Постановление Администрации г. Перми от 17.10.2013 N 867 "Об одобрении Прогноза социально-экономического развития города Перми на 2014 год и период до 2016 года"
АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДА ПЕРМИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 17 октября 2013 г. № 867
ОБ ОДОБРЕНИИ ПРОГНОЗА СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
ГОРОДА ПЕРМИ НА 2014 ГОД И ПЕРИОД ДО 2016 ГОДА
В соответствии со статьей 173 Бюджетного кодекса Российской Федерации администрация города Перми постановляет:
1. Одобрить прилагаемый Прогноз социально-экономического развития города Перми на 2014 год и период до 2016 года.
2. Признать утратившими силу:
Постановление администрации города Перми от 17 октября 2012 г. № 629 "Об одобрении Прогноза социально-экономического развития города Перми на 2013 год и период до 2015 года";
пункт 1 Постановления администрации города Перми от 19 декабря 2012 г. № 937 "О внесении изменений в отдельные правовые акты администрации города Перми".
3. Настоящее Постановление вступает в силу с даты подписания.
4. Контроль за исполнением постановления оставляю за собой.
Глава администрации города Перми
А.Ю.МАХОВИКОВ
ОДОБРЕН
Постановлением
администрации города Перми
от 17.10.2013 № 867
ПРОГНОЗ
СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ГОРОДА ПЕРМИ
НА 2014 ГОД И ПЕРИОД ДО 2016 ГОДА
I. Основные положения
Прогноз социально-экономического развития города Перми на 2014 год и период до 2016 года (далее - Прогноз) основан на итогах социально-экономического развития города Перми за 2012 год и 8 месяцев 2013 года.
Прогноз разработан по трем основным вариантам сценариев согласно Постановлению администрации города Перми от 23 апреля 2010 г. № 207 "О Порядке разработки прогноза социально-экономического развития города Перми на очередной финансовый год и плановый период" и соответствует Бюджетному посланию Президента Российской Федерации Федеральному Собранию от 10 июня 2013 г. "О бюджетной политике в 2014-2016 годах", Прогнозу социально-экономического развития Российской Федерации на 2014 год и плановый период 2015 и 2016 годов от 24 сентября 2013 г., Исходным условиям для формирования вариантов развития экономики и основных показателей прогноза социально-экономического развития Пермского края на период до 2016 года, утвержденным губернатором Пермского края 2 июля 2013 г.
Для расчета Прогноза учитывалась динамика изменения показателей, аналогичная динамике изменения показателей, отраженной в Основных показателях прогноза социально-экономического развития Российской Федерации до 2016 года, Исходных условиях для формирования вариантов развития экономики и основных показателей прогноза социально-экономического развития Пермского края на период до 2016 года, утвержденных губернатором Пермского края 2 июля 2013 г.
При разработке Прогноза учитывались планы-прогнозы крупных и средних предприятий и организаций города Перми до 2016 года.
Сценарные условия и параметры прогноза социально-экономического развития города Перми на 2014 год и период до 2016 года приведены в приложении к настоящему Прогнозу.
II. Уровень жизни населения
Фонд оплаты труда за январь-июль 2013 года составил 58 млрд. руб., что составляет более 112,0% к аналогичному периоду прошлого года.
Наибольший рост фонда оплаты труда отмечается в бюджетной сфере: здравоохранение (128,1% к 2012 году) и образование (125,3% к 2012 году), что обусловлено исполнением Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики". В обрабатывающих производствах темп роста превысил среднее значение по городу в сфере производства транспортных средств (118,7% к 2012 году) и производства прочих неметаллических минеральных продуктов (116,6% к 2012 году).
По оценке в 2013 году фонд оплаты труда составит 117,5 млрд. руб. или 111,1% к уровню 2012 года, что также соответствует Прогнозу социально-экономического развития города Перми на 2013 год и период до 2015 года, одобренному Постановлением администрации города Перми от 17 октября 2012 г. № 629 (далее - Прогноз 2013-2015 годов).
В плановом периоде по базовому сценарию прогнозируется рост фонда оплаты труда: в 2014 году на уровне 110,6%, в 2015 году - 107,1%, в 2016 году -107,6% к аналогичному периоду прошлого года соответственно.
