Типы документов

Реклама

Партнеры

Решение Пермского краевого суда от 23.12.2013 по делу N 3-142-2013 <О признании недействующими отдельных положений Постановления Правительства Пермского края от 11.01.2013 N 14-п "Об утверждении Порядка определения объема расходов бюджета Пермского края на предоставление субъектам естественных монополий субсидии на возмещение недополученных доходов, возникающих вследствие регулирования тарифов при осуществлении перевозок пассажиров железнодорожным транспортом общего пользования в пригородном сообщении на территории Пермского края, на 2013 год...">



ПЕРМСКИЙ КРАЕВОЙ СУД

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 23 декабря 2013 г. по делу № 3-142-2013

Пермский краевой суд в составе председательствующего судьи Хрусталевой Л.Е.
при секретаре Д.,
с участием представителя Уральской транспортной прокуратуры З., действующей на основании доверенности от 18.12.2013 года № <...>,
представителя Правительства Пермского края Ш., действующего на основании доверенности от 31.05.2013 года № <...>
представителя Министерства транспорта и связи Пермского края Р., действующего на основании доверенности от 23.10.2012 года № <...>,
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Перми гражданское дело по заявлению заместителя транспортного прокурора Уральской транспортной прокуратуры о признании недействующими пункта 5.5 Порядка предоставления субъектам естественных монополий, осуществляющим перевозки пассажиров железнодорожным транспортом общего пользования в пригородном сообщении на территории Пермского края, субсидии на возмещение недополученных доходов, возникающих вследствие регулирования тарифов при осуществлении таких перевозок, утвержденного Постановлением Правительства Пермского края от 11 января 2013 года № 14-п "Об утверждении Порядка определения объема расходов бюджета Пермского края на предоставление субъектам естественных монополий субсидии на возмещение недополученных доходов, возникающих вследствие регулирования тарифов при осуществлении перевозок пассажиров железнодорожным транспортом общего пользования в пригородном сообщении на территории Пермского края, на 2013 год, объема расходов бюджета Пермского края на предоставление субъектам естественных монополий субсидии на возмещение недополученных доходов, возникающих вследствие регулирования тарифов при осуществлении перевозок пассажиров железнодорожным транспортом общего пользования в пригородном сообщении на территории Пермского края, на 2013 год, Порядка предоставления субъектам естественных монополий, осуществляющим перевозки пассажиров железнодорожным транспортом общего пользования в пригородном сообщении на территории Пермского края, субсидии на возмещение недополученных доходов, возникающих вследствие регулирования тарифов при осуществлении таких перевозок, Перечня Полигонов по маршрутам движения железнодорожного транспорта общего пользования пригородного сообщения на территории Пермского края и расписания движения поездов по Полигонам", пункта 4.3 Приложения 1 к Порядку в части уменьшения объема субсидий на произведение ставки потерь от несоблюдения чистоты в вагоне и количества актов о нарушении качества перевозок, оформленных в соответствии с пунктом 6.5 Порядка; пунктов 6.1, 6.2, 6.3, 6.4, 6.5, 6.6, 6.7, 6.8, 6.9 Порядка, пунктов 5.1, 5.2, 5.3, 5.4. 5.5, 5.6, 5.7, 5.8, 5.9 Приложения 1 к Порядку в части наделения общественных организаций функциями контроля за качеством перевозок, определения порядка уменьшения размера субсидии на сумму, рассчитанную с учетом нарушений, установленных в ходе осуществления контроля за качеством перевозок; пункта 6.10 Порядка, пункта 5.10 Приложения 1 к Порядку,

установил:

Постановлением Правительства Пермского края от 11.01.2013 года № 14-п "Об утверждении Порядка определения объема расходов бюджета Пермского края на предоставление субъектам естественных монополий субсидии на возмещение недополученных доходов, возникающих вследствие регулирования тарифов при осуществлении перевозок пассажиров железнодорожным транспортом общего пользования в пригородном сообщении на территории Пермского края, на 2013 год, объема расходов бюджета Пермского края на предоставление субъектам естественных монополий субсидии на возмещение недополученных доходов, возникающих вследствие регулирования тарифов при осуществлении перевозок пассажиров железнодорожным транспортом общего пользования в пригородном сообщении на территории Пермского края, на 2013 год, Порядка предоставления субъектам естественных монополий, осуществляющим перевозки пассажиров железнодорожным транспортом общего пользования в пригородном сообщении на территории Пермского края, субсидии на возмещение недополученных доходов, возникающих вследствие регулирования тарифов при осуществлении таких перевозок, Перечня Полигонов по маршрутам движения железнодорожного транспорта общего пользования пригородного сообщения на территории Пермского края и расписания движения поездов по Полигонам", утвержден Порядок предоставления субъектам естественных монополий, осуществляющим перевозки пассажиров железнодорожным транспортом общего пользования в пригородном сообщении на территории Пермского края, субсидии на возмещение недополученных доходов, возникающих вследствие регулирования тарифов при осуществлении таких перевозок (далее - Порядок). Текст постановления опубликован в печатном издании "Бюллетень законов Пермского края, правовых актов губернатора Пермского края, Правительства Пермского края, исполнительных органов государственной власти Пермского края", № 2, 21.01.2013 года.
Постановлением Правительства Пермского края от 21.03.2013 года № 142-п в указанное выше Постановление внесены изменения. Текст Постановления от 21.03.2013 года № 142-п опубликован в печатном издании "Бюллетень законов Пермского края, правовых актов губернатора Пермского края, Правительства Пермского края, исполнительных органов государственной власти Пермского края", № 11, 25.03.2013 года.
Постановлением Правительства Пермского края от 30.09.2013 года № 1283-п в Расписание движения поездов по Полигонам, утвержденное Постановлением Правительства Пермского края от 11.01.2013 года № 14-п внесены изменения. Текст постановления опубликован в печатном издании "Бюллетень законов Пермского края, правовых актов губернатора Пермского края, Правительства Пермского края, исполнительных органов государственной власти Пермского края", № 39, 07.10.2013 года.
