Постановление Администрации г. Перми от 02.12.2013 N 1118 "Об утверждении Концепции развития банного хозяйства на территории города Перми"
АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДА ПЕРМИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 2 декабря 2013 г. № 1118
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ КОНЦЕПЦИИ РАЗВИТИЯ БАННОГО ХОЗЯЙСТВА
НА ТЕРРИТОРИИ ГОРОДА ПЕРМИ
Список изменяющих документов
(в ред. Постановления Администрации г. Перми от 24.12.2014 № 1036)
В соответствии с Федеральным законом от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" администрация города Перми постановляет:
1. Утвердить прилагаемую Концепцию развития банного хозяйства на территории города Перми.
2. Настоящее Постановление вступает в силу с даты официального опубликования.
3. Управлению по общим вопросам администрации города Перми обеспечить опубликование постановления в печатном средстве массовой информации "Официальный бюллетень органов местного самоуправления муниципального образования город Пермь".
4. Контроль за исполнением постановления возложить на заместителя главы администрации города Перми Агеева В.Г.
Глава администрации города Перми
А.Ю.МАХОВИКОВ
УТВЕРЖДЕНА
Постановлением
администрации города Перми
от 02.12.2013 № 1118
КОНЦЕПЦИЯ
РАЗВИТИЯ БАННОГО ХОЗЯЙСТВА НА ТЕРРИТОРИИ ГОРОДА ПЕРМИ
Список изменяющих документов
(в ред. Постановления Администрации г. Перми от 24.12.2014 № 1036)
ПАСПОРТ
Концепции
Наименование Концепции
Концепция развития банного хозяйства на территории города Перми
Основание для разработки Концепции
Конституция Российской Федерации, Бюджетный кодекс Российской Федерации, Закон Российской Федерации от 7 февраля 1992 г. № 2300-1 "О защите прав потребителей", федеральные законы от 12 февраля 1998 г. № 28-ФЗ "О гражданской обороне", от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", от 26 июля 2006 г. № 135-ФЗ "О защите конкуренции", от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации"
Основные разработчики Концепции
Департамент экономики и промышленной политики администрации города Перми
(в ред. Постановления Администрации г. Перми от 24.12.2014 № 1036)
Цель Концепции
Создание условий для обеспечения жителей города Перми услугами банного хозяйства
Задачи Концепции
1. Создание благоприятных условий для обеспечения экономической эффективности и финансовой стабильности хозяйствующих субъектов в сфере банного хозяйства.
2. Обеспечение ценовой доступности банных услуг, в первую очередь для социально незащищенных жителей города Перми, проживающих в ветхом и не благоустроенном жилье.
3. Обеспечение равномерной территориальной доступности услуг бань с общими отделениями для жителей города Перми.
4. Обеспечение проведения санитарной обработки жителей города Перми в военное время
Сроки реализации Концепции
2013-2017 годы
Ожидаемые конечные результаты реализации Концепции и показатели ее социально-экономической эффективности
1. Обеспеченность жителей города Перми услугами по помывке в общих отделениях бань - 53,4% в 2017 г.
2. Нормативный правовой акт об утверждении порядка предоставления субсидий хозяйствующим субъектам, оказывающим услуги общественных бань, - до 31 декабря 2017 г.
3. Соглашения о сотрудничестве при строительстве общественных бань на территории города Перми - 5 в 2013 г.
4. Ввод в эксплуатацию общественных бань на территории города Перми в рамках заключенных соглашений - 5 в 2017 г.
I. Общие положения
Настоящая Концепция развития банного хозяйства на территории города Перми (далее - Концепция) определяет общую стратегию развития банного хозяйства на территории города Перми в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Бюджетным кодексом Российской Федерации, Законом Российской Федерации от 7 февраля 1992 г. № 2300-1 "О защите прав потребителей", федеральными законами от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", от 26 июля 2006 г. № 135-ФЗ "О защите конкуренции", от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации".
Концепция разработана в целях развития банного хозяйства на территории города Перми и создания условий для обеспечения услугами бань социально незащищенных категорий жителей города, в том числе проживающих в ветхом и неблагоустроенном жилье.