Существенный вклад в рост фонда оплаты труда в плановом периоде внесет постепенное повышение оплаты труда отдельным категориям работников бюджетной сферы (педагогическим работникам образовательных учреждений, работникам культуры, научным сотрудникам, врачам), предусмотренное Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики".
В корпоративном секторе (по данным планов пермских предприятий) темпы роста фонда оплаты труда в 2014-2016 годах будут несколько опережать темпы производительности труда и будут более умеренными по сравнению с бюджетной сферой, что обусловлено высокой динамикой фонда оплаты труда в посткризисный период 2010-2013 годов.
Рост фонда оплаты труда в 2016 году по отношению к 2013 году по базовому сценарию составит 127,4%, по пессимистическому сценарию - 114,2%, по оптимистическому сценарию - 135,7%.
Изменение темпов роста показателей по сравнению с Прогнозом 2013-2015 годов связано с активными действиями органов власти по доведению заработной платы работников государственных и муниципальных учреждений до среднего заработка в экономике, неустойчивой конъюнктурой внешних рынков и ориентацией в среднесрочной перспективе на внутренний спрос, уровнем инфляции.
Динамика изменения объема совокупных трудовых доходов населения тесно коррелирует с трендом фонда оплаты труда работников крупных и средних предприятий и организаций.
По итогам 2013 года рост совокупных трудовых доходов составит около 10,0% и будет определяться ростом заработной платы, которая по-прежнему останется основным источником доходов населения.
В планируемом периоде 2014-2016 годов рост трудовых доходов населения по базовому сценарию составит 126,3% (2016 год по отношению к 2013 году), по пессимистическому сценарию - 121,8%, по оптимистическому сценарию - 137,0%.
Изменение темпов роста показателя по сравнению с Прогнозом 2013-2015 годов связано с планируемой индексацией трудовых пенсий в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 января 2013 г. № 26 "Об утверждении коэффициента индексации с 1 февраля 2013 г. размера страховой части трудовой пенсии по старости и размеров трудовой пенсии по инвалидности и трудовой пенсии по случаю потери кормильца", индексацией денежного довольствия военнослужащих в 2015-2016 годах с 1 октября на уровень инфляции.
III. Труд и занятость
Численность работающих на крупных и средних предприятиях города Перми (с внешними совместителями) за январь-июль текущего года возросла на 0,3% и составила 315,6 тыс. чел. Наибольший рост отмечается в сфере производства и распределения электроэнергии, газа и воды (110,5% к 2012 году) и финансовой деятельности (110,4% к 2012 году).
Рост численности работающих на крупных и средних предприятиях наблюдался в первом квартале 2013 года, к началу третьего квартала 2013 года темпы роста несколько замедлились.
По оценке на конец 2013 года численность работающих на крупных и средних предприятиях останется практически на уровне 2012 года: с совместителями - 315,6 тыс. чел. (99,9% к 2012 году), без совместителей - 298,3 тыс. чел. (99,8% к 2012 году).
В плановом периоде 2014-2016 годов прогнозируется сохранение тенденции стабилизации среднесписочной численности работающих на крупных и средних предприятиях города Перми. По базовому сценарию численность занятых на крупных и средних предприятиях города к 2016 году достигнет 317,4 тыс. чел. с совместителями (100,6% к 2013 году) и 299,6 тыс. чел. без совместителей (100,4% к 2013 году).
Среднесписочная численность работающих на крупных и средних предприятиях (с внешними совместителями) в 2016 году составит от уровня 2013 года по пессимистическому сценарию 100,2%, по оптимистическому сценарию - 100,8%.
Среднесписочная численность работающих на крупных и средних предприятиях (без внешних совместителей) в 2016 году составит от уровня 2013 года по пессимистическому сценарию 100,0%, по оптимистическому сценарию - 100,9%.