В соответствии с п. 5.5 Порядка субсидия предоставляется получателю субсидии в пределах суммы бюджетных средств, установленной Договором, и рассчитывается ежемесячно по следующей формуле:
Св - объем субсидий за отчетный период по Полигону (руб.);
Сн - объем субсидий за отчетный период по направлению (руб.);
СВф - субсидия, выплаченная с начала действия Договора, руб.;
Сч - ставка потерь от несоблюдения чистоты в вагоне (280 руб.);
Чакт - количество актов о нарушении качества перевозок, оформленных в соответствии с пунктом 6.5 настоящего Порядка, о наличии грязи в вагоне, ед. за отчетный период;
Сз - объем субсидий за отчетный период по тарифной зоне (руб.);

Сз = (ЭОЗ - ФТ) x Коп, где

ЭОЗ - экономически обоснованные затраты по каждой тарифной зоне по направлениям в разрезе Полигонов, определенные экспертным заключением, руб.;
ФТ - тарифы на перевозку пассажиров железнодорожным транспортом общего пользования в пригородном сообщении, утвержденные РЭК в разрезе Полигонов по направлениям по каждой тарифной зоне на текущий календарный год, руб.;
Коп - фактическое количество перевезенных пассажиров с начала действия Договора, чел.
Аналогичное содержание имеет п. 4.3 Приложения 1 к указанному Порядку, которым утверждена форма договора на осуществление перевозок пассажиров железнодорожным транспортом общего пользования в пригородном сообщении на территории Пермского края на условиях предоставления субсидии на возмещение недополученных доходов, возникающих вследствие регулирования тарифов при осуществлении перевозок пассажиров железнодорожным транспортом общего пользования в пригородном сообщении на территории Пермского края.
Пунктом 6.1 Порядка установлено, что при перевозке пассажиров железнодорожным транспортом общего пользования в пригородном сообщении на территории Пермского края контроль за исполнением условий Договора осуществляют:
Министерство;
контролирующие органы в соответствии с законодательством;
общественные организации.
Согласно п. 6.2 Порядка контроль за качеством перевозок осуществляется Министерством, контролирующими органами в соответствии с законодательством, общественными организациями, зарегистрированными в этом качестве на территории Российской Федерации в установленном законодательством порядке, и включает в себя контроль по показателю качества перевозок - соблюдению чистоты подвижного состава.
Пунктом 6.3 Порядка определено, что контроль качества перевозок осуществляется представителями общественных организаций на безвозмездных и добровольных началах.
В соответствии с п. 6.4 Порядка, Министерство в целях регламентации взаимных прав и обязанностей в течение пяти рабочих дней со дня обращения общественных организаций в Министерство заключает с общественными организациями соглашения об осуществлении общественного контроля качества перевозок.
Согласно п. 6.5 Порядка лица, осуществляющие контроль качества перевозок, в случае нарушения перевозчиком установленного показателя качества перевозок:
составляют акт о нарушении качества перевозок в соответствии с Приложением 2 к настоящему Порядку (далее - акт), подписанный не менее чем тремя лицами, осуществляющими контроль качества перевозок;
направляют составленный акт в Министерство.
Требования к акту установлены пунктами 6.6, 6.7 Порядка.
К акту прилагаются копии документов, удостоверяющих полномочия каждого лица, подписавшего акт (пункт 6.6 Порядка).
В акте в обязательном порядке указываются:
Ф.И.О. лиц, подписавших акт;
маршрут следования состава, время и дата составления акта;
описание нарушения с указанием соответствующего показателя качества перевозок;
организация-перевозчик, номер вагона, номер поезда (пункт 6.7 Порядка).
В соответствии с п. 6.8 Порядка, на каждый вид нарушения акт оформляется отдельно.
Срок представления актов установлен п. 6.9 Порядка, согласно нему акты за отчетный период представляются в Министерство в срок до 20-го числа месяца, следующего за отчетным.
В силу п. 6.10 Порядка в случае нарушения получателем субсидии установленного показателя качества перевозок, подтвержденного актом (актами), Министерство уменьшает размер субсидии, выплачиваемой получателю субсидии за отчетный период, на сумму, рассчитанную с учетом нарушений, установленных актом (актами).
Аналогичное указанным пунктам содержание имеют пункты 5.1-5.10 Приложения 1 к Порядку.
Заместитель транспортного прокурора Уральской транспортной прокуратуры обратился в Пермский краевой суд с заявлением о признании недействующими пунктов 6.2, 6.3, 6.4, 6.5, 6.6, 6.7, 6.8, 6.9, 6.10 Порядка предоставления субъектам естественных монополий, осуществляющим перевозки пассажиров железнодорожным транспортом общего пользования в пригородном сообщении на территории Пермского края, субсидии на возмещение недополученных доходов, возникающих вследствие регулирования тарифов при осуществлении таких перевозок, утвержденного Постановлением Правительства Пермского края от 11 января 2013 года № 14-п.
С учетом уточнения требований (05.12.2013, 11.12.2013) заместитель транспортного прокурора просил признать недействующими пункт 5.5 Порядка, пункт 4.3 Приложения 1 к Порядку в части уменьшения объема субсидий на произведение ставки потерь от несоблюдения чистоты в вагоне и количества актов о нарушении качества перевозок, оформленных в соответствии с пунктом 6.5 Порядка; пункты 6.1, 6.2, 6.3, 6.4, 6.5, 6.6, 6.7, 6.8, 6.9 Порядка, пункты 5.1, 5.2, 5.3, 5.4. 5.5, 5.6, 5.7, 5.8, 5.9 Приложения 1 к Порядку в части наделения общественных организаций функциями контроля за качеством перевозок, определения порядка уменьшения размера субсидии на сумму, рассчитанную с учетом нарушений, установленных в ходе осуществления контроля за качеством перевозок; пункт 6.10 Порядка, пункт 5.10 Приложения 1 к Порядку (л.д. 26-21 т. 2).
В обоснование требований указал, что оспариваемым нормативным актом в нарушение требований частей 1, 2 ст. 1 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 года № 2300-1 "О защите прав потребителей" произведено регулирование отношений в сфере защиты прав потребителей, поскольку Правительством Пермского края в Порядке утверждены нормы, устанавливающие право общественных организаций осуществлять контроль за качеством перевозок, который по своей сути является контролем за соблюдением прав потребителей - пассажиров при оказании им перевозчиком услуг по перевозке железнодорожным транспортом в пригородном сообщении.