II. Анализ состояния банного хозяйства на территории города
Перми и проблемы обеспечения услугами бань жителей города
Перми
Анализ состояния банного хозяйства на территории города Перми показывает, что снижение рентабельности предпринимательской деятельности на фоне повышения цен на материалы, оборудование и запасные части, рост тарифов энергоресурсов и коммунальных услуг, дефицит квалифицированных кадров вынуждают предприятия бытовых услуг повышать стоимость предоставляемых услуг, что снижает их привлекательность для всех категорий потребителей. Уменьшение прибыли непосредственно отражается на объемах оборотных средств.
Хозяйствующие субъекты отказываются от модернизации предприятий, сворачивают долговременные инновационные проекты. Отмечается стремление части хозяйствующих субъектов к перепрофилированию на более прибыльные и экономически привлекательные виды деятельности или прекращению предпринимательской деятельности, что в свою очередь осложняет ситуацию на рынке труда. Падение престижа труда в сфере банного хозяйства на фоне невысоких размеров заработной платы увеличивает отток квалифицированных кадров в другие отрасли экономики.
Отсутствие государственной политики и актуального федерального законодательства, направленного на регулирование деятельности в сфере бытового обслуживания населения на современном этапе развития экономики, привело к тому, что субъекты Российской Федерации формируют собственные нормативные правовые базы, существенно различающиеся друг от друга при решении одних и тех же задач.
Региональным законодательством не предусмотрено решение вопросов перспективного планирования и прогнозирования, стратегического развития банного хозяйства. В основном региональное законодательство ориентировано на реализацию краткосрочных или среднесрочных планов по обслуживанию жителей города Перми. Таким образом, сфера банного хозяйства рассматривается как "второстепенная" сфера и поддерживается по "остаточному" принципу.
По данным территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Пермскому краю по состоянию на 1 января 2012 г. в городе Перми проживает 1000679 человек, из них в ветхом и неблагоустроенном жилищном фонде (отсутствие ванных комнат, горячего водоснабжения, водопровода) проживают 5313 человек (в 2010 году - 11272 человека), что составляет 0,53% от общей численности жителей города Перми.
Учитывая нормативы, установленные в 1989 году (Строительные нормы и правила "Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений" СНиП 2.07.01-89 <*>), потребность жителей города Перми в банных услугах определяется из расчета 3 помывочных места на 1 тысячу жителей. Таким образом, обеспеченность потребности жителей города Перми банными услугами составляет 73,6% норматива, то есть от требуемого расчетного показателя в количестве 3002 помывочных мест в городе Перми оборудовано 2209 мест.
Низкий показатель по обеспеченности жителей города Перми услугами бань с общими отделениями - 36,1% от норматива.
Общее число помывок в год определяется по формуле:
Пн - общее количество помывок в год;
Мн - количество мест в банях;
Дн - количество дней работы бани в год;
Чн - количество часов работы бани в сутки;
Кн - коэффициент загрузки бани во время работы;
Тн - средняя продолжительность одной помывки (1,5-2 часа).
Таким образом, ежегодно организации, предоставляющие банные услуги жителям города Перми, обслуживают более 3 млн. человек.
Среднее число посещений бань одним жителем в год рассчитывается по формуле:
Ni - численность жителей города Перми, проживающих в домах с различным уровнем благоустройства (определяется на основании данных о благоустройстве жилищного фонда);
ai - санитарная норма посещения бань в течение года для жителей города, проживающих в домах без ванн и душа, - 52, для остальных жителей - 6.
Услугами общих отделений бань пользуются 60% жителей города, из них около 30% жителей пользуются услугой льготного дня.
За 2012 год объем реализации услуг по помывке в общих отделениях бань составил более 100 млн. руб.
Организационно-правовая форма хозяйствующих субъектов, предоставляющих услуги в сфере банного хозяйства на территории города Перми, - юридические лица и индивидуальные предприниматели. Муниципальные предприятия банного хозяйства на территории города Перми отсутствуют.
Структура организаций городского банного хозяйства представлена следующими объектами: 112 саун и бань, расположенных во всех районах города, 17 из которых - бани с общими отделениями.
Из числа действующих бань имущественные комплексы 6 бань являются муниципальными (5 - частично, 1 - полностью), которые переданы в аренду на определенных условиях (сохранение льготного тарифа, целевое использование имущества).