Изменение тенденций по сравнению с Прогнозом 2013-2015 годов связано с негативными тенденциями в секторе малого и среднего предпринимательства, где наблюдается резкое сокращение числа индивидуальных предпринимателей. Данное обстоятельство вызвано значительным приростом налоговой нагрузки на субъекты малого и среднего предпринимательства, связанным с изменениями Федерального закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Фонд обязательного медицинского страхования", вступившими в силу с 1 января 2013 года, установившими двукратный норматив обязательных отчислений в Пенсионный фонд Российской Федерации по отношению к предыдущему периоду. Тенденция к росту занятости на крупных и средних предприятиях, наблюдаемая в 2013 году, позволяет предположить, что высвобождающаяся рабочая сила вовлекается в сектор крупного и среднего бизнеса. При прогнозировании учитывались планы предприятий города Перми, большая часть которых прогнозирует сохранение численности работающих на прежнем уровне на период 2014-2016 годов.
В 2013 году продолжается положительная динамика снижения численности безработных. По состоянию на 1 сентября 2013 года численность безработных составила 2,9 тыс. чел., что на 11,0% ниже уровня на конец 2012 года.
По итогам 2013 года численность безработных оценивается на уровне 2,8 тыс. чел., что на 14,0% ниже уровня 2012 года.
Ситуация на рынке труда в среднесрочный период будет характеризоваться постепенным снижением уровня безработицы, однако темпы ее сокращения будут незначительными.
Рынки труда будут ощущать на себе давление миграционных процессов, отражающихся на балансах спроса и предложения рабочей силы. Структурная безработица будет усугубляться в условиях запланированной модернизации производства при недостатке квалифицированной рабочей силы, а также усиливаться под воздействием рисков закрытия или сокращения отдельных производств в условиях нестабильности рыночной конъюнктуры.
Данные тенденции учтены при формировании Прогноза до 2016 года и скорректированы в части замедления темпов снижения численности безработных по сравнению с Прогнозом 2013-2015 годов.
Численность безработных в 2016 году по базовому сценарию снизится до докризисного уровня - 2,1 тыс. чел. и составит 75,0% к уровню 2013 года, по оптимистическому сценарию число безработных снизится до 1,5 тыс. чел, что составит 53,6% к уровню 2013 года, по пессимистическому сценарию - 2,5 тыс. чел. или 89,3% к числу безработных в 2013 году.
IV. Промышленность
В среднесрочной перспективе ожидаются умеренные темпы роста промышленного производства, являющиеся продолжением тенденций, заложенных в 2012 году, когда на смену восстановительному росту промышленного производства 2010-2011 годов пришли темпы умеренного развития промышленности.
В наибольшей степени влияние негативных факторов проявилось в первом полугодии 2013 года. В сочетании с неустойчивой конъюнктурой внешних рынков это привело к стагнации динамики промышленного производства (в январе-июне 2013 года по сравнению с аналогичным периодом 2012 года индекс промышленного производства составил 100,8%). По итогам января-августа 2013 года объем отгруженной продукции составил 426,3 млрд. руб. или 101,2% к аналогичному периоду 2012 года, оборот организаций - 620,1 млрд. руб. или 101,0% к аналогичному периоду 2012 года.
Объем отгруженной продукции в 2013 году составит 102,7% по отношению к 2012 году, рост оборота организаций в 2013 году достигнет 103,4%.
В наибольшей степени рост объема отгруженной продукции и оборота организаций в 2013 году наблюдается в сфере производства прочих неметаллических минеральных продуктов, производства транспортных средств, гостиничного и ресторанного бизнеса.
Развитие промышленного комплекса в среднесрочной перспективе будет определяться преимущественно динамикой внутреннего спроса. При этом возможности достижения более высоких темпов будут связаны с реализацией комплекса системных мер, направленных на повышение конкурентоспособности отечественных производителей, и, как следствие, ростом импортозамещения в секторах экономики. Другим важным фактором, определяющим динамику развития, будет являться реализация инвестиционных программ естественных монополий и стимулирование роста строительства.
Рост объема отгруженной продукции собственного производства в 2016 году по отношению к 2013 году по базовому сценарию составит 112,2%, по пессимистическому сценарию - 110,6%, по оптимистическому сценарию - 114,1%.
