственного реестра юридических лиц (для юридических лиц) или выписку из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей (для индивидуальных предпринимателей), полученную не ранее чем за тридцать календарных дней до даты подачи заявки на получение микрозайма (оригинал); справку налогового органа об отсутствии у заявителя просроченной задолженности по исполнению обязанности по уплате налогов и сборов, а также по уплате пеней, штрафов (оригинал), полученную не ранее чем за тридцать календарных дней до даты подачи заявки на получение микрозайма (оригинал), копию патента на осуществление одного из видов предпринимательской деятельности, в отношении которого законом Пермского края введена патентная система налогообложения.
В случае получения неполного пакета документов, предусмотренного Правилами, заявка регистрации не подлежит, и документы возвращаются заявителю в день их поступления на бумажном носителе. Заявитель вправе обратиться в ОАО "ПЦРП" повторно за получением микрозайма с предоставлением полного пакета документов, предусмотренного Правилами (пункт 4.5).
Таким образом, вышеперечисленными пунктами приложения 4 к Правилам созданы дополнительные административные барьеры субъектам малого и среднего предпринимательства, в связи с чем они подлежат отмене.
В судебном заседании участвующий в деле прокурор Пермской краевой прокуратуры Мальцев А.В. на заявленном требовании настаивал.
Представители Министерства промышленности, предпринимательства и торговли Пермского края Х. и П., действующие на основании доверенностей, возражали против удовлетворения заявления по доводам, изложенным в письменных пояснениях (л.д. 18-20, 48-51), пояснив, что оспариваемые заявителем пункты приложения 4 к Правилам не противоречат федеральному закону или другому нормативному правовому акту, сам приказ принят Министерством развития предпринимательства и торговли Пермского края с соблюдением установленного порядка и в пределах своих полномочий.
Представитель ОАО "ПЦРП" В., действующая на основании доверенности, просила отказать первому заместителю прокурора Пермского края в удовлетворении заявления по доводам, изложенным в письменных объяснениях (л.д. 22-24).
Заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, изучив представленные доказательства, суд приходит к выводу о том, заявленное первым заместителем прокурора Пермского края требование не основано на законе и удовлетворению не подлежит.
Положениями статей 71 и 72 Конституции Российской Федерации определены предметы ведения Российской Федерации и совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
В соответствии со статьей 76 Конституции Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации (часть 2); законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам (часть 5).
Общие принципы разграничения полномочий федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации установлены Федеральным законом от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 06.10.1999 года № 184-ФЗ).
Согласно подпункту 9 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 года № 184-ФЗ к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), отнесено решение вопросов организации и осуществления региональных и межмуниципальных программ и проектов в области развития субъектов малого и среднего предпринимательства.
Нормативное регулирование развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации осуществляется, согласно статье 2 Федерального закона от 24.07.2007 года № 209-ФЗ, в соответствии с названным Федеральным законом, другими федеральными законами, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Для целей Федерального закона от 24.07.2007 года № 209-ФЗ (статья 3) используются следующие основные понятия:
региональные программы развития субъектов малого и среднего предпринимательства - нормативные правовые акты органов государственной власти субъекта Российской Федерации, в которых определяются перечни мероприятий, направленных на достижение целей государственной политики в области развития малого и среднего предпринимательства, в том числе отдельных категорий субъектов малого и среднего предпринимательства, и осуществляемых в субъектах Российской Федерации, с указанием объема и источников их финансирования, результативности деятельности органов государственной власти субъекта Российской Федерации, ответственных за реализацию указанных мероприятий (пункт 3);
поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства (далее также - поддержка) - деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и функционирование инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, направленные на реализацию мероприятий, предусмотренных федеральными программами развития субъектов малого и среднего предпринимательства, региональными программами развития субъектов малого и среднего предпринимательства и муниципальными программами развития субъектов малого и среднего предпринимательства (пункт 5).
Полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации по вопросам развития малого и среднего предпринимательства определены в статье 10 названного Федерального закона. К таковым, в частности, относятся: разработка и реализация региональных программ развития субъектов малого и среднего предпринимательства с учетом национальных и региональных социально-экономических, экологических, культурных и других особенностей; формирование инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства в субъектах Российской Федерации и обеспечение ее деятельности.