Неудовлетворительная и неэффективная работа сферы банного хозяйства - убытки, старение имущественного комплекса, отсутствие средств на его восстановление и модернизацию технологических процессов - в 2001 году привела к решению о реформировании муниципальных предприятий банно-прачечного хозяйства.
Работа муниципальных бань на условиях аренды позволила в основном сохранить муниципальный имущественный комплекс и социально значимую услугу для жителей города Перми - работу общих помывочных отделений. Длительное время обеспечивалась ценовая доступность банных услуг для широких слоев населения (согласование тарифов, введение дифференцированных тарифов, предоставление льгот для отдельных категорий граждан в определенные дни). Привлечены значительные частные инвестиции для реконструкции зданий бань и их технического переоснащения, что позволило создать комфортные условия для посетителей, открыть отделения повышенной категории и номера класса "Люкс" с широким спектром дополнительных услуг.
В соответствии с решением Пермской городской Думы от 25 декабря 2007 г. № 315 "Об утверждении Порядка предоставления муниципальной преференции и преференции, не являющейся муниципальной, в виде скидки по арендной плате" арендаторам муниципальных бань может предоставляться муниципальная преференция в виде скидки по арендной плате с применением понижающего коэффициента 0,3. При этом площадь, за которую предоставляется скидка по арендной плате, должна входить в состав банного комплекса и использоваться исключительно для организации помывочного процесса (помывочные отделения, раздевалки, часть холла, обеспечивающего доступ в помывочное отделение). Для определения размеров такой помощи применена ретроспективная рыночная оценка стоимости арендной платы. Указанная форма расчетов арендной платы в отношении муниципального имущества в виде бань используется с 2010 года.
Сохранение муниципального имущества города Перми - банных комплексов и отнесение его к профильному имуществу является одним из приоритетных направлений администрации города Перми в целях создания благоприятных экономических условий для отдельных категорий жителей города Перми в сфере оказания банных услуг.
В настоящее время на территории Индустриального района города Перми, в микрорайонах Крохалева, Краснова, Владимирский Свердловского района города Перми и Вышка-2 Мотовилихинского района города Перми отсутствуют бани с общими отделениями.
Низкий уровень обеспеченности жителей города Перми услугами бань с общими отделениями с учетом равномерной территориальной доступности на всей территории города Перми и необходимость создания благоприятных условий для социально незащищенных категорий жителей города, в том числе проживающих в ветхом и неблагоустроенном жилье, являются основной проблемой в развитии банного хозяйства города Перми.
III. Основные цели и задачи Концепции
3.1. Целью Концепции является создание условий для обеспечения жителей города Перми услугами банного хозяйства.
3.2. Задачи Концепции:
3.2.1. создание благоприятных условий для обеспечения экономической эффективности и финансовой стабильности хозяйствующих субъектов в сфере банного хозяйства;
3.2.2. обеспечение ценовой доступности банных услуг, в первую очередь для социально незащищенных жителей города Перми, проживающих в ветхом и неблагоустроенном жилье;
3.2.3. обеспечение равномерной территориальной доступности услуг бань с общими отделениями для жителей города Перми;
3.2.4. обеспечение проведения санитарной обработки жителей города Перми в военное время.
IV. Основные направления и механизмы реализации Концепции
В целях создания условий для обеспечения жителей города Перми услугами банного хозяйства необходимы поддержание существующих и разработка новых организационных подходов.
В целях создания благоприятных условий для обеспечения экономической эффективности и финансовой стабильности хозяйствующих субъектов в сфере банного хозяйства и обеспечения ценовой доступности банных услуг, в первую очередь для социально незащищенных категорий жителей города Перми, в том числе проживающих в ветхом и неблагоустроенном жилье, следует установить льготные тарифы по предоставлению услуг бань с общими отделениями для отдельных категорий граждан путем определения механизма субсидирования.
Одним из направлений реализации Концепции является разработка нормативной правовой базы города Перми в сфере банного хозяйства в целях определения механизма субсидирования (юридических лиц и индивидуальных предпринимателей - в виде компенсации выпадающих доходов бань в связи с предоставлением льготных услуг населению), являющегося необходимым условием эффективного развития, создания благоприятного климата среди предпринимателей.
Решением Пермской городской Думы от 26 февраля 2013 г. № 32 утвержден Порядок установления или регулирования органами местного самоуправления города Перми цен и тарифов, который распространяется на услуги муниципальных предприятий и учреждений, за исключением тех, установление которых осуществляется в ином порядке в соответствии с законодательством.