Рост оборота крупных и средних предприятий в 2016 году по отношению к 2013 году по базовому сценарию составит 115,2%, по пессимистическому сценарию - 113,9%, по оптимистическому сценарию - 117,0%.
Динамика роста основных производственных фондов коррелирует с динамикой промышленного производства и капитальными вложениями предприятий. Индекс роста основных производственных фондов в 2013 году ожидается на уровне 106,3%, что обусловлено положительной динамикой инвестиций в основной капитал.
Рост основных производственных фондов в 2016 году по отношению к 2013 году составит 121,2% по базовому сценарию, по пессимистическому сценарию - 118,0%, по оптимистическому сценарию - 124,9%.
Индекс роста основных производственных фондов в 2014-2016 годах соответствует Прогнозу 2013-2015 годов и предусматривает умеренные темпы развития экономики.
V. Потребительский рынок
На протяжении первого полугодия 2013 года потребительский сектор являлся одним из основных компонентов, удерживающих экономику от сползания в рецессию, компенсируя стагнационное развитие промышленности и снижение деловой активности организаций.
Оборот розничной торговли за восемь месяцев 2013 года составил 198,9 млрд. руб. или 104,4% к аналогичному периоду прошлого года. Во втором полугодии 2013 года ожидается сохранение позитивной динамики оборота розничной торговли. По оценке прирост оборота розничной торговли по итогам 2013 года составит 5,9%.
В среднесрочной перспективе динамика и изменение структуры оборота розничной торговли будут характеризоваться неоднозначными тенденциями. Основными драйверами позитивных перемен в розничной торговле станут снижение инфляционного давления, рост доходов населения, некоторое снижение склонности населения к сбережению, сохранение кредитования банками покупки населением товаров длительного пользования, увеличение выпуска отечественными предприятиями конкурентоспособной продукции, отвечающей по потребительским свойствам потребностям населения.
Рост розничного товарооборота в 2016 году по отношению к 2013 году составит 115,2% по базовому сценарию, 120,9% по оптимистическому сценарию, 107,8% по пессимистическому.
Изменение прогнозных значений розничного товарооборота в сравнении с Прогнозом 2013-2015 годов связано с позитивным влиянием на развитие сферы торговли укрупнения предприятий розничной торговли и дальнейшее совершенствование на этой основе форм торгового обслуживания и преобразования отрасли в современную индустрию сервиса. Развитие крупных и средних предприятий торговли по-прежнему будет связано с развитием розничных торговых сетей. Последние демонстрируют более эффективную единую закупочную политику, экономя за счет более масштабных закупок и расходов, имеют возможность строить собственные распределительные центры, использовать современное программное обеспечение, улучшая систему учета товарных и финансовых потоков.
В среднесрочной перспективе позитивные тенденции, происходящие в отрасли, будут способствовать положительной динамике развития и оборота общественного питания. Характерным станет опережение динамики оборота общественного питания над динамикой оборота розничной торговли. Так, если среднегодовой прирост оборота общественного питания в 2013-2016 годах прогнозируется на уровне 6,8%, то прирост оборота розничной торговли - 5,0%.
В 2013 году ожидаемый объем оборота общественного питания составит 19,4 млрд. руб. или 107,3% к уровню 2012 года. В плановом периоде динамика оборота общественного питания коррелирует с оборотом розничной торговли, но будет возрастать более высокими темпами. Прирост оборота общественного питания прогнозируется по базовому сценарию 121,1% по отношению 2016 года к 2013 году, по оптимистическому сценарию - 128,8%, по пессимистическому - 109,3%.
Изменение прогнозных значений оборота общественного питания по сравнению с Прогнозом 2013-2015 годов связано с ростом доходов населения и снижением уровня индекса потребительских цен.
VI. Финансы
В первом полугодии 2013 года прибыль предприятий и организаций в целом по экономике сократилась на 4,8%. В промышленности прибыль снизилась на 20,2%. Основное снижение прибыли дали отрасли, ориентированные на экспорт, вследствие неблагоприятной мировой конъюнктуры. В металлургическом производстве в первом полугодии 2013 года сформировался убыток в размере 257,9 млн. руб., в химическом производстве прибыль снизилась на 50,5%. В производстве машин и оборудования прибыль в первом полугодии 2013 года упала на 92,2%.