Инфраструктурой поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства является система коммерческих и некоммерческих организаций, которые осуществляют свою деятельность или привлекаются в качестве поставщиков (исполнителей, подрядчиков) в целях размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд при реализации программ развития субъектов малого и среднего предпринимательства, обеспечивающих условия для создания субъектов малого и среднего предпринимательства, и оказания им поддержки (часть 1 статьи 15 Федерального закона от 24.07.2007 года № 209-ФЗ).
Инфраструктура поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства включает в себя также центры и агентства по развитию предпринимательства, государственные и муниципальные фонды поддержки предпринимательства, фонды содействия кредитованию (гарантийные фонды, фонды поручительств), акционерные инвестиционные фонды и закрытые паевые инвестиционные фонды, привлекающие инвестиции для субъектов малого и среднего предпринимательства, технопарки, научные парки, инновационно-технологические центры, бизнес-инкубаторы, палаты и центры ремесел, центры поддержки субподряда, маркетинговые и учебно-деловые центры, агентства по поддержке экспорта товаров, лизинговые компании, консультационные центры, промышленные парки, индустриальные парки, агропромышленные парки, центры коммерциализации технологий, центры коллективного доступа к высокотехнологичному оборудованию, инжиниринговые центры, центры прототипирования и промышленного дизайна, центры трансфера технологий, центры кластерного развития, государственные фонды поддержки научной, научно-технической, инновационной деятельности, осуществляющие деятельность в соответствии с законодательством Российской Федерации, микрофинансовые организации и иные организации (часть 2 статьи 15 Федерального закона от 24.07.2007 года № 209-ФЗ).
Поддержкой организаций, образующих инфраструктуру поддержки, является деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, осуществляемая при реализации федеральных программ развития субъектов малого и среднего предпринимательства, региональных программ развития субъектов малого и среднего предпринимательства, муниципальных программ развития субъектов малого и среднего предпринимательства и направленная на создание и обеспечение деятельности организаций, образующих инфраструктуру поддержки (часть 4 статьи 15 Федерального закона от 24.07.2007 года № 209-ФЗ).
Согласно положениям части 1 статьи 16 Федерального закона от 24.07.2007 года № 209-ФЗ поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства и организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, включает в себя финансовую, имущественную, информационную, консультационную поддержку таких субъектов и организаций, поддержку в области подготовки, переподготовки и повышения квалификации их работников, поддержку в области инноваций и промышленного производства, ремесленничества, поддержку субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляющих внешнеэкономическую деятельность, поддержку субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляющих сельскохозяйственную деятельность.
Частью 2 названной статьи установлено, что условия и порядок оказания поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, устанавливаются федеральными программами развития субъектов малого и среднего предпринимательства, региональными программами развития субъектов малого и среднего предпринимательства и муниципальными программами развития субъектов малого и среднего предпринимательства.
В соответствии с частью 1 статьи 17 Федерального закона от 24.07.2007 года № 209-ФЗ оказание финансовой поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, может осуществляться в соответствии с законодательством Российской Федерации за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, средств местных бюджетов путем предоставления субсидий, бюджетных инвестиций, государственных и муниципальных гарантий по обязательствам субъектов малого и среднего предпринимательства и организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства.
Отношения, возникающие между юридическими и физическими лицами, органами государственной власти Пермского края в сфере развития малого и среднего предпринимательства в Пермском крае, основные направления и формы поддержки, оказываемой субъектам малого и среднего предпринимательства на территории Пермского края, регламентированы Законом Пермского края от 26 февраля 2009 года № 392-ПК "О развитии малого и среднего предпринимательства в Пермском крае" (далее - Закон Пермского края № 392-ПК).
В целях реализации на территории Пермского края полномочий в сфере развития малого и среднего предпринимательства Постановлением Правительства Пермского края от 4 мая 2012 года № 282-п утверждена долгосрочная целевая программа "Развитие малого и среднего предпринимательства в Пермском крае на 2012-2014 годы" (далее - Программа). Одним из направлений Программы является обеспечение доступности финансово-кредитного ресурса для субъектов малого и среднего предпринимательства.