В настоящее время регулирование цен (тарифов) в общих отделениях бань и банно-прачечных комбинатах органами местного самоуправления не осуществляется в связи с отсутствием на территории города Перми муниципальных организаций (предприятий), оказывающих данные услуги. Регулирование цен (тарифов) услуг по помывке в общем отделении бань и банно-прачечных комбинатах иных форм собственности органом местного самоуправления не осуществляется.
В соответствии со статьей 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, оказывающим услуги общественных бань, могут предоставляться субсидии на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг из бюджета города Перми при наличии нормативных правовых актов, устанавливающих расходное обязательство и определяющих порядок предоставления данных субсидий.
Для реализации указанных полномочий необходимо разработать и утвердить нормативные правовые акты города Перми об утверждении порядка и условий предоставления субсидий, методики расчета субсидии, формы заявки на предоставление субсидии, типовой формы договора о предоставлении субсидии.
При разработке нормативных правовых актов рекомендуется применение следующего варианта субсидирования - предоставление субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - организаторам услуг бань с общими отделениями.
При реализации предлагаемого механизма субсидирования плановый годовой объем субсидий на возмещение затрат или недополученных доходов в связи с оказанием услуг бань рассчитывается по формуле:
Спл = Пп x (Стп - Тлп), где
Пп - плановое количество помывок льготной категории жителей города Перми на предстоящий финансовый год, рассчитанное исходя из выполнения объема услуг в прошлом году;
Стп - экономически обоснованная себестоимость одной помывки в общем отделении бани;
Тлп - стоимость одной помывки с применением льготного тарифа.
Право на получение субсидий предоставляется юридическим лицам любой организационно-правовой формы и индивидуальным предпринимателям (далее - организации), заключившим соглашение о предоставлении субсидий и соответствующим следующим требованиям:
зарегистрированные на территории города Перми и предоставляющие услуги бани отдельным категориям граждан;
наличие экономически обоснованных затрат на оказание услуг бани отдельным категориям граждан;
выполнение обязательств по уплате налогов и сборов, а также перед поставщиками за поставленные энергоресурсы;
в отношении организации не инициированы процедуры, предусмотренные законодательством о несостоятельности (банкротстве);
деятельность организации не приостановлена в порядке, предусмотренном Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.
При определении плановых затрат должны соблюдаться следующие условия:
затраты на оплату труда обслуживающего персонала складываются из штатной численности обслуживающего персонала и размера среднемесячной заработной платы, который не должен превышать среднесложившийся по городу Перми в сфере предоставления прочих коммунальных услуг за месяц, предшествующий расчетному периоду, по данным государственной статистики;
доля затрат на ремонт (включая капитальный ремонт) и техническое обслуживание в себестоимости услуг бань не может превышать 20% от общих затрат;
доля накладных (общеэксплуатационных и внеэксплуатационных) расходов не должна превышать 10% от себестоимости услуг бань;
предельная величина прибыли не может превышать 10% от себестоимости услуг бань;
тарифы на энергоносители должны быть утверждены в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и Пермского края;
плановые натуральные показатели по энергоносителям и затраты по услугам сторонних организаций должны быть подтверждены договорами, заключенными с поставщиками.
В городе Перми в 2013 году действуют следующие тарифы в общих отделениях бань:
цена одного билета в выходной день варьируется от 120 руб. до 200 руб.;
цена льготного билета составляет в среднем от 60 руб. до 120 руб.
При этом в городах России полная стоимость одной помывки в основном превышает 200 руб.
Планируемый рост цен в 2013 году на тепло-, электроэнергию, водоснабжение, водоочистку - в среднем 10-15%, что вызовет повышение тарифов в банях города Перми.
Сократить затраты на помывку в общих отделениях бань возможно при условии проведения работы по внедрению энергосберегающих технологий и системы контроля времени пребывания посетителей в бане.
Для объективной оценки ситуации, сложившейся в рассматриваемой сфере, и разработки действенных механизмов, способствующих ее развитию, в целях расчета уровня обеспеченности жителей города Перми банными услугами на территории города Перми необходимо ежегодное проведение мониторинга.