Кроме того, прокурор, ссылаясь на ст. 17, 27 Федерального закона от 19.05.1995 года № 82-ФЗ "Об общественных объединениях", указал, что вмешательство общественных объединений в деятельность органов государственной власти и их должностных лиц не допускается, в число их прав не входит право на осуществление функций государственных органов по контролю.
Согласно ст. 2 Федерального закона от 26.12.2008 года № 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" под государственным контролем понимается деятельность уполномоченных органов государственной власти (федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации), направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений. Данная деятельность общественными объединениями не осуществляется. В силу ст. 3 данного Федерального закона одним из основных принципов защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) является проведение проверок в соответствии с полномочиями органа государственного контроля (надзора).
Ссылаясь на статьи 2, 8 Бюджетного кодекса Российской Федерации, прокурор указал, что правовые акты, регулирующие бюджетные правоотношения, не могут противоречить Бюджетному кодексу Российской Федерации, органы государственной власти осуществляют бюджетные полномочия в пределах, установленных Бюджетным кодексом Российской Федерации. Статья 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации не содержит положений, которые предоставляли бы возможность установить в нормативном правовом акте субъекта Российской Федерации правовые нормы об осуществлении общественными организациями контроля за соблюдением условий предоставления субсидии, уменьшении размера субсидии, выплачиваемой или выплаченной ей получателю.
Прокурор полагает, что вопреки приведенным нормам федерального законодательства пунктами 6.1, 6.2, 6.3, 6.4, 6.5, 6.6, 6.7, 6.8, 6.9, 6.10 Порядка общественные организации наделены полномочиями по осуществлению контрольных мероприятий, составлению соответствующих актов, на основании которых к перевозчику могут быть применены меры материально-правового характера, в связи с чем нарушают права и законные интересы неопределенного круга юридических лиц - получателей субсидии.
Пункт 5.5 Порядка содержит расчет сумму, на которую уменьшается субсидия.
Аналогичные пунктам 5.5, 6.1, 6.2, 6.3, 6.4, 6.5, 6.6, 6.7, 6.8, 6.9, 6.10 Порядка положения содержатся в пунктах 4.3, 5.1-5.10 Приложения 1 к Порядку, указанные пункты Приложения 1 к Порядку также не соответствуют тем же нормам федерального законодательства, что и соответствующие пункты Порядка.
Также прокурор указал на то, что в нарушение положений ст. 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации и ст. 1 Федерального закона от 17.07.2009 года № 172-ФЗ "Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов" п. 6.10 предусматривает не установленное федеральным законодательством уменьшение размера субсидии при одновременном наличии оснований к ее возврату, что во взаимосвязи с п. 8.4 Порядка представляет собой коррупционный фактор.
Определением суда к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены Министерство транспорта и связи Пермского края, ОАО "Пермская пригородная компания" и ОАО "Содружество".
В судебном заседании участвующий в деле представитель Уральской транспортной прокуратуры З. заявленные требования с учетом их уточнения поддержала.
Представитель Правительства Пермского края Ш. против удовлетворения заявленных прокурором требований возражал по доводам, изложенным в письменных возражениях (л.д. 50-61 т. 1, л.д. 45-51 т. 2).
Представитель Министерства транспорта и связи Пермского края Р. против удовлетворения заявленных прокурором требований возражал, поддержал доводы, изложенные в письменных возражениях (л.д. 62-66 т. 1). Дополнительно пояснил, что Порядком предусматривается расчет размера субсидии с учетом количества нарушений чистоты подвижных составов, а не уменьшение размера субсидии. Просил в удовлетворении заявления прокурору отказать.
ОАО "Пермская пригородная компания" и ОАО "Содружество", будучи надлежащим образом извещенными о времени и месте рассмотрения дела, представителей для участия в судебном заседании не направили.
Заслушав объяснения представителя Уральской транспортной прокуратуры, представителей заинтересованных лиц, участвующих в судебном заседании, изучив письменные возражения на заявление, исследовав представленные суду доказательства, суд находит заявленные прокурором требования подлежащими удовлетворению.
В силу ст. 254 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд общей юрисдикции с заявлением об оспаривании нормативных актов полностью или в части.
В соответствии со ст. 26, 254 ГПК РФ суд общей юрисдикции рассматривает дела об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части, если рассмотрение этих заявлений не отнесено федеральным законом к компетенции иных судов.
Согласно п. 9 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29.11.2007 № 48 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части" под нормативным правовым актом понимается изданный в установленном порядке акт уполномоченного на то органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица, устанавливающий правовые нормы (правила поведения), обязательные для неопределенного круга лиц, рассчитанные на неоднократное применение, направленные на урегулирование общественных отношений либо на изменение или прекращение существующих правоотношений.
Оспариваемое Постановление обладает всеми признаками нормативного правового акта, поскольку принято органом государственной власти субъекта Российской Федерации, официально опубликовано и его соответствующие положения содержат правовые нормы, обязательные для неопределенного круга лиц, рассчитанные на неоднократное применение, направленные на регулирование отношений, связанных с предоставлением субъектам естественных монополий, осуществляющим перевозки пассажиров железнодорожным транспортом общего пользования в пригородном сообщении на территории Пермского края, субсидий на возмещение недополученных доходов, возникающих вследствие регулирования тарифов при осуществлении таких перевозок.
Поскольку Бюджетный кодекс Российской Федерации не содержит указаний на арбитражный суд в качестве компетентного суда, правомочного рассматривать заявления об оспаривании нормативных правовых актов, регулирующих указанные отношения, следовательно, настоящий спор подлежит рассмотрению судом общей юрисдикции.
Определением Арбитражного суда Пермского края от 3 октября 2013 года производство по делу <...> по заявлению Уральского транспортного прокурора к Правительству Пермского края о признании нормативного правового акта недействующим в части прекращено на основании п. 1 ч. 1 ст. 150 АПК РФ.
Статьями 71 и 72 Конституции Российской Федерации определены предметы ведения Российской Федерации и совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
В соответствии со статьей 76 Конституции Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.
Общие принципы разграничения полномочий федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации установлены Федеральным законом от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ).