Во втором полугодии ожидается замедление падения прибыли на фоне ослабления курса рубля, роста экономической активности, а также в связи с исчерпанием негативного эффекта базы, связанного с повышенной нормой прибыли в первом полугодии 2012 года в результате переноса индексации регулируемых тарифов инфраструктурных отраслей.
Учитывая низкий рост цен производителей при сохранении уверенного роста затрат на оплату труда и энергоносители во втором полугодии 2013 года, прогнозируется, что прибыль по итогам 2013 года окажется на уровне прошлого года.
В плановом периоде прогнозируется положительная динамика роста прибыли крупных и средних предприятий города Перми. В 2016 году по базовому сценарию рост составит 111,3% к уровню 2013 года, по оптимистическому сценарию - 115,2%, по пессимистическому - 105,6%.
Ухудшение внешнеэкономической конъюнктуры и рост издержек, связанный с динамикой оплаты труда, значительно ухудшили финансовое состояние предприятий. В связи с этим размер прибыли в плановом периоде существенно снизился по сравнению со значениями, утвержденными в Прогнозе 2013-2015 годов.
VII. Инвестиции
Инвестиции в основной капитал по итогам первого полугодия 2013 года составили 33,4 млрд. руб. или 123,6% к аналогичному периоду прошлого года.
При этом ожидается замедление темпов роста капитальных вложений во второй половине 2013 года по мере исчерпания эффекта низкой базы начала прошлого года. По оценке объем инвестиций в основной капитал по итогам 2013 года составит 86,5 млрд. руб. или 108,1% к уровню 2012 года.
Рост инвестиций в основной капитал в 2014-2016 годах будет определяться возможностью наращивания частных инвестиций на фоне сокращения государственных инвестиционных расходов.
Рост объема капитальных вложений предприятий и организаций в 2016 году по отношению к 2013 году по базовому сценарию составит около 118,3%, по пессимистическому сценарию - 115,8%, по оптимистическому сценарию - 127,5%.
Основными факторами экономического роста в предстоящие годы будут выступать повышение инвестиционной активности экономики, преодоление существующих ограничений для расширения инвестиционной деятельности и развития малого бизнеса. Включение этих факторов предполагает быстрое улучшение производственной и транспортной инфраструктуры и создание благоприятных условий для частного инвестирования и привлечения капитала. Основной вариант прогноза предполагает заметное улучшение бизнес-среды, благодаря чему инвестиции становятся одним из основных драйверов роста.
VIII. Цены и тарифы
Индекс потребительских цен (уровень инфляции) в 2013 году оценивается на уровне 107,6%. В перспективе индекс потребительских цен будет снижаться (с 106,8% в 2014 году до 106,6% в 2016 году) согласно Исходным условиям для формирования вариантов развития экономики и основных показателей прогноза социально-экономического развития Пермского края на период до 2016 года, утвержденным губернатором Пермского края 2 июля 2013 г., разработанным в соответствии с Прогнозом социально-экономического развития Российской Федерации на 2014 год и плановый период 2015 и 2016 годов от 24 сентября 2012 г.
Изменение тарифов на тепловую и электрическую энергию в 2014-2016 годах соответствует прогнозным значениям Исходных условий для формирования вариантов развития экономики и основных показателей прогноза социально-экономического развития Пермского края на период до 2016 года, утвержденных губернатором Пермского края 2 июля 2013 г.
IX. Демография
В ближайшей перспективе демографическая ситуация будет определяться мерами демографической политики, реализуемыми в рамках плана мероприятий по выполнению в 2011-2015 годах Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года, реализации положений Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 606 "О мерах по реализации демографической политики Российской Федерации", предпринимаемыми мерами в сфере здравоохранения в рамках приоритетного национального проекта "Здоровье".
Рост рождаемости в прогнозный период будет связан с последовательной реализацией следующих мер: предоставление ежемесячной денежной выплаты на третьего ребенка до достижения им возраста трех лет, предоставление на безвозмездной основе земельных участков под строительство жилого дома или дачи при рождении третьего (или последующего) ребенка, создание условий для повышения доступности жилья семьям с детьми в рамках реализации федеральной целевой программы "Жилище".