Согласно пункту 4.3 раздела IV Программы расширение доступа субъектов малого и среднего предпринимательства к финансово-кредитным ресурсам сочетает в себе следующие направления:
прямая финансовая поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства в виде предоставления грантов и субсидий в возмещение части произведенных ими затрат;
косвенная финансовая поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства в виде развития системы гарантий и поручительств по обязательствам субъектов малого и среднего предпринимательства, развития микрофинансирования, участие в программе финансовой поддержки малого и среднего предпринимательства, реализуемой ОАО "Российский банк поддержки малого и среднего предпринимательства".
В соответствии с пунктом 4.3.3 раздела IV Программы микрофинансирование является альтернативным механизмом финансирования субъектов малого и среднего предпринимательства, имеющих ограниченный доступ к стандартным банковским кредитам в силу недостаточности обеспечения, отсутствия кредитной истории или других ограничений. Цель мероприятия - обеспечение доступа малых и средних предприятий к финансовым ресурсам посредством предоставления микрозаймов. Задачи мероприятия: финансовая поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства на начальных стадиях развития, пополнение оборотного капитала для микропредприятий, формирование кредитной истории предпринимателя и опыта работы с заемными средствами. Достижение цели и решение поставленных задач обеспечивается путем пополнения фонда микрофинансовой организации, сформированного в ОАО "Пермский центр развития предпринимательства" и предназначенного для выдачи микрозаймов субъектам малого и среднего предпринимательства. ОАО "Пермский центр развития предпринимательства", единственным учредителем которого является Пермский край, имеет статус микрофинансовой организации в соответствии с требованиями Федерального закона от 2 июля 2010 года № 151-ФЗ "О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях". Цели, условия, порядок предоставления и возврата микрозаймов устанавливаются правилами предоставления микрозаймов, утверждаемыми приказом уполномоченного органа. Участники мероприятий: ОАО "Пермский центр развития предпринимательства", субъекты малого и среднего предпринимательства. Механизм реализации мероприятий: бюджетные инвестиции в виде взноса в уставный капитал ОАО "Пермский центр развития предпринимательства" в соответствии с законом о бюджете Пермского края.
В силу положений пункта 1.1 Устава ОАО "ПЦРП", утвержденного Приказом Министерства промышленности, предпринимательства и торговли Пермского края от 27 июня 2013 года № СЭД-01-01-03-118, открытое акционерное общество "Пермский центр развития предпринимательства" является юридическим лицом и действует на основании настоящего Устава и действующего законодательства Российской Федерации.
Единственным акционером ОАО "ПЦРП" является Пермский край в лице Министерства промышленности, предпринимательства и торговли Пермского края (пункт 1.6 Устава).
ОАО "ПЦРП" создано в целях получения прибыли акционерами путем реализации проектов и мероприятий, направленных на поддержку и развитие малого и среднего предпринимательства (пункт 2.1 Устава).
Согласно пункту 2.3 Устава данного юридического лица, основными видами деятельности ОАО "ПЦРП" являются, в том числе: содействие органам государственной власти в проведении мероприятий государственной поддержки малого и среднего предпринимательства на территории Пермского края; финансовая поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства, их союзов и объединений, а также организаций инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства в форме инвестиций, краткосрочных займов, грантов и других формах, не противоречащих действующему законодательству; развитие системы микрофинансирования; осуществление микрофинансовой деятельности; предоставление микрозаймов субъектам малого и среднего предпринимательства, микрофинансовым организациям на принципах срочности, платности, возвратности в соответствии с Федеральным законом от 2 июля 2010 года № 151-ФЗ "О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях"; предоставление займов субъектам малого и среднего предпринимательства, юридическим и физическим лицам.