В соответствии с подпунктом 12 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится организация транспортного обслуживания населения воздушным, водным, автомобильным транспортом, включая легковое такси, в межмуниципальном и пригородном сообщении и железнодорожным транспортом в пригородном сообщении, осуществления регионального государственного контроля в сфере перевозок пассажиров и багажа легковым такси.
Организационные, правовые и экономические основы организации транспортного обслуживания населения на территории Пермского края определяет Закон Пермского края от 12 октября 2006 года № 19-КЗ "Об основах организации транспортного обслуживания населения на территории Пермского края" (далее - закон Пермского края от 12 октября 2006 года № 19-КЗ).
Согласно ч. 1 ст. 5 указанного Закона в зависимости от условий транспортного обслуживания регулярные перевозки пассажиров подразделяются на коммерческие и субсидируемые.
Субсидируемые перевозки организуются в случае необеспечения минимальной транспортной доступности коммерческими перевозками (ч. 3 ст. 5 закона Пермского края от 12 октября 2006 года № 19-КЗ).
Частью 4 ст. 5 закона Пермского края от 12 октября 2006 года № 19-КЗ установлено, что субсидируемые перевозки организуются на условиях предоставления субсидий юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям в целях возмещения затрат и (или) недополученных доходов, связанных с перевозкой пассажиров, в соответствии с нормативными правовыми актами Пермского края.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 5 августа 2009 года № 642 утвержден Перечень работ (услуг) субъектов естественных монополий в сфере железнодорожных перевозок, тарифы, сборы и плата в отношении которых регулируются государством, в соответствии с п. 2 которого в этот Перечень включена перевозка пассажиров железнодорожным транспортом общего пользования во внутригосударственном сообщении (за исключением перевозок в вагонах категории "СВ" и "купе". Также указанным Постановлением утверждено Положение о государственном регулировании и контроле тарифов, сборов и платы в отношении работ (услуг) субъектов естественных монополий в сфере железнодорожных перевозок, в соответствии с п. 13 которого при установлении тарифов, сборов и платы с учетом необходимости доступности услуг железнодорожного транспорта для населения, а также конкурентоспособности экономики страны при необходимости определяются меры по компенсации потерь в доходах субъекта регулирования в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Статьей 2 Бюджетного кодекса Российской Федерации установлено, что бюджетное законодательство Российской Федерации состоит из настоящего Кодекса и принятых в соответствии с ним федеральных законов о федеральном бюджете, федеральных законов о бюджетах государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, законов субъектов Российской Федерации о бюджетах субъектов Российской Федерации, законов субъектов Российской Федерации о бюджетах территориальных государственных внебюджетных фондов, муниципальных правовых актов представительных органов муниципальных образований о местных бюджетах (далее - закон (решение) о бюджете), иных федеральных законов, законов субъектов Российской Федерации и муниципальных правовых актов представительных органов муниципальных образований, регулирующих правоотношения, указанные в статье 1 настоящего Кодекса.
Федеральные законы, законы субъектов Российской Федерации, муниципальные правовые акты представительных органов муниципальных образований, предусмотренные частью первой настоящей статьи, не могут противоречить настоящему Кодексу.
Согласно ст. 8 Бюджетного кодекса Российской Федерации органы государственной власти субъектов Российской Федерации осуществляют бюджетные полномочия в пределах, установленных данной статьей и Бюджетным кодексом Российской Федерации.
В силу положений ст. 69 Бюджетного кодекса Российской Федерации предоставление бюджетных средств осуществляется в форме субсидий, которые предоставляются юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг.
В соответствии с ч. 1 ст. 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров (за исключением подакцизных товаров), выполнением работ, оказанием услуг.
При этом субсидии юридическим лицам предоставляются из бюджета субъекта Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов - в случаях и порядке, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации о бюджетах территориальных государственных внебюджетных фондов и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или актами уполномоченных им органов государственной власти субъекта Российской Федерации (п. 2 ч. 2 ст. 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации).
Законом Пермского края от 19 декабря 2012 года № 139-ПК "О бюджете Пермского края на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов" установлено, что за счет средств краевого бюджета могут предоставляться субсидии, в том числе юридическим лицам (за исключением субсидий государственным учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров (работ, услуг) на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров (работ, услуг) в случаях, предусмотренных целевыми статьями и видами расходов в приложениях 7-10 к настоящему Закону. При этом порядки предоставления указанных субсидий устанавливаются нормативными правовыми актами Правительства Пермского края (пункт 2 ч. 2 ст. 6).
Таким образом, Постановление Правительства Пермского края от 11 января 2013 года № 14-п в части утверждения Порядка предоставления субъектам естественных монополий, осуществляющим перевозки пассажиров железнодорожным транспортом общего пользования в пригородном сообщении на территории Пермского края, субсидии на возмещение недополученных доходов, возникающих вследствие регулирования тарифов при осуществлении таких перевозок и постановления Правительства Пермского края, которыми внесены изменения в названный Порядок, приняты в пределах компетенции Правительства Пермского края.
При рассмотрении дела судом проверено соответствие порядка принятия Правительством Пермского края указанных постановлений требованиям Постановления Правительства Пермского края от 05.10.2007 года № 222-п "Об утверждении Регламента Правительства Пермского края", Постановления Правительства Пермского края от 03.06.2013 года № 595-п "О Регламенте Правительства Пермского края". Нарушения процедуры принятия оспариваемого в части нормативного правового акта судом при рассмотрении дела не установлено.