Для обеспечения равномерной территориальной доступности услуг бань с общими отделениями для жителей города Перми необходимо:
активизировать привлечение внебюджетных средств в строительство новых объектов, имеющих общие отделения бань вместимостью не менее 100 мест;
сохранить в муниципальной собственности города Перми банное хозяйство, переданное в долгосрочную аренду на определенных условиях.
Для достижения максимального показателя территориальной доступности жителей города Перми к услугам бань проводятся:
мониторинг территорий районов города Перми на предмет необходимости строительства новых бань с общими отделениями;
заключение с инвесторами соглашений о сотрудничестве при строительстве бань с общими отделениями на инвестиционно привлекательных условиях;
утверждение и реализация сетевых графиков строительства указанных объектов в рамках заключенных соглашений о сотрудничестве при строительстве объектов, в состав которых в обязательном порядке будут входить бани с общими отделениями;
согласование проектов планировки территории города Перми с учетом уровня обеспеченности услугой по каждому микрорайону города Перми и необходимости строительства предприятий банного хозяйства.
Реализация сетевых графиков в полном объеме планируется на период 2014-2017 годов.
Открытие и полноценное функционирование новых объектов позволит увеличить обеспеченность жителей услугой по помывке в общих отделениях бань.
Важным направлением реализации Концепции является сохранение в муниципальной собственности города Перми имущества в виде банных комплексов, переданного в долгосрочную аренду на определенных условиях.
Учитывая социальную значимость предоставления банных услуг жителям города Перми, необходимо сохранить в муниципальной собственности города Перми 6 имущественных комплексов банного хозяйства.
Реализация данного направления позволит сохранить предприятия банного хозяйства, привлечь внебюджетные средства для приведения имущества предприятий банного хозяйства в надлежащее техническое состояние, обеспечить предоставление банных услуг по льготным тарифам социально незащищенным категориям жителей города Перми, в том числе проживающих в ветхом и неблагоустроенном жилье.
Для обеспечения проведения санитарной обработки жителей города Перми в военное время необходимо с учетом требований СНиП 2.01.57-85 "Приспособление объектов коммунально-бытового назначения для санитарной обработки людей, специальной обработки одежды и подвижного состава автотранспорта" осуществлять мероприятия по приспособлению вновь строящихся, реконструируемых действующих объектов коммунально-бытового назначения (бань) независимо от их ведомственной подчиненности в качестве санитарных обмывочных пунктов.
V. Ожидаемые конечные результаты реализации Концепции
Показатели и результаты реализации Концепции:
5.1. Обеспеченность жителей города Перми услугами по помывке в общих отделениях бань.
Достижение показателя обеспеченности:
2013 год - 37,5%;
2014 год - 40,7%;
2015 год - 40,5%;
2016 год - 47,0%;
2017 год - 53,4%.
5.2. Нормативный правовой акт об утверждении порядка предоставления субсидий хозяйствующим субъектам, оказывающим услуги общественных бань, - до 31 декабря 2017 г.
Достижение показателя планируется за счет средств бюджета города Перми путем реализации механизма субсидирования хозяйствующих субъектов в связи с предоставлением услуг по помывке в общих отделениях бань по льготному тарифу социально незащищенным категориям жителей города Перми, в том числе проживающих в ветхом и неблагоустроенном жилье.
5.3. Соглашения о сотрудничестве при строительстве общественных бань на территории города Перми - 5 в 2013 г.
Заключение соглашений о сотрудничестве при строительстве общественных бань на территории города Перми - до 1 декабря 2013 г., не требуется финансирование за счет средств бюджета города Перми.
5.4. Ввод в эксплуатацию общественных бань на территории города Перми в рамках заключенных соглашений - 5 до 31 декабря 2017 г.
Реализация сетевых графиков строительства общественных бань на территории города Перми в рамках заключенных соглашений - до 31 декабря 2017 г.
Достижение показателя планируется путем строительства и ввода в эксплуатацию пяти новых общественных бань, построенных в рамках соглашений, с общим количеством 500 помывочных мест к концу 2017 года за счет средств инвесторов (ул. Беляева, 9, ул. Леонова, 74, ул. Емельяна Ярославского, 62, ул. Солдатова, 33, ул. Гашкова, 11а). Финансирование за счет средств бюджета города Перми не требуется.
------------------------------------------------------------------