Из анализа пунктов 4.3, 4.3.3 раздела IV долгосрочной целевой программы "Развитие малого и среднего предпринимательства в Пермском крае на 2012-2014 годы", положений Устава ОАО "ПЦРП", с учетом требований Федерального закона от 24.07.2007 года № 209-ФЗ, суд приходит к выводу, что открытое акционерное общество "Пермский центр развития предпринимательства" относится к организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства на территории Пермского края. При этом микрофинансирование является альтернативным механизмом оказания финансовой поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства, конечной целью которого является обеспечение доступа этих субъектов к финансовым ресурсам посредством предоставления микрозаймов, а достижение поставленной цели и решение поставленных задач обеспечивается путем пополнения Пермским краем фонда микрофинансовой организации, сформированного в ОАО "ПЦПР" и предназначенного для выдачи микрозаймов субъектам малого среднего предпринимательства, в виде бюджетных инвестиций в качестве взноса в уставный капитал ОАО "ПЦРП" в соответствии с законом о бюджете Пермского края.
ОАО "ПЦРП" является микрофинансовой организацией, что подтверждается копией свидетельства о внесении сведений о юридическом лице в государственный реестр микрофинансовых организаций от 12 августа 2011 года.
Правовые основы осуществления микрофинансовой деятельности, порядок регулирования деятельности микрофинансовых организаций, размер, порядок и условия предоставления микрозаймов, порядок приобретения статуса и осуществления деятельности микрофинансовых организаций, а также права и обязанности Центрального банка Российской Федерации установлены и определены Федеральным законом от 2 июля 2010 года № 151-ФЗ "О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях" (далее - Федеральный закон от 02.07.2010 года № 151-ФЗ).
В соответствии с частью 2 статьи 3 Федерального закона от 02.07.2010 года № 151-ФЗ микрофинансовые организации осуществляют микрофинансовую деятельность в порядке, установленном настоящим Федеральным законом.
Согласно части 1 статьи 8 названного Федерального закона микрозаймы предоставляются микрофинансовыми организациями в валюте Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации на основании договора микрозайма.
Порядок и условия предоставления микрозаймов устанавливаются микрофинансовой организацией в правилах предоставления микрозаймов, утверждаемых органом управления микрофинансовой организации (часть 2 статьи 8 Федерального закона от 02.07.2010 года № 151-ФЗ).
Частью 3 статьи 8 данного Федерального закона предусмотрено, что правила предоставления микрозаймов должны быть доступны всем лицам для ознакомления и содержать основные условия предоставления микрозаймов, в том числе в обязательном порядке должны содержать следующие сведения:
1) порядок подачи заявки на предоставление микрозайма и порядок ее рассмотрения;
2) порядок заключения договора микрозайма и порядок предоставления заемщику графика платежей;
3) иные условия, установленные внутренними документами микрофинансовой организации и не являющиеся условиями договора микрозайма.
Права и обязанности микрофинансовой организации определены статьей 9 Федерального закона от 02.07.2010 года № 151-ФЗ. В частности, микрофинансовая организация вправе: запрашивать у лица, подавшего заявку на предоставление микрозайма, документы и сведения, необходимые для решения вопроса о предоставлении микрозайма и исполнения обязательств по договору микрозайма, в порядке и на условиях, которые установлены правилами предоставления микрозаймов (пункт 1 части 1); мотивированно отказаться от заключения договора микрозайма (пункт 2 части 1). В то же время, микрофинансовая организация обязана: предоставить лицу, подавшему заявку на предоставление микрозайма, полную и достоверную информацию о порядке и об условиях предоставления микрозайма, о его правах и обязанностях, связанных с получением микрозайма; разместить копию правил предоставления микрозаймов в месте, доступном для обозрения и ознакомления с ними любого заинтересованного лица, и в сети Интернет.
В соответствии с частью 2 статьи 10 Федерального закона от 02.07.2010 года № 151-ФЗ на лицо, подавшее заявку на предоставление микрозайма в микрофинансовую организацию, возложена обязанность представлять документы и сведения, запрашиваемые микрофинансовой организацией в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 9 настоящего Федерального закона, иными федеральными законами и правилами предоставления микрозаймов, в том числе необходимые для исполнения микрофинансовой организацией требований, установленных федеральными законами.
Приказом Министерства развития предпринимательства и торговли Пермского края от 7 мая 2013 года № СЭД-03-01-03-77 "О решениях внеочередного общего собрания акционеров Открытого акционерного общества "Пермский центр развития предпринимательства" утверждены Правила предоставления микрозаймов открытого акционерного общества "Пермский центр развития предпринимательства".