Из анализа содержания Порядка предоставления субъектам естественных монополий, осуществляющим перевозки пассажиров железнодорожным транспортом общего пользования в пригородном сообщении на территории Пермского края, субсидии на возмещение недополученных доходов, возникающих вследствие регулирования тарифов при осуществлении таких перевозок, утвержденного Постановлением Правительства Пермского края от 11 января 2013 года № 14-п, и утвержденной в Приложении 1 к указанному Порядку формы договора следует, что Правительством Пермского края в оспариваемом в части нормативном правовом акте установлено, что контроль за исполнением условий Договора на осуществление перевозок пассажиров железнодорожным транспортом общего пользования в пригородном сообщении на территории Пермского края на условиях предоставления субсидии на возмещение недополученных доходов, возникающих вследствие регулирования тарифов при осуществлении перевозок пассажиров железнодорожным транспортом общего пользования в пригородном сообщении на территории Пермского края по утвержденному Полигону, контроль за качеством перевозок, который включает в себя контроль по показателю качества перевозок - соблюдению чистоты подвижного состава осуществляют, в том числе общественные организации (пункт 6.1, 6.2 Порядка, 5.1, 5.2 Приложения 1 к Порядку). Контроль качества перевозок осуществляется представителями общественных организаций на безвозмездных и добровольных началах, на основе заключенного с Министерством транспорта и связи соглашения (пункты 6.3, 6.4 Порядка, 5.3. 5.4 Приложения 1 к Порядку). Форма оформления выявленного нарушения качества перевозок и перечень прилагаемых к акту о нарушении документов, требования к акту о нарушении, сроки предоставления актов в Министерство транспорта и связи определены пунктами 6.5-6.9 Порядка и пунктами 5.5-5.9 Приложения 1 к Порядку. Порядком предусмотрена возможность уменьшения субсидии в случае нарушения получателем субсидии установленного показателя перевозок, подтвержденного актом (пункты 5.5, 6.10 Порядка, пункты 4.3, 5.10 Приложения 1 к Порядку).
Из содержания Порядка следует, что предметом его правового регулирования являются бюджетные отношения. При указанных обстоятельствах Порядок должен соответствовать бюджетному законодательству Российской Федерации.
В силу пункта 3 ст. 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, должны определять:
1) категории и (или) критерии отбора юридических лиц (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), индивидуальных предпринимателей, физических лиц - производителей товаров, работ, услуг, имеющих право на получение субсидий;
2) цели, условия и порядок предоставления субсидий;
3) порядок возврата субсидий в соответствующий бюджет в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении;
4) порядок возврата в текущем финансовом году получателем субсидий остатков субсидий, не использованных в отчетном финансовом году, в случаях, предусмотренных соглашениями (договорами) о предоставлении субсидий;
5) положения об обязательной проверке главным распорядителем (распорядителем) бюджетных средств, предоставляющим субсидию, и органом государственного (муниципального) финансового контроля соблюдения условий, целей и порядка предоставления субсидий их получателями.
Как видно из содержания Порядка, Правительство Пермского края определило в качестве одного из условий предоставления субъектам естественных монополий, осуществляющим перевозки пассажиров железнодорожным транспортом общего пользования в пригородном сообщении на территории Пермского края, субсидии на возмещение недополученных доходов, возникающих вследствие регулирования тарифов при осуществлении таких перевозок соблюдение заявителем требований к основным показателям качества перевозок, установленных настоящим Порядком (подпункт 5.2.3 Порядка).
Иных показателей качества перевозок, кроме установленного п. 6.2 Порядка - соблюдение чистоты подвижного состава, Порядком не установлено.
Таким образом, контроль качества перевозок, установленный пунктами 6.1-6.9 Порядка, по сути, является контролем за соблюдением одного из условий предоставления субсидии.
Разделом VIII Порядка предусмотрен порядок возврата субсидий в соответствующий бюджет в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении.
В соответствии с п. 8.2 Порядка контроль за целевым и правомерным использованием субсидии и соблюдением условий, установленных при предоставлении субсидии в соответствии с настоящим Порядком и (или) Договором, осуществляет Министерство и иные органы финансового контроля Пермского края, тогда как согласно положений раздела VI Порядка право осуществлять контроль за соблюдением условий договора, включающий в себя, в том числе контроль за соблюдением одного из условий предоставления субсидии - контроль за качеством перевозок при перевозке пассажиров (соблюдение чистоты подвижных составов), имеют при соблюдении требований п. 6.4 Порядка общественные организации.
Аналогичные положения, предусматривающие возможность осуществления контроля за качеством перевозок, приводятся и в договоре на осуществление перевозок пассажиров железнодорожным транспортом общего пользования в пригородном сообщении на территории Пермского края на условиях предоставления субсидии на возмещение недополученных доходов, возникающих вследствие регулирования тарифов при осуществлении перевозок пассажиров железнодорожным транспортом общего пользования в пригородном сообщении на территории Пермского края (пункты 5.1-5.9), форма которого утверждена в Приложении 1 к Порядку.
Между тем, Правительством Пермского края при принятии оспариваемого в части нормативного правового акта не учтено, что федеральным законодательством предусмотрен исчерпывающий перечень вопросов, подлежащих регулированию нормативными правовыми актами субъектов, регламентирующих предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг.
Бюджетным кодексом Российской Федерации субъекты Российской Федерации не уполномочены устанавливать в качестве органов, имеющих право на осуществление контроля и проведение проверок соблюдения получателями субсидий условий предоставления субсидий, общественные организации.
Суд считает, что установление в Порядке права общественных организаций участвовать в проверке соблюдения условий предоставления субсидии из краевого бюджета перевозчикам, а именно осуществления контроля за чистотой подвижных составов, противоречит федеральному законодательству.
Утверждение представителей Правительства Пермского края и Министерства транспорта и связи относительно обоснованности установления в Порядке положений о привлечении к проверке условий предоставления субсидий представителей общественных организаций в целях эффективности и результативности использования бюджетных средств, судом отклоняется.
Исходя из содержания ст. 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации, оспариваемого Порядка, основанием для предоставления бюджетных средств в виде субсидий является фактическое возникновение затрат или недополученных доходов, что и соответствует принципам целевого характера бюджетных средств, результативности и эффективности их использования, предусмотренным статьями 28, 34 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Довод представителя Правительства Пермского края о том, что Конституция Российской Федерации не запрещает государству передавать отдельные полномочия исполнительных органов власти негосударственным организациям, поэтому установление в оспариваемом Порядке права общественных организаций осуществлять проверку исполнения условий предоставления субсидии является правомерным, является несостоятельной. Такая передача возможна при условии, что это не противоречит федеральным законам, а в данном случае предоставление общественным организациям права осуществлять контроль за качеством чистоты подвижных составов, по результатам которого возможно уменьшение размера субсидии на возмещение затрат или недополученных доходов в связи с перевозкой пассажиров железнодорожным транспортом противоречит федеральному закону - Бюджетному кодексу Российской Федерации.