Положительное влияние окажут меры по сокращению уровня материнской и младенческой смертности, улучшению работы службы родовспоможения, развитию перинатальной (дородовой) диагностики и неонатальной хирургии, профилактике и снижению числа абортов, расширению объемов и повышению эффективности лечения бесплодия с применением репродуктивных технологий.
Структурные изменения, обусловленные сокращением числа женщин репродуктивного возраста 20-29 лет при одновременном увеличении численности женщин в возрасте 30-39 лет, тенденцией откладывания рождения первого ребенка на более поздний период, будут оказывать негативное влияние.
На снижение смертности населения направлены мероприятия по совершенствованию организации медицинской помощи и повышению ее доступности, профилактике социально значимых болезней, предотвращению смертности в результате дорожно-транспортных происшествий, от онкологических заболеваний.
Формирование здорового образа жизни, меры по снижению масштабов злоупотребления алкогольной и табачной продукцией, профилактика алкоголизма, табакокурения и наркомании будут оказывать положительное влияние на показатели продолжительности жизни.
В прогнозный период число родившихся в 2013 году составит 13,7 тыс. чел. и снизится к 2016 году до 13,4 тыс. чел. Число умерших на конец 2013 года составит 12,1 тыс. чел. и снизится до 11,5 тыс. чел. к 2016 году.
Активные меры государственной миграционной политики, направленные на повышение миграционной привлекательности Российской Федерации, в прогнозный период будут поддерживать миграционное сальдо на уровне 10-12 тыс. чел. ежегодно.
Вследствие этого к 1 января 2016 года численность населения вырастет на 37,8 тыс. чел. с 1013,9 тыс. чел. на 1 января 2013 года до 1051,7 тыс. чел.
Основным фактором роста населения будет естественный прирост, который будет также поддерживаться стабильным миграционным притоком.
Приложение
к Прогнозу
социально-экономического
развития города Перми на 2014
год и период до 2016 года
СЦЕНАРНЫЕ УСЛОВИЯ И ПАРАМЕТРЫ
прогноза социально-экономического развития города Перми
на 2014 год и период до 2016 года
Показатели
Сценарии
2011 год
2012 год
2013 год
2014 год
2015 год
2016 год
факт
оценка
прогноз
1
2
3
4
5
6
7
8
Уровень жизни населения
Фонд заработной платы работников крупных и средних предприятий и организаций (без внешних совместителей), млн. руб.
оптимистический (далее - опт.)
92580,2
105738,1
117500,0
130400,0
144350,0
159500,0
базовый (далее - баз.)
129950,0
139200,0
149750,0
пессимистический (далее - пес.)
123250,0
128800,0
134200,0
Темп роста фонда заработной платы работников крупных и средних предприятий и организаций, %
опт.
111,3
114,2
111,1
111,0
110,7
110,5
баз.
110,6
107,1
107,6
пес.
104,9
104,5
104,2
Фонд заработной платы работников муниципальных бюджетных учреждений, млн. руб.
6699,9
5893,8
7904,5
7988,4
7989,9
8062,4
Справочно: среднемесячная заработная плата работников крупных и средних предприятий и организаций (без внешних совместителей), руб.
опт.
25686,7
29476,9
32800,0
36400,0
40150,0
44200,0
баз.
36300,0
38850,0
41650,0
пес.
34450,0
36000,0
37500,0
Справочно: совокупные трудовые доходы населения, млн. руб.
опт.
124409,2
140856,5
154700,0
170950,0
189750,0
211950,0
баз.
169100,0
181250,0
195450,0
пес.
167050,0
177000,0
188500,0
Индекс роста трудовых доходов населения,%
опт.
112,1
113,2
109,8
110,5
111,0
111,7
баз.
109,3
107,2
107,8
пес.
108,0
106,0
106,5
Труд и занятость
Среднесписочная численность работающих на крупных и средних предприятиях по городу (без внешних совместителей), тыс. чел.
опт.
300,4
298,9
298,3
298,7
299,5
300,9
баз.
298,4
298,7
299,6
пес.