Вышеназванное Министерство (в настоящее время - Министерство промышленности, предпринимательства и торговли Пермского края в соответствии с Постановлением Правительства Пермского края от 26 апреля 2013 года № 350-п "Об утверждении Положения о Министерстве промышленности, предпринимательства и торговли Пермского края") является исполнительным органом государственной власти Пермского края, который осуществляет функции по реализации государственной политики, выработке региональной политики и нормативно-правовому регулированию в установленных сферах деятельности, осуществляет права акционера акционерных обществ, полномочия общего собрания акционеров акционерных обществ, 100 процентов акций которых находятся в собственности Пермского края, находящихся в управлении Министерства, осуществляет функции и полномочия учредителя (отраслевого органа) подведомственных государственных учреждений Пермского края в соответствии с законодательством Российской Федерации и Пермского края.
Пунктом 1.2 Положения, утвержденного Постановлением Правительства Пермского края от 26 апреля 2013 года № 350-п, установлено, что Министерство является уполномоченным органом, в том числе на: обеспечение реализации региональной политики Пермского края в области развития малого и среднего предпринимательства; осуществление от имени Пермского края прав акционера и полномочий общего собрания акционеров открытого акционерного общества "Пермский центр развития предпринимательства", открытого акционерного общества "Пермский гарантийный фонд", открытого акционерного общества "Агентство содействия инвестициям".
Ранее действовавшим Положением о Министерстве развития торговли и предпринимательства, утвержденным Постановлением Правительства Пермского края от 22 декабря 2006 года № 102-п, данное Министерство также являлось исполнительным органом государственной власти Пермского края, наделенным аналогичными полномочиями.
Учитывая изложенное, а также положения статьи 4 Закона Пермского края № 392-ПК, части 3 статьи 47 Федерального закона от 23 декабря 1995 года № 208-ФЗ "Об акционерных обществах", суд приходит к выводу, что Правила предоставления микрозаймов открытого акционерного общества "Пермский центр развития предпринимательства" приняты и утверждены Министерством развития предпринимательства и торговли Пермского края в пределах предоставленных ему полномочий.
Вышеназванные Правила полностью соответствуют требованиям Федерального закона от 02.07.2010 года № 151-ФЗ, что лицами, участвующими в деле, не оспаривается.
Утверждения первого заместителя прокурора Пермского края о том, что приложение 4 к Правилам в оспариваемой им части противоречит положениям части 2 статьи 14 Федерального закона от 24.07.2007 года № 209-ФЗ, являются ошибочными.
В соответствии с частью 1 статьи 14 Федерального закона от 24.07.2007 года № 209-ФЗ основными принципами поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства являются: заявительный порядок обращения субъектов малого и среднего предпринимательства за оказанием поддержки; доступность инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства для всех субъектов малого и среднего предпринимательства; равный доступ субъектов малого и среднего предпринимательства, соответствующих критериям, предусмотренным федеральными программами развития субъектов малого и среднего предпринимательства, региональными программами развития субъектов малого и среднего предпринимательства, муниципальными программами развития субъектов малого и среднего предпринимательства, к участию в соответствующих программах; оказание поддержки с соблюдением требований, установленных Федеральным законом от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ "О защите конкуренции"; открытость процедур оказания поддержки.
Согласно части 2 статьи 14 Федерального закона от 24.07.2007 года № 209-ФЗ при обращении субъектов малого и среднего предпринимательства за оказанием поддержки субъекты малого и среднего предпринимательства должны представить документы, подтверждающие их соответствие условиям, установленным статьей 4 настоящего Федерального закона, и условиям, предусмотренным федеральными программами развития субъектов малого и среднего предпринимательства, региональными программами развития субъектов малого и среднего предпринимательства, муниципальными программами развития субъектов малого и среднего предпринимательства. Не допускается требовать у субъектов малого и среднего предпринимательства представления документов, которые находятся в распоряжении государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, за исключением случаев, если такие документы включены в определенный Федеральным законом от 27 июля 2010 года № 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" перечень документов.