Утверждение представителя Правительства Пермского края о том, что общественные организации привлекаются к осуществлению проверок соблюдения условий, целей и порядка предоставления субсидий их получателей в рамках взаимодействия согласно п. 1.4 Положения о Министерства транспорта и связи Пермского края, утвержденного Постановлением Правительства Пермского края от 07.09.2012 года № 828-п, согласно которому Министерство осуществляет свою деятельность во взаимодействии с федеральными органами исполнительной власти и их территориальными органами, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами государственной власти Пермского края, органами местного самоуправления, общественными организациями, организациями и гражданами, нельзя признать состоятельным.

Согласно п. 4 указанного Постановления Министерство транспорта и связи Пермского края является главным распорядителем бюджетных средств на предоставление субъектам естественных монополий, осуществляющим перевозки пассажиров железнодорожным транспортом общего пользования в пригородном сообщении на территории Пермского края, субсидии на возмещение недополученных доходов, возникающих вследствие регулирования тарифов при осуществлении перевозок. Однако в данном случае оспариваемым в части Порядком установлено право общественных организаций, с которым Министерством заключены соответствующие соглашения, контролировать одно из условий предоставления субсидий - качество соблюдения чистоты подвижных составов в нарушение положений ч. 3 ст. 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
В силу подпункта 5 пункта 3 ст. 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 02.07.2013 года № 181-ФЗ) нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, должны определять положения об обязательной проверке главным распорядителем (распорядителем) бюджетных средств, предоставляющим субсидию, и органом государственного (муниципального) финансового контроля соблюдения условий, целей и порядка предоставления субсидий их получателями. Согласно пункту 5 ст. 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации при предоставлении субсидий, указанных в настоящей статье, обязательным условием их предоставления, включаемым в договоры (соглашения) о предоставлении субсидий, является согласие их получателей (за исключением государственных (муниципальных) унитарных предприятий, хозяйственных товариществ и обществ с участием публично-правовых образований в их уставных (складочных) капиталах, а также коммерческих организаций с участием таких товариществ и обществ в их уставных (складочных) капиталах) на осуществление главным распорядителем (распорядителем) бюджетных средств, предоставившим субсидии, и органами государственного (муниципального) финансового контроля проверок соблюдения получателями субсидий условий, целей и порядка их предоставления.
Нормативные правовые акты по осуществлению регулирования вопросов предоставления субсидий из бюджета субъекта не могут противоречить федеральному законодательству, которое регулирует бюджетные правоотношения.
В данном случае пункты 6.1-6.9 Порядка, 5.1-5.9 Приложения 1 к Порядку такие противоречия содержат.
Общественные организации не лишены в предусмотренных действующим законодательством случаях и в установленном порядке осуществлять отдельные полномочия, связанные с осуществлением контроля за защитой прав потребителей, отдельных групп населения.
Бюджетный кодекс Российской Федерации не передал субъектам Российской Федерации полномочия по определению в качестве органов, осуществляющих контроль за условиями предоставления субсидий юридическим лицам - общественные организации. В связи с этим правовых оснований для включения в нормативный правовой акт Пермского края, определяющий условия и порядок предоставления перевозчикам в целях возмещения недополученных доходов субсидий из бюджета Пермского края, положений об осуществлении контроля общественными организациями за соблюдением условий предоставления субсидий, договоров на перевозку на условиях предоставления субсидии, не имеется.
Кроме того, оспариваемым Порядком предусмотрена возможность уменьшения размера субсидии в случае нарушения перевозчиком условия предоставления субсидии - условия о качестве перевозок (чистоты подвижных составов).
Так, пунктом 6.10 Порядка установлено, что в случае нарушения получателем субсидии установленного показателя качества перевозок, подтвержденного актом (актами), Министерство уменьшает размер субсидии, выплачиваемой получателю субсидии за отчетный период, на сумму, рассчитанную с учетом нарушений, установленных актом (актами).
Расчет суммы субсидии установлен п. 5.5 Порядка.
Пункты 4.3, 5.10 Приложения 1 к Порядку имеют аналогичное содержание.
Между тем, к полномочию субъекта Российской Федерации отнесено принятие нормативного правового акта о предоставлении из регионального бюджета субсидии организациям, осуществляющим перевозки пассажиров железнодорожным транспортом, который в том числе должен содержать порядок возврата субсидий в соответствующий бюджет в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении.
Порядок возврата субсидии установлен разделом VIII Порядка.
В соответствии с п. 8.4 Порядка в случае нарушения получателем субсидии условий, установленных при предоставлении субсидии данным Порядком и (или) договором на осуществление перевозок на условиях предоставления субсидии, выплаченная субсидия подлежит возврату в бюджет Пермского края в полном объеме.
Таким образом, согласно Порядку за несоблюдение перевозчиком требований к качеству перевозок, установленных Порядком, в силу п. 6.10 Порядка возможно уменьшение субсидии, в силу п. 8.4 Порядка - возврат полученной субсидии в полном объеме.
Установление порядка уменьшения субсидии и порядка возврата субсидии в случае нарушений условий предоставления субсидий может повлечь неравные условия для различных перевозчиков, а именно в одном случае уменьшение размера субсидии, в другом - возврат субсидии, что недопустимо с позиции бюджетного законодательства.
При этом федеральным законодательством не предусмотрена возможность установления каких-либо последствий невыполнения условий предоставления субсидий из бюджета субъекта, кроме возврата самой субсидии, выявленных представителями общественных организаций. Равно как и не предоставлено субъектам Российской Федерации полномочий по установлению каких-либо оснований (условий) для возврата субсидий, кроме предусмотренных положениями ст. 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации требований о возврате субсидий в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении.
Суд находит несостоятельными доводы представителя Правительства Пермского края о том, что установление разделом VI Порядка процедуры уменьшения размера субсидии перевозчику в случае осуществления перевозчиком перевозки пассажиров без соблюдение качества (чистоты подвижного состава) является составной частью возврата субсидии в бюджет Пермского края и доводы представителя Министерства транспорта и связи Пермского края о том, что оспариваемым в части Порядком установлен расчет размера, который включает в себя такой показатель, как количество актов о нарушении условия предоставления субсидии - чистоты подвижного состава, а не процедура уменьшения размера субсидии.
Из анализа положений разделов VI и VIII Порядка следует, что процедура уменьшения размера субсидии отлична от процедуры возврата субсидии. В связи с чем можно сделать вывод о том, что уменьшение субсидии не является составной частью возврата субсидии в бюджет края.