298,1
298,2
298,3
Среднесписочная численность работающих на крупных и средних предприятиях по городу (с внешними совместителями), тыс. чел.
опт.
317,7
316,0
315,6
315,8
316,6
318,2
баз.
315,7
316,3
317,4
пес.
315,4
315,6
316,2
Численность официально зарегистрированных безработных, тыс. чел.
опт.
5,1
3,3
2,8
2,2
1,8
1,5
баз.
2,5
2,3
2,1
пес.
2,7
2,6
2,5
Потребительский рынок
Оборот розничной торговли, млн. руб.
опт.
270450,2
281652,7
298250,0
314650,0
335000,0
360600,0
баз.
311050,0
325900,0
343500,0
пес.
304200,0
311800,0
321450,0
Оборот общественного питания, млн. руб.
опт.
17763,0
18087,3
19400,0
20950,0
22800,0
25000,0
баз.
20600,0
21950,0
23500,0
пес.
19900,0
20500,0
21200,0
Промышленность
Индекс роста основных производственных фондов, %
опт.
106,1
106,5
106,3
106,9
107,7
108,5
баз.
106,4
106,6
106,9
пес.
105,3
105,7
106,1
Оборот крупных и средних предприятий и организаций, млн. руб.
опт.
877579,2
940678,8
973000,0
1016300,0
1071000,0
1137500,0
баз.
1013500,0
1063150,0
1120550,0
пес.
1010950,0
1055450,0
1108200,0
Объем отгруженной продукции собственного производства, выполненных работ и услуг, млн. руб.
опт.
621017,9
652415,1
670150,0
695600,0
727900,0
765000,0
баз.
692400,0
719500,0
75200,0
пес.
690250,0
713700,0
741550,0
Инвестиции
Объем инвестиций в основной капитал за счет всех источников финансирования, млн. руб.
опт.
62472,9
80010,7
86500,0
93250,0
101200,0
110,300
баз.
92500,0
97700,0
102300,0
пес.
91800,0
96350,0
100200,0
Финансы
Совокупная прибыль крупных и средних предприятий и организаций, млн. руб.
опт.
114053,8
122918,1
124100,0
128900,0
135200,0
143000,0
баз.
127300,0
132000,0
138100,0
пес.
125500,0
127900,0
131000,0
Демографические тенденции
Численность населения (на начало года), всего, тыс. чел.
991,52
1000,68
1013,89
1026,09
1038,69
1051,74
Численность умерших, тыс. чел.
12,39
12,41
12,10
11,90
11,70
11,50
Численность родившихся, тыс. чел.
12,73
13,90
13,70
13,60
13,50
13,40
Миграционный прирост, чел.
8787
11698
10600
10900
11250
11650
Численность детей до 18 лет на 1 января, тыс. чел.
174,75
178,76
180,87
183,92
187,32
190,89
Цены и тарифы
Сводный индекс потребительских цен (среднегодовой), %
109,2
106,0
107,6
106,8
105,8
106,6
Индекс-дефлятор цен на тепловую энергию, %
опт.
113,7
109,8
113,8
110,9
110,8
108,0
баз.
113,8
110,9
110,8
108,0
пес.
113,8
111,0
111,0
108,0
Индекс-дефлятор цен на электрическую энергию, %
опт.
115,0
103,0
106,0
112,0
112,0
112,0
баз.
106,0
112,0
112,0
112,0
пес.
106,0
115,0
115,0
115,0
Индекс изменения размера платы населения за коммунальные услуги
опт.
115,0
105,6
106,0
105,3
105,1
105,1
баз.
106,0
105,3
105,1
105,1
пес.
106,0
105,3
105,1
105,1
Цены на нефть Urals (мировые), долларов/бар
опт.
109,3
110,5
110,0
113,0
116,0
120,0
баз.
105,0
101,0
100,0
100,0
пес.
100,0
84,0
80,0
80,0
Курс доллара (среднегодовой), рублей за доллар США
опт.
29,4
31,1
31,3
31,7
32,0
32,6
баз.
31,4
32,1
33,7
34,9
пес.
31,4
32,1
33,7
34,9
------------------------------------------------------------------