Из анализа части 2 статьи 14 Федерального закона от 24.07.2007 года № 209-ФЗ, с учетом положений части 1 данной статьи, следует, что при обращении субъектов малого и среднего предпринимательства за оказанием поддержки они должны представить документы, подтверждающие их соответствие условиям:
установленным статьей 4 данного Федерального закона;
предусмотренным федеральными программами развития субъектов малого и среднего предпринимательства, региональными программами развития субъектов малого и среднего предпринимательства, муниципальными программами развития субъектов малого и среднего предпринимательства.
При этом не допускается требовать у субъектов малого и среднего предпринимательства представления подтверждающих их соответствие указанным выше условиям документов, которые находятся в распоряжении государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, за исключением случаев, если такие документы включены в определенный Федеральным законом от 27 июля 2010 года № 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" перечень документов.
Документы, предусмотренные пунктами 1.1, 1.2, абзацем вторым пункта 1.8.1 приложения 4 к Правилам предоставления микрозаймов открытого акционерного общества "Пермский центр развития предпринимательства", не относятся к документам, подтверждающим соответствие субъектов малого и среднего предпринимательства условиям, установленным частью 2 статьи 14 Федерального закона от 24.07.2007 года № 209-ФЗ. Данные документы необходимы для исполнения ОАО "ПЦРП", являющимся микрофинансовой организацией, требований, установленных федеральными законами, в частности Федеральным законом от 02.07.2010 года № 151-ФЗ, а также требований, установленных Правилами (в том числе осуществление оценки кредитоспособности лица, подавшего заявку), так как после регистрации поступившей от субъекта малого и среднего предпринимательства (Заявителя) заявки на получение микрозайма истребование у Заявителя дополнительных документов не допускается.
Кроме того, ОАО "ПЦРП" является хозяйственным обществом, оно не относится к государственным органам, органам местного самоуправления либо подведомственным государственным органам или органам местного самоуправления организациям, не участвует в межведомственном информационном взаимодействии согласно Федеральному закону 27 июля 2010 года № 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг".
Таким образом, то обстоятельство, что одним из условий предоставления ОАО "ПЦРП" микрозаймов субъектам малого и среднего предпринимательства является предоставление указанными субъектами (Заявителями) полного пакета документов согласно Перечню документов на получение микрозайма субъектами малого и среднего предпринимательства в соответствии с приложением 4 к Правилам (пункт 3.1.2.2 Правил), а при предоставлении неполного пакета документов заявка на получение микрозайма регистрации не подлежит и документы возвращаются Заявителю в день поступления документов (пункт 4.5 Правил), не свидетельствует о создании дополнительных административных барьеров субъектам малого и среднего предпринимательства для получения поддержки.
В соответствии с частью 1 статьи 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд, признав, что оспариваемый нормативный правовой акт не противоречит федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, принимает решение об отказе в удовлетворении соответствующего заявления.
Принимая во внимание, что приложение 4 к Правилам предоставления микрозаймов открытого акционерного общества "Пермский центр развития предпринимательства", утвержденным Приказом Министерства развития предпринимательства и торговли Пермского края от 7 мая 2013 года № СЭД-03-01-03-77, в оспариваемой заявителем части не противоречит какому-либо федеральному закону или иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, принят вышеназванным Министерством в пределах предоставленных ему полномочий, первому заместителю прокурора Пермского края в удовлетворении заявленного требования следует отказать.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 194-199, 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
отказать первому заместителю прокурора Пермского края в удовлетворении заявления о признании недействующими пунктов 1.1, 1.2, абзаца второго пункта 1.8.1 приложения 4 к Правилам предоставления микрозаймов открытого акционерного общества "Пермский центр развития предпринимательства", утвержденным Приказом Министерства развития предпринимательства и торговли Пермского края от 7 мая 2013 года № СЭД-03-01-03-77 "О решениях внеочередного общего собрания акционеров Открытого акционерного общества "Пермский центр развития предпринимательства".
На решение может быть подана апелляционная жалоба или принесено апелляционное представление прокурором в Верховный Суд Российской Федерации через Пермский краевой суд в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме - 15 ноября 2013 года.
Судья
БУЗМАКОВ С.С.
------------------------------------------------------------------