При этом анализ положений раздела VI Порядка и п. 5.5 Порядка не позволяет сделать вывод и о том, что Порядком установлена не процедура уменьшения размера субсидии, а исключительно определен расчет размера субсидии с учетом таких показателей, как ставка потерь от несоблюдения чистоты в вагон умноженная на количество актов о нарушении качества перевозок, оформленных в соответствии с пунктом 6.5 Порядка, о наличии грязи в вагоне. Как видно из Порядка и Приложения 1 к Порядку, уменьшению размера субсидии предшествует осуществление контрольных мероприятий лицами, указанными в пунктах 6.1, 6.2 Порядка и пунктах 5.1, 5.2 Приложения 1 к Порядку. В том случае, если контрольные мероприятия за качеством перевозок в расчетный период не производились, субсидия рассчитывается без применения указанных выше показателей.
Кроме того, Приложением 3 к Порядку установлен расчет объема субсидии по определенному направлению определенного Полигона, который включает в себя указание зоны, количества километров в зоне, экономически обоснованные затраты, фиксированный тариф, разнице между экономически обоснованными затратами и фиксированный тариф, количество перевезенных пассажиров с начала действия договора, объем недополученных доходов.
В связи с чем суд приходит к выводу, что расчет объема субсидии по определенному направлению, по определенному Полигону производится в соответствии с Приложением 3 к Порядку, тогда как п. 5.5, 6.10 Порядка, п. 4.3, 5.10 Приложения 1 к Порядку предусмотрена возможность уменьшения размера субсидии, выплачиваемой перевозчику за расчетный период, на сумму, рассчитанную с учетом нарушений, установленных актами в случае нарушения перевозчиком установленного показателя качества перевозок.
Между тем, целью предоставления субсидий является возмещение перевозчикам недополученных доходов субъектам естественных монополий в связи с оказанием услуг по перевозке пассажиров железнодорожным транспортом общего пользования в пригородном сообщении на территории Пермского края, возникающих вследствие регулирования тарифов при осуществлении перевозок. Таким образом, факторами определяющими предоставление субсидий является то, что, что перевозчики осуществляют перевозки граждан и понесли убытки от государственного регулирования тарифов.
Федеральным законодательством не предусмотрена возможность уменьшения размера субсидии в качестве санкции за нарушение условия предоставления субсидии.
Как уже указано выше, анализ положений ст. 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации свидетельствует о том, что федеральным законодательством предусмотрен исчерпывающий перечень вопросов, подлежащих регулированию нормативными правовыми актами субъектов, регламентирующими предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям). Право устанавливать процедуры и порядок уменьшения размера субсидии данной статьей Бюджетного кодекса Российской Федерации субъектам не предоставлено.
Проверив оспариваемые положения нормативного правового акта на соответствие требованиям Бюджетного кодекса Российской Федерации, суд приходит к выводу о том, что пункт 5.5 Порядка, пункт 4.3 Приложения 1 к Порядку в части уменьшения объема субсидий на произведение ставки потерь от несоблюдения чистоты в вагоне и количества актов о нарушении качества перевозок, оформленных в соответствии с пунктом 6.5 Порядка; пункты 6.1, 6.2, 6.3, 6.4, 6.5, 6.6, 6.7, 6.8, 6.9 Порядка, пункты 5.1, 5.2, 5.3, 5.4. 5.5, 5.6, 5.7, 5.8, 5.9 Приложения 1 к Порядку в части наделения общественных организаций функциями контроля за качеством перевозок, определения порядка уменьшения размера субсидии на сумму, рассчитанную с учетом нарушений, установленных в ходе осуществления контроля за качеством перевозок; пункт 6.10 Порядка, пункт 5.10 Приложения 1 к Порядку противоречат положениям Бюджетного кодекса Российской Федерации, в частности ст. 78 данного Кодекса.
При рассмотрении дела судом также проверены доводы прокурора о несоответствии оспариваемых положений Порядка и Приложения 1 к Порядку статьям 2, 3 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 года № 2300-1 "О защите прав потребителей".
Суд находит указанные доводы не состоятельными по следующим основаниям.
В соответствии с п. 3 ст. 2 Гражданского кодекса Российской Федерации к имущественным отношениям, основанным на административном или ином властном подчинении одной стороны другой, в том числе к налоговым и другим финансовым и административным отношениям, гражданское законодательство не применяется, если иное не предусмотрено законодательством.
Отношения, возникающие между субъектами бюджетных правоотношений в процессе формирования доходов и осуществления расходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, относятся к бюджетным правоотношениям и регулируются Бюджетным кодексом Российской Федерации (пункт 1 статьи 1 Бюджетного кодекса Российской Федерации).
Порядком регламентируются отношения между Пермским краем и субъектами естественных монополий, осуществляющими перевозки пассажиров железнодорожным транспортом общего пользования в пригородном сообщении на территории Пермского края, по предоставлению субсидии на возмещение недополученных доходов, возникающих вследствие регулирования тарифов при осуществлении таких перевозок.
Предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам регламентируется бюджетным законодательством (статья 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации).
Отношения между органами государственности власти субъекта Российской Федерации и перевозчиками, урегулированные оспариваемым в части Постановлением Правительства Пермского края от 11.01.2013 года № 14-п, являются по своему содержанию административно-правовыми, и нормами гражданского права не регулируются.
Положения Закона Российской Федерации от 07.02.1992 года № 2300-1 "О защите прав потребителей" регулируют отношения, возникающие непосредственно между потребителями и изготовителями, исполнителями, импортерами, продавцами при продаже товаров (выполнении работ, оказании услуг), устанавливают права потребителей на приобретение товаров (работ, услуг) надлежащего качества и безопасных для жизни, здоровья, имущества потребителей и окружающей среды, получение информации о товарах (работах, услугах) и об их изготовителях (исполнителях, продавцах), просвещение, государственную и общественную защиту их интересов, а также определяют механизм реализации этих прав.
В данном случае Министерством, являющимся главным распорядителем средств бюджета Пермского края, заключается договор на предоставление субсидий с перевозчиком, осуществляющим перевозки пассажиров и багажа железнодорожным транспортом в пригородном сообщении, являющимся исполнителем услуг, который в свою очередь заключает публичный договор с пассажиром - потребителем услуги.
Суд считает, что в данном случае регулирование каких-либо отношений с участием пассажиров, оспариваемым в части Порядком Правительством Пермского края не произведено. Таким образом, оспариваемый в части Порядок не относится к нормативным правовым актам, регламентирующим отношения в области защиты прав потребителей, и не противоречит статьям 2, 3 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 года № 2300-1 "О защите прав потребителей".
Суд не усматривает несоответствие оспариваемых положений Порядка статьям 17, 27 Федерального закона от 19.05.1995 года № 82-ФЗ "Об общественных объединениях", статьям 2, 3 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля".
Поскольку Порядок утвержден постановлением Правительства Пермского края, оснований полагать, что общественные объединения каким-либо образом вмешиваются в деятельность государственных органов власти Пермского края по предоставлению субсидий из бюджета, не имеется.
Федеральный закон от 26.12.2008 № 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" не подлежит применению при осуществлении государственного контроля и надзора в финансово-бюджетной сфере, поскольку п. 3 ч. 3.1 ст. 1 указанного Федерального закона прямо указывается на это.
В силу ст. 2 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" под государственным контролем понимается деятельность уполномоченных органов государственной власти (федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации), направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений.
Данная деятельность общественными объединениями не осуществляется.
Оспариваемый в части Порядок, регулируя бюджетные отношения, не регулирует отношения в сфере осуществления государственного контроля в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.
Также суд отклоняет доводы прокурора о наличии в оспариваемых нормах коррупционных факторов, предусмотренных Методикой проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2010 года № 96 и изданной в соответствии с Федеральным законом от 17 июля 2009 года № 172-ФЗ "Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов". Утверждение прокурора о наличии таких факторов ничем не подтверждено.
В соответствии с ч. 2 ст. 253 ГПК РФ, установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, суд признает нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о наличии оснований для удовлетворения заявленных прокурором требований в полном объеме.
Руководствуясь ст. 194-199, ст. 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

признать недействующими со дня вступления решения в законную силу
пункт 5.5 Порядка предоставления субъектам естественных монополий, осуществляющим перевозки пассажиров железнодорожным транспортом общего пользования в пригородном сообщении на территории Пермского края, субсидии на возмещение недополученных доходов, возникающих вследствие регулирования тарифов при осуществлении таких перевозок, утвержденного Постановлением Правительства Пермского края от 11 января 2013 года № 14-п "Об утверждении Порядка определения объема расходов бюджета Пермского края на предоставление субъектам естественных монополий субсидии на возмещение недополученных доходов, возникающих вследствие регулирования тарифов при осуществлении перевозок пассажиров железнодорожным транспортом общего пользования в пригородном сообщении на территории Пермского края, на 2013 год, объема расходов бюджета Пермского края на предоставление субъектам естественных монополий субсидии на возмещение недополученных доходов, возникающих вследствие регулирования тарифов при осуществлении перевозок пассажиров железнодорожным транспортом общего пользования в пригородном сообщении на территории Пермского края, на 2013 год, Порядка предоставления субъектам естественных монополий, осуществляющим перевозки пассажиров железнодорожным транспортом общего пользования в пригородном сообщении на территории Пермского края, субсидии на возмещение недополученных доходов, возникающих вследствие регулирования тарифов при осуществлении таких перевозок, Перечня Полигонов по маршрутам движения железнодорожного транспорта общего пользования пригородного сообщения на территории Пермского края и расписания движения поездов по Полигонам", пункт 4.3 Приложения 1 к Порядку предоставления субъектам естественных монополий, осуществляющим перевозки пассажиров железнодорожным транспортом общего пользования в пригородном сообщении на территории Пермского края, субсидии на возмещение недополученных доходов, возникающих вследствие регулирования тарифов при осуществлении таких перевозок, в части уменьшения объема субсидий на произведение ставки потерь от соблюдения чистоты в вагоне и количества актов о нарушении качества перевозок, оформленных в соответствии с пунктом 6.5 Порядка;
пункты 6.1, 6.2, 6.3, 6.4, 6.5, 6.6, 6.7, 6.8, 6.9 Порядка предоставления субъектам естественных монополий, осуществляющим перевозки пассажиров железнодорожным транспортом общего пользования в пригородном сообщении на территории Пермского края, субсидии на возмещение недополученных доходов, возникающих вследствие регулирования тарифов при осуществлении таких перевозок, пункты 5.1, 5.2, 5.3, 5.4, 5.5, 5.6, 5.7, 5.8, 5.9 Приложения 1 к Порядку предоставления субъектам естественных монополий, осуществляющим перевозки пассажиров железнодорожным транспортом общего пользования в пригородном сообщении на территории Пермского края, субсидии на возмещение недополученных доходов, возникающих вследствие регулирования тарифов при осуществлении таких перевозок, в части наделения общественных организаций функциями контроля за качеством перевозок, определения порядка уменьшения размера субсидии на сумму, рассчитанную с учетом нарушений, установленных в ходе осуществления контроля за качеством перевозок;
пункт 6.10 Порядка предоставления субъектам естественных монополий, осуществляющим перевозки пассажиров железнодорожным транспортом общего пользования в пригородном сообщении на территории Пермского края, субсидии на возмещение недополученных доходов, возникающих вследствие регулирования тарифов при осуществлении таких перевозок, пункт 5.10 Приложения 1 к Порядку предоставления субъектам естественных монополий, осуществляющим перевозки пассажиров железнодорожным транспортом общего пользования в пригородном сообщении на территории Пермского края, субсидии на возмещение недополученных доходов, возникающих вследствие регулирования тарифов при осуществлении таких перевозок.
После вступления решения суда в законную силу сообщение об этом решении должно быть опубликовано в газете "Российская газета" и (или) в издании "Бюллетень законов Пермского края, правовых актов губернатора Пермского края, Правительства Пермского края, исполнительных органов государственной власти Пермского края".
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке и на него может быть подано представление прокурором в Верховный Суд Российской Федерации через Пермский краевой суд в течение месяца со дня составления мотивированного решения - с 30 декабря 2013 года.

Судья
Л.Е.ХРУСТАЛЕВА


------------------------------------------------